Разработака урока по самопознанию о взаимопонимании Понимать себя и других
Тема урока: Понимать себя и других
Цель: расширять представления о ценности взаимопонимания
Задачи:
Раскрывать значение понятий «взаимное согласие», «взаимопонимание»;
Развивать стремление уважать мнения других людей;
Воспитывать чуткое и внимательное отношение к людям
Оборудование: аудиобасня А. И. Крылова «Лебедь, рак и щука» со слайдами для показа на интерактивной доске; плакаты с названием темы урока и цитата урока; карточки со словами: мир, дружба, сострадание, понимание, любовь, уважение; мультфильм «Голубой щенок»;сигнальные карточки на каждого ученика в виде кругов чёрного и красного цвета; плакат: «Страна взаимопонимания»; конверты с бумажными человечками разных цветов, разных размеров; фонограмма песни «Совершите чудо»
Ход урока
Круг радости
Дети становятся парами в круг, повторяют слова и выполняют движения:
Я так люблю себя, (положить руку на сердце)
Что я могу любить тебя. (положить руку на сердце друга)
И ты начнёшь любить себя (положить руку на плечо друга)
И сможешь полюбить меня. (положить руку на своё сердце)
Определение темы урока
Прослушивание аудиобасни А. И. Крылова «Лебедь, рак и щука» с просмотром иллюстраций на интерактивной доске
Беседа:
- Ребята, можно ли героев басни назвать товарищами?
- Почему?
- Чему им нужно научиться?
- Совершенно верно, им нужно учиться договариваться, учиться понимать друг друга.
- Как вы думаете, а у людей так бывает?
- Чему мы сегодня будем учиться на уроке?
(ответы детей)
- Тема нашего сегодняшнего урока «Понимать себя и других»»
Беседа:
-Отчего происходит непонимание между людьми?
Какое чувство лежит в основе взаимопонимания?
(ответы учащихся)
- Непонимание возникает из-за отсутствия желания понять другого человека. Понимание – результат совместных усилий общающихся людей, терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независим от каких-либо отличий.
Мир, дружба, сострадание, понимание, любовь, уважение – всё это лежит в основе взаимопонимания
Цитата урока
Учитель обращает внимание детей на цитату урока, написанную на доске:
«Понимание – основа любви»
Народная мудрость
- Как вы понимаете смысл пословицы?
(ответы учащихся)
Просмотр фрагмента мультфильма «Голубой щенок»
Беседа
- Почему не хотели дружить с щенком?
- Чем он не похож на всех?
- Правильно ли они поступали?
(ответы детей)
Игра.
- А теперь проведем такую игру. Перед вами на столе кружки разных цветов. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.
Младший брат сломал твою игрушку.
1. Ты его прощаешь.2. Ты ударяешь его.
Ты поссорился со своей сестрой.
1. Ты попытаешься объясниться с ней.2. Ты обижаешься и мстишь.
С тобой поступают жестоко.
1. Ты отвечаешь тем же.2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.
Ты недоволен собой.
1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.2. Ты все сваливаешь на других.
Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.
Ты устраиваешь истерику.2. Ты идешь с ними гулять.
Творческая работа. Заселение страны взаимопонимания
На доску вывешивается плакат: «Страна взаимопонимания»
- Как вы думаете, какими качествами должны обладать граждане этой страны?
(ответы детей)
Учитель раздаёт конверты, в которых находятся бумажные человечки разных цветов, разных размеров
- Посмотрите на человечков, которые у вас в руках.
- Есть ли одинаковые у кого-нибудь?
- Так и все мы, мы разные: у каждого свой характер, свои желания, своё отношение к ситуации. И, наверное, поэтому, нам иногда так трудно понять друг друга, но к этому нужно стремиться и помнить, что нужно уважать мнения друзей, их чувства и переживания. Напишите на своём человечке качество, которым он должен обладать, чтобы жить в стране взаимопонимания.
- Давайте покажем при помощи этих человечков, что хотя мы все и разные, но мы можем дружить. Сделаем дружный хоровод.
(дети прикрепляют своего человечка на полянку, делая хоровод.
- Посмотрите, так как все человечки разные, получился яркий дружный хоровод. Это красиво. Так и мы, когда все дружим, уважаем и любим друг друга – это красиво!
Подведение итогов.
- В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними. Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. И нам нужно учиться уважать других, невзирая на различия, быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.
Круг «От сердца к сердцу»
Дети становятся в круг и исполняют песню:
Музыка Е. ПтичкинаСлова М. Пляцковского
Совершите чудоЗемлю обмотали тоненькие нити,Нити параллелей и зеленых рек...Совершите чудо: руку протяните -Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек!Обогрейте словом, обласкайте взглядом -От хорошей шутки тает даже снег.Это так чудесно, если с вами рядомСтанет добрым и веселым хмурый человек!Мы не зря мечтали о волшебном чуде,Пусть планету кружит всемогущий век.Совершите чудо: пусть выходит в люди,Пусть выходит, пусть выходит в люди человек!
Учитель начальных классов,
средней общеобразовательной школы №20 РО
Якушенко Валентина Викторовна
г Семей