Проблема преемственности при изучении темы «Решение уравнений в 5 классе»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п.г.т. Осинки муниципального района Безенчукский Самарской области
Педагогический проект
Проблема преемственности при изучении темы
«Решение уравнений в 5 классе»
Выполнила
учитель математики
Смирнова Раиса Михайловна
2014год
Пояснительная записка
Вопрос преемственности образования - один из центральных и «вечных» вопросов педагогики. Преемственность обучения математики предполагает соблюдение последовательности, систематичности, взаимосвязи и согласованности в содержании, формах и методах обучения, которые должны обеспечить на первоначальном этапе безболезненный переход от одной системы обучения к другой.
В настоящее время, когда идет модернизация школьного образования и в начальной школе введены стандарты второго поколения, которые позволяют создать условия для достижения личностных качеств учащегося, учителя математики не могут не принять этих изменений в обучении.
При переходе из начальной в среднюю школу учащимся приходится адаптироваться к новым условиям. Как предотвратить процесс снижения успеваемости? Как обеспечить успешность последующей учебной деятельности для развития учащихся? Как сохранить здоровье и не надломить психику учеников?
Как показывает опыт при переходе из начального звена в среднее звено возникает педагогический «барьер». Многие учителя предметники не учитывают то обстоятельство, что в начальной школе обучение и воспитание проходит под руководством одного учителя. Дети привыкают к его методам работы, к его требованиям. В 5 классе обстановка для ученика резко меняется. Изменяются условия привычной жизни четвероклассников, приводя к резкому снижению успеваемости в 5 классе. Это еще больше актуализирует проблему преемственности начальной и средней школы. И если учитель принимающий 5 класс не знаком с содержанием обучения в начальных классах и не знаком с учениками, то он много времени может затратить на изучение того материала, который хорошо известен учащимся. Вместо продвижения вперед получатся «топтание на месте», у учащихся притупляется интерес к предмету.
В нашей школе очень хорошо развита преемственность в обучении. Я точно знаю, выпустив старшеклассников, начну работу с пятиклассниками. Знакомство с этим классом происходит очень рано, начиная со второго класса я зачастую захожу поговорить с ними на отвлеченные темы. Изредка посещаю уроки. Тем самым происходит наше знакомство, и они знают, что это будущий учитель математики. В четвертом классе я систематически посещаю уроки математики. Присутствуя на уроках, изучаю методы работы учителя начальных классов, личностные качества учащихся, их способности и возможности.
Результативность при обучении математики во многом зависит и от скорости чтения и осмысления учащимися прочитанного текста. Поэтому я посещаю уроки чтения.
В конце года проводим совместно с учителем начальных классов диагностическую работу, например по решению уравнений. Решать уравнения учащиеся начинают рано, уже в первом классе ребята учатся находить неизвестное слагаемое, неизвестное уменьшаемое, неизвестное вычитаемое. Во втором классе они обучаются нахождению неизвестного множителя, делимого и делителя. В дальнейшем в 3-5 классах эти навыки лишь развиваются и совершенствуются. В четвертом классе учащиеся решают уравнения более сложного вида и с большим количеством шагов. При выходе из начальной школы они владеют нахождением неизвестного уменьшаемого.
Например, успешно решают уравнения вида:
Х – 30817 = 5274
Х – 37008 = 51234
(Х : 37) – 634 = 76
Нахождение неизвестного слагаемого:
Х + 193874= 193876
48007 + Х = 907350
(3800 – Х) + 1129 = 4578
Нахождение неизвестного вычитаемого:
80754 – Х = 8798
53784 – Х*213 = 52383
Нахождение неизвестного множителя:
12 * Х = 24
Х * 82 = 39360
Х * 506 = 31972
5 * (142+Х) = 735
Нахождение неизвестного делимого:
Х : 623 = 57
Х : 237 = 89
Нахождение неизвестного делителя:
8100 : (Х : 36) = 90
7227 : Х = 803
8946 : Z = 1392-114
Диагностическая работа с данными упражнениями дала хорошие результаты. 60 % учащихся успешно усвоили приемы решения сложных уравнений, остальные учащиеся владеют обязательным уровнем. В 5 классе было организованно повторение по данной теме, обобщены и систематизированы знания. Однако подобная диагностическая работа уже не дала таких результатов. Они были намного хуже. В чем же дело? Почему снизился процент успеваемости?
