приложение к внеклассному мероприятию Правовая викторина


ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
№ задания Название задания Оценка за конкурс Итоговая оценка
1 задание
Что, где, когда 2 задание
Конкурс знатоков «Правовой статус ребенка»
3 задание
Ответственность за асоциальное поведение 4 задание
Разгадать кроссворд 5 задание
Конкурс профи 6 задание
Конкурс
Адвокатов- помоги героям сказки» 7 задание
Конкурс капитанов 8 задание
Обязанности гражданина РФ Ответы для жюри
1 задание
1989 г.
54
1990 г
США
1948 г
с рождения
от 0 до 18
Государство
с 3 лет
Ф.М. Достоевский
2 задание
Правом и обязанностью
Авторитарный
Право на жизнь
Уважение свободы совести
Право на тайну переписки
До 15 лет принимать участие в боях
С 18 лет
С рождения
С рождения
С 16 лет
14 лет
С 14 лет
С 14 лет
С 16 лет
С 6 лет
С рождения
С 14 лет
С рождения
4 задание Ответы на кроссворд
По горизонтали: 1.Правонарушение. 3.Приговор. 6.Закон. 7.Наказание.
По вертикали: 1.Преступление. 2.Конфликт. 4.Обязанность. 5.Право.
Ответы на 5 задание
нарушение правил дорожного движения
появление в общественных местах в пьяном виде
мелкое хищение
мошенничество, кража
хищение чужого имущества, кража
изнасилование, отравление, убийство и т.даво на свободное передвижение
ответы на 6 задание
Право на жизнь
Не похож был на других
Право на неприкосновенность жилища лиса
Право на свободное передвижение
Похищение детей
Право на бесплатное образование
Личная неприкосновенность, право на жизнь и свободу
Право на свободное передвижение
Никто не имеет права вмешиваться и переделывать жизнь человека
Ребёнок имеет право на отдых, поиграть, повеселиться
Мотивация – демонстрируется отрывок из фильма «Ну, погоди».
Представление жюри и гостей.
Представление команд: визитная карточка, название, девиз, эмблема, аншлаги.
Первое задание: «Что? Где? Когда?»Вопросы:
В каком году принята конвенция о правах ребёнка? (1989 г.)
Сколько статей включает в себя Конвенция о правах ребёнка? (54)
В каком году Россия ратифицировала Конвенцию о правах ребёнка?(1990 г.)
Какая высокоразвитая страна мира пока ещё не подписалась под Конвенцией? (США)
В каком году принята всеобщая Декларация прав человека? (1948 г.)
С какого возраста ребёнок начинает обладать правами? (с рождения)
В каком возрасте человек считается ребенком, по мнению ООН?(от 0 до 18)
Кто должен делать всё возможное для осуществления прав, содержащихся в Конвенции? (Государство)
С какого возраста ребёнок способен принимать самостоятельные решения? (с 3 лет)
Кому принадлежат слова о том, что «счастье всего мира не стоит слезы на щеке невинного ребёнка»? (Ф.М. Достоевский)
Второе задание: «Конкурс знатоков: Правовой статус ребёнка"За каждый правильный ответ команда получает - 1 балл.
Вопросы:
Воспитание ребёнка является правом или обязанностью родителей?(и Правом и Обязанностью)
Какой стиль воспитания не совместим с правами ребёнка?(Авторитарный)
Какое право нарушено в следующем случае:в больнице ребёнку перелили заражённую кровь? (Право на жизнь)
-----//--------//-------- : 15-летнему подростку запретили посещать церковь.(Уважение свободы совести)
-----//--------//-------- : учительница прочитала записку, адресованную школьнику.(Право на тайну переписки)
14-летнему подростку разрешили участвовать в боях.(До 15 лет принимать участие в боевых действиях).
Ребенок становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права / с 18 лет/.
Имеет право на жизнь /с рождения/.
Имеет право иметь имущество, распоряжаться им /с рождения/.
Несет уголовную ответственность за любые преступления / с16 лет /.
Имеет право на получение паспорта. /14 лет /.
Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.) /с 14 лет /.
Допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей /с 14 лет/.
Несет ответственность за проступки, связанные с нарушением общественного порядка /с 16 лет/.
Вправе посещать школу /с 6 лет/.
Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов /с рождения/.
Несет имущественную ответственность, за нанесенный ущерб /с 14 лет/.
Имеет право на имя, отчество и фамилию / с рождения /.
Третье задание:
Написать на карточках заготовках последствия асоциального поведения: распитие спиртных напитков, употребление наркотиков, проституция. Каждое последствие оценивается в 1 балл.
Распитие спиртных напитков
Употребление наркотиков
курение

Проституция
наркотики
Распитие спиртных напитков

Ложное сообщение о заложенной бомбе (теракте)

