Открытый урок: Понимать себя и других
Предмет: Самопознание
Тема: Понимать себя и других
Ценность: внутренний покой
Качества: вежливость.
Цель урока: раскрытие значения для человека состояния внутреннего покоя, умиротворенности.
Задачи:
Расширять представление о важности взаимопонимания;
Развивать ценностное отношение к себе, к людям
Воспитывать чуткое и внимательное отношение к людям
Ход урока
Позитивный настрой ( прогулка в лесу)
Учитель: Здравствуйте , ребята. Пожалуйста сядьте, держа спинку прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вдохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес . Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу, вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца ,мягко греющие лицо. Вы идете в сторону леса. Будьте осторожны, не наступайте на насекомых. Остановитесь
На минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы, подойдите к какому нибудь цветку , наклонитесь и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Углубляясь в лес , смотрите , как деревья становятся все выше и выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы себя чувствуем счастливыми и спокойными. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут.
Сядьте на травку, закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, который нас окружает. Нам легко и спокойно, мы ощущаем счастье. Как удивительна природа! Мы осознаем, как мы должны любить и уважать ее, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг еще раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая на насекомых. Вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг еще раз, глубоко вдохните свежий воздух, отройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь . -Что вы ощущали, когда мысленно гуляли в лесу?
-А почему вам было спокойно?
Поверка домашнего задания.
Обсуждение рассказа «Семь дочерей». В Сухомлинского
Вопросы для обсуждения:
-Скажите , как относятся дочери к маме?
- Что чувствовала мама , когда дочки говорили ей добрые слова?
-Какую характеристику вы можете дать шести дочерям?
-Какая черта характера отличает седьмую дочь от ее сестер?
-Кому из дочерей стало спокойней на душе после встречи с мамой? Почему?
-А как вы поступаете в подобных ситуациях?
-Что вы при этом испытываете?
Позитивное высказывание
Пусть будет мир на Земле, и пусть он начнется с меня. ( народная мудрость)
Вопросы для обсуждения:
- Как вы понимаете это высказывание?
-Как мир на Земле зависит от нашего внутреннего состояния? Почему так происходит?
Рассказывание истории ( беседа) Подарок учителя.
О розе сердца притча
Однажды мальчику приснился сон –будто его сердце превратилось в прекрасную розу, у которой много лепестков. В каждый лепесток было вложено по одному чувству. И когда лепестки соединялись все вместе, они составляли чудесную гамму чувств, которые цветок делали еще прекрасней и совершенней.
И вдруг заметил мальчик, задумался над тем , как вернуть былую красоту розе. Раздумывая о цветке своего сердца, мальчуган вдруг улыбнулись малышу, который готов был вот-вот заплакать, погладил котенка и подал руку старенькой бабушке, которой трудно было подняться с лавочки… То, что он увидел, было настоящим чудом: на месте опавших лепестков появились новые , еще краше прежних!
Великая тайна открылась перед мальчиком!
-Надо начать жизнь по новому, -сказал себе мальчик- и тогда с каждым добрым словом будет оживать лепесток, с каждым хорошим поступком вырастет новый.
Проснувшись, он твердо решил ,что будет творить только добрые дела, потому что у него появились огромное желание вырастить в своей груди цветок сердца.
Вопросы для обсуждения
-Почему мальчик увидел свое сердце в виде цветка?
-Что было вложено в каждый лепесток розы?
-Как вы думаете, какие чувства вложены в лепестки?
- Почему, когда человек совершает неблаговидные поступки, лепестки падают?
-какая тайна открылась перед мальчиком?
- Что означает фраза «начать жизнь по новому»?
-Кому живется спокойнее –тому, кто совершает добрые, или тому кто совершает злые поступки.
- Как вы думаете, каким человеком вырастет мальчик?
-А вы, когда совершаете хорошие поступки, что ощущаете?
Творческая деятельность, групповая работа
Ученикам предлагается разделиться на 3 группы. Каждая группа должна разыграть ситуацию и предложить свой выход, решение ситуации.
Одноклассник не может решить задачу во время контрольной и обращается к вам за помощью, потому что знает, что вы хорошо усвоили эту тему. Как вы поступите?
Друзья позвали вас в кино, но именно в это время бабушка просит помочь ей приготовить ужин. Как вы поступите?
Вы торопитесь в школу, а навстречу вам идет соседка, которая несет из магазина тяжелые сумки. Как вы поступите?
Вопрос для обсуждения:
Что вы испытывали после того, как приняли решение поступить таким образом?
Вопросы для обсуждения:
Что вы испытали после того, как приняли решение поступить таким образом?
Вывод: человеку тогда спокойно на душе, когда он совершает добрые поступки.
Групповое пение
Сл. М.ПляцковскогоМуз: В. Шаинского
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется
Поделись улыбкою своей ,И она к тебе не раз еще вернется.
Припев:
И тогда наверняка, вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке,
С голубого ручейка начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки.
С голубого ручейка начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки.
Домашнее задание
В качестве домашнего задания учащимся предлагается выполнить задание №2 в рабочей тетради по самопознанию для 3 класса на стр.32 и прочитать рассказ Л.Прунцовой на стр 44-55 учебника.
Заключительная минута тишины
Учитель: А теперь сядьте удобно, закройте глаза, вспомните все хорошее, что было на этом уроке, все добрые дела, о которых мы говорили, поместите это добро в свое сердце и живите с ним! Откройте глаза. Спасибо вам за работу, урок окончен.