Статья по теме: «Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении истории».
Статья по теме: «Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении истории».
Сергазинов Т.К.
Средняя общеобразовательная школа № 6 города Павлодара. История.
Современное образование проявляет тенденцию к реализации дифференцированного и индивидуального обучения, всесторонний учет способностей учеников [1, с 36]. Особенно этот вопрос актуален для школ, где есть дневные классы нормы, классы коррекции и классы вечерней школы. Важно учитывать способности, интересы и развитие интеллекта учащихся, как в классах коррекции, так и в классах нормы. Дифференциация ставит перед собой задачу по индивидуализации ученика, развития его личности и благотворной среды для его способностей; помощь различными методами для самостоятельного выполнения заданий, предотвращение ухудшения успеваемости учеников, развитие интереса в знаниях и личных качеств.
В современном образовании одной из задач является - создание успешного процесса образования в соответствии со способностями и склонностями школьного контингента [2, с 80]. Таким образом, индивидуальный и дифференцированный подход к образованию является необходимостью в любой школе. В среднем звене отсутствует стандартизированная система дифференцированного обучения. При проведении урока истории можно наблюдать: нет системы формирования развития умений учеников, возникает проблема «слабоуспевающих учеников», отсутствие методов анализа уровня познавательных возможностей и умений учеников [2, с 113]. Отсутствие системы дифференцированного и индивидуального образования вызывает пассивность и отсутствие интереса в обучении истории, несмотря на переработку учебного материала. Поэтому все актуальнее становится внедрение в практику дифференцированного и индивидуального образования, которые позволяют развивать познавательную способность учеников [3, с 60]. Каждый ВУЗ желает получить студентов уже прошедших профильную дифференциацию, которую может обеспечить лишь старшие классы средней школы. Профильная дифференциация осуществляется из-за требований в обществе:
- общество стремится к рациональности – как можно более эффективно использовать потенциал своих членов, что связано с поиском талантов (задатков, способностей) и их развитием;
- обществу требуются всесторонне развитые личность способные удовлетворить свои интересы;
- в необходимостирынка трудав дальнейшем повышении подготовленности рабочих;
- всестороннее развитие средней общеобразовательной школы. Другая психолого-педагогическая основа дифференцированного образования связана с ростом багажа знаний, нужного ученикам [3, с 200]. Наука не стоит на месте, поэтому багаж знаний непрерывно увеличивается.Важные и значимые знания вплетаются в процесс обучения.Что ведет к увеличению объема учебного материала в школьной программе, которая непрерывно растет.
Постоянные попытки по систематизации знаний в школьных программах не смогли приостановить или хотя бы замедлить рост учебного материала,который должны усвоить ученики средней школы. Объем знаний, которыми должен овладеть ученик за период обучения в средней школе, уже сейчас настолько велик, что недостаток времени на его изучение, и связанная с ним перегрузка учащихся стали очевидным фактом [4, с 98].
В основном нагрузка наиболее велика на учеников со средними способностями и добросовестным отношением к учебе. Ученики подвергаются большому стрессу, особенно при увеличении учебной программы. Средние способности являются нормой в средних общеобразовательных учебных заведениях, посему учителя ориентируются в основном на них и придерживают весь класс [5, 100 c.]. Подобная методика вполне соответствует возможностям учащихся, однако вредит качеству получаемого образования ученикам с хорошими возможностями и слабоуспевающим. Последние (ученики группы «B»), без необходимого старания, ограничивают свое развитие выполнением стандартной программы в классе. Нередко подобное формируют негативные качества личности, как поверхностность, леность и т.п. [6, с 38]
В своей работе я применяю оба метода обучения – важно показать способность каждого ученика справится с заданием, создать атмосферу успеха и желание получить новые знания. При использовании индивидуального обучения следует ориентироваться на психофизическое состояние ученика, его заинтересованность в процессе и различные увлечения [7, c 90]. На уроках истории я, обычно использую карточки индивидуальных заданий. Например, в начале урока, карточки вопросов выдаются слабоуспевающим ученикам, с их помощью осуществляется контроль знаний ученика и создается ситуация успеха:
«Тема: №6 Древнекаменный век на территории Казахстана (палеолит)» -
На какие периоды делится каменный век?;
Назовите временные рамки мезолита?
Ученикам, относящимся к группе «B» - обладающие средними знаниями, дается задание на сопоставление:
сравнить природные условия Казахстана в древности с современными.
Для учеников с глубокими, сильными знаниями я предлагаю задания с творческой основой на опережение, позволяющей им рассуждать, аргументировать, проверяющие базис знаний учеников.
Также в работе на уроках используются листы заданий с разноуровневыми заданиями:
Задания: A (тест 10 вопросов, 3 варианта ответов),
Задания: B (дать краткую биографическую справку по историческим личностям),
Задания: C (соотнесение понятии и их определений)
Здания оцениваются на оценку «3» при условии правильности их выполнения на 60-70%, при выполнении заданий группы ABC, оценивается на оценку «4» (при выполнении на70-80%).
Подобный подход позволяет охватить как можно более широкий спектр учеников, используя одновременно как индивидуальный, так и дифференцированный способы обучения.
