Конспект мастер-класса Пальчики помогают говорить
КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА
«ПАЛЬЧИКИ ПОМОГАЮТ ГОВОРИТЬ»
Стеклова Ирина Алексеевна
Воспитатель
МБДОУ детский сад № 257 городского округа Самара
Цель:
Повышение профессиональной грамотности педагогов дошкольных организаций в вопросах создания условий для речевого развития младших дошкольников.
Задачи:
1. Познакомить с методическим обеспечением, способами, факторами, принципами, приемами работы по данной теме;
2. Познакомить с вариантами создания условий для организации нетрадиционных развивающих пальчиковых игр;
3. Представить опыт педагогической деятельности использования нетрадиционных развивающих пальчиковых игр в младшем дошкольном возрасте
4. Создать условия для проигрывания педагогических ситуаций с участниками мастер-класса.
Оборудование:
Карандаши по количеству участников;
Мягкие прищепки по количеству участников;
Дидактическое пособие «Коробочка сказок», «Светофор»;
Листы бумаги формата А5;
Сенсорная книга «Веселые ежики»;
Подносы с крупой
Банка с пуговицами
Ход мастер-класса:
Добрый день, уважаемые коллеги! Прежде, чем начать свой мастер-класс, я предлагаю вам зарядиться положительными эмоциями. Для этого сначала постучим кончиками пальцев, а затем приветствуем друг друга – похлопаем, поаплодируем. Запомните свои ощущения и чувства. Оказывается на кончиках пальцев и на ладонях находится множество нервных окончаний. Массажируя их – аплодируя, мы повышаем настроение, заряжаемся положительными эмоциями.
Если Вы хотите, чтобы Ваша нервная система была спокойной, чтобы улучшилось настроение, найдите центральную точку ладони, нажмите на нее один раз большим пальцем. Поменяем руки. (Можно выполнить 10 - 20 раз).
С прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Пальчики помогают говорить».
Влияние речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста на развитие в целом трудно переоценить. Вместе с тем, работая с детьми данного возраста, столкнулась с трудностями малышей в произношении, задержкой речи, хотя дети здоровы.
Раньше считалось, что главное, от чего зависит речь – это речевое общение детей с окружающими людьми. И родителям часто давали совет – больше разговаривайте с ребенком.
На современном этапе научно доказан факт, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся рядом. Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. Ученые называют кисть руки «органом речи», таким же, как и артикуляционный аппарат.
Развитие мелкой моторики рук ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь ребёнка. Ведь моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга.
Коллеги, Вы наблюдали, что у некоторых малышей при выполнении мелких движений пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только вместе или пальцы «вялые». Как правило, это и есть воспитанники, испытывающие затруднения в речи. Говорящим детям удаются все или почти все упражнения, изолированные движения пальцев рук не вызывают затруднений.
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколений в поколения, т. к. люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливают почву для последующего формирования речи.
Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться.
Итак, чем выше уровень сформированности тонкой моторики, тем легче формируется у ребенка правильное звукопроизношение и усваивается навык письма и чтения в школе. Ведь хорошая речь – это важнейшее условие полноценного развития ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее отношения со сверстниками и взрослыми. Хорошо говорящий ребёнок – это успешный ребёнок.
Василию Андреевичу Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Поэтому развивать общую и мелкую моторику ребёнка необходимо с самого раннего возраста. Малышу необходимо всё потрогать, так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов.
Рассмотрим, какие задачи еще помогает решить пальчиковая гимнастика в развитии ребенка. Выскажите Ваше мнение? (Проводится по принципу мозгового штурма). (Повышает работоспособность головного мозга; развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение; развивает тактильную чувствительность; ориентировка в пространстве – справа, слева, вверх, вниз; снимает тревожность, развивает творческие способности и др.).В организации пальчиковых игр необходимо соблюдать важные правила:
Начинать пальчиковую гимнастику нужно с «разогрева», массажа, сгибания и разгибания пальцев. Можно постучать пальчиками друг о друга, похлопать в ладошки, потереть ладошки друг о друга, «погреть» их, постучать по столу, изображая «дождик» или клюющих курочек;
Возьмите в руки карандаш, ручку, потрите между ладонями.
