Практика. Система работы по патриотическому воспитанию в образовательном учреждении
Система работы по патриотическому воспитанию в образовательном учреждении
Галина Александровна Герман,
заместитель директора
по образовательному процессу.
МБОУ «СОШ №1» п.Ханымей
Пуровского района.
“Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло – ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать!”
В.А. Сухомлинский
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.
Прошло 70 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах. Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить.
И это не случайно. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.
При проблемно-ориентированном анализе ситуации, был проведен социологический опрос обучающихся по вопросам отношения к социальной общественно-значимой деятельности, школьники ответили на вопросы анкеты «Патриотизм – это …».
После анализа опроса была выявлена приоритетная проблема: нежелание некоторых подростков участвовать в социальной общественно-значимой деятельности, недостаточный престиж службы в армии в глазах подростков, недопонимание всеми обучающимися значения патриотизма.
Поэтому одним из приоритетных направлений воспитательной работы в нашем общеобразовательном учреждении является патриотическое воспитание школьников, формирование и развитие патриотических чувств.
Задача педагогов – формировать в детях любовь к Родине, доброжелательное и уважительное отношение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, прошлому своего народа, желание помогать взрослым. Воспитывать активность и самостоятельность, отзывчивость и сочувствие, доброту и радость за добрые поступки. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу и внимание. Выполнение задач патриотического воспитания в общеобразовательном учреждении возможно через включение обучающихся в мероприятия патриотической направленности.
Педагогами поставлена цель патриотического воспитания: обеспечить проведение комплексных мероприятий, направленных на формирование патриотизма и развитие чувства гражданского долга у обучающихся.
Определены задачи:
проведение научно-обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания молодежи;
утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, военной службы;
создание новой эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у молодежи верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству честному выполнению долга и служебных обязанностей;
создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы военно-патриотического воспитания молодежи, в том числе проходящей службу в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.
Актуальность патриотической деятельности в школе: определение места и роли воспитания у молодежи патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству как важного направления деятельности, основанной на научных положениях и принципах, а также условии, обеспечивающих эффективность ее функционирования как единой, комплексной постоянно развивающейся системы.
Духовно-нравственные ценности, формируемые патриотическим воспитанием:
приоритет общественно-государственных интересов над личными;
уважение к нравственным нормам;
сознательное отношение учащихся к духовным и семейным ценностям;
патриотизм, преданность своему Отечеству;
преемственность, сохранение и развитие лучших традиций русского народа;
самоотверженность и способность к преодолению трудностей;
гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;
социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права.
Направления патриотического воспитания:
военно-патриотическое;
историко – краеведческое;
культурно – патриотическое;
спортивно –патриотическое;
научно – патриотическое;
взаимосвязь школьного и воинского коллективов.
Создание системы патриотической работы в общеобразовательном учреждении предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, направленные на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.
Система патриотического воспитания включает в себя комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.
Умелое использование общеобразовательных предметов в целях патриотического воспитания служит одним из основных средств подготовки учащихся к защите Родины.
Уже в младших классах учащиеся осмысливают такие понятия, как «Родина», «Подвиг», «Патриот», «Воин-освободитель», узнают о победах российского народа, учатся любить свой край, свою Родину.
В настоящее время патриотическое воспитание младших школьников формируется как в процессе учебных предметов, так и во внеурочной деятельности, в рамках длительной воспитывающей игры «Арктическое путешествие», одна из задач которой - воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам, и обязанностям человека.
В среднем и старшем звеньях общеобразовательного учреждения функционирует оборонно-спортивный профиль обучения учащихся 10-11 классов. Организована работа клуба «Патриот», поискового отряда «Факел».
Кадетское движение в общеобразовательном учреждении это 28 неравнодушных, активных, инициативных ребят, настоящих патриотов своей страны. Кадеты оказывают помощь, участвуют в акциях, митингах, несут вахту памяти. Ежегодно кадеты являются победителями или призерами районных соревнований по военно-прикладным видам спорта «Во славу Отечества!», показывая лучшие результаты, как в физической подготовке, так и в теоретических знаниях. Торжественно и гордо они произносят:
«Каждый день наш и каждый наш помысел чист,Мы Отчизне верны и иного не знаем.Потому, свой отважный кадетский девизРуку к сердцу прижав, повторяем:Он молитва нашей жизниМы верны всегда ему:Богу – душу! Жизнь – Отчизне!Долг – себе! Честь – никому!»
Деятельность кадетского движения отражается на школьном стенде.
В общеобразовательном учреждении реализованы социальные проекты «Посылка ямальскому солдату», «Воспитать патриота своей страны».
Военно-патриотическое воспитание осуществляется, прежде всего, в процессе обучения.
На занятиях по ОБЖ старшие школьники знакомятся со спецификой воинского дела, готовятся к выполнению обязанностей солдата, познают особенности службы в армии, воспитывают в себе качества необходимые защитнику Родины. На уроках используются примеры из героического прошлого российской армии с целью воспитания у старшеклассников любви к Вооружённым Силам. На занятиях по огневой подготовке используется возможность показать превосходство российского стрелкового оружия. Изучение военной присяги помогает раскрыть важнейшие требования к морально - боевым качествам воина, показать, какую самую высокую обязанность берёт на себя воин, принимая присягу и вступая в ряды защитников Родины. Военно-полевые сборы служат проверкой практических навыков и позволяют учащимся оценить свою подготовку к защите Родины.
В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству.
Воспитательные мероприятия, уроки истории, обществознания, литературы направлены на формирование у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества - это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства.
