Реферат на тему «Образовательные стандарты: история возникновения и развития в нашей стране».
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»
Институт психологии и педагогики
Реферат по дисциплине
«Современные проблемы науки и образования»
на тему: «Образовательные стандарты: история возникновения и развития в нашей стране»
Выполнил:
студент группы 29ПОм161-з
направления подготовки
«Педагогическое образование»
магистерская программа
«Методика и методология социального воспитания»
Мурысова М.А.
Проверил:
канд.пед.наук, доцент кафедры
общей и социальной педагогики
Быков С.А.
Тюмень, 2017
Содержание
Введение
1. Государственный образовательный стандарт
1.1 Государственный стандарт общего образования
1.2 Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
1.3 Структура федерального компонента государственного стандарта общего образования
1.4 Порядок реализации федерального компонента
2. Проверка и оценка результатов обучения
2.1 Методы контроля
2.2 Тестирование
2.3 Рейтинговая система контроля
3. Характеристика результатов обучения
3.1 Характеристика цифровой оценки (отметки)
3.2 Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
3.3 Принципы проверки и оценки результатов обучения при использовании образовательных стандартов
Заключение
Список использованной литературы
Введение
На протяжении длительного периода отличительной особенностью российской школы было практически полное единообразие содержания образования: единые для всех школ страны учебные программы, единые учебники и методические пособия. Программы школьных предметов определяли объем учебного материала и нормативы учебного времени на его изучение.
В 70-80-х годах прошлого века в программах появились разделы: «Основные требования к знаниям и умениям учащихся» и «Рекомендации к проверке и оцениванию знаний и умений учащихся». Однако они не фиксировали необходимый уровень освоения учебного материала, а нормы оценивания знаний строились по методу вычитания. Отметки учащихся считались вполне достаточной характеристикой результатов обучения.
Результатом образовательного процесса до 1992 года являлись Знания, умения, навыки.
1992 г. Закона Российской Федерации «Об образовании» - система образования становится вариативной, для обеспечения единого образовательного пространства страны потребовалось введение образовательных нормативов, и как следствие в 1998 был введен ГОС, регламентирующий обязательный минимум содержания образования.
Несмотря на то, что образовательные стандарты расширили академическую свободу образовательных учреждений, они не изменили подход к проектированию содержания образования, их доработка привела к созданию ФГОСов первого поколения 2004г.Новые представления об образовательных стандартах появились лишь тогда, когда возникла идеология вариативного развивающего образован
В различные временные отрезки истории страны, понятие образовательного стандарта варьировалось в зависимости от требований, предъявляемых к образованию. Впервые термин «стандарт образования» был введен в 1998г.
ГОСы и ФГОСы первого поколения предполагали овладение системой знаний, узко-предметных умений и навыков
Результатами обучения по ФГОСам второго поколения является Личностные Метапредметные Предметные результаты развития учащихся.
Контроль исполнения стандартов проводился в следующих формах:
До 1992
Инспекция
(контроль за деятельностью ОУ и педагогов)
ГОСы И ФГОСы 1 поколения
Основной –итоговая аттестация
выпускников
(контроль за учебными достижениями по практически неограниченному кругу учебного материала)
Отчасти дополняется инспекцией, иными аттестационными процедурами
Стандарты второго поколения функцию контроля выполняет
Система мониторинговых исследований (оценка системы образования по всему спектру проблем)
Итоговая аттестация выпускников (по ограниченному кругу учебных достижений)
Подводя итог. хотелось бы еще раз подчеркнуть, что ФГОС второго поколения общего образования по отношению к предшествующим стандартам является документом совершенно иного порядка. ФГОС не регламентирует непосредственно содержание образования, а включает требования к структуре основных образовательных программ, условиям и результатам их реализации.
Российская система стандартизации не успевает за потребностями рынка труда. Стандарты первого поколения, стандарты содержания образования не способны обеспечить подготовку выпускника, удовлетворяющего требования современного общества. Что послужило причиной введения Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения в 2007, который включает требования к структуре, условиям и результатам реализации основных образовательных программ.
Закон российской Федерации статья 7 . В российской федерации устанавливаются единые федеральные государственные стандарты. представляющие собой совокупность требований обязательных. Обязательных при реализации образовательных программ.
В настоящее время признана необходимость стандарта образования. Учет современного состояния системы образования и потребностей ее развития в будущем позволил создать стандарт первого поколения, который считается переходным. Законом «Об образовании» в РФ устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты, которые являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. В состав федеральных компонентов государственных образовательных стандартов входят:
а) обязательный минимум основных образовательных программ;
б) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
в) требования к уровню подготовки выпускников.
