Сценарий внеклассного мероприятия по литературе, посвященный творчеству С.А.Есенина для 8-10 классов по теме: « Любви прекрасное мгновенье…» («Божественная босоножка» и «последний поэт деревни»)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 47» города Рязани














Сценарий внеклассного мероприятия по литературе, посвященный творчеству С.А.Есенина для 8-10 классов по теме:
« Любви прекрасное мгновенье»
(«Божественная босоножка» и «последний поэт деревни»)











Составила: учитель русского языка и литературы
Бондарец Юлия Викторовна
Домашний адрес:
Город Рязань, улица Белякова
Дом 30а кв. 10
Телефон: 8-910-624-18-85
Электронный адрес: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


2015год





Тема мероприятия:
« Любви прекрасное мгновенье»
(«Божественная босоножка» и «последний поэт деревни»)



Цели
* познакомить с периодом творчества, связанным с любовью к Дункан
* познакомить с любовной лирикой Есенина
* воспитывать эстетический вкус школьников
* расширить кругозор учащихся
* познакомить с новыми фактами биографии поэта
Оборудование: портреты С. Есенина и А. Дункан, сборники стихотворений поэта, афиши выступлений Дункан, компьютер, проектор, презентация на электронном носителе, музыкальное сопровождение мероприятия.

1.Организационный момент.
В зале звучит песня в исполнении Сергея Любавина «Пускай ты выпита другим..»
2.Постановка целей и задач мероприятия.

3.Представление информации: участники – ведущие, учащиеся, чтецы и исполнители романсов..На экране под музыку презентация «Живой Есенин»
(Музыкальное сопровождение)
Ведущий 1: Ее называли «божественной босоножкой», а он был «последним поэтом деревни». Ее уважали за мастерство и талант, тогда как о нём ходила «дурная слава хулигана». Ей завидовали за мировое признание, им восхищались! Своей любовью, они прочно изменили жизни друг друга!
Ведущая 2: История трагической любви двух необычайно одаренных людей - всемирно известной американской танцовщицы Айседоры Дункан и гениального русского поэта Сергея Есенина.
Ведущий 1: Необыкновенный талант Айседоры Дункан проявился очень рано. Едва научившись уверенно ходить, она уже плавно двигалась под музыку. Ей не нравился классический балет, она танцевала иначе  босиком, в лёгких развевающихся одеждах, свободно импровизируя под музыку. «Айседора танцует всё то, что другие люди говорят, поют, пишут, играют и рисуют,  писал поэт Максимилиан Волошин.  Она танцует Седьмую симфонию Бетховена и Лунную сонату, она танцует „Primavera“ Боттичелли и стихи Горация»
Ведущая 2: Вся жизнь Айседоры Дункан до встречи с Есениным  это трудное восхождение к успеху: гастроли, путешествия, обучение детей и череда любовных романов. Все были влюблены в Айседору Дункан, и все были готовы кинуть к её ногам деньги, славу, талант
Ученик 1: Она приехала в Россию летом 1921 года. Советское правительство пригласило Айседору для создания в Москве детской школы танца. Дункан сопровождали её ученица, приёмная дочь Ирма и камеристка Жанна. Айседора была ещё в расцвете славы, но злые языки утверждали, что в Европе интерес к «босоножке» идёт на спад.
Дункан уже бывала в России. В 1904 году она блистала на Петербургской сцене. «Красота, простая, как природа»,  отзывался об искусстве танцовщицы Станиславский, большой поклонник её таланта. По словам поэта Ходасевича, она была из тех людей, которые делали «ту эпоху».
Ученик 2: Прежде чем покинуть Лондон в июле 1921 года, Айседора нанесла визит к известной гадалке, которая сказала ей: «Вы собираетесь совершить длительное путешествие в страну под бледно-голубым небом. Вы будете богаты, очень богаты. Я вижу миллионы и миллионы и даже миллиарды, лежащие вокруг. Вы выйдете замуж»
Тут Айседора расхохоталась прямо в лицо гадалке и отказалась далее слушать подобный вздор.
Ведущий 1: Айседора, по своему собственному признанию, всю свою жизнь находилась в состоянии постоянной влюбленности. Но ее яркие романы быстро угасали, оставляя чувство опустошения и одиночества. Танец – первая и главная страсть ее жизни Второй страстью она называла любовь.
Ученик 3: Вы познакомитесь со многими знаменитостями Москвы художниками, поэтами, артистами. Хозяин мастерской Георгий Якулов, он работает с самим Таировым... Да, да, мне говорили... И все они замечательные. Когда явилась, уже совсем поздно, окружили, аплодировали, стреляли шампанским, чуть не залили ее знаменитую красную тунику. Илья не успевал переводить, и она раскланивалась, улыбалась, и взлетали, развевались и текли ее шифоны и шелка. Ура! Айседора пришла! Почему так поздно? Штрафной, штрафной царице жеста! Шампанского Айседоре! Пей до дна! Пей до дна! Ах, до дна, так до дна. И только затих взрыв встречи, только она приняла свою любимую позу полулежа на диванчике под деревянной лестницей, тут-то и обрушилось на нее это стихийное бедствие. Где же Дункан? Где она? Я всю Москву перевернул! Хочу Айседору! кричал и рвался Есенин. Я хочу видеть этого человека! От трубного голоса качался и отлетал плотный дым и, как листы от ветра, разлетались на пути все. Все в стороны! Я хочу видеть этого человека! А она как будто только его и ждала. Так и войдет в историю встреча, которая живет в воспоминаниях очевидцев как отблеск мгновенно вспыхнувшей страсти.

