Решение аграрного вопроса в России
Тема: Решение аграрного вопроса в России (подготовка к отмене крепостного права в России)
I. Комментирование целей и задач.
Сегодня на уроке мы должны выяснить, почему крепостное право препятствовало дальнейшему экономическому развитию страны и являлось мощным дестабилизирующим фактором внутри российского общества, выявить особенности отмены крепостного права в разных губерниях и на основе работы с документами сформировать и предложить свои собственные варианты проектов решения аграрного вопроса. На следующем уроке мы познакомимся с реальными положениями земельной реформы и проанализируем историческое значение отмены крепостного права для развития нашей страны.
II. Актуализация знаний.
1 слайд – Что такое крепостное право? (Форма зависимости крестьян, при которой они наделяются землей, неся за пользование ею различные повинности и подчиняются судебной и административной власти помещиков. Крестьяне являются собственностью помещика). Понимание необходимости отмены крепостного права зародилось у передовой части русского общества еще в XVIII в. Идея безнравственности крепостного права стала составной частью мировоззрения читающего общества. Борьба с“мерзостью крепостного права” была лозунгом тайных обществ и основных течений общественной мысли первой половины XIX в. Верховная власть была вынуждена идти по пути решения назревших общественных и государственных проблем, принять такие законы, которые подтачивали устои крепостного права.
слайд 2 – Радищев, Новиков, декабристы, западники, славянофилы, революционное (Чаадаев,Белинский,Герцен,Огарев).
3 слайд – Как российские императоры относились к теме освобождения крестьян?
Екатерина II, осознала необходимость отмены крепостного права, но ничего серьёзного не предприняла, т.к. сама признавала, что «бороться с крепостничеством – значит лишиться трона»).Павел I Указ о трехдневной барщине (Павел I, 1797 г.)
Александр I не только осознал, но и сделал первые попытки решения крестьянского вопроса.
Какой указ был принят в его правление? (Указ о «вольных хлебопашцах 1803 г., а также отмену крепостного права в Прибалтике»).
Николай I Политика Николая I в крестьянском вопросе получила название «бег на месте».
Почему? (Несмотря на большое количество законов, никакого реального движения в сторону отмены крепостного права не было. Николай Павлович тогда говорил: «Я, конечно, самодержавный и самовластный, но на такую меру никогда не решусь»). И это в то время, когда всё передовое общественное мнение России однозначно высказывалось против крепостного права.
4 слайд. Вопрос: Почему же всё-таки до 1861 г. так и не было решительный действий правительства в этом направлении? Ответ:
1.Противодействие дворянства. Самодержавная власть в России учитывала прежде всего интересы дворянства, составляющую её социальную опору).
2. А так же крепостное право никак не влияло на международное положение России. Ведь на протяжении XVIII – XIX вв. крепостническая Россия вела частые войны с европейскими государствами, где крепостное право было отменено, и, как правило, их выигрывала. (Ряд русско-шведских войн, Отечественная война 1812 г.)
5 слайд. Переломным моментом стало поражение России в Крымской войне (вспомнить условия Парижского мирного договора 1856 г.)
Объясните слова В.О. Ключевского: «Севастополь многим открыл глаза». (Причины поражения в войне – её экономическая и политическая отсталость, для ликвидации которой необходимы были серьёзные реформы).
6слайд. АлександрII (портрет)
19 февраля 1855 г. на Российский престол вступил новый император – Александр II. Если рождение Александра I приветствовал Г.Р. Державин, то рождение Александра II – В.А. Жуковский, пожелавший ему в числе разных добродетелей особенно быть гуманным человеком (“… Да встретит он обильный честью век! Да славного участник славный будет! Да на чреде высокой не забудет Святейшего из званий: человек”).Сообщение учащегося:
“Император Александр II – сын царя, воспитанник поэта.
7 слайд.
Каково отношение Александра II к отмене крепостного права? (работа по документу).