Этот же Закон предоставил школам право самостоятельно разрабатывать и реализовывать свою образовательную программу – документ, определяющий особенности содержания образования и организации учебно-воспитательного процесса. Наличие в стандарте национально-регионального и школьного компонентов позволило создавать учебные планы и программы, отражающие специфику данного региона и конкретной школы.
Введение в практику обучения образовательных стандартов во многом меняет и методику, средства проверки и оценки результатов обучения.
Введение государственного образовательного стандарта соответствует также ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В контексте прав человека образовательный стандарт является документом, который создает важные условия осуществления права на образование и который по своему содержанию должен соответствовать как правам ребенка, так и правам лиц, занимающихся образовательной деятельностью. Государственные образовательные стандарты вводятся в систему нормативно-правового обеспечения развития образования на основе закона Российской Федерации «Об образовании».
Образовательные стандарты выступают как важнейший нормативный правовой акт Российской Федерации, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, реализующем основные образовательные программы. В основе стандарта лежит общественный договор - новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей).
Таким образом, стандарт приобретает характер конвенциональной нормы. С принятием стандарта не только государство может требовать от ученика соответствующего образовательного результата. Важно и то, что ученик и его родители вправе требовать от школы и государства выполнения взятых ими на себя обязательств. В этом контексте стандарт - средство обеспечения планируемого уровня качества образования. Будучи стабильным в течение определенного диапазона времени, он в то же время динамичен и открыт для изменений, отражающих меняющиеся общественные потребности и возможности системы образования по их удовлетворению. Стандарты способны одновременно обеспечить преемственность и обновление системы образования лишь в случае, если они основаны на получивших широкое признание в России и в мире психологических и педагогических подходах и идеях.
Именно фундаментальность подходов обеспечивает многообразие и гибкость конкретных решений. Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов. Особенностью сегодняшнего этапа развития России является то, что происходящие в стране социально-экономические преобразования совпали по времени с общемировыми тенденциями перехода от индустриального к информационному обществу. Основные причины, выдвигающие задачу развития образования в центр государственной образовательной политики, - это поворот к личности обучаемых (развитие личности - смысл и цель современного образования) и развитие процессов глобализации. Для России как части мирового сообщества это еще и новые требования формирующегося информационного общества к системе образования.
Решение этой задачи требует обеспечения инновационного сценария развития страны на долгосрочную перспективу. Эти во многом принципиально новые требования обусловлены изменениями сложившихся ранее представлений о сущности готовности человека к выполнению профессиональных функций и социальных ролей, инновационному поведению и т. д.
В настоящее время деятельность человека все больше становится принципиально инновационной. Существенно сокращается значимость и сужается круг репродуктивной деятельности, связанной, как правило, с использованием традиционных технологий, растет инновационная активность человека во всех областях его деятельности. Эти процессы и тенденции могут получить дальнейшее эффективное развитие только в условиях становления инновационной системы образования - системы, ориентированной на новые образовательные результаты.
Создание стандартов первого поколения было вызвано потребностями решения актуальных в то время задач: обеспечения нормативно-правового регулирования содержания и результатов школьного образования в условиях возникшей в начале 90-х годов Лыфенко А. В. Решение проблемы ментальной несовместимости в процессе изучения историко-методических вопросов. // Начальное образование на пороге ХХI века. (Проблемы и перспективы). Материалы Всероссийской научной конференции. Тула, 2000, стр. 24./ В ситуации многообразия образовательных систем, реальная угроза развала единого образовательного пространства страны определила основное назначение стандартов того времени - сохранение единого базового ядра образования в российских школах за счет введения инвариантного минимально допустимого (достаточного) уровня содержания и требований к подготовке выпускников.
Эту задачу стандарты первого поколения выполнили. Но вместе с тем они (во многом невольно и вопреки самой идеологии их создания) стали фактором не столько стабилизации, сколько консервации школьного образования, направленного на реализацию прежних целей и задач школы, в условиях отсутствия внятной идеологии ее развития. Это и создало те противоречия, которые стали причиной их неприятия со стороны части общественности, ряда учителей, рассматривавших все версии стандартов первого поколения как тормоз в развитии инновационных процессов в школьном образовании.
Все вышесказанное обосновывает актуальность выбранной темы.
Целью данной работы является изучение Государственного общеобразовательного стандарта, а также характеристика результатов обучения.
Работа состоит из ведения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы составляет 16 страниц.
1. Государственный образовательный стандарт
Основные задачи модернизации российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно-экономические изменения, но в первую очередь – значительное обновление содержания образования, прежде всего общего образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны. Главным условием решения этой задачи является введение Государственного стандарта общего образования.
Вместе с тем по своей социально-педагогической сути данный стандарт это, во-первых, обеспечение гарантий реализации конституционных прав ребенка на бесплатное полноценное общее среднее образование и, во-вторых, выражение возрастающей ответственности государства за повышение качества образования нации.