Ученик 4: Я не целовала его уже целых пятнадцать минут! Айседора полулежала на кушетке, а за спиной верный и недоступный Шнейдер. Все знает. Даже непостижимый русский язык. Без Ильи невозможно, но и с ним иногда тоже. Особенно сейчас, когда на коленях эта золотая голова. Как у Патрика... Сине-золотым вихрем, разметая всех и все на своем пути, он подлетел к ней, упал на колени и приник всем существом, словно всей своей жизнью. И она сама не узнала звук собственного голоса, когда он прозвучал соло во внезапной тишине только что шумного салона: За-ла-тая га-ла-ва! И откуда только взялись слова? Ведь вроде и не знала ничего на этом чужом языке. И все! Только всегда и вечно ласкать золотые волосы и баюкать это впервые увиденное и такое родное дитя... Айседора взяла его голову в руки и утонула в синей бездне восхищенных глаз. Ангел!
Ученик 5: Сергей Есенин стал часто посещать Айседору, а вскоре и вовсе переехал к ней в особняк на Пречистенке.
Чтец 1: (Исполняет на гитаре) или запись
Пой же, пой. На проклятой гитаре Пальцы пляшут твои в полукруг. Захлебнуться бы в этом угаре, Мой последний, единственный друг. Не гляди на ее запястья И с плечей ее льющийся шелк. Я искал в этой женщине счастья, А нечаянно гибель нашел. Я не знал, что любовь - зараза, Я не знал, что любовь - чума. Подошла и прищуренным глазом Хулигана свела с ума. Пой, мой друг. Навевай мне снова Нашу прежнюю буйную рань. Пусть целует она другова, Молодая красивая дрянь. Ах постой. Я ее не ругаю. Ах, постой. Я ее не кляну. Дай тебе про себя я сыграю Под басовую эту струну. Льется дней моих розовый купол. В сердце снов золотых сума. Много девушек я перещупал, Много женщин в углах прижимал. Да! есть горькая правда земли, Подсмотрел я ребяческим оком: Лижут в очередь кобели Истекающую суку соком. Так чего ж мне ее ревновать. Так чего ж мне болеть такому. Наша жизнь - простыня да кровать. Наша жизнь - поцелуй да в омут. Пой же, пой! В роковом размахе Этих рук роковая беда. Только знаешь, пошли их ... Не умру я, мой друг, никогда.
Ведущий 2: Позже Дункан скажет, что три года, проведённые в России, несмотря на все невзгоды, были счастливейшими в её жизни, и глубоко ошибочен вывод многих женщин, которые считают, что «после сорокалетнего возраста любовь несовместима с достоинством человека».
«Малиноволосая, беспутная и печальная, чистая в мыслях, великодушная сердцем,  писал об Айседоре художник Юрий Анненков,  Дункан пленилась Есениным. Роман был ураганный и столь же короткий, как и коммунистический идеализм Дункан».
Нет сомнения в том, что встреча с Айседорой оставили глубокий след в душе Есенина.
Чтец 2: (выразительное чтение или исполнение на гитаре)
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.

Был я весь - как заброшенный сад,
Был на женщин и зелие падкий -
Разонравилось пить и плясать,
И терять свою жизнь без оглядки.

Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз златокарий омут,
И, чтоб прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.

