ПАМЯТКА ПО РАЗВИТИЮ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ «НЕОБЫЧНЫХ ПРИМЕРОВ»
ПАМЯТКА ПО РАЗВИТИЮ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ «НЕОБЫЧНЫХ ПРИМЕРОВ»
Данная памятка поможет учителям-логопедам, дефектологам, психологам, педагогам и родителям в развитии языкового анализа и синтеза обучающихся начальной школы, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.
Языковой анализ – умение человека делить текст на предложения, предложения на слова, слова на слоги, слоги и слова на звуки (буквы). Языковой синтез, наоборот, предполагает составление текстов из предложений, предложений из слов, слов из слогов и звуков.
«Необычные примеры», созданные для развития данных способностей, помогают взрослым в интересной форме обучить детей и могут решать сразу несколько задач.
Образцы таких многофункциональных заданий предлагаются ниже. На их примере Вы сможете самостоятельно составить «необычные примеры», в зависимости от того, что необходимо закрепить обучающемуся.
Реши необычные примеры. Запиши получившиеся слова в тетрадь и анализ слова (выдели гласные, твердые и мягкие согласные, слоги и ударение).
Пример: (СТОЛИК-ИК)+БИК=СТОЛБИК
(ТАНЕЦ-НЕЦ)+ПКИ= ,
(БАЛЕТ-Т)+РИ+НА= ,
(ВЕНИК-НИК)+С+НА= ,
(КРОКОДИЛ-КОДИЛ)+ЛИ+К= .
2. Реши необычные примеры. Запиши получившиеся слова в тетрадь. Выдели мягкий знак в кружок. Сделай звуковой анализ слов.
Пример: (ПАЛКА-КА)+Ь+(РАМА-РА)= ПАЛЬМА
(КАМЕНЬ-КА)+ШЕ=,
ЛЬ+(ВИШНЯ-ШНЯ)+ЦА=,
РЕ+(МЕТРО-ТРО)+НЬ=,
(ПЕЧКА-ЧКА)+(ЛЬВЫ-ВЫ)+МЕНЬ=...,
(БОБРЫ-БРЫ)+(СОЛЬ-СО)+ШОЙ= .
3. Реши необычные примеры. Запиши слова в тетрадь. Выдели корни (вспомни, что такое сложные слова). Поставь ударение.
(ЛЕСОК-К)+(РУБИТЬ-ИТЬ)=?
(ВОДА-А)+(ОПАДАЕТ-АЕТ)=?
(СНЕГОВИК-ВИК)+(ПАДАЛ-АЛ)=?
(ПЫЛЬ-Ь)+Е+(СОСКА-КА)=?
(КНИГА-А)+О+(ЛЮБА-А)=?
(САМИ-И)+О+(ЛЁТЧИК-ЧИК)=?
(ПУЛЯЛ-ЯЛ)+Е+(МЁТЛЫ-ЛЫ)=?
4. Реши необычные примеры. Запиши слова в тетрадь. Объясни их значение. Выдели корни. Поставь ударение. Устно придумай с ними предложения.
(ЛЕСТНИЦА-ТНИЦА)+(ПРОВОЗ-ПР)=?
(ОГНИ-И)+(СВЕТ-СВ)+(СУШИТЕЛЬ-С)=?
(ТРУДНЫЙ-НЫЙ)+О+(ЛЮБИТЬ-ТЬ)+Е=?
(САМЫЙ-ЫЙ)+(БОК-Б)+(БРАТ-БР)=?
(ЗЕМЛЯ-Я)+(ЭКЛЕР-ЭКЛ)+(ВОЙ-В)+(БОКА-БО)=?
5. Реши необычные примеры в уме. Запиши ответы в тетрадь. Сделай разбор слов по составу. Подпиши над каждым словом какой Ь и Ъ знак в нём встретился (смягч. Ь, разд. Ь, разд. Ъ)?
1. (школьник-ик) + (больная-больн) =
2. (ручьи-чьи) + ж + (бельё-бел) =
3. (распев-рас) + у + (сирень-сире) + я =
4. (влил-лил) + (съел-ел-с) + (проезд-про) =
5. (обои-ои) + ъ + (явка-ка) + (лень-ь) +ие =
6. (во+р) + (объелся-ъелся) + (лось-лос) +и =
7. (прошёл-шёл) + л + (моль-мол) + (врёт-вр) =
8. (мел-л) + (дважды-ажды) + (ель-ль) + (ложь-ло) + я =
9. (шаль-ль) + (луна-на) + (гавань-гава) + (семья-семь) =
10. (предел-ел) + (въезд-в-езд) + (явный-ный) + (залил-зал) =
6. Реши необычные примеры в уме. Запиши ответы в тетрадь. Сделай разбор слов по составу. Подпиши над каждым словом какой Ь и Ъ знак в нём встретился (смягч. Ь, разд. Ь, разд. Ъ)?
1. (вьюга-га)+(балон-бало)+(седло-седл)+к=
2. (печенье-ченье)+(гурьба-гу-ба)+е+(еловая-ело)=
3. (пчёлы-ёлы)+(енот-нот)+(лью-ю)+(сник-с)=
4. (рубят-ят)+иль+(сани-са)+(килька-лька)=
5. (спор-с-р)+в+(торт-рт)+(варенье-ва)=
6. (болото-ото)+(весь-вес)+(ширь-рь)+(нос-ос)+(качество-каче)=
7. (хлопоты-оты)+(соль-сол)+(земля-земл)=
8. (жало-ало)+у+(желе-еле)+(кожа-ко-а)+(страданье-страд)=
9. (учат-ат)+(верит-вер)+ель+(кон-ко)+(пицца-п-ц)=
10. от+(разъём-раз-ём)+(яд-д)+в+(лень-ь)+(горный-гор)=
15