Государственные образовательные стандарты.
Образовательный стандарт - это комплекс нормативов, предъявляемых к педагогической деятельности определенного уровня либо к направлению подготовки, специальности и профессии. Он утверждается уполномоченным исполнительным органом. Стандарты, принятые до 2009 г., мы знали как ГОСы. До 2000 г. применялись нормативы и минимумы уровня подготовки выпускников по каждой ступени и специальности. Рассмотрим далее, что сегодня собой представляет Федеральный образовательный стандарт. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/238034/obrazovatelnyiy-standart---eto-federalnyie-gosudarstvennyie-obrazovatelnyie-standartyi-fgosИстория разработки В 1992 г. впервые появилось такое понятие, как образовательный стандарт. Это определение было зафиксировано в отраслевом ФЗ. Ст. 7 была целиком посвящена ГОСам. В первоначальной редакции закона стандарты принимались Верховным советом страны. Однако в 1993 г. была принята Конституция, в связи с чем действие данного положения было прекращено. Функции по принятию ГОСов были возложены на исполнительные органы в порядке, предусмотренном правительством. При этом стоит сказать, что Верховный совет за все время наличия у него права на утверждение стандарта им так и не воспользовался.
Структура - Образовательный процесс с введением новых нормативов и минимумов первоначально было предложено строить на 5 компонентах. Это: Цели педагогической деятельности на каждой ступени. Нормативы базового содержания основных программ. Максимально допустимый объем учебной аудиторной нагрузки. Нормативы подготовки учащихся на разных школьных ступенях. Требования к условиям обучения. Однако сторонники предметно-методического подхода настояли на изменении этой структуры. В результате федеральный компонент стандарта был сокращен до трехсоставной формы: Минимум содержания ООП. Максимальный объем учебной нагрузки. Нормативы по уровню подготовки выпускников. - При этом к числу последних относили и детей, оканчивающих начальную школу. Таким образом, из упомянутой ст. 7 исчезло несколько элементов, а ряд других был заменен: Ликвидирован целевой блок. Требования к основному содержанию ООП были заменены "обязательными минимумами", то есть фактически все тем же стандартным перечнем тем. В результате образовательный стандарт - это был, по сути, обычный набор предметных планов. Исчезло понятие о предельно допустимой нагрузке, что неравнозначно понятию максимальной нагрузки. Были убраны требования к условиям обучения. - Читайте подробнее на FB.ru
Критика и изменения Бывший министр образования Э. Д. Днепров высказался о том, что "трехмерный" государственный стандарт - это недостаточная, неадекватная схема. Она не удовлетворяла потребностей педагогической практики. Кроме этого, такая система не соответствовала запросам развития непосредственно самого законодательства. В связи с этим уже в 1996 г. после принятия ФЗ "О высшем и послевузовском профобразовании" произошел частичный возврат к первоначальному замыслу. В п. 2 ст. 5 указанного закона появились нормативы по минимуму содержания ООП, а также по условиям их реализации. Нормативный акт, таким образом, обращал внимание на порядок, при котором протекает образовательный процесс. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/238034/obrazovatelnyiy-standart---eto-federalnyie-gosudarstvennyie-obrazovatelnyie-standartyi-fgosЭтапы В период с 1993 по 1999 гг. разрабатывались и применялись временные стандарты и федеральные компоненты ГОСов. В 2000 г. были утверждены нормативы первого - для ООП, первого и второго поколения - для ВОП. В целом разработка прошла 4 этапа: с 1993 по 1996 гг., с 1997 по 1998 гг., с 2002 по 2003 гг. и с 2010 по 2011 гг. На каждой из стадий мотивы утверждения и цели самих нормативов, а также направленность работы педагогов при их внедрении изменялись. Корректировки на первых двух этапах были незначительными и находились в пределах общеобразовательной политики. На третьей и четвертой стадиях изменения были кардинальными. Они внедрялись в русле деятельностно-развивающей и личностно-ориентированной педагогики. Новый образовательный стандарт стал разрабатываться в 2009 г. Формирование системы нормативов Требования ФГОС могут разрабатываться по: Уровням. Ступеням. Направлениям. Специальностям. - Читайте Замена (пересмотр) нормативов должна осуществляться не реже 1 раза в течение 10 лет. Государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням. Нормативы профобучения устанавливаются также по специальностям, направлениям, профессиям в соответствии со ступенью, на которой находится студент. Требования ФГОС определяются в соответствии с текущими и перспективными потребностями личности, развитием государства и общества, обороны и безопасности страны, техники и технологии, науки и культуры, социальной и экономической сферы. Разработка нормативов осуществляется в порядке, установленном в законодательстве, регламентирующем размещение заказов на выполнение работ, поставки товаров, оказание услуг для муниципальных и госнужд. Образовательные стандарты высшего образования определяются учебно-методическими подразделениями вузов по соответствующим специальностям (направлениям подготовки). Согласование и экспертиза Основной образовательный стандарт утверждается после направления проекта в Минобрнауки. Министерство размещает на собственном официальном сайте полученные материалы для обсуждения. В нем участвуют представители заинтересованных исполнительных структур, общественных и государственных объединений, работающие в сфере образования, передовых научных и педагогических учреждений, сообществ, ассоциаций и прочих организаций. После обсуждения проект отправляется на независимую экспертизу. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/238034/obrazovatelnyiy-standart---eto-federalnyie-gosudarstvennyie-obrazovatelnyie-standartyi-fgosподробнее на FB.ru:
