по математике Десятичные дроби и действия над ними (5 класс) 
МБОУ Хондргейская СОШ
Открытый урок:  
«Десятичные дроби и действия над ними»
Учитель математики и информатики Ховылыг Шенне Григорьевна
Тема:  Десятичные дроби и действия над ними.
Цели урока: 1.  Обобщить и систематизировать знания учащихся о десятичных            дробях и действиях над ними
                                 2.   Развивать мышление, память, речь, совершенствовать вычислительные навыки учащихся, навыки самоконтроля, умение работать в оптимальном темпе.
                               3.  Воспитывать внимательность, познавательный  интерес к предмету, формировать экологическую культуру учащихся.
Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний.
Формы работы: фронтальная, коллективная, самостоятельная работа.
Ход урока:
Организационный момент. 
Актуализация прежних знаний.
   Сегодня у нас необычный урок, т.к  речь пойдет о животных, занесенных в Красную книгу. Кто знает, что это за книга?                                  
Красная книга Российской Федерации (ККРФ) является основным государственным документом, учрежденным в целях выявления редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, дикорастущих растений и грибов, а также некоторых подвидов и локальных популяций. Она необходима для организации исследований и слежения за состоянием этих животных и растений и их местообитаний, для разработки и осуществления особых мер по их охране, восстановлению и научно обоснованному использованию.
А почему цвет этой книги красный? (цвет опасности, крови)
На этом уроке узнаем о некоторых животных, решив некоторые математические  задания, задачи, ребусы, вычисления. При этом проверим, как вы умеете считать, как вы умеете решать уравнения, задачи. На этом уроке рассмотрим некоторые животные, занесенные в Красную книгу. Решаем задачи, связанные с ними. 
Сейчас поработаем устно.
   5,9
   6,3
  3,6
   2,3
   2,7
   0
   3,7
   4,1
   1,4
В первом столбике найдите наименьшее число.
 Во втором столбике найдите наибольшее число.
 В третьем столбике найдите не наибольшее и не наименьшее число.
Сумма всех чисел даст длину тела бобра ( в дм )
(2, 3+6,3 + 1,4 = 10 дм. ) 10дм = 100 см = 1 м
                                                             10 дм
13 SHAPE  \* MERGEFORMAT 1415
Разгадав числовой ребус вы узнаете массу бобра ( в кг )
Вот числовой ребус. С какого выражения начнем вычислить. Начнем с самого конца. Потому что нам известно оба множителя. Нашли значение квадрата. А теперь куда переходим. В третье выражение. 
Все неизвестные число нашли? Да. Ну какой ответ дает нам числовой ребус? 30. масса бобра чему равно? 30кг.
               - 13,2 =                 
                : 0,4 =             
                + 14 = 
           : 0,1 =
     0,8 * 0,5 =       
13 SHAPE  \* MERGEFORMAT 1415
Какие действия вы использовали при вычислениях? (сложение, вычитание десятичных дробей, умножение десятичных дробей, деление на 0,1; 0,01, , деление на десятичную дробь).
О речном бобре Ай-кыс приготовила сообщение. Давайте слушаем. 
Сообщение «Речной бобр»
Обитают на речках и ручьях, берущих начало в болотах. Кормовые ресурсы бобров ограничены, что определяет мозаику и нестабильность во времени их поселений. Заселяют водоемы с высотой берегов 1.5-2.5 м с березой в береговом растительном комплексе. Особенно благоприятно сочетание заболоченного березняка на одном берегу и бора на противоположном возвышенном, удобном для норения в период зимовки. В питании большую роль играет береза, хотя по кормовой ценности бобрам предпочтительны осина, ива и др. Основной тип жилищ - норы и полухатки, плотины строит редко.  Врагами являются медведи, росомаха, волк, рысь и бродячие собаки; молодняку опасны щуки и выдра.
Вот мы узнали о речном бобре. Они очень редки. Поэтому они занесены в Красную книгу. 
III Систематизация полученных знаний.
А теперь узнаем о белых медведях.
Решить уравнение. 
а)  Решив данное уравнение мы узнаем сколько кг пищи съедает белый медведь за одну кормежку :  25,34 – 0,5у = 15,34  (ответ: 20 кг)
б)  Решая следующие уравнения можно узнать его размеры
     самостоятельно: I группа  узнает массу медведя (в тоннах)  2m – 1,9m = 0,25 * 0,4 (ответ: 1т)
     II группа узнает длину тела медведя ( в метрах)  3х – 12 = 15 – 6х ( ответ: 3 м)
Двое учащихся решают у доски для самопроверки.    
