Конспект урока по теме Соцветия
Конкурс «Планета открытий – 2016»
Номинация: «Урок (занятие) с использованием современных информационно-коммуникационных технологий»
Тема разработки: «Соцветия».
Предмет: биология.
Класс: 6
Автор: Кутлина Елена Васильевна,
учитель МБОУ «Ершовская средняя общеобразовательная школа»
Описание разработки.
Данная разработка урока предназначена для применения ее на уроке биологии в шестом классе.
В эпоху стремительного развития высоких технологий, расширения информационного пространства формируется новый тип мышления, меняются требования к личности. Соответственно меняется и учебный процесс. Современному ученику уже недостаточно и неинтересно, когда единственными источниками информации в школе являются учитель и учебник. Решить эту задачу, на мой взгляд, поможет использование в образовательном процессе информационно - коммуникационных технологий (ИКТ), новых методов обучения.
Применение ИКТ предоставляет обучающимся новые средства обучения и познания; открывает доступ к разнообразным источникам информации; дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных навыков; позволяет реализовывать принципиально новые формы с применением средств мультимедиа и Интернет – технологий. Поэтому уроки с использованием ИКТ, такой как этот, будет интересен учащимся. Данная разработка имеет актуальность и практическую значимость, она в достаточном объеме содержит наглядный материал помогающий учащимся не только познакомиться с новой темой, но и проверить свои знания в ходе урока.
Разработка урока по биологии.
6 класс
Тема: Соцветия
Цель: формирование представлений о типах соцветий и их значимости в природе.
Задачи: познакомить учащихся с типами соцветий и их биологической значимости; способствовать развитию логического мышления учащихся, навыков самостоятельной работы; содействовать воспитанию чувства товарищества, экологическому воспитанию учащихся.
Планируемые результаты: Предметные. После проведения урока учащиеся смогут определять вид соцветия, называть биологическое значение соцветия, наиболее часто встречающиеся соцветия.
Личностные. Смогут более ответственно относиться к учебе.
Метапредметные. Смогут применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, смогут устанавливать аналогии, овладеют основами самооценки.
Межпредметные связи: информатика, чистописание, чтение.
Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Ресурсы: презентация по теме, ПК учителя, медиапроектор, интерактивная доска, раздаточный материал (гербарий), учебник, рабочая тетрадь.Тип урока: комбинированный.
Технологическая карта урока
Этапы урока Деятельность учителя Планируемая деятельность учащихся
Развиваемые УУД Скриншоты применения интерактивной доски
Орг.момент
Учитель приветствует учащихся.
Проверяет готовность обучающихся к уроку. Обучающиеся приветствуют учителя. Повторение имеющихся знаний.
На прошлом уроке вы изучили строение цветка. Вспомним его основные части, выполнив проверочную работу. (Слайд 1). Подпишите названия частей цветка.
Выполните взаимопроверку в парах поставьте оценки. «5», если все ответы верны, «4», если верно выполнены 10-11, «3» если верно 9-6 ответов, «2» меньше 6 ответов верны.
Учащиеся выполняют работу с дальнейшей взаимопроверкой в парах.
Регулятивные УУД: волевая саморегуляция.
Личностные УУД: смыслообразование.
Коммуникативные УУД: умение сотрудничать со сверстниками, оценивать их работу.
Регулятивные УУД: оценка. слайд 1
слайд 2
Активизация познавательного интереса
Перед вами два растения. Скажите, как они называются? (Слайд 3).
Посмотрите внимательно на цветки, чем они отличаются?
Ребята, наш урок посвящен растениям, у которых цветки, как у ландыша собраны в группы. Тема урока «Соцветия». (Слайд 4).
Учащиеся называют растения.
Учащиеся выдвигают предположения.
(У тюльпана - одиночный цветок, а у ландыша цветки собраны в группы).
Учащиеся записывают дату и тему урока в тетрадь. Личностные УУД: смыслообразование,
Познавательные УУД: анализ с целью выявления признаков. слайд 3
слайд 4
Постановка цели и задач урока Как вы думаете, каковы цели нашего урока?
Учитель открывает 5 слайд, и озвучивает цели.
- выяснить, что называется соцветием;
-какие бывают типы соцветий,
-в чем заключается биологическое значение соцветий.