Заинтересованные субъекты Независимую экспертизу проводят в течение 14 дней с даты получения материалов из Минобрнауки. В качестве заинтересованных субъектов, выполняющих проверку, выступают: Институты участия граждан в управлении образованием, исполнительные структуры власти регионов - по проектам нормативов ООП. Минобороны и прочие органы, в которых по закону предусматривается военная служба, - по стандартам полного (среднего) общего образования, среднего профобразования в части, касающейся подготовки учащихся к пребыванию в рядах ВС. Объединения работодателей, юрлица, осуществляющие деятельность в соответствующих экономических отраслях - по проектам нормативов среднего и начального профессионального обучения и в/о. Принятие По итогам независимой проверки в Минобрнауки направляется заключение. Оно подписывается руководителем органа или организации, проводившей проверку, либо иным уполномоченным лицом. Экспертные заключения, замечания, проекты ФГОС обсуждаются в совете министерства. Он принимает решение о рекомендации проекта к утверждению, доработке или отклонению. Постановление направляется в Минобрнауки. Министерство принимает собственное окончательное решение по ФГОС. Внесение поправок, дополнений, изменений в утвержденные нормативы осуществляется в том же порядке, что и их принятие. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/238034/obrazovatelnyiy-standart---eto-federalnyie-gosudarstvennyie-obrazovatelnyie-standartyi-fgosГосударственный стандарт общего образования – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению)1.
Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение:
равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования;
единства образовательного пространства в Российской Федерации;
защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;
преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования;
социальной защищенности обучающихся;
социальной и профессиональной защищенности педагогических работников;
прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений;
основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.
Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.
Государственный стандарт общего образования является основой:
разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам;
объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений;
объективной оценки деятельности образовательных учреждений;
определения объема бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории Российской Федерации;
установления эквивалентности (нострификации) документов об общем образовании на территории Российской Федерации;
установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений.
Государственный стандарт общего образования включает три компонента:
федеральный компонент – устанавливается Российской Федерацией;
региональный (национально-региональный) компонент – устанавливается субъектом Российской Федерации;
компонент образовательного учреждения – самостоятельно устанавливается образовательным учреждением.
Нормативы времени, отводимые базисным планом на изучение предметов федерального компонента в старшей школе, установлены в размере не более 2100 часов на два учебных года.
Объем регионального компонента составляет 140 часов на два года, а школьного компонента – не менее 280 часов.
Федеральный базисный учебный план служит основой для разработки. конкретных учебных планов и программ
В соответствии с Конституцией РФ основное общее образование является обязательным, и оно должно иметь относительную завершенность. Поэтому федеральный компонент стандарта общего образования выстроен по концентрическому принципу: первый концентр – начальное общее и основное общее образование, второй – среднее (полное) общее образование.
1.2 Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. В том числе:
переход к 4-летнему начальному образованию;
введение профильного обучения на старшей ступени школы;
нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;
соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям на каждой ступени образования;
личностная ориентация содержания образования;
деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества и правового демократического государства, становлению личности ученика;
формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании для субъектов образовательного процесса (учащихся и их родителей, педагогов и образовательных учреждений);
усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, – экономики, истории, права, литературы, русского, родного и иностранного языков, улучшение профессиональной ориентации и трудового обучения;
обеспечение всеобщей компьютерной грамотности;
повышение удельного веса и качества занятий физической культурой и т.д.
В соответствии с указанными целями и направлениями модернизации образования внесены основные изменения в содержание отдельных учебных предметов (по сравнению с Обязательным минимумом содержания общего образования, утвержденного приказом Минобразования России в 1998/99 гг.).
Впервые на всех ступенях обучения выделены общеучебные умения, навыки и способы деятельности, что содействует как целостному представлению содержания школьного образования, так и деятельностному его освоению.