Поступь нежная, легкий стан:
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любит хулиган,
Как умеет он быть покорным.

Я б навеки забыл кабаки,
И стихи бы писать забросил,
Только б тонкой касаться руки
И волос твоих, цветом в осень.

Я б навеки пошел за тобой,
Хоть в свои, хоть в чужие дали...
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.

Ученик 1: Дункан была талантлива, щедра, непосредственна. Она была широко образованна, тонко чувствовала искусство, сама владела пером, о чём говорит написанная ею книга «Моя жизнь». Великая артистка, познавшая триумф, избалованная роскошью, капризная и своевольная, очень ревнивая. Друзья говорили, что вся её жизнь «сплошные прыжки через препятствия».
Айседору поразил «страстный напор славянской души». Покорили трепетная нежность, детскость, незащищённость души поэта, ничего подобного она не встречала никогда в жизни!
Ведущий 1: Об их союзе говорили много. Одни со злостью, завистью, другие с восхищением и симпатией. Третьи с состраданием
Ученик 2: Есенин звал возлюбленную «Изадора» на ирландский манер, как называла себя она сама. Их общению, конечно, мешало то, что Есенин говорил только по-русски, а Дункан  по-английски, французски и немецки. У Айседоры и её молодого поэта без конца возникали забавнейшие сцены, когда они хотели что-то внушить друг другу, ведь большая часть их языка состояла из жестов. В конце концов они нашли для себя ломаный английский язык, который понимали только они, но который годился на все случаи жизни.
Ученик 3: Танцы Айседоры сводили Есенина с ума. Особенно с шарфом. Без конца он просил её танцевать для своих друзей. «Замечательно она с шарфом танцует»,  говорил Есенин поэту Георгию Иванову.
Ученик 4: 12 апреля 1922 года в Париже умерла мать Айседоры Дункан. Танцовщица решила, что должна на время уехать из России. К этому её вынуждало и безнадёжное финансовое положение школы.
Но с Есениным Айседора расставаться не намерена, она надеется, что участие «первого поэта России» привлечёт к её гастролям внимание мировой печати. Чтобы ускорить получение визы для Есенина, пришлось зарегистрировать брак. Они пожелали носить двойную фамилию  Дункан-Есенин.
Ученик 5: А в том, что Есенин любил женщину намного старше себя, ничего удивительного нет: мог же знаменитый поэт и прозаик Альфред де Мюссе любить Жорж Санд Аврору Дюпен, и еще как любить! А она была старше его на двадцать лет.
Чтец 3:
Был он изящен,
К тому же поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину
Сорока с лишним лет
Называл скверной девочкой
И своею милой...
 Ведущий 2: 10 мая супруги на почтово-пассажирском самолёте вылетели в Берлин, где «Изадора,  пишет поэт,  вышла за меня замуж второй раз и теперь уже не Дункан-Есенина, а просто Есенина». Узнав об этом, репортёры осаждают гостиницы. Все выступления, встречи знаменитой пары широко освещаются в печати, обрастают слухами.
Поездка за рубеж, по мнению Дункан, должна была встряхнуть Есенина, отвлечь, излечить от депрессии. Но ни встречи со знаменитостями, ни красоты и достопримечательности других стран не затронули его души. Есенин топит тоску в вине, временами обещая встревоженной Айседоре не брать «три месяца ни капли в рот».
Ведущий 1: Айседоре пришлось много танцевать, чтобы их пребывание повсюду было обставлено с комфортом и доставило большое удовольствие. Сергей почувствовал себя в благах цивилизации, как рыба в воде, и требовал, чтобы ему каждый день мыли голову, чтобы у него была отдельная ванна, много одеколона, пудры, духов и т. п. Балерина с мировым именем была богата и готова все отдать, только чтобы ее любимый Есенин был счастлив. Кутежи, шампанское, фрукты, подарки. Она оплачивала все.
Ведущий 2: Но все чаще Айседора замечала Как он грустен... И как прелестна эта мягкая, чуть рассеянная улыбка... Но что это с ним?
Чтец 4:
Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком. Дух бродяжий, ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст. О, моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств. Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя? иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь... Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть... Ведущий 1: Айседора слушала потрясенно. Откуда этот человек, такой юный, все знает про нее, и про тот бег времени, ужас которого все настигает и настигает ее? Сейчас они оба были нерасторжимы в едином восприятии горечи жизни. Вошли Ирма и Илья, и Айседора сказала: Он читал мне свои стихи, и я поняла! Нет, это не модный поэт. Я слышу, что это музыка и что эти стихи написал гений!

