Опускаем пальцы в краску
Опускаем пальцы в краску.
Серова Елена Ивановна
Педагог ГДОУ №97
Педагогу по ИЗО, работающему с детьми ОНР, необходимо использовать в своей работе художественные техники, которые можно рассматривать как упражнения, развивающие зрительно-моторную координацию, точность движения рук, способствующие коррекции нарушений мышечного тонуса кисти. В этом ситуации на помощь приходят нетрадиционные техники изобразительной деятельности.
Накорми птичку.
Для начала нужно научить ребят пользоваться красками и правильно держать в руках карандаши, фломастеры и кисти. Прикрепите декоративную птичку на краю мисочки с пшеном или другой мелкой крупой. Включите аудиокассету с пением птиц. Предложите ребятам покормить птичку, которая прилетела к ним в гости: взять щепотку крупы тремя пальчиками, поджав мизинец и безымянный, и насыпать её в мисочку тонкой струйкой, как бы протирая зернышки между подушечками пальцев. Когда птичка «накормлена», педагог просит ребят показать, как они её кормили. В благодарность за угощения добрая птичка научила ребят правильно держать кисточку, карандаш и фломастер: щепоткой из трех пальцев.
Педагог вставляет в сложенные щепоткой детские пальчики любой из необходимых художественных инструментов, поясняя, что два пальчика (большой и средний) должны его крепко удерживать, а указательный – придерживать сверху.
Построим муравейник.
Развитию коммуникабельности, способности к сотрудничеству помогает выполнение коллективной работы «Муравейник». Обозначьте на большом тонированном листе контуры будущей постройки и предложите ребятам «возвести» муравейник. Для рисования веточек, травинок, соломинок используйте фломастеры или карандаши различных оттенков зеленого, коричневого и желтого цветов. Поставьте веселую ритмичную музыку, пусть дети быстро заполняют контур разноцветными линиями, штрихами и черточками. Затем каждый из строителей поселит в новом доме своего муравьишку. Тельце муравьишки рисуют тремя прилегающими друг к другу отпечатками подушечек пальцев, предварительно опущенных в черную краску. (Для рисования пальцами лучше использовать специальные краски, но при правильной организации труда и должном контроле педагога подойдет и гуашь.) Лапки и усики дорисовывают фломастерами. Оживят работу листочки, случайно упавшие на муравейник или кружащиеся в воздухе, выполненные в технике отпечатывания свежими листьями. Свежий лист помещают на дощечку тыльной стороной вверх, окрашивают гуашью или акварелью и используют как печать, т.е. кладут на рисунок окрашенной стороной, накрывают салфеткой, слегка прижимают и аккуратно снимают. Если эта работа выполняется индивидуально, муравьишки изображаются способом отпечатывания гигиеническими ватными палочками. Они, как и пальчики, оставляют на листе круглые отпечатки, только меньшего размера.
Маленькая страна.
Предложенная техника позволяет изобразить целый «народец» маленькой страны: это жучки, паучки, гусенички. Гусенички изображаются так же, как муравьи, но, поскольку тельце их длиннее, отпечатков будет больше. Гусеницы должны быть разноцветными, яркими, контрастирующими с зеленой листвой. Я советую слепить гусеницу из пластилиновых шариков и перед началом рисования попросить детей последовательно дотронуться до каждого шарика, чтобы лучше понять технологию выполнения работы. Чтобы нарисовать паука или жука, достаточно сделать один отпечаток пальцем (тельце), а другой – ватной палочкой (головка). Лапки и рожки дорисовать фломастерами.
Крылья насекомых и лепестки цветков рисуются с помощью приема примакивания двухцветным мазком. В ячейки палитры выкладывают краски двух цветов, например белую и синюю. Затем весь ворс кисточки опускают в белую краску, а её кончик – в синюю. Этот же прием позволяет изобразить прозрачные крылья стрекозы и пчелы. Очень реалистичными кажутся выполненные в этой технике гроздья рябины или калины, кисти винограда, ягоды смородины, цветущие ветки черемухи. Тема «Маленькая страна» помогает и экологическому воспитанию детей. Вспомните с ребятами сказки «Муха - Цокотуха», «Дюймовочка», басню «Стрекоза и Муравей». Обратите внимание на то, что благополучие «маленького народца» во многом зависит от того, насколько бережного люди относятся к природе.
Опускаем пальцы в краску.
Следующий вид «забавного» художественного творчества родился из наблюдений за тем, как дети, не совсем верно выполняя рекомендации педагога, слишком глубоко окунали пальчики в краску, а затем старательно очищали их, вытирая о лист бумаги или салфетку. Чтобы изобразить розу с помощью этого приёма, опустите палец (до второй фаланги), например, в желтую краску, а затем круговыми движениями, как бы раскручивая спираль, со всех сторон вытирайте пальцы о бумагу. Оставшуюся на пальце краску убирают мокрой салфеткой. Затем опускают второй пальчик в краску другого цвета. Аналогичными движениями поверх желтой краски наносится красная. Для второго слоя лучше набирать на пальчик меньше краски, тогда лепестки будут выглядить нежнее. Испачканные краской пальцы тщательно вытирают мокрой салфеткой. Используя технику отпечатывания свежими листьями, цветок обрамляют зелеными листьями. Сочетая различные краски, дети могут придумывать разные сорта роз. На тонированном листе очень красиво смотрятся светлые цветы. Но детское воображение может создать удивительные, волшебные сиреневые, голубые, радужные розы. Предложите ребятам придумать для них названия, дать имена сказочных героев или своих мам.