1.3 Структура федерального компонента государственного стандарта общего образования
Федеральный компонент – основная часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
Федеральный компонент устанавливает:
обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования;
требования к уровню подготовки выпускников;
максимальный объем учебной нагрузки обучающихся2, а также нормативы учебного времени.
Федеральный компонент структурирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование); внутри ступеней – по учебным предметам.
Образовательные стандарты по учебному предмету включают:
цели изучения учебного предмета;
обязательный минимум содержания основных образовательных программ по данному учебному предмету;
требования к уровню подготовки выпускников по данному учебному предмету.
В связи с введением профильного обучения на старшей ступени школы федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) образования представлен на базовом и профильном уровнях.
В федеральном компоненте цели общего образования конкретизируются на каждой его ступени (цели начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования) и по отдельным учебным предметам.
Структура целей изучения отдельных учебных предметов построена с учетом необходимости всестороннего развития личности обучающегося и включает освоение знаний, овладение умениями, воспитание, развитие и практическое применение приобретенных знаний и умений (ключевые компетенции). Все представленные цели равноценны.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ – обобщенное содержание образования, которое каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования.
Обязательный минимум представлен в форме набора предметных тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Обязательный минимум не устанавливает порядок (последовательность) изучения предметных тем (дидактических единиц) в рамках ступеней общего образования и не определяет нормативы учебного времени, отводимые на изучение данной дидактической единицы в рамках учебной программы.
В конкретных программах возможно расширение и углубление изучаемого материала в пределах допустимой учебной нагрузки обучающихся, а также педагогически целесообразное изменение последовательности изучения этого материала.
Стремление к более полному и четкому определению и описанию требований к результатам обучения - одна из тенденций совершенствования программ для средней школы. При этом в программе вычленяются не только элементы содержания, подлежащие усвоению, но и указываются уровни их усвоения.
Обязательный минимум представлен в двух форматах. Прямым шрифтом выделено содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников.
Требования к уровню подготовки выпускников – это установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования.
Требования разработаны в соответствии с обязательным минимумом, преемственны по ступеням общего образования и учебным предметам.
Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения данного учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни).
Требования служат основой разработки контрольно-измерительных материалов для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования.
1.4 Порядок реализации федерального компонента
Федеральный орган управления образованием, органы управления образованием субъектов Российской Федерации, муниципальные органы управления образованием, администрация аккредитованных образовательных учреждений создают необходимые условия для реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования, обеспечивают контроль за выполнением обязательного минимума содержания образования, соблюдением максимального объема учебной нагрузки обучающихся, выполнением требований к уровню подготовки выпускников.
Федеральный орган управления образованием разрабатывает и утверждает на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования сопутствующие нормативные акты и документы, обеспечивающие его реализацию:
федеральный базисный учебный план, устанавливающий нормативы учебного времени на освоение учебных предметов федерального компонента по ступеням образования и учебным годам, а также объемы регионального (национально-регионального) компонента государственного стандарта общего образования и компонента образовательного учреждения;
примерные программы по учебным предметам федерального компонента;
контрольно-измерительные материалы для государственной (итоговой) аттестации выпускников на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования по учебным предметам федерального компонента государственного стандарта общего образования;
критерии присвоения учебным изданиям грифов, допускающих и/или рекомендующих их использование в образовательных учреждениях Российской Федерации.
Содержание образовательной программы образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, в обязательном порядке должно включать федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
При разработке учебных программ, учебников, других учебно-методических материалов на основе федерального компонента допускается:
расширение перечня дидактических единиц в пределах, регламентированных максимальной аудиторной нагрузкой обучающихся, и при условии соблюдения преемственности с обязательными минимумами сопредельных ступеней образования;
конкретизация и детализация дидактических единиц;
определение логически связанного и педагогически обоснованного порядка изучения материала.
Образовательное учреждение обязано ознакомить обучающихся, их родителей (иных законных представителей) с содержанием реализуемых основных образовательных программ общего образования, в том числе с содержанием образовательных программ, превышающих требования федерального компонента государственного стандарта общего образования.
При неисполнении образовательным учреждением федерального компонента государственного стандарта общего образования родители (иные законные представители) обучающихся вправе предъявить претензии соответствующему образовательному учреждению на основании действующего законодательства Российской Федерации.
Государственный контроль за исполнением федерального компонента государственного стандарта общего образования является обязательным и осуществляется форме:
государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования;
аттестации и аккредитации образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию, не вправе предъявлять требования к уровню подготовки абитуриентов, выходящие за рамки федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Настоящий стандарт – стандарт первого поколения. Он выстроен, минуя крайности, с опорой на реальное понимание состояния школьного дела, с учетом сложного сочетания двух противоборствующих факторов («ножниц») – возможностей сегодняшнего образования (материально-технических, учебно-методических, кадровых и пр.) и потребностей завтрашнего дня в развитии образования и страны. В этом плане данный стандарт является переходным.