(танец Айседоры и стихи Есенина в записи) «Читает Сергей Есенин» (видео)
Чтец 5:
Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть. Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде. Словно яблонный цвет, седина У отца пролилась в бороде. Я не скоро, не скоро вернусь! Долго петь и звенеть пурге. Стережет голубую Русь Старый клен на одной ноге. И я знаю, есть радость в нем Тем, кто листьев целует дождь, Оттого, что тот старый клен Головой на меня похож.

Ведущий 2: Пусть их любовь была странной и не доступной для понимания большинства. Однако все, кто был близко знаком с парой, были уверены, что Есенин и Дункан безумно любили друг друга. Было много ссор, битья посуды, пара неоднократно расходилась с громкими скандалами. Но неизменно возвращались друг к другу.
Ученик 1: Есенин и Дункан возвратились в Россию в августе 1923 года (поездка заняла пятнадцать месяцев). Айседора на платформе московского вокзала, держа Сергея за руку, сказала: «Вот я привезла этого ребёнка на его родину, но у меня более нет ничего общего с ним».
Ученик 2: Есенин же привёз в Россию из поездки множество костюмов, пар обуви, плащей, пальто, шёлковых рубашек, пижам и массу денег, и всё это он собирался раздарить приятелям. «Поэзия там никому не нужна,  с горечью рассказывал Есенин друзьям.  А с Изадорой адьо! Безвозвратно Я русский, а она не могу Я когда границу переезжал, плакал землю целовал»
Ученик 3: Айседора поехала в Крым, туда должен был приехать и Есенин. Несмотря ни на что, его там ждали. Но Есенин отправил ей телеграмму: «Я люблю другую женат счастлив Есенин».
Ведущий 1: Но на этом любовная драма с Айседорой Дункан не закончилась. Она появилась в Москве, и Есенину пришлось поехать к ней объясняться. Сделав несколько безуспешных попыток вернуть поэта, Айседора уехала из России во Францию. Это был не самый лучший период её жизни: конец любви и осень возраста. Ни о каких громких турне и гастролях не приходилось и думать, её время прошло.
Чтец 6:
Мне грустно на тебя смотреть, Какая боль, какая жалость! Знать, только ивовая медь Нам в сентябре с тобой осталась. Чужие губы разнесли Твое тепло и трепет тела. Как будто дождик моросит С души, немного омертвелой. Ну что ж! Я не боюсь его. Иная радость мне открылась. Ведь не осталось ничего, Как только желтый тлен и сырость. Ведь и себя я не сберег Для тихой жизни, для улыбок. Так мало пройдено дорог, Так много сделано ошибок. Смешная жизнь, смешной разлад. Так было и так будет после. Как кладбище, усеян сад В берез изглоданные кости. Вот так же отцветем и мы И отшумим, как гости сада... Коль нет цветов среди зимы, Так и грустить о них не надо.

(Танец Айседоры) «Есенин и Дункан. История любви, жизни и смерти» , на фоне его звучат слова ведущих.
Ведущий 2: В декабре 1925 года пришла весть о трагической гибели Сергея Есенина. В день похорон поэта на Ваганьковское кладбище пришли близкие женщины Есенина: Изряднова, Райх, Бениславская, Вольпин, Толстая Была оглашена и телеграмма, присланная Айседорой Дункан.
Ведущий 1: После смерти Есенина Айседора прожила всего два года. Она писала Ирме из Ниццы: «Я была потрясена смертью Сергея, но я оплакивала его и рыдала о нём столько долгих часов, что, кажется, истощила все человеческие способности к страданию»
Ведущий 1: Вечером 14 сентября 1927 года она села в гоночный автомобиль прокатиться «с ветерком». Набросив на плечи свой длинный красный шарф, Дункан дважды обмотала его вокруг шеи, закинув конец за спину, и села в автомобиль. «Прощайте, мои друзья! Я иду к славе!»  были её последние слова. По трагичной случайности шарф намотался на спицы колеса, и когда машина тронулась, он туго сдавил её горло.
Ведущий 2: Танец - жив, стихи - живы, значит, и они - живы, и их любовь - жива.

Заканчивается мероприятие музыкой ВИА «Голубые гитары» «Не жалею, не зову, не плачу»

При составлении мероприятия были использованы следующие источники:

Заголовок 1 Заголовок 215