Документ: Речь Александра II,произнесенная им 30 марта 1856 г. перед московскими губернскими и уездными предводителями дворянства:
“Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это не справедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувства, враждебные между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения к помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу”.
Вопрос: Как вы понимаете слова, что крепостное право лучше отменить “свыше, нежели снизу”?
(По мнению Александра II, крепостное право должна отменить сама власть и как можно скорее, поскольку затягивание этого вопроса может привести к волнениям со стороны крестьян и даже революции).
8. Слайд. Каковы же были основные причины отмены крепостного права? Работая с документами, выделите и запишите их себе в тетрадь.
Документ:
Кошелев А.И.: “Взглянем на барщинную работу. Придет крестьянин сколь возможно позже, осматривается, и оглядывается сколь возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше, -ему не дело делать, а день убить”.
Отчет III отделения: “Вообще крепостное состояние есть пороховой погреб под государством и тем опаснее, что войско составлено из крестьян же”.
Федоров В.А.: “Крепостной крестьянин фактически оказался полной собственностью помещика, который мог отнять у крестьянина все его достояние, а его самого с семьей или даже отдельно от семьи продать, подарить, отдать в залог; жену или детей крепостного крестьянина можно было обменять на борзых щенков, проиграть в карты. В своем имении помещик пользовался широкой административной и полицейской властью...”.
Саратовский журналист И. Горизонтов, вспоминая о крымской войне, писал: “Чувствовалось, что нас победила Европа не храбростью, не личной доблестью, а посредством умственного развития”.
9 слайд. (Работая с документами, ученики выделяют следующие причины отмены крепостного права)
Низкая производительность крепостного труда, нерентабельность хозяйств, основанных на подневольном труде, как следствие, крепостное право препятствует дальнейшему развитию сельского хозяйства.
Отсутствие личной свободы у крестьян препятствовало дальнейшему развитию промышленности. Предпринимателям неоткуда было взять наемных рабочих.
Крепостное право – угроза общественному спокойствию.
Крепостное право ничем не отличалось от рабства.
Поражение в крымской войне наглядно показало экономическую и военно-техническую отсталость страны. Крестьянская Россия не выдержала военного соперничества с коалицией более экономически развитых и технически лучше оснащенных европейских держав. Причиной этого было крепостное право.
Таким образом, крепостное право препятствовало дальнейшему экономическому развитию страны, грозило отодвинуть Россию в разряд второстепенных держав и являлось мощным дестабилизирующим фактором внутри российского общества.
3. Проекты крестьянской реформы.
Правительство желало в первую очередь узнать мнение помещиков о том, каким образом лучше отменить крепостное право. От помещиков ожидали инициативы в деле подготовки реформы. В итоге помещики Виленской, Ковенской и Гродненской губерний изъявили желание начать обсуждение будущей реформы. В ответ Александр II издал
В течение 1858 г. рескрипты были даны и остальным губернаторам, губернские комитеты начали свою работу. Учитель кратко рассказывает о подготовке реформы.
На доске рисуется схема государственных учреждений, которые занимались подготовкой реформы, рассказывается о задачах и функциях каждого из них, принятых документах и итогах деятельности. Учитель подчеркивает, что для работы комиссии обязательно собиралась статистика по земельным вопросам, производились расчеты, изучался опыт решения вопроса в Пруссии, Австрии и Франции.