2. Проверка и оценка результатов обучения
Проверка и оценка результатов обучения - это обязательный компонент процесса обучения. Под оценкой знаний, умений и навыков дидактика понимает процесс сравнения достигнутого учащимся уровня владения ими с эталонными представлениями, описанными в учебной программе. Условным отражением оценки результатов обучения является отметка.
На сегодняшний момент в системе контроля используются различные виды проверки и оценки знаний. Основными из них являются следующие:
а) текущая проверка и оценка знаний, проводимая в ходе повседневных учебных занятий;
б) четвертная проверка и оценка знаний, которая проводится в конце каждой учебной четверти;
в) годовая оценка знаний, т.е. оценка успеваемости учащихся за год;
г) выпускные и переводные экзамены.
Итоговая оценка характеризует достижения обучающегося в целом, уровень его обученности согласно требованиям учебной программы. Текущая оценка фактически служит чисто педагогическим инструментом, регулирующим взаимодействие преподавателя и учащегося в учебном процессе. С помощью текущей оценки преподаватель показывает уровень его конкретных ситуативных достижений, усилий. Цель такой оценки - не вынесение окончательного «приговора» об уровне подготовки, а стимулирование дальнейшей деятельности. По текущей оценке можно судить о прилежности, старательности, но трудно сделать заключение о его общем развитии. Именно поэтому итоговая оценка не должна быть среднеарифметической от текущих.
Нельзя не признать, что оценивание на основе анализа текущих и итоговых отметок остается пока наиболее продуктивной формой.
2.1 Методы контроля
В настоящее время для оценки знаний и умений студентов используются качественные показатели. При оценке рекомендуется принимать во внимание полноту, глубину, прочность, системность, оперативность, сознательность, обобщенность знаний и умений.
Полнота знаний определяется количеством программных знаний об изучаемом объекте; глубина - совокупностью осознанных существенных связей между соотносимыми знаниями; оперативность - числом ситуаций или способов, в которых учащиеся могут принимать то или иное знание. При прочном овладении знаниями учащиеся безошибочно актуализируют и используют их, отвечая на вопросы и решая те или иные задачи. Сознательность знаний характеризуется пониманием внутренних закономерностей, проникновением в сущность фактов, явлений, процессов.
При оценке учитывают, насколько четко и правильно учащийся дает ответ, какова культура его речи (устной или письменной).
1) Методы устного контроля (ученика): беседа, рассказ, объяснение, чтение.
Основу устного контроля составляет монологический ответ учащегося и вопросно-ответная форма беседы. Для учебного диалога очень важна продуманная система вопросов, которые проверяют не только (и не столько) способность учеников запомнить и воспроизвести информацию, но и осознанность усвоения, способность рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировано строить ответ, активно участвовать в общей беседе, умение конкретизировать общие понятия.
Проводится ежеурочно в индивидуальной, фронтальной или комбинированной форме. Наиболее полной формой проверки является экзамен.
2) Методы письменного контроля: контрольная работа, реферат, самостоятельная работа.
Данный вид контроля обеспечивает глубокую и всестороннюю проверку знаний учащихся, поскольку здесь ученику нужно показать и теоретические знания и умение применять их на практике.
Самостоятельная работа — небольшая по времени (15-20 мин.) письменная проверка знаний и умений школьников по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса. Одной из главных целей этой работы является проверка усвоения школьниками способов решения учебных задач; осознание понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях.
Самостоятельная работа может проводиться фронтально, небольшими группами и индивидуально. Цель такого контроля определяется индивидуальными особенностями, темпом продвижения учащихся в усвоении знаний.
Предлагается проводить и динамичные самостоятельные работы, рассчитанные на непродолжительное время (5-10 мин). Это способ проверки знаний и умений по отдельным существенным вопросам курса, который позволяет перманентно контролировать и корректировать ход усвоения учебного материала и правильность выбора методики обучения школьников. Для таких работ учитель использует индивидуальные карточки, обучающие тексты, тестовые задания, таблицы.
Контрольная работа используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы. Проводятся в течение всего года.
Содержание работ для письменного опроса может организовываться по одноуровневым или разноуровневым, отличающимся по степени сложности, вариантам. Так, для развития самоконтроля и самооценки учащихся целесообразно подбирать самостоятельные и контрольные работы по разноуровневым вариантам. Предлагаемая детям инструкция объясняет им, что каждый сам может выбрать вариант работы любой сложности. 3)Практические работы.
Лабораторная работа служит для формирования и оценки практических умений и навыков на базе изученного теоретического материала.