А теперь немножко отдохнем. Отгадайте ребусы:
О белых медведях Айдыс нам приготовил презентацию.
                                      Сообщение «Белый медведь»
Хищное млекопитающее семейства медвежьих. Белый медведь  самый крупный наземный представитель млекопитающих отряда хищных. Его длина достигает 3 м, масса до 1000 кг. 
Несмотря на кажущуюся неповоротливость, белые медведи даже на суше быстры и ловки, а в воде легко плавают и ныряют. Очень густая, плотная шерсть защищает тело медведя от холода и намокания в ледяной воде. Важную приспособительную роль играет мощный слой подкожного жира. Белая окраска способствует маскировке хищника. Хорошо развиты обоняние, слух и зрение  свою добычу медведь может увидеть за несколько километров.
Вот мы узнали о белых медведях. А теперь говорим о амурских тиграх.
Решить задачу: длина хвоста тигра 90 см, что составляет 40% от длины всего тела. Найти длину тела тигра. ( ответ: 225 см ). 225 см = 2м 25 см                            
- Давайте пригласим к доске Ариту. Посмотрим что нам приготовила.                                   Сообщение «  Амурский тигр»
Редкий подвид, сохранившийся только на территории России. Интенсивное истребление этих хищников, сопровождавшееся сокращением их местообитаний под влиянием хозяйственной деятельности человека, привело к тому, что в начале прошлого столетия численность тигров начала резко падать. К концу 30-х гг. амурский тигр оказался на грани исчезновения - оставалось всего 20-30 особей. Поэтому он занесен в Красную книгу и находится под защитой государства.
Самостоятельная работа.
Сейчас речь пойдет об единственном представителе млекопитающих озера Байкал – о нерпе.  Нерпа - это единственный в мире тюлень, который живет в пресной воде. Распространена нерпа по всему Байкалу, но особенно широко - в его северной и средней частях. Предполагается, что нерпа проникла в Байкал из Ледовитого океана через систему рек Енисей - Ангара в ледниковую эпоху одновременно с     байкальским омулем. 
А теперь решая некоторые задания узнаем                                                   
I группа узнает                                                               II группа узнает
           Группа I                                                                  Группа II
Как называют молодого нерпенка-                       Как называют нерпенка, впервые
детеныша?     ( хубунок или белек                       полинявшего?   ( куматкан)
от бурятского «хубун»  - детеныш 
дикого зверя)
    б
     к
    у 
    м  
    а 
    х
    т
     о
    н
  610
5
  0,28
  28
    5
   45
  43,6
 12,42
  0,16                                                                                                                                                           
1. В книге 150 страниц. Оля прочитала                1.  50 : 10
    30% всей книги. Сколько страниц                   2.  2,8 * 0.1
    прочитала Оля?                                                  3.  14 * 2
2. 28 : 100                                                                4.   2,3 + 2,7
3. Туристы прошли 122 км, что                            5. Округлить до десятых 43,61
    составляет 20% всего пути                               6.  Выбрать наименьшее число:
    Какова длина всего маршрута?                             5,436 или 5.
4 Округлить до сотых   0,2753                              7.  25 :5
5. 0,72 : 4,5                                                              8. 0,32 : 2
6. 3,45 * 3,6
7. 1,2 + 3,8 
          Хубунок                                                                         куматкан
Нерпа питается непромысловой рыбой (голомянка, бычок). В год она съедает около тонны рыбы. В поисках пищи нерпа ныряет на глубину до 200 м и остается под водой 20-25 мин. Самцы достигают 130-150 кг, и длина их бывает до 1,8 м, самки по размерам меньше. Максимальная скорость плавания у нерпы составляет 20-25 км/час. Живут нерпы максимум 55-56 лет. Детенышей нерпа рождает на льду в снежном логове. Большая часть нерпят рождается в середине марта. Детеныши имеют мех белого цвета, что позволяет им в первые недели жизни, пока они питаются молоком матери, оставаться почти незаметными на снегу. С переходом на самостоятельное питание рыбой нерпята линяют: мех постепенно изменяет цвет на серебристо-серый, а затем и на буро-коричневый.
IV. Рефлексия. Подвести итог урока, дать эмоциональную оценку уроку.
Домашнее задание. 1) № 957, 982;
            2) Творческое задание на составление задач о животных, которые занесены в Красную книгу.
Итог урока.
– что нового вы узнали на этом уроке?
- Вам понравилось ли урок? 
Вот как нам нужна математика. С помощью вычислений мы узнаем очень многое. Поэтому не ленитесь, учитесь, математика нам всегда нужна.
13PAGE  15
13PAGE  14215
30 кг