Составление таблицы-схемы. Самостоятельная работа по учебнику (стр.139-141)
10 слайд выписать учреждения, занимавшиеся подготовкой реформы
Учреждения, занимавшиеся подготовкой реформы Обязанности
Секретный комитет с 3.01.1857 г. Главный комитет по крестьянскому делу. (великий князь Константин Николаевич) Завершение обсуждения проекта закона
Губернские дворянские комитеты об улучшении быта помещичьих крестьян.1858 г.В.И.Назимов, П.Н.Игнатьев
Рассмотрение материалов, представленных губернскими комитетами, составление единого проекта закона
Редакционные комиссии (председатель Я.И. Ростовцев)1859 г. Внесение поправок и изменений в проект
Портреты : Великого князя Константина Николаевича, В.И.Назимова ,П.Н.Игнатьева, Я.И.Ростовцева. Рескрипт-письмо монарха к подданному
Проблемно – проектная дискуссия. Класс разбивается на три группы, которым предлагается сформировать варианты проектов решения аграрного вопроса крепостниками, либералами и представителями революционного лагеря. Четвертая группа – правительство - должна выбрать приемлемый проект и обосновать свои решения. В процессе работы над проектами изучаются документы и выявляются особенности отмены крепостного права в различных губерниях. С этой целью детям предлагаются познавательные задания:
Слайд 11.
Задание 1. Перед вами – письма двух помещиков, написанных накануне отмены крепостного права. Они датируются 1857 годом .Авторы размышляют о возможном освобождении крестьян от крепостной зависимости. Подумайте, из каких губерний они написаны и почему столь противоречивое мнение об освобождении крестьян существовало в среде дворян? Чье мнение, на ваш взгляд, более соответствовало действительности?
“ Чем мы более отпустим людей на волю, тем мы более получим земли при освобождении крестьян, а ты сам знаешь, что у нас земли немного. Пожалуйста, убедись в моей правде, что каждый крестьянин, отпускаемый теперь на волю, хотя и с потерею для меня, сохраняет мне в будущем три или четыре десятины земли и что во всяком случае при появлении указа, чем у нас будет менее крестьян, тем будет для нас покойнее”.
“ Ты спрашиваешь меня насчет проектов уничтожения крепостного права. Я читал их со вниманием и грустью. Ежели теперь в России существует какой-либо порядок в народе, то с уничтожением крепостного права он совершенно разрушится… Скажу тебе, что вместе с дарованием крестьянам вольности государь подпишет мне и многим тысячам помещиков смертный приговор”.
Слайд 12. Варианты решения аграрного вопроса.
либералы, консерваторы, представители революционного лагеря
Сравнение проектов по основным вопросам:
О крестьянских наделах
О выкупах
О сроках освобождения
Слайд 13. Таким образом, можно выделить два ключевых слова проблемы, вокруг которой шли горячие споры : земля и выкуп. В зависимости от этого, были разработаны проекты освобождения крестьян.
Слайд 14.
1 группа. Либеральный проект, выражающий мнение помещиков нечерноземных губерний.
Основные положения:
освобождение крестьян с землей и имуществом без “переходного” состояния;
вознаграждение помещикам за землю и освобождение крестьян;
плата за выкуп личности крестьянина возложена на все сословия России;
слияние двух сословий – помещиков и крестьян в один земледельческий класс;
отмена крепостного права – первая реформа, далее будут другие.
2 группа. Консервативный проект, выражающий интересы помещиков- крепостников из черноземных губерний.
Основные положения:
оставление основной части земли в руках помещиков;
крестьянам надо дать минимум земли и хозяйства;
освободить крестьян без земли;
предоставить помещикам самостоятельно договориться с крестьянами: сколько земли, какой выкуп;
предоставить помещикам компенсацию за утраченную власть над крестьянами: дать власть над чиновниками и влиять на управление в государстве
3 группа. Радикальный проект реформ.
Основные положения:
освобождение крестьян с землей;
построение нового общества через общину и коллективные формы труда;
за землю помещикам предлагается выплата ничтожной суммы от государства.
4 группа. Правительственный лагерь.
Основные положения:
отмена крепостного права и наделение крестьян гражданскими правами;
особое крестьянское управление в деревне;
освобождение крестьян с землей.
Подведение итогов работы групп, формулирование общих выводов.
Подводя общий итог урока можно сказать, что сегодня мы сумели выяснить причины отмены крепостного права, разработали проекты крестьянской реформы, проанализировали ситуацию исторического выбора на примере различных вариантов отмены крепостного права. На следующем уроке учащиеся знакомятся с реальными положениями земельной реформы.