Подбирать игры в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Взрослый следит за качеством выполнения, а ребенок сам определяет количество повторов;
Сопровождать игры стихами и потешками;
В играх обязательно должен участвовать каждый из 10-и пальчиков малыша (все вместе или поочередно). Обратите внимание на активность безымянного пальца и мизинца;
Выполните касание большим пальцем поочередно каждого пальца, начиная с указательного.
Подбирайте игры, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти;
Одинаково заботиться о развитии правой и левой руки.
Практическая часть.
Попробуем и мы с Вами поиграть в нетрадиционные игры по развитию мелкой моторики. (Совместно с педагогами проводится игротренинг):
Пальчиковые игры с элементами массажа.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы бумажку будем мять!
Мы бумажку будем мять!
Свои ручки развивать!
(Плотную бумагу берём со стола и мнём обеими руками, как будто лепим снежок).
В руку правую возьмём
И чуть-чуть её помнём.
Мы чуть-чуть её помнём
Левой ручке отдаём.
(Берём в левую руку и мнём только левой рукой) .В руку левую возьмём
И чуть-чуть её помнём.
На бумажку посмотри,
На что похоже говори! (Педагоги отвечают на что похожа их смятая бумажка).
Пальчиковые игры с предметами: карандашами, палочками, прищепками.
Берем мягкие бельевые прищепки. Прищепкой «кусаем» ногтевые фаланги пальцев (кроме большого).
Гусь.
Гусь стоит,
И всё гогочет.
Ущипнуть тебя он хочет.
Га - га – га - га!
Га - га – га - га! На каждое слово меняем пальчик, двигая прищепку от мизинца до указательного пальца и обратно.
«Театр теней». Ребёнок становится к мольберту, на который направлен яркий свет. Так создаётся эффект тени: руками можно показать голубя, собаку, бабочку и т. д. (Педагоги показывают названных животных).
Дидактическая игра «Коробочка сказок» (В коробку вставлены обрезанные верхние части от пластиковых бутылок разной величины. На крышки наклеены герои различных сказок. Несколько педагогов по желанию накручивают крышки разного диаметра и выстраивают диалоги между сказочными героями).Игры с пинцетом и пипеткой. Такими играми можно занять ребенка на длительное время. Также с помощью пинцета можно перекладывать мелкие предметы из одной емкости в другую. Это упражнение особенно хорошо тренирует координацию пальцев руки. Оно требует предельной концентрации внимания.
Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпать мелкую крупу (манку, пшено, рис). Провести пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Предложите ребенку нарисовать какие-нибудь предметы (шарик, дождик, волны, буквы и т. д).
«Играем с платочком». Берем носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Можно одновременно комкать и два платка руками.
У меня живёт проглот –
Весь платок он скушал, вот! Ребенок комкает, начиная с угла, платочек так, чтобы он весь уместился в кулачке.
Игра со спичечными коробками «Найди Машу»
Игры с бусинами, макаронами, сушками.
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, макароны, сушки и др. Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме. Наматывания веревочек.
Игры с пуговицами.
Совместно с родителями в нашей группе мы создали развивающую игру «Веселые ежики». Одна из задач этой игры – развитие сенсорных навыков и мелкой моторики. (Демонстрация игры).
Активное использование разнообразных пальчиковых игр и игровой мотивации в воспитательно-образовательном процессе с младшими дошкольниками повышает интерес детей к образовательной деятельности и может рассматриваться как один из путей повышения качества работы по речевому развитию детей.
В.А. Сухомлинского писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке. Тем умнее ребенок».
Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.Желаю всем творческих успехов.
Литература:
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.
Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. М., Гном и Д, 2001.
Ермакова С.О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. М.,2008.
Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 1999.
Максимова Е., Рахматуллина О., Травкина О., Черных А. Готовим пальчики к письму, Москва, «Обруч», 2011.