Программа по внеурочной деятельности Хочу все знать
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная начальная школа»
Рассмотрено на педагогическом совете школы
Протокол от___________ № ___ УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Излучинская ОНШ»
_____________Е.В.ШагвалееваУтверждено приказом
от_____________ № ________
Рабочая программа
Коринчук Инны Алексеевны
по внеурочной деятельности
1 класс
«Хочу все знать»
на 2012/2016 учебный год.
пгт. ИзлучинскПояснительная записка.
Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.
Природа – источник удовлетворения потребностей людей: хозяйственных, эстетических, нравственных.
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Чтобы поддержать искренний интерес ребёнка к экологии и окружающему миру, рассчитан курс «Хочу все знать». Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.
Актуальность разработанной программы продиктована отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
1. Определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом
Цели и задачи программы:
Цели:
Формирование в сознании ученика ценностно - окрашенный образ
окружающего мира как дома своего собственного и общего для людей, для всего живого на основе личного опыта общения с людьми и природой; знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека; осознанные представления о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности. Развитие способностей формирования научных, эстетических,
нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам; альтернативное мышление в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы; потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.Воспитание (личность гражданина России) гуманного, творческого,
социально активного человека, ответственное отношение к природе, к жизни, к здоровью;
Обучение учеников стремиться творить своё здоровье, применяя знания
и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
Воспитывать любовь к своему краю, к своей Родине;
Углубить знания обучающихся по окружающему миру;
Развивать логику, образное мышление, речь, внимание и память;
Формировать у обучающихся ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность природы как одна из важнейших основ здоровой и гармо
ничной жизни человека и общества.
Ценность истины – это ценность научного познания как части
культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к
познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия
человеческой деятельности и жизни, как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Ценность культуры как процесс и результат человеческой
жизнедеятельности во всём многообразии её форм. Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Ценность патриотизма как одно из проявлений духовной зрелости
человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность семьи как основа духовно-нравственного развития и воспи-
тания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Ценность здорового образа жизни в единстве составляющих: здоровье
физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Ценность нравственного выбора и ответственности человека в
отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Особенности организации учебного процесса.
Программа «Хочу всё знать», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.
Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы, состоит из четырех ступеней, органически связанных друг с другом, рассчитана на 135 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:
1-й год обучения - «Знакомые незнакомцы» (33 часа):
2-й год обучения – «Экология моего дома» (34 часа)
3-й год обучения – «Неживое в природе. Жизнь растений и грибов» (34часа)
4-й год обучения - «Познавательная экология» (34 часа).
В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 1 классе, по 45 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.
Основной составляющей курса «Хочу всё знать» являются игры, экскурсии, путешествия, исследования. Методика работы с детьми строится в направлении личностно - ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Основные принципы содержания программы:
принцип единства сознания и деятельности;
принцип наглядности;
принцип личностной ориентации;
принцип системности и целостности;
принцип экологического гуманизма;
принцип краеведческий;
принцип практической направленности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса являются:
Осознание себя жителем планета Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы;
Осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к ее истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
Осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
Уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
Расширение сферы социально – нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
Способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
Установка на безопасный ЗОЖ, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
Способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
Освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа;
Способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами являются:
Усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности;
Софрмированность целостного, социально – ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
Овладение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно – научных и социально – гуманитарных дисциплин;
Умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
Владение навыками устанавливать и выявлять причинно – следственные связи в окружающем мире природы и социума;
Овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
Понимание роли и значения родного края в природе и историко – культурном наследии России, в ее современной жизни;
Понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России.
Ожидаемые результаты:
Осознание себя гражданином своей страны;
Установка на безопасный здоровый образ жизни;
Овладение элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей;
Умение наблюдать, фиксировать, исследовать;