Учащиеся формулируют цели урока.
Регулятивные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.слайд 5
Изучение нового материала
Как вы думаете, что же называется соцветием?
А теперь откройте учебник на странице 139, параграф 29. Найдите, что называется соцветием.
Запишем в тетрадь данное определение. (Слайд 6).
Какое на ваш взгляд биологическое значение соцветий в природе? (Слайд 7).
Цветы становятся более заметными.
Дают наибольшее количество пыльцы.
Лучше привлекают насекомых.
Ребята посмотрите внимательно на растения, лежащие перед вами.
Как вы думаете, строение этих соцветий одинаковое или разное?
Учитель демонстрируя слайды, комментирует их.
Соцветия по своему строению бывают простые и сложные. (Слайд 8).
Простыми называются соцветия, если все цветки растения расположены на главной оси.
Сложными называются соцветия если от главной оси отходят боковые оси, на которых находятся цветки.
К простым соцветиям относят следующие:
Кисть
Колос
Зонтик
Головка
Початок
Корзинка
Щиток
Завиток
К сложным:
Метелка
Сложный колос
Сложный зонтик (Слайд 9).
(Слайд 10). Соцветие кисть. Отдельные цветки расположены один за другим на хорошо заметных цветоножках, отходящих от длинной общей оси. Примером такого соцветия является капуста, ландыш, люпин, черемуха.
(Слайд 11). Соцветие колос. Отдельные цветки не имеющие цветоножек располагаются на общей оси соцветия. Например, ятрышник, подорожник.
(Слайд 12). Соцветие зонтик. Цветы на цветоножках выходят из вершины оси соцветия. Примеры: первоцвет, чистотел.
(Слайд 13). Соцветие початок. На толстой, обычной мясистой оси соцветия располагаются цветки, не имеющие цветоножек. Например, белокрыльник, аир, антуриум.
(Слайд 14). Соцветие головка. На укороченном (часто утолщенном) общем цветоносном побеге располагаются сидячие цветки. Примеры: клевер, мордовник.
(Слайд 15). Соцветие корзинка. На утолщенном и расширенном ложе соцветия располагаются мелкие сидячие цветки. Снаружи это соцветие защищено зелеными листьями – оберткой. Например, одуванчик, астра, подсолнечник.
(Слайд 16). Соцветие щиток. На удлиненном общем цветоносном побеге располагаются цветки на цветоножках разной длины – нижние более длинные, а верхние – короче. Примеры: боярышник, садовая груша.
(Слайд 17). Соцветие завиток. От главной оси несущей один цветок, ниже отходит другая одноцветковая ось, затем третья, а далее более молодая часть с нераспустившимися цветками. Например, незабудка, окопник.
(Слайд 18). Соцветие сложный зонтик. От верхушки общего цветоносного побега отходят простые зонтики. Например, морковь, укроп.
(Слайд 19). Соцветие сложный колос. На длинном, тонком общем цветоносном побеге располагаются простые колоски, состоящие из 2-3– х. сидячих цветков. Например, ячмень, пшеница.
(Слайд 20). Соцветие метелка. На длинном, тонком общем цветоносном побеге располагаются простые кисти. Примером являются: сирень, виноград.
Учащиеся формулируют определение.
Ребята находят определение понятию соцветие, один ученик зачитывает вслух. Определение записывают в тетрадь.
Учащиеся формулируют предположения.
Дети отвечают на вопрос. (Разное).
Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем
и сверстниками;
сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
умение слышать мнение другого человека.
Регулятивные УУД: высказывать свои предположения на основе полученной в ходе работы информации
осознавать степень усвоения учебного материала на разных этапах урока
и коррекцию
Познавательные УУД: работать с учебником,
уметь вести самостоятельный поиск информации, анализировать её, выделять главное,
Личностные УУД: уметь слушать и слышать мнение других людей. слайд 6.
слайд 7.
слайд 8.
слайд 9
слайд 10.
слайд 11.
слайд 12.
слайд 13.
слайд 14.
слайд 15.
слайд 16. слайд 17
слайд 18.
слайд 19.
слайд 20.
