Урок самопознания на тему Понимать себя и других

3 класс Тема:  Понимать себя и других
Ценность: Праведное поведение
Качества: уважительное отношение между близкими, взаимопонимание, дружба.
Цель: расширение представления о важности понимания себя и других через практику общечеловеческой ценности «Праведное поведение» Задачи:
углубить понимания важности дружбы между людьми
развивать взаимопонимание
воспитывать уважительное отношение мальчиков к девочкам, девочек к мальчикам
Ресурсы: (материалы, источники)
1.Ноутбук, проектор, экран
2.Анкета
3. Ручки, учебник, тетрадь по самопознанию, дневник
4. аудиозапись песни «Совершите чудо»

Ход урока:
I. Концентрация
- позитивный настрой.
- Мы!  Звонче слова в мире нет!
-    Мы! Это песня и рассвет!
-    Мы! Это значит ты и я!
-    Мы!   Значит, встретились друзья!


2. Проверка опережающего домашнего задания.
Задание.
Прочитать рассказ В. Сухомлинского «Семь дочерей» учебник стр.43
Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.
- Я скучала по тебе, как бабочка по солнечному лугу, - сказала первая дочь.
- Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, - проговорила вторая.
- Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала третья.
- Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, - щебетала четвертая.
- Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - молвила пятая.
- Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, - сказала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла помогла матери раздеться и принесла ей испить воды.
Обсуждение:
1. Как дочери относятся к своей матери?
2. К кому из дочерей можно отнести строки: «Больше слов  меньше дела»
3. Можно ли говорить о взаимопонимании в этой семье?
4. Как вы относитесь к своей маме?
Вывод: Заботливое отношение к близкому человеку – это не только приятные слова, но и хорошие дела.

Васи
·лий Алекса
·ндрович Сухомли
·нский 28 сентября 1918года рождения выдающийся советский педагог-новатор, писатель.
рассказ
В. Сухомлинского
«Семь дочерей» учебник стр.43

III. Позитивное высказывание (цитата).
«Понимание – основа любви» 
Народная мудрость
- Как вы понимаете смысл высказывания?  
Народная мудрость
«Понимание – основа любви»

IV. Подарок учителя. 
Я предлагаю вам просмотр видеоролика басни Крылова «Лебедь, рак и щука»
Обсуждение:
1. Как вели себя: Лебедь, рак и щука
Ребята, можно ли героев басни назвать товарищами?  Почему? 
Чему нужно научиться лебедю, раку, щуке? 
А в семье так бывает?
Просмотр видеоролика по басне Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, рак и щука»

V. Творческая деятельность, групповая работа.
Задание № 1
Анкета «Мой класс»
Конечно, в каждом коллективе возникают проблемные ситуации. Нужно их обязательно решать, прилагая усилия, приходить к взаимопониманию. Перед вами анкета. Чтобы узнать, есть ли какие-нибудь проблемы в нашем классе, нужно её заполнить (Карточка № 1  индивидуальная работа).
 Существует ли взаимопонимание в твоём классе? (да, нет)
Что тебя радует?
Что беспокоит?
Что удаётся делать всем вместе?
Существует ли доверие в отношении друг к другу?
Кто помогает наладить отношения друг с другом? (учитель, сами ребята)
Что бы хотелось изменить в отношениях одноклассников?
К следующему уроку я проанализирую ваши анкеты, и мы узнаем, существует ли понимание в нашем классе и над чем нам предстоит поработать.
  Задание № 2
Создание сердечек.
- Нарисуйте сердечки и вырежьте. - Есть ли одинаковые у кого-нибудь?  - Так и все мы, мы разные: у каждого свой характер, свои желания, своё отношение к ситуации. И, наверное поэтому, нам иногда так трудно понять друг друга, но к этому нужно стремиться и помнить, что мы все разные и нужно уважать мнения друзей, их чувства и переживания.  - Давайте покажем при помощи этих сердечек, что хотя мы все и разные, но мы можем дружить. Сделаем дружный хоровод.  (ребята выкладывают из сердечек круг на доске )  - Посмотрите, так как все сердечки разные, получился яркий дружный хоровод. Это красиво. Так и мы, когда все дружим, уважаем, любим и понимаем друг друга – это красиво! Пусть в ваших сердцах загораются искорки взаимопонимания так же ярко и красиво, как наш сегодняшний хоровод и никогда не гаснут.
Вывод: Понимание  это основа любви, а любовь  это дружба, счастье.
Заполнение анкет













Цветная бумага, ножницы, скотч

VI. Групповое пение. Музыка Е. Птичкина 
Слова М. Пляцковского «Совершите чудо»
(Учебник стр. 46)
1. Землю обмотали тоненькие нити: Нити параллелей из зелёных рек. Совершите чудо – руку протяните, Надо чтобы в дружбу верил каждый человек. Совершите чудо – руку протяните, Надо чтобы в дружбу верил каждый человек.
2. Обогрейте словом, обласкайте взглядом, От веселой шутки тает даже снег. Это так чудесно, если с вами рядом Улыбнется незнакомый хмурый человек. Это так чудесно, если с вами рядом Улыбнется незнакомый хмурый человек.
3. Мы не зря мечтали о волшебном чуде, Пусть планету кружит всемогущий век. Совершите чудо – пусть выходит в люди, Пусть выходит, пусть выходит в люди человек. Совершите чудо – пусть выходит в люди, Пусть выходит, пусть выходит в люди человек.
Аудиозапись песни

VII. Домашнее задание. 
Придумать Закон, как «Понимать СЕБЯ и ДРУГИХ», проанализировать вместе с родителями. Сделать сердечки членов своей семьи.
Запись в дневнике

VIII. Заключительная минута тишины.
- А теперь сядьте удобно, закройте глаза. Вспомните, что было интересным, важным. Спасибо вам за работу. Урок окончен.













Рисунок 115