Социально — экономическая программа Экономика. Успех. Карьера. (Обобщение опыта)
Описание проекта.
Проект «Экономика, карьера, успех» представляет собой систему экономического образования и воспитания, начиная со 2-го класса и заканчивая 11-м классом.
В начальной школе – это реализация программы обучения экономики в начальной школе «Первые шаги в экономику», в ходе которой ученики знакомятся в игровой форме с такими основными экономическими понятиями как «общественные блага», «доход», «товар», одновременно изучая окружающий социум: семью, свой район, город. Программа «Первые шаги в экономику» включает в себя следующие курсы: для учеников 2-х классов «Моя семья», в ходе изучения которой учащиеся знакомятся с профессиями родителей, с распределением обязанностей в семье, то есть даётся начальное представление о таком экономическом понятии как «разделение труда». Также учащиеся изучают тему «семейный бюджет», знакомясь с понятиями «доход» и «расход». В этом классе ребята начинают составлять родословную своей семьи. Данная программа имеет большую социальную направленность, формирует семейные ценности.
В 3-м классе курс называется «Наш микрорайон». Ученики не только углубляют и расширяют знания экономических понятий, полученные во 2-м классе, но и знакомятся с производственной и социальной инфраструктурой микрорайона и района в целом, происходит первоначальное знакомство с такими понятиями как «материальное и нематериальное производство», «социальная и производственная инфраструктура», с основами социального градостроительства – то есть законами размещения социальных объектов в районе в соответствии с экологическими и социальными требованиями. В данном случае используются не только экономические умения и навыки, но и знания и умения, полученные учащимися на других учебных предметах. Кроме того, учащиеся получают элементарные представления о таком сложном экономическом понятии как «маркетинг», анализируя при этом местоположение торговых точек в районе. Изучение этого курса предполагает совершение экскурсий на наиболее важнейшие промышленные и социальные объекты района, а также знакомство с историческими достопримечательностями района, что имеет большое воспитательное значение. Мы изучаем исторические достопримечательности Приволжского района, такие как озеро Кабан, Архирейские дачи, Авдотьино ущелье. Этот материал был собран учащимися гимназии в 2005 году в процессе реализации данной программы ученицами 9 класса и оформлен в виде фильма «Неразгаданные тайны Приволжского района».
В 4-м классе ученики продолжают изучение экономики и социальной системы уже в масштабе города во время изучения курса «Мой город». Также как и в третьем классе изучение курса предполагает большое количество экскурсий, которые помогают узнать не только экономику города, но и в большей степени познакомиться с историей города и культурой народов, населяющих Татарстан и Казань. Мы составляем карту города с нанесением исторических достопримечательностей, которые посетили во время экскурсий. Самая первая тема «Как работает общество» позволяет понять учащимся основные принципы деятельности общества в доступной для данного возраста форме. Большую возможность для изучения гражданских вопросов дают такие темы как «Для чего нужны налоги», «Как работает правительство». Мы говорим о том, для чего существуют налоги, в игровой форме в виде ролевой игры «Деятельность фабрики». На этих занятиях говорим о финансировании социальных объектов и социальных служб.
Особенности методики преподавания экономики в этом возрасте является многообразное использование игровых элементов. Игра, в свою очередь, позволяет создать для ребёнка наиболее комфортные условия для обучения, а значит «раскрепостить» его мышление. Ученики не только прекрасно усваивают в этих условиях преподавания базовые экономические понятия, но и, что наиболее важно, легко справляются с творческими заданиями.
В средних классах эта программа имеет продолжение в виде таких спецкурсов как «Навыки успеха», «Менеджмент спорта», «Финансовая грамотность», «Паспорт в мир» - основы и менеджмент туризма, «Личная экономика», «Мировая экономика», «Моя страна», «Планирование карьеры и жизни», «Компьютерное моделирование экономики и менеджмента», «Компьютерное моделирование банковской деятельности». Данные спецкурсы в соответствии с требованием ВГОС позволяют оптимизировать внеурочную деятельность по предметам «история» и «обществознание», а также активизировать межпредметные связи. Ученики в соответствии с личными интересами могут выбрать один из представленных спецкурсов. Курс «Навыки успеха» расчитан на учеников 5- 6-х классов, формируя положительное отношение учащихся к учёбе, как к основному социальному лифту в достижении успеха. Курс «Менеджмент спорта» очень актуален для Казани, так как позволяет оценить уровень спортивного менеджмента, а также познакомиться с таким понятием как менеджмент спорта, изучить карту спортивных объектов Казани и перспективы развития индустрии туризма. При изучении такого курса как «Личная экономика» реализуется гендарный принцип обучения и воспитания, предполагающий учёт психолого – половых и возрастных различий в воспитании мальчиков и девочек. Девочки знакомятся с такими важными для дальнейшей жизни темами как: «Как оказать благоприятное первое впечатление», «Какая одежда может оказать благоприятное внешнее впечатление», «Как правильно составить резюме о приёме на работу», «Как вести себя на собеседовании по поводу приёма на работу». Свои мысли девочки высказывают в домашних мини-сочинениях на темы: «Как должен выглядеть учитель, чтобы произвести благоприятное впечатление на учеников», «Какая профессия и почему обладает для вас наибольшей привлекательностью». Девочки не всегда готовы открыто делиться своими мыслями и чувствами, поэтому откровенно высказываются в сочинениях. У мальчиков подобные задания не вызывают интереса, поэтому чаще, чем с девочками используются компьютерные технологии в преподавании экономики, такие как «Компьютерное моделирование экономики и менеджмента». Особый интерес во всех возрастных группах вызывает тема «Деньги» в программе курса «Финансовая грамотность». Этот курс имеет ярко выраженную социальную направленность, так как в первую очередь учит безопасному финансовому поведению, объясняя условия получения кредита, управлению собственными средствами. Эти знания очень актуальны в настоящее время при обилии финансовых продуктов, предлагаемых банками, и пригодятся любому человеку, независимо от рода деятельности. Если в начальной школе ученики получают основы знаний по нумизматике, по истории возникновения денег и их названий, то в старших классах объем знаний увеличивается за счёт углубления темы «Финансы», «Международная денежная система».