В результате многолетних наблюдений была выявлена причина таких результатов. Учащиеся, которые хорошо усвоили навыки решения уравнений потеряли к ним интерес. Работа для них стала монотонной и рутинной. Учащиеся неусвоившие навыки решений просто боятся к ним приступать. Как решить эту проблему? Только путем привлечения интереса к предмету через использование знаний в повседневной жизни.
Уравнения занимают центральное место в школьном курсе математики. Они имеют не только важное теоретическое значение, но и служат часто практическим целям. Подавляющее большинство задач о пространственных формах и количественных отношениях реального мира сводятся к решению различных видов уравнений. Мы не можем позволить себе утратить навыки решения уравнений приобретенные в начальной школе. Для этого мы обобщаем и систематизируем знания и расширяем их применение во всех предметах школьного образования.
Приступая к работе в пятом классе я уже знаю:
Какие дети в классе;
Как они мыслят;
Что будет легко, а что трудно;
А вот ребята ждут каким будет урок, каким будет наше общение. Ясно точно, оно должно быть интересным, увлекательным, содержательным и познавательным с верой в ученика и его успехи.
В 5 классе я выбираю коллективный способ организации учебной деятельности (КСО). Девиз ученика при этом – добился успеха сам, помоги другому.
Современные стандарты в начальной школе предполагают самостоятельную работу учащихся в познании окружающего мира, истории развития предметных областей и их глубокое исследование. Тем самым учащийся, переходя на среднюю ступень школы имеет навыки сбора и представления информации на различные темы.
Каждый урок в 5 классе я начинаю с рубрики «Это интересно». Сообщения готовят и защищают сами учащиеся. Например, в разделе «Натуральные числа» это:
Как люди учились считать;
Первый счет;
Письменные символы;
Количество и порядок;
Различные системы счисления:
Греческая;
Вавилонская;
Египетская;
Римская;
Китайская;
Система народов майя;
Позиционная система;
Десятичная система счисления;
История числовых изображений;
Помощь в счете.
В данной работе представлен урок по теме «Решение уравнений в 5 классе (8 часов)»
(1 урок)
Тема урока. Решение уравнений в 5 классе.
Цели:
Образовательные:
Повторить, обобщить и привести в систему знания учащихся по теме «Решение уравнений»;
Выработать твердые вычислительные навыки.
Развивающие:
Развить логическое мышление, память, внимание, навыки самостоятельной и творческой работы математической речи, контроля и самоконтроля.
Воспитательные:
Привить интерес к предмету;
Стремление использовать знания в повседневной жизни.
Задачи:
Повторить понятие уравнения;
Корня уравнения;
Решение простых уравнений;
Систематизировать навыки решения уравнений содержащих более одного арифметического действия;
Развить творческое мышление.
Тип урока: урок повторения и систематизации знаний.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, коллективная.
Основные понятия:
Неизвестное число;
Уравнение;
Корень уравнения;
Что значит решить уравнение.
Основные теоретические сведения:
Законы арифметических действий;
Свойства чисел;
Нахождение неизвестного компонента;
Оборудование урока:
Экран;
Учебно-методические таблицы;
Набор индивидуальных карточек;
Листы самооценки;
Ход урока.
Вводно-мотивационная часть (10 мин).
Организационный момент;
Сообщение учащегося по теме «Десятичная система счисления» с использованием компьютерных технологий (3мин);
Учитель: Ребята, помогите решить проблему своему однокласснику Вове. У Вовы есть любимый пес Бублик. Он должен утром с ним гулять. После утренних дел у Вовы осталось 40 минут до начала занятий. До школы он добирается 15 минут. Сколько времени он может погулять с Бубликом.
Ученик: 25 минут. 40 – 15 = 25
Учитель: А что же у нас было неизвестно?
Ученик: Время для прогулки с собакой.
Учитель: Запишем эту задачу с использованием неизвестного.
Ученик: Х + 15 = 40;
40 – Х = 15.
Учитель: Что мы записали?
Ученик: Уравнение.
Учитель: Это будет темой нашего урока. Запишем число и тему урока «Решение уравнений»
Актуализация знаний по теме.
Учитель: Вспомним основные понятия из темы:“Уравнения”.
Что называется уравнением?
Ученик: Уравнением называют равенство, содержащее букву, значение которой надо найти.
Учитель: Что такое корень уравнения?
Ученик: Значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое равенство, называют корнем уравнения.
Учитель: Что значит решить уравнение?
Ученик: Решить уравнение – значит найти все его корни (или убедиться, что это уравнение не имеет ни одного корня).