Существенную роль в становлении гражданина и патриота своей страны играет литература. Анализ программ, показывает, что литературное образование ориентировано и на решение задач патриотического воспитания учащихся, на их подготовку к защите социалистического Отечества. Яркие образы защитников Родины, борцов за ее свободу и независимость учат любить Отечество, свой героический народ, показывают боевые и трудовые традиции.
В требованиях к уровню подготовки выпускников по литературе сказано: "Изучение литературы в школе призвано обеспечить воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции".
На уроках литературы формируются нравственные идеалы молодёжи на примерах положительных героев художественных произведений, устанавливается живая связь далёкого прошлого с современностью, воспитывается чувство гордости за нашу Родину, её народ. Преподаватели русского языка и литературы активно используют творческие работы учащихся на патриотические темы
Многие сочинения обучающихся становятся победителями в конкурсах различных уровней:
Некоторые из них: окружной конкурс «На страже родных рубежей» победителями стали:
Фокин Дмитрий. Сочинение: «Есть такая профессия – Родину защищать» (2011-2012 учебный год);
Каталёв Владимир. Сочинение: «Почему я хочу стать пограничником» (2012-2013 учебный год);
Погонышева Каролина. Сочинение: «Я буду носить зелёные погоны!»(2013-2014учебный год);
Муниципальный этап международного литературно-художественного конкурса для детей и юношества «Гренадёры, вперёд». Номинация «Слово о героях, слово о победах» - Победитель: Карпова Анастасия. Сочинение: «На страже огненной дуги» (2013-2014учебный год) и другие.
Направление «Культурно - патриотическое» включает в себя мероприятия:
празднования памятных дат, проведение викторин, конкурсов, организация выставок, просмотров кинофильмов патриотической направленности;
Направление «Военно-патриотическое» включает мероприятия месячника оборонно-массовой работы; мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (шефство над могилами ветеранов Великой Отечественной войны; выставление почетного караула, возложение гирлянды Славы; участие в акции «Парад Победителей»; «Георгиевская ленточка»; «Посылка ямальскому солдату»; участие в митингах; принятие присяги кадетами; проведение экскурсий, уроков Мужества, встреч с ветеранами войны; участниками боевых действий; участие в ежегодном поселковом мероприятии «Горячее эхо памяти», посвященное Дню воину-интернационалисту).
Направление «Спортивно-патриотическое»:
Ежегодно школьники участвуют в военно-спортивных играх «Зарница», «Взятие снежной крепости», в соревнованиях по военно-прикладным видам спорта «Во славу Отечества».
Такие игры оказывают положительное влияние на организационное укрепление коллектива, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины
Проведение мероприятий в рамках месячника оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы
Направление «Взаимосвязь школьного и воинского коллективов
Деятельность данного направления осуществляется через совместную организацию работы оборонно-спортивных лагерей, военно-полевых сборов, встреч с военнослужащими: военно-полевые сборы; участие в районных, окружных соревнованиях по военно-прикладным видам спорта «Во славу Отечества!»; Организация учебы в оборонно-спортивных лагерях; Встречи с военнослужащими, представителями русского казачества, посещение военных заведений, Организация выставок, участие в творческих конкурсах патриотической направленности.
Историко-краеведческое направление - познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за выполнение конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве.
Работа по историко-краеведческому направлению проводится как на уроках истории и обществознания, так и на занятиях элективных курсов «История русского казачества» и «Личность и история России».
Изучение истории помогает учащимся усвоить основные положения о воине и армии, о героических победах русского народа, о роли народных масс и личности в истории. Овладение историческими знаниями неразрывно связано с дальнейшим развитием и укреплением патриотических и интернациональных чувств. В кабинете истории размещены: «Уголок боевой славы», «История пионерского движения в школе».
В школе оформлен стенд «Великая Отечественная война 1941-1945гг., рассказывающий ребятам о дороге к Победе, о пионерах-героях, о маршалах войны, о героических подвигах людей
Направление «Научно – патриотическое» включает:
разработки проектов (Проект «Посылка ямальскому солдату» удостоен диплома 2 степени Всероссийского конкурса Национальной премии «Элита Российского образования» в номинации «Гражданское и патриотическое воспитание в образовании -2013г.; Проект «Воспитать патриота своей страны» удостоен диплома 2 степени в окружном конкурсе «Моя страна - моя Россия» -2014г.)
ведение исследовательских работ (исследовательская работа «Пионер –значит первый» удостоена диплома 2 степени XIV Международного фестиваля «Детство без границ» - 2012г.);
составление карты памятных мест п.Ханымей;
ведение летописи школы.
Патриотическое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно – нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: “Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!”
Вся работа, проводимая в общеобразовательном учреждении, по патриотическому воспитанию, дает свои положительные результаты. Ребята учатся в школе с увлечением, и это, пожалуй, радует больше всего. За последние годы ни один выпускник школы не пытался уклониться от службы в Вооруженных Силах России. При встрече с выпускниками, которые проходят службу в армии, курсантами военных училищ приятно слышать лестные отзывы о нашей работе в школе по военно-патриотическому воспитанию.
Наши обучающиеся с огромным желанием и интересом участвуют в уроках мужества, Днях воинской славы, в военно-спортивных играх, соревнованиях, акциях, участвуют в работе поисковых отрядов и других мероприятиях патриотической направленности.
Наши дети хорошо усвоили главное, что любовь к Родине – это проявление патриотизма, а защита Отечества – это долг и обязанность патриота.
Оценкой работы школы служат письма-благодарности солдат срочной службы, которым дети ежегодно отправляют посылки и письма в рамках акции «Посылка ямальскому солдату».
(В данной разработке размещены фотографии обучающихся МБОУ «СОШ№1» п.Ханымей Пуровского района, их участие в мероприятиях.)