Особо стоит остановиться на курсе «Планирование карьеры и жизни». Этот курс направлен на формирование активной жизненной позиции учеников, при которой отсутствует позиция социального иждивенчества, при котором человек надеется исключительно на помощь государства и других социальных институтов, сам не прилагая никаких усилий. Курс включает такие темы как: «Моя формула успеха», «Искусство самопрезентации», «Мои слабые и сильные стороны». Тема «Мои профессиональные интересы и запросы» направлена на выявление интересов и склонностей учащихся, что помогает совершить правильный профессиональный выбор, а этот вопрос для старшеклассников является особо важным. В ходе изучения этого курса ученики учатся ставить реально достижимые цели, а также выделять задачи, направленные на достижение поставленных целей, вычерчивать линию своей жизни, определяя личностные приоритеты на каждом жизненном этапе «через 5, 10, 15, 20 лет».
В старших классах предполагается несколько направлений реализации данной программы. Во – первых, учебная программа углублённого изучения экономики для профильных социально – экономических классов «Экономика: теория и практика», во – вторых, психолого – педагогический курс «Развитие коммуникативно – лидерских навыков», в – третьих, практическое воплощение полученных теоретических навыков в процессе деятельности школьной бизнес – компании. Кроме того, предполагается введение спецкурса по английскому языку «Мировая экономика», что позволяет укрепить межпредметные связи таких школьных предметов как «обществознание» и «иностранный язык». Изучение курса «Паспорт в мир» стимулирует старшеклассников активизировать процесс изучения иностранных языков, так как изучение организации туристического бизнеса невозможно без знания языков, позволяет составлять социально – экономические проекты туристической направленности, но к старшим классам самим выступать в роли организаторов экскурсий. Ученики помимо всего прочего создают социально – экономические проекты, такие как «Создание культурно – археологического экопарка «Остолопово Селище», «Создание парка – трансформера для занятия экстремальными видами спорта «Регион – 16», «Создание площадки для реализации творческих замыслов молодыми людьми творческих профессий «Арт – парк».
Особо хочется остановиться на деятельности школьной бизнес компании. ШБК - это ролевая игра, в которой ученики сами придумывают продукцию, сами создают придуманное, и реализуют продукцию, сами назначая цену. Для деятельности компании происходит распределение обязанностей: выбирается президент, вице президенты по финансам, который занимается всей финансовой стороной компании, распределением дивидендов по итогам года; вице – президента по производству, который разрабатывает весь технологический процесс и занимается организацией производства; вице – президента по маркетингу, который разрабатывает и осуществляет маркетинговую стратегию компании; вице – президента по информационно – коммуникативным технологиям, главная функция которого обеспечение деятельности в компании информационных технологий. Уставной капитал компании составляется в зависимости от потребностей производственного плана и формируется за счет продажи акций по фиксированной цене – 10 рублей. Каждый акционер по итогам деятельности компании в конце года получает дивиденды в зависимости от количества акций. На первом этапе – разработке бизнес идеи принимаются любые инновационные проекты, причём, я, как руководитель, всегда действую сообразно принципу: даже самые гениальные открытия рождаются из первоначально бредовых идей, поэтому реализуются даже самые смелые проекты. Например, в 2006 – 2007 году нашей компанией были созданы эксклюзивные футболки с развивающими играми. На которых, были нанесены несмываемыми фломастерами слоги или отдельные буквы, а за счёт особой системы ленточек, на которых нанесены буквы, можно составить различные слова. Тем самым, создавались необычные игры, развивающие логику и мышление. С другой компанией были созданы необычной формы прозрачные закладки – держатели для книжных страниц, ещё одна компания придумала производить «караручки» - ручки в соединении с карандашом. Ребята реализуют свою продукцию на школьных ярмарках, на благотворительных ярмарках. Особый аспект в деятельности ШБК – создание социально – ответственного бизнеса, то есть формирование у учащихся социальной ответственности. В 2011 году на благотворительной ярмарке ШБК отдали 45% прибыли родителям, чьи дети проходили лечение в онкогематологическом отделении ДРКБ. Компания находится на полном самофинансировании, то есть все наши поездки оплачиваются из доходов компании, при этом оказывается посильная помощь гимназии. В 2009 году ШБК занималась витражной росписью. Когда происходило обновление оборудования кабинета химии и на выброс было приготовлено большое количество колб, эти колбы были превращены в оригинальные вазочки путём росписи по стеклу и подарены учителям на день Учителя. Другая компания, не имея финансовых возможностей для оказания помощи гимназии, провела несколько субботников по очистке школьного двора от обильного снега. Вся деятельность ШБК строиться на полном самоуправлении и самостоятельности, сами решают, что и как производить, сами назначают цену на продукцию, сами распределяют дивиденды.