Учитель: Как называются компоненты при сложении?
Ученик: Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма.
Учитель: Как найти неизвестное слагаемое?
Ученик: Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.
Учитель: Как называются компоненты при вычитании?
Ученик: Уменьшаемое, вычитаемое, разность.
Учитель: Как найти неизвестное уменьшаемое?
Ученик: Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо сложить вычитаемое и разность.
Учитель: Как найти неизвестное вычитаемое?
Ученик: Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.
Основная часть (20 мин.).
Устная работа (5 мин.):
Решать уравнение, расшифровать слово
50 + Х = 70
Х + 35 = 80
Х – 46 = 14
120 – Х = 90
Х – 35 = 0
58 - Х = 8
Х – 68 = 2
Л-60
О-30
О-45
М-20
Д-35
Н-70
Ц – 0
Получаем слово МОЛОДЦЫ, если верно решены все уравнения.
Устный счет провожу на каждом уроке. В тетрадях последний лист разделен на клетки (углы), где записывается число, темы и ответы. При этом работе участвуют все учащиеся, активизируется их внимание, развиваются вычислительные навыки, происходит рефлексия.
Задание. Решить уравнение.
992 – (130 + Х) = 8
Учитель: Куда входит неизвестное число
Ученик: В состав вычитаемого
Учитель: Как найти вычитаемое
Ученик: Из уменьшаемого вычесть разность
Учитель: Вычисляем разность
Ученик: 992 – 8 = 984
Учитель: Записать получившееся уравнение
Ученик: 130 + Х = 984
Учитель: Куда теперь входит неизвестное число
Ученик: Слагаемое
Учитель: Как найти слагаемое
Ученик: Чтобы найти слагаемое нужно из суммы вычесть известное слагаемое. 984 – 130 = 854
Х = 854
При решении первых уравнений для зрительного подкрепления и выработки правильной математической речи используется данный опорный конспект. Вырабатываются познавательные УУД.
Самостоятельная работа.(использовать опорный конспект)
Разноуровневые задания выведены на экран:
Математическое лото – нужно решить уравнение в тетради и накрыть их соответствующими ответами. Первую цифру получившегося ответа каждого уравнения заменить буквой и разгадать зашифрованное слово.
1 уровень: 185 – Х =85 + 13
34 + Х + 25 = 129
( 35 + Х) – 23 = 48
187 – (Х + 87) = 65
Х – 34 = 0
156 + Х = 158
23 – Х = 23
36
40
2
87
18
35
34
70
0
А
Г
Т
П
М
Н
Е
Л
А
Ответ: Планета
2 уровень:
(Х +3)-13=14
(Х-31)-11=9
(12-а)-15=42
(246+Х)-42=63
318-(У-8)=27
81-(45-Z)=48
40
51
68
439
299
12
1-А
2-Д
3-И
4-З
5-В
6-Е
7-М
8-Т
9-О
Ответ: Звезда
Ученики сами выбирают карточку, анализируют учебную ситуацию, устанавливают какие задачи могут быть решены, оценивают собственные знания. В данной работе создаются условия для достижения личностных качеств метапредметных и предметных. Отрабатывается алгоритм решения уравнений. Учащиеся могут воспользоваться помощью товарищей и учителя.
Рефлексия(10 мин.)
Учитель: Притча « Шел мудрец, анна встречу ему 3 человека. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил «Что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. И у второго мудрец спросил что он делал целый день, и тот ответил я добросовестно выполнял свою работу. А третий улыбнулся и его лицо засветилось радостью и удовольствием. «А я принимал участи в строительстве храма!»
Учитель: Ребята! Давайте попробуем каждый оценить свою работу за урок. Кто работал как первый человек, кто работал добросовестно, кто принимал участие в строительстве храма?
Оценочная карта
ФИО ученика
№ урока и тема
Как работали
Что получилось хорошо
Что
вызвало затруднения
Получал помощь учителя
Получал помощь товарища
Самооценка
Оценка
1
2
3
Проанализировав карты самооценки учащихся я еще раз убедилась в том, что есть учащиеся которые работают с интересом, просто выполняют свою работу и «таскают камни». На оставшихся уроках по решению уравнений я буду решать проблему заинтересованности всех учащихся в работе.
Домашнее задание дано по уровням:
1уровень -№363(а,б) №363(е,д) №363(г)
2уровень-№366(а) №366(б) №367(з)
3уровень-№1241(а) №1299(а) №1299(в)
ЬђЗаголовок 115