Употребление наркотиков

курение
Пятое задание: «Конкурс профи».
Какие нарушения были совершены героями стихотворений и ситуаций.
( на карточках заданиях, каждой команде по 3 стиха и по 1 ситуации)
Пьяные медведи мчались на мопеде,
А за ними кот задом наперёд
А за ним комарики на воздушном шарике,
Жаба на метле
Едут и смеются,
Пряники жуют…
Идёт мужик качается, вздыхая на ходу
Меж ног асфальт вздымается –
Сейчас я упаду…
Где обедал воробей?
В зоопарке у зверей.
Пообедал он сперваЗа решеткою у льва,
Подкрепился у лисицы,
У слона попил водицы…
Ситуации
В ходе разыгрывания ситуаций участники команд должны определить, какие правонарушения были совершены, как нужно вести себя на улице, чтобы не стать жертвой преступления.
Случай на улице.
Идет молодая девушка – студентка, а навстречу ей цыганка.
Цыганка: «Девушка, молодая, красивая, счастливая подскажи, как пройти до больницы?»
Девушка, посмотрев наивным взглядом, подумала, что человек болен и нуждается в лечении и стала объяснять: «Поверните направо, затем пройдите магазин, рядом с магазином будет больница».
Цыганка поняв, что девушка идет на контакт говорит: «Какая ты добрая давай я тебе погадаю, будешь ты жить счастливо, но у тебя будет подруга, которая уведет у тебя парня, наведет на тебя порчу, я тебе помогу снять порчу, если ты мне дашь немного денег». Девушка соглашается, дает цыганке денег, потом еще, потом цыганка незаметно снимает с девушки колечко, сережки и говорит: «Ну, все я пошла в больницу, а ты будь счастлива». Девушка, очнувшись от гипноза, поняла, что она стала жертвой преступления, начала кричать: «Меня обокрали!»
Ситуация с телефоном.
Идет молодой парень играет в телефон, внезапно подходит к нему мужчина и просит позвонить: «Дай, пожалуйста телефон, очень надо маме позвонить» Молодой парень подумал, что действительно нужна помощь и дал телефон незнакомому человеку. Тот, взяв телефон, кинулся бежать и скрылся в неизвестном направлении. Парень был в растерянности.
Ситуация с девушками.
Две девушки сидят в парке мило беседуют. К ним подходит молодой человек и желает познакомиться. Они знакомятся. Затем он им предлагает пойти в кафе, девушки соглашаются, тем самым становятся жертвами преступления, который в напитки девушкам подсыпает снотворные таблетки.
Шестое задание: «Конкурс адвокатов – помоги героям сказки».Вопросы:1. Какое право нарушила ведьма в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»?
2. Почему обитатели двора в сказке Андерсена «Гадкий утёнок» обижали гадкого утёнка? 
3. Кто и какое право нарушил в сказке «Заюшкина избушка»? 
4. Каким правом пользовалась лягушка в сказке Гаршина «Лягушка-путешественница»?
5. Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноименной сказке, украв брата? 
6. Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий сверчок Буратино в сказке А. Толстого «Золотой ключик»?   7. Вспомните сказку Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях», на какое право  посягнула Царица, приказав Чернавке увести Царевну в лес и бросить ее связанной в лесу? 
8. Вспомните сказку Аксакова «Аленький цветочек», каким правом воспользовался купец, решив отправиться по торговым делам за тридевять земель?
9. «Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась – нет лягушачьей кожи. Искала-искала не нашла и говорит Ивану-царевичу: - Ах, Иван-царевич, что же ты наделал!»
Назовите литературное произведение, из которого дан отрывок, и автора, если такой есть? Кто и какое право нарушил в сказке: «Матушка, сёстры, можно мне хоть одним глазком взглянуть на бал?» 
Карточка "Обязанности"
1. Соблюдать законы.
2. Платить налоги.
3. Состоять в рядах, какой- либо политической партии.
4. Защищать Отечество.
5. Сохранять природу и окружающую среду.
6. Бережно относиться к памятникам истории и культуры.
7. Учиться, получать образование.
8. Участвовать в управлении делами государства.
Седьмое задание: «Конкурс капитанов»
Капитаны команд должны дать, как можно больше ответов на вопросы, за 2 минуты. За конкурс максимум 5 баллов.
Вопросы для капитанов:
1.   Кому мешает громкая музыка поздно вечером? (Соседям, отдыхающим либо гражданам)
2.      В каких случаях человек имеет право на защиту своих прав и свобод с помощью суда? ( во всех случаях, ст.8: В случае нарушения основных прав, предоставленных Конституцией или законом, каждый имеет право на защиту своих прав и свобод с помощью суда.
3.  Куда пишут замечания в школе? (дневник)
4. Основной закон РФ, охраняющий права и свободы граждан? (конституция)
5.  С какого возраста наступает уголовная ответственность?(с 14л. ст.20 п.2 УК РФ)
 6. Существуют ли в мире страны, в которых работорговля разрешена законом? (нет, ст.4 : Работорговля запрещена во всех видах.)7.  Телефон скорой помощи? (03)
8.  Могут ли права и свободы человека быть ограничены? (да, ст.29 п.2)
     Права и свободы могут быть ограничены в той мере, которая необходима для обеспечения прав и свобод других.