Первичная проверка понимания. Физминутка. Ребята, давайте проведем небольшую разминку: «Простое – сложное». Если я называю простое соцветие, вы хлопаете, если сложное – топаете: простой колос, сложная кисть, метелка, простой зонтик, корзинка.Учащиеся выполняют действия по условию игры. Регулятивные УУД: умение применять полученную информацию.
Коммуникативные УУД: умение слушать учителя.
Личностные УУД: реализация установок здорового образа жизни слайд 21.
Первичное закрепление Сейчас вам предстоит выполнить лабораторную работу по инструкции. Каждая группа получает гербарий и заполняет таблицу. Ребята работают в группах. Регулятивные УУД: планируют деятельность в учебной ситуации, определяют способы достижения цели.
Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Личностные УУД: признавать право каждого на собственное мнение.
Познавательные УУД: уметь оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради; анализировать представителей растительного мира.
слайд 22.
слайд 23.
Контроль усвоения Ребята, мы с вами изучили все вопросы урока, а сейчас проверим, как вы усвоили материал с помощью тестовых заданий. Выберите один правильный ответ из предложенных.
Тестовые задания
1. Соцветие – это:
а) группы цветков, расположенных близко один к другому в определенной последовательности
б) видоизмененный побег
в) видоизмененный цветок
2. Простым называется соцветие, у которого:
а) цветки располагаются непосредственно на главной оси
б) цветки располагаются на боковых побегах
в) цветки располагаются на верхушках побегов
3. Сложный колос у:
а) ромашки
б) вишни
в) пшеницы
4. Соцветие корзинка у:
а) вишни
б) астры
в) сирени
5. Соцветие сложная кисть или метелка у:
а) сирени и вишни
б) ландыша и черемухи
в) сирени и винограда.
Взаимопроверка в парах. Проверьте работу своего товарища с помощью кода правильных ответов, который вы видите на доске. Оценка соответствует количеству правильных ответов в тесте.
Учащиеся в тетрадях записывают ответы на вопросы теста, затем выполняют самопроверку. Познавательные УУД: выделять существенные признаки биологических объектов.
Регулятивные УУД: умение применять полученную информацию.
слайд 24.
Итоги урока. Рефлексия
Что нового вы узнали на уроке?
(Слайд 25).
Коммуникативные УУД: излагают свое мнение в диалоге, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания.
Личностные УУД: учатся критически осмысливать творческий процесс.
Слайд 25.
Домашнее задание
Прочитать параграф 29.
Выучить названия и схемы соцветий.(Слайд 26).
Запись домашнего задания Регулятивные УУД: ставить учебную цель.
слайд 26.
Оценивание
Ребята, у меня на доске побег, но она пока без цветов. Я прошу вас, помогите соцветию распуститься. У каждого из вас лежат цветки. Если вам понравился урок, то прикрепите красный цветок, если не очень понравился – белый цветок, если совсем не понравился – синий.
Какое соцветие у нас получилось?
Ребята, вы замечательно работали на уроке. Как это соцветие тянутся к свету, так вы стремились сегодня к знаниям.
Урок окончен, спасибо всем за работу.
Дети прикрепляют выбранный цветок к доске. Коммуникативные УУД: излагают свое мнение; адекватно оценивают свою работу. Интернет – источники.
.https://im0-tub ru.yandex.net/i?id=3e6bb55524b9b528af4b500a8bbf4617&n=33&h=215&w=316
http://ppt4web.ru/biologija/socvetija.html
http://www.metod-kopilka.ru/images/doc/13/6988/img18.jpg
http://photoflowery.ru/photo/b9/b9cbe648461573b05a50f8f76f6fa716.jpg
https://im3-tub ru.yandex.net/i?id=ad49c67281d7a6271b8329e1ba0f5a1d&n=33&h=215&w=174
https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=03c3c8a0f639a11ed947118bdfe44d5f&n=33&h=215&w=385
http://www.coollady.ru/pic/0004/038/038.jpg
https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=ca1042a6cc61f6fce19c6016197f4c15&n=33&h=215&w=344
https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=f214f48558a2dbf94f8a5bf412e89038&n=33&h=215&w=323
Литература.
Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ В.В. Пасечник. – 13-е изд., Стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 304 с.: ил.
Биология. Бактерии.Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Пасечник/ авт.-сост. Н.И. Галушкова. – Изд. 2-е – Волгоград: Учитель, 2014. – 271 с.