Опыт моей работы подсказывает, что в классах коррекции более результативен индивидуальный способ обучения. Ученики, не редко, обладающие некоторыми нарушениями в психическом состоянии, рассеянным вниманием, подверженные влиянию своего окружения. Для повышения качества образования в таких классах нужно учитывать все факторы.
Для примера дифференцированного и индивидуального образования я приведу блок «Национально-освободительные движения» из истории Казахстана 11 класса вечерней школы:
1)«Национально-освободительное движение С. Датулы» -
Индивидуальное задание для слабоуспевающих.
Проверка д/з. - Заполнить пропуски в предложениях.
Джунгария была государством (военно-феодальным);
Религия – (одна из ветвей буддизма) (ламаизм);
Основная форма хозяйства –, было так же развито и ремесло (кочевое скотоводство/ земледелие).
Для учеников группы «B»-
Определить причины восстания (найти неверную причину).
1. Ослабление ханской власти в Младшем жузе.
2. Насильственный захват плодородных земель у кочевого населения
3. Мироне взаимодействие казачьих войск и казахских аулов(неправильный).
Для учеников группы «A»-
Дать ответ на вопрос творческого задания-
Является ли движение в младшем жузе под руководством Жоламана Тленшиева, следствием восстания С. Датулы?
При каких условиях движение пришло бы к успеху?
2) «Движение в Младшем жузе под руководством Жоламана Тленшиева».
Для учеников группы «C» -
Заполнить пропуски.
В1797 ханом стал
Согласно плану Игельстрома Младший жуз оказывался в руках
Сырым Датов скончался
Для учеников группы «B» -
Найти ответы на вопросы -
Почему движение Жоламана Тленшиева потерпела поражение?
Каково историческое значение движения?
В чем сходство и различия с другими движениями?
Задания для учеников группы «A» - Творческое задание –
Создать постер «Восстание в Букеевской Орде под руководством И. Тайманова и М. Утемисулы».
3)«Восстание в Букеевской Орде под рук-м И. Тайманова и М. Утемисулы».
Здание для учеников группы «C» -
Задание о ком идет речь? (В задний будут представлены краткие отрывки текста, по которым следует догадаться о ком-то или событии.)
Задание группы «B» -
Разбиться на 3 равные группы и определить: а) цели, б) причины восстания, в) причины поражения.
Задания группы учеников «A» -
Подготовить краткую сценку (представить себя И. Таймановым и М. Утемисулы, показать их реакцию на события в Казахстане).
4) «Восстание под предводительством Кенесары Касымулы».
Здание для учеников группы «C» - «Картинная галерея» (раздаточный материал) - ученики должны определить, кто изображен на портретах (И. Тайманов, М. Утемисулы, Жоламан Тленшиев, С. Датулы).
Задание группы «B» - составить шпаргалку на тему: «Причины, цели и движущие силы восстания».
Задания группы учеников «A» - Создать презентацию на тему: «Анализ хода восстания и причины поражения».
Заключение.
Дифференцированное и индивидуальное обучение истории должно основываться на содержательном, деятельностном аспекте, что позволяет наиболее успешно развивать познавательную деятельность и интеллектуальные умения учащихся.
Для планирования дифференцированного и индивидуального обучения необходимо выделять уровни восприятия учениками материала с учетом требований стандарта образования [8, с 88]. Эффективность дифференцированного и индивидуального обучения лучше сочетать с диагностической и коррекционной работой, на основе следующих принципов: составление программы тестирования (цели, которые должны быть достигнуты учениками); открытость информации об этих целях для учащихся; осуществление диагностики на основе типологии ошибок, заложенной в тест, которая позволяет ликвидировать конкретные пробелы в знаниях и умениях учащихся.
Учитель истории должен тщательно продумывать организацию дифференцированного (разноуровневого) и индивидуального обучения на уроках истории, для чего необходимо определить:
уровень развития способностей ученика (фактический и теоретический уровень) предпочитаемые способы изучения истории,
отношение к учебному предмету.
На уроке истории должны присутствовать следующие цели образования:
1) задания на воспроизведение (тренировка памяти).
2) задания на преобразование, объяснение исторических процессов и явлений.
3) творческие задания, обеспечивающие развитие новых способов деятельности.
Использовать следующие формы образованиям – фронтальная, групповая и индивидуальная работы на всех этапах обучения [9, с 57].
Список литературы.
ДемидоваЛ.А., Герасимов В.Н. Педагогика : учеб. пособие. М.: МГЭИ, 2002.
Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971.
БатраковИ.С. Организация педагогического процесса в современной школе. С.Пб., 1994.
БутузовИ.Г. Дифференцированное обучение важное дидактическое средство эффективного обучения школьников. - М., 1968
ВендеровскаяР.Б. Уроки дифференцированного обучения: из истории современной школы // Советская педагогика. 1991. №11.
КоневН.И. Индивидуально-типологические особенности школьников как основа дифференциации обучения. М.: Просвещение, 1968.
Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Педагогика, 1996.
Педагогика [Текст]: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / [Бордовская Н. В., Реан А. А] / СПб.: издательский центр «Питер», 2006 г.
15