Осенний лес.
Техника печатания поролоновыми тампонами усиливает контакт между рукой ребенка и рабочей поверхностью. Сжимая и разжимая упругий материал, ребенок активно массирует кончики пальцев. Если проводить работу под музыку, можно развивать у детей не только моторику, но и чувство ритма. Поролоновые тампоны для рисования несложно изготовить самим. Я использую в своей работе тампоны, которые ребенок легко удерживает в руке, длиной 8-10 и диаметром 3 см. Очень удачно в такой технике получается осенний лес. В пору золотой осени яркие пышные кроны деревьев напоминают разноцветную пену. Отпечатки поролоновых тампонов получаются «кружевными» и напоминают ажурные кроны деревьев. Емкости палитры заполняют слегка разбавленной гуашью желтого, красного, оранжевого, зелёного цветов. Дети опускают в краски кончики тампонов и печатают кроны, заполняя почти всю поверхность затонированного в цвет неба листа. Немного места в верхней и нижней части листа оставляют для неба, проглядывающего сквозь кроны деревьев, и поляны. В процессе работы дети наблюдают за «волшебным превращением красок», то есть за образованием новых цветов. Для изображения солнечной поляны на кисть набирается последовательно желтая, зеленая или коричневая краска (на кончик). Горизонтальными полосами изображается залитая солнцем поляна со слегка потускневшей травой. Стволы и ветви деревьев, проглядывающие сквозь кроны, изображают кистями вертикальными линиями, начинающимися приблизительно от середины кроны и оканчивающимися на поляне. В зависимости от навыков детей можно предложить им нарисовать тонкие и толстые стволы, используя кисти разных размеров. Если стволы получаются кривыми, это совсем неплохо, так как придает работе особое правдоподобие и выразительность.
Зимний лес.
Для изображения зимнего леса лучше использовать цветную бумагу. Заснеженные кроны деревьев и сугробы рисуют белой гуашью. Украсит картину желтая луна и звезды или кружащиеся в воздухе снежные хлопья. Для придания большей декоративности можно использовать в работе клей с блестками.
Лохматая кисточка.
Нередко педагог делает замечание детям: «Ты не правильно пользуешься кисточкой! Посмотри, какая она стала лохматая. С кистью так обращаться нельзя!». А может быть, стоит хотя бы один раз разлохматить кисточку специально и посмотреть, что может нарисовать наша «шалунья»? Оказалось, что она может очень многое, если ей сделать оригинальную «прическу». Кисточку с мягким ворсом смочите водой, тщательно промокните тканевой салфеткой и расправьте волоски в разные стороны, чтобы получилось подобие звездочки. (Кисточка при этом должна быть чуть влажной.) В ячейки палитры выкладывается неразбавленная гуашь. Кисточка лохматая, колючая, значит, у нас получатся замечательные котята, щенки, ежики, новогодние ёлочки и мягкие игрушки. Создавая портрет рыжего котенка, аккуратно наберите на кисть – звездочку оранжевую краску. Затем слегка коснитесь коричневой, что бы она окрасила только кончик ворса. Позвольте кисточке порезвиться, пусть она «прыгает» по листу. Тычками нарисуйте контур котенка, затем раскрасьте его при помощи этой же технологии. Когда отпечатки, оставляемые кисточкой, станут бледными, тщательно промойте её. Повторите всю процедуру снова. Глазки котенку нарисуйте пальцем, опустив его последовательно в зеленую и желтую краску, чтобы отпечаток получился «играющим», двуцветным. Гигиенической ватной палочкой нарисуйте зрачки и носик. Ротик, усы и коготки можно изобразить фломастером или тонкой кистью. Такая техника подходит и для изображения ежа. Наберите на кисточку – звездочку охру, а затем на её кончик черную краску. Нарисуйте «колючий» овал. Приведите кисточку в порядок и дорисуйте охрой мордочку. Глазки и носик удобно рисовать ватной палочкой.
Очень красивыми, «живыми» и колючими в такой технике получатся ёлочки. Используйте зеленую и (на кончиках ворса) синюю краски, тогда хвоя будет выглядеть естественнее. Елочку можно собрать, как пирамидку: сначала нарисуйте кистью – звездочкой ствол - вертикальную линию. Затем на него, как на ось пирамидки, «надевайте» ветви, изображая их дугами: самая большая дуга снизу, затем поменьше, еще поменьше и самая маленькая – у макушки. Можно Украсить елочку огоньками, используя рисование пальчиком. Наберите на подушечку пальца последовательно желтую и красную, желтую и оранжевую краски – огоньки будут светиться!
А как замечательно засияют нарисованные кисточкой – звездочкой созвездия сказочной Галактики: созвездие Бабочки, Золотой Петушок, Золушкин башмачок! Пусть дети помечтают, пофантазируют и сами придумают им названия. Рисовать звезды лучше всего желтой или белой гуашью на цветной бумаге темных тонов.
15