2.2 Тестирование
К стандартизированным методикам проверки успеваемости относятся и тестовые задания. Они привлекают внимание, прежде всего тем, что дают точную количественную характеристику не только уровня достижений школьника по конкретному предмету, но также могут выявить уровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, сравнивать правильный и неправильный ответы и т.п.
Тестирование — целенаправленное, одинаковое для всех обследование, которое проводится в строго контролируемых условиях. Оно позволяет объективно измерять характеристики и результаты обучения, воспитания, развития учащихся, определять параметры педагогического процесса. От других способов обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации.
В современной школе широко применяются тесты элементарных умений — чтения, письма, простейших арифметических операций, а также различные тесты для диагностики уровня обученности (тесты успеваемости) выявления степени усвоения знаний, умений по всем учебным предметам.
Выделяются два вида тестов: скорости и мощности:
- по тестам скорости у испытуемого обычно не хватает времени для ответов на все вопросы, ведь нужно отвечать очень быстро и правильно;
- по тестам мощности у каждого такая возможность есть, здесь скорость не имеет значения, важны глубина и основательность знаний.
2.3 Рейтинговая система контроля
В последние годы все большее распространение получает рейтинговая система контроля успешности обучения студентов, позволяет снять недостатки традиционной системы контроля или, по крайней мере, нейтрализовать некоторые из них.
Она предназначена для организации учебно-воспитательного процесса на базе новейших технологий обучения, активизирующих самостоятельное творческое мышление учащихся и стимулирующих рост профессионального мастерства педагогического состава.
Применение данной системы в учебном процессе позволяет:
повысить эффективность самостоятельной работы учащегося, обеспечить ее ритмичность в течение семестра, в отличии от традиционного обучения, где учащийся может быть пассивным в течении семестра и «просыпается» только при подготовке к экзамену или зачету;
получить объективную оценку знаний учащегося в процессе обучения, так как отражает динамику усвоения знаний по предмету за семестр и является суммарным коэффициентом, а не количественной и качественной характеристикой усвоенных знаний непосредственно на момент проверки знаний, как в традиционном обучении.
Кроме этого традиционная оценка знаний — статична, и является двухбалльной на зачете и четырехбалльной в остальных случаях, включая экзамен, в то время как рейтинговая систем позволяет по выбранной шкале дифференцировано оценить вид деятельности по усвоению содержания;
ранжировать учащихся по уровню знаний и определить их дальнейший путь обучения;
повысить эффективность работы преподавателей;
более эффективно использовать стимуляцию для активизации работы преподавателей и учащихся.
3. Оценочная характеристика результатов обучения
Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения. На современном этапе развития начальной школы, когда приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя:
- качество усвоения предметных знаний - умений - навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;
- степень сформированности учебной деятельности младшего школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной);
- степень развития основных качеств умственной деятельности (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу и др.)
- уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельности; степень прилежания и старания.
Первый параметр оценивается отметкой за результат обучения, остальные - словесными суждениями (характеристиками ученика). Следует обратить особое внимание на необходимость усиления роли постоянных наблюдений за уровнем познавательных интересов и самостоятельностью обучающегося.
3.1 Характеристика цифровой оценки (отметки)
Учитель применяет для оценивания цифровой балл (отметку) и оценочное суждение.
5 (отлично) - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения. Отличная отметка предполагает глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, высказывать и обосновывать свои суждения, грамотное, логичное изложение ответа (как в устной, так и в письменной форме), качественное внешнее оформление.
4 (хорошо) - 4 (хорошо) - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Полно освоил учебный материал, владеет понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет знания для решения практических задач, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу.
3 (удовлетворительно) - 3 (удовлетворительно) - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе. Обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, в применении знаний для решения практических задач, не умеет доказательно обосновать свои суждения. Имеет не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу.
2 (плохо) - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного. Имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, не может применять знания для решения практических задач. Наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу.
1 (очень плохо) - за полное незнание и непонимание учебного материала или отказ отвечать.
3.2 Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного осуждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок.
3.3 Принципы проверки и оценки результатов обучения при использовании образовательных стандартов
Введение в практику обучения образовательных стандартов во многом меняет методику, средства проверки и оценки результатов обучения. Принятый в настоящее время так называемый «нормированный» подход, направленный на ранжирование школьников на несколько групп по уровню усвоения учебного материала и ориентированный на определенные «нормы» усвоения, неприемлем для оценки достижения школьниками уровня требований к учебной подготовке, определяемой стандартом.
Основное назначение системы оценки в этом случае - выявить овладение или неовладение учащимися знаниями и умениями, зафиксированными в стандарте. Следовательно, содержание обязательных требований должно быть основанием при определении содержания проверки и важнейшим критерием оценки ее результатов. Такой подход принято называть критериально-ориентированным.