Независимо от того, чем будут заниматься в дальнейшем выпускники, деятельность ШБК учит работать в команде, учит правильно планировать и организовывать свою работу, формирует стрессоустойчивость, так как успех команды возможен лишь при полном единении команды, при умении преодолевать трудности и неудачи. Одним из положительных результатов деятельности ШБК можно назвать то, что чаще всего участники ШБК в дальнейшем связывают свою профессиональную деятельность с той сферой, которой они занимались в компании, то есть их выбор профессии осознанный. Многие из тех, кто прошёл через деятельность ШБК и в дальнейшем проявляют активную гражданскую позицию, разрабатывая различные социально – экономические проекты. Так, выпускник 2013 года, вице-президент по персоналу ШБК Семён Мартемьянов, ныне студент = будущий социолог, разработал и успешно осуществляет социально – экономический проект, направленный на профессиональную ориентацию старшеклассников. По словам Семёна, идея проекта возникла у него ещё в период работы вице – президентом, когда у него возникали сложности при распределении производственных задач в компании.
Таким образом, можно сделать вывод, что в ходе реализации данной программы, учащиеся легко ориентируются в современной экономической ситуации, независимо от того будет ли их дальнейшая деятельность связана с экономикой или нет. Эти знания помогают ученикам лучше разобраться в себе, более грамотно строить отношения с другими людьми, что необходимо человеку независимо от пола, возраста и рода занятий. Формирование социальных компетенций напрямую связано с гражданским воспитанием учащихся. Гражданское воспитание имеет несколько аспектов. Экономическое образование и воспитание – это не конъюктурный всплеск, это не дань моде, это современный социальный заказ. Точно также как современному человеку нужны языки, чтобы интегрироваться в мировое информационное пространство, как нужна элементарная грамота, чтобы чувствовать себя полноценным человеком, точно так же, чтобы не растеряться в современном мире человеку необходимы элементарные экономические знания. Обучение экономики в начальной школе объясняется, прежде всего тем, что в этом возрасте мозг ещё очень пластичен, а потому впитывает информацию как губка. Кроме того, в этом возрасте ещё мало закостеневших стереотипов, поэтому младшие школьники мыслят свободно, не боясь совершить ошибку, поэтому иногда предлагают гениальные идеи. Как то на задание придумать сорт мороженого, которого ещё не было, ученик 4-го класса придумал мороженое в виде географической модели земного шара с материками, выполненными из вафель, с океанами в виде глазури, с горами в виде шоколада, с геологической мантией в виде орехового пралине и с жидким ядром из джема внутри. Для другого класса я придумала другое задание «Придумать бытовую технику, которой ещё нет», в ответ получила гибрид микроволновки, холодильника, микроволновки и телефона.
Результаты реализации программы:
2004 г. Новосибирск – 1 место во Всероссийском конкурсе учеников «Первые шаги в экономику».
2005 г. Казань – 1 место в республиканском конкурсе бизнес – проектов – проект «Историко – археологический комплекс «Остолопово селище».
2006 г. Москва – участие во всероссийском образовательном форуме.
2007 г. Казань - 1 место на Республиканском конкурсе школьных бизнес – компаний.
2007 г Сыктывкар – 1 место в номинации «Лучший инновационный проект» на Всероссийском конкурсе школьных бизнес – компаний.
2008 г. Казань – 2 место на республиканском конкурсе «50 лучших молодёжных инновационных проектов» - проект «Парк – трансформер для занятия экстремальными видами спорта «Сноуборд – парк. Регион 16»
2008 г. – получение международного сертификата организации GTTP по итогам реализации программы «Паспорт в мир».
2009 г. Казань – 1 место на Республиканском конкурсе Компьютерного моделирования экономики и бизнеса.
2010 г. Казань – 1 место на Республиканском конкурсе Компьютерного моделирования экономики и бизнеса.
2011 г. Казань – 1 место в номинации «Лучшая маркетинговая стратегия» на Всероссийском конкурсе школьных бизнес – компаний.
2012 г. Исаклы Самарской обл. – 1 место в номинации «Лучшая маркетинговая стратегия» на Всероссийском конкурсе школьных бизнес – компаний.
15