Конспект урока по теме: соцветия


Урок на тему: «Соцветия»
Цель: сформировать у учащихся представление о соцветиях, их значении в природе, ознакомить с разновидностями соцветий.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с соцветиями растений, рассмотреть их строение, показать их биологическое значение в жизни растений.
Развивающие: продолжить развитие умений выявлять приспособленность строения органов растения к выполняемым функциям; продолжить развитие умений работать с рисунками и схемами, выявлять сходство и различие, анализировать, обобщать и делать выводы.
Воспитывающие: воспитывать организованность в работе, аккуратность работы в рабочих тетрадях при выполнении лабораторной работы и работе на доске.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка изученного материала.
1. Работа с цифровыми образовательными ресурсами «Цветок, соцветие»
Задание: Определите части цветка и его главных частей
Вопросы эрудита:
1. В начале цветения огурцов распускаются цветки, так называемые «пустоцветы», а затем появляются цветки с «огурчиками». Можно ли получить урожай огурцов при отсутствии пустоцветов? («Пустоцветы» - это тычиночные цветки, в которых образуется пыльца необходимая для опыления и оплодотворения женских цветков.)
2. Для озеленения улиц в городах сажают тополь. Это дерево быстро растет и образует ветвистые кроны. Однако в начале лета люди некоторых улиц бывают недовольны тополем: с него летит пух, который попадает в глаза, нос, застревает в волосах, залетает в открытые форточки. На других улицах в это же время пуха нет, хотя тополей такого же возраста растет много. Как можно объяснить это явление? (Тополь – это двудомное растение, на одном дереве развиваются женские – пестичные цветки, из которых образуются плоды с семенами, а на другом дереве развиваются мужские (тычиночные) цветки, которые служат для опыления и плодов с семенами не образуют.)
3. Выпускницы школы Аня и Юля посадили в плодово-ягодном отделе пришкольного участка два саженца облепихи. Через несколько лет девочки пришли в школу поздравить своих учителей с новым учебным годом и увидели свои деревца. Одна облепиха была усыпана ярко-желтыми ягодами, а на другой ягод совсем не было. Расстроилась Аня. Подруга, улыбнувшись, сказала: «Не огорчайся. Без твоей облепихи и на моей ягод не было бы.» Права ли Юля? (Да, права. Так как облепиха – двудомное растение, на женском экземпляре выросли ягоды, а на мужском развиваются тычиночные цветки, которые образуют пыльцу, необходимую для опыления и оплодотворения женских цветков.)3. Изучение нового материала.
1. Объяснение учителя с элементами беседы и демонстрацией схем соцветий и примеров растений в демонстрационном виде.
- Ребята, послушайте сказку, но не простую, а биологическую:
В некотором цветковом царстве, покрытосеменном государстве жили-были жители. Были среди них жители знатные – имели они крупные цветки с яркой окраской да сильным ароматом. Часто в гости к ним жаловали гости заморские, полакомиться угощением: сладким нектаром, да вкусной пыльцой. Были в этом царстве-государстве и другие бедные жители – мелкие да неприметные. И красивы они были, и аромат у них был приятный, и нектар вкусный да сладкий. Но гости заморские к ним не хаживали, потому что не замечали их. Обидно было этим жителям. И вот решили они объединиться. Может, вместе они заметнее станут? Так и вышло. Вот так в этом славном государстве восторжествовала справедливость. Наряду с крупными одиночными жителями появились группы - ……… (Соцветия).
Запишите тему сегодняшнего урока.
Вопросы к сказке:
- О каком царстве-государстве говорилось в сказке? (Царство растений, отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения.)
- Кто были жители этого царства? (Знатные жители - Цветковые растения с крупными цветками, бедные жители – Цветковые растения с мелкими цветками.)
- Кто такие гости заморские? (Насекомые.)
- Чем привлекали к себе заморских гостей (насекомых) знатные жители царства? (Яркой окраской венчика цветка, приятным ароматом, вкусным нектаром и пыльцой.)
- Как бедные жители сумели привлечь к себе насекомых? (Они объединились в группы – соцветия.)
- В чем состоит биологическое значение соцветий? (Мелкие цветки, собранные в соцветия, хорошо заметны для насекомых – опылителей.)
2. Работа с терминами.
Запишите что такое соцветие.
Соцветие – группа цветков, расположенные в определённом порядке.
3. Работа с раздаточными карточками.
Соотнесите тип опыления и признаки растений.
4. Работа с демонстрацией.
Простые соцветия: кисть (черёмуха, ландыш, пастушья сумка)
Колос (подорожник)
Головка (клевер, лук)
Початок (кукуруза)
Завиток (картофель, медуница)
Зонтик (вишня)
Щиток (рябина)
Сложные соцветия: Сложная кисть – метёлка (овёс, кукуруза)
Сложный колос ( рожь, пшеница)
4. Рефлексия
1. Лабораторная работа с карточками.
2. Работа с цифровыми ресурсами «Цветок, соцветия».
5. Д.з.
П. 23,24 прочитать, конспект выучить. По желанию составить загадки о соцветиях в стихах