Принципиально иное назначение проверки результатов обучения школьников при критериально-ориентированном подходе определяет специфику целого ряда требований к ее содержанию и технологии оценки уровня обученности.
Для оценки достижения уровня обученности, предусмотренного стандартом, целесообразно использовать дихотомическую (двоичную, альтернативную) школу типа: «достиг» или «не достиг», «зачет» или «незачет» и т.п. Это суждение должно выноситься на основе интегральной оценки, полученной за выполнение проверочной работы. При этом все задания, включенные в работу, признаются равными по своей значимости и их выполнение также оценивается по дихотомической шкале.
Заключение
Таким образом, образовательный стандарт - система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности. Основными единицами образовательного стандарта являются его структура, содержание, объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки учащихся. Образовательный стандарт понимается как описание минимальных обязательных требований к целям и содержанию обучения.
В образовательном стандарте формулируются цели обучения и воспитания, обязательные требования к образованию, закрепленные в нормативных документах. Нормы и требования, установленные образовательный стандарт, принимаются в качестве эталона при оценке качества основных сторон образования.
В настоящее время идет работа над созданием стандарта второго поколения, развести понятия школьной программы и стоящего за ней стандарта - на сегодняшний день важнейшая задача с точки зрения методологии.
Стандарт «второго поколения», по мнению его авторов, должен сформулировать требования к структуре, условиям реализации и результатам освоения основных учебных программ. При этом качественно меняется объект стандартизации: если раньше главным объектом контроля были ребенок, его успехи, знания и навыки, то теперь предполагается поставить под контроль всю систему школьного образования. Существенно расширяется и меняется набор оцениваемых параметров. Наряду с оценкой успеваемости ученика планируется определить требования к результатам и условиям получения образования, включая качество и количество учебников и оборудования, санитарно-гигиенические нормы и т.п. При этом важно установить соответствие между требованиями к результатам образования и теми средствами, которые государство и общество готовы выделять на образование. Ожидаемые результаты должны быть адекватными вкладываемым ресурсам.
В рамках образовательного стандарта предполагается четкая регламентация зон ответственности. Государство отвечает за единство образовательного пространства и за согласование основных требований к результатам образования, регион - за материально-техническое обеспечение (учебники, Интернет и т.д.), школа - за реализацию образовательных программ. Отсутствие регионального компонента в новом стандарте не означает отказа от вариативности образования, говорят его разработчики. Просто теперь законом об образовательном стандарте регламентируется только федеральный компонент, «региональные» часы остаются в качестве прерогативы региональных властей и администрации школы и потому федеральным законом не прописываются.
Пожалуй, самый важный тезис новой концепции: образовательный стандарт - это не минимум, а уровень, соответствующий определенной ступени обучения от начальной школы до вуза. Стандарты второго поколения задают «планку» для целого набора факторов (включающих условия образования), и их выполнение ведет не к «минимуму», а к созданию необходимых возможностей для максимального успеха образовательного процесса, возможностей, которые гарантируются каждому.
Список использованной литературы
Аспекты модернизации российской школы: Научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования. – М.: ГУ ВШЭ, 2002.
Законодательство РФ. Государственный стандарт
Каверина А.А. Основные подходы к построению учебной программы с учетом федерального компонента государственного стандарта общего образования / А.А.Каверина . – М.: ФИПИ, 2006.
Кузнецов А. Принципы проверки и оценки результатов обучения при использовании образовательных стандартов / А.Кузнецов, В.Степанов. – М.: ИОСО РАО, 2005.
Образовательный процесс в начальной, основной и средней школе. М.: Сентябрь, 2001.
Подосокорская А.А. Образовательная программа школы и новые подходы в построении основной школы / Журнал «Школа». – 2001. - № 5 (44).
Тоцкий Н. Образовательный стандарт: на пути к общественному договору Учительская газета, 2006
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Часть 1: Начальное общее образование. Основное общее образование: Часть 2: Среднее (полное) общее образование. – М.: Изд-во: Министерство образования РФ, 2004.
Харламов И.Ф. Педагогика: Компактный учебный курс / И.Ф.Харламов. - Минск, 2001.
Хуторской А.В. Современная дидактика: Учеб. для вузов / А.В.Хуторской. - СПб., 2001.
Перевощикова Е.Н. Рейтинговая система контроля знаний // Нижегородский гос. пед. ин-т. – Спб., 1994. – Вып.5. – с.57-64.
1 Основные требования к обеспечению образовательного процесса устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
2 Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся как составляющая федерального компонента устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В настоящее время эти нормативы определяются в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2. 178-02), зарегистрированными в Минюсте России 5 декабря 2002 г., регистрационный номер 3997.
скачать работуРазвернуть реферат