9.  Какие люди могут принимать участие в управлении своей страной? (Любые, ст.21 п.1 Каждый имеет право принимать участие в управлении своей страной.)
10.  С какого возраста наступает административная ответственность?
                      (16 л. ст.2.3 АК РФ)
11. при отсутствии самостоятельного заработка подростка штраф взыскивается … (с родителей или лиц, их заменяющих);
12. в отношении несовершеннолетних применяется предупреждение – это вид ___________ взысканий. ( административных)
13.        Подружка светофора? (зебра)
14. Установившиеся правила общественного поведения.( Обычаи.)
15. Страна, где человек родился и вырос. ( Родина, Отечество.)
16.   На какой свет светофора можно перейти дорогу? (зелёный)
17. С какого возраста можно пить пиво подросткам? ( подросткам употребление спиртных напитков запрещено).
18. Административное задержание несовершеннолетних может длиться ________ (не более трёх часов).
19.   Телефон полиции? (02)
20.  Кто главный в школе? (директор)
21. Кому можно присутствовать при допросе подростка? (В допросе несовершеннолетнего обвиняемого, не достигшего 14-летнего возраста, обязательно присутствует педагог.)
22 . Наша Родина — Российская Федерация. Что означает слово «Федерация»? ( Союз, объединение.)
23. Самый главный город каждой страны. ( Столица.)
24 .Общее название всякого населения страны.( Народ.)
25. Как называется основной закон страны? ( Конституция.)
26. Человек, получивший от народа право на власть. ( Президент.)
27 .Человек, любящий свою родину.( Патриот.)
28. Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности. ( Гражданин.)
29 . Какие символы государства вы знаете? ( Флаг, герб, гимн.)
30. На каком материке расположена Россия?( Евразия.)
31. Как называются правила, которые устанавливает государство? ( Законы.)
32. Народное голосование, которое проводится по самым важным вопросам жизни государства. ( Референдум.)
33. Когда отмечается День России? ( 12 июня, в этот день в 1990 году принято решение о независимости России, а через год состоялись всенародные выборы первого Президента России.
34. Подростка могут задержать на 72 часа? ( да, если:
( - он будет, застигнут при совершении преступления;
- очевидцы прямо укажут на него как на лицо, совершившее преступление;
- на нём или на его одежде будут обнаружены следы преступления;
- у него нет постоянного места жительства. )35. В 2000-м году начался новый век и новая ... Ответ: Эра.
36. Как называется изображение-символ, которое показывает исторические традиции города, государства, семьи, отдельного лица? Ответ: Герб.
37. Что обозначают три цвета российского флага? Ответ: Белый цвет обозначает чистоту стремлений, синий — волю к миру, красный — готовность не жалеть своей крови при защите Родины.
Ведущий: Мы говорили о правах человека, но помимо прав у каждого у нас есть и обязанности. Как вы думаете, в каком соотношении находятся права человека и его обязанности как гражданина:
Обязанности имеют приоритет над правами.
Права имеют приоритет над обязанностями.
Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
Ведущий: Конечно же, права и обязанности существуют параллельно, во взаимосвязи. Объявляю следующее задание 8 – "Обязанности гражданина РФ".
Команды получают карточки с перечнем обязанностей. Задание командам: отметить те из них, которые являются обязанностями гражданина России, закрепленными в Конституции нашей страны. Время на выполнение задания-15 секунд. За правильно выполненное задание команда получает 1 балл.
Карточка "Обязанности"
1. Соблюдать законы.
2. Платить налоги.
3. Состоять в рядах, какой- либо политической партии.
4. Защищать Отечество.
5. Сохранять природу и окружающую среду.
6. Бережно относиться к памятникам истории и культуры.
7. Учиться, получать образование.
8. Участвовать в управлении делами государства.
Подведение итогов конкурса – слово председателю жюри.
Ведущий: Вот и подошла к концу наша викторина. Вы показали свои знания в области права. "Чтобы страна могла жить, нужно чтобы жили права" - сказал А.Мицкевич.
Вступая в третье тысячелетие, мы должны не только знать какие права нам даны, но и уметь активно защищать их, знать и выполнять свои обязанности, а также уважать права других людей.
Возможно лишь став активными гражданами своего государства, мы будем жить в более справедливом мире.
Спасибо за участие в викторине.
Рекомендации
Хотите, чтобы вас считали самостоятельными и ответственными людьми? Докажите это.
Желание получить признание сверстников может оказаться для вас ловушкой.
Находите в себе мужество говорить сверстникам «нет», что поможет вам избежать поступков, о которых потом пришлось бы сожалеть.
Научитесь уважать себя, и избежите многих бед.
Когда вы научитесь себя за что-то любить, тогда и окружающие заметят ваши привлекательные качества.
Родители, педагоги, должны быть вашими друзьями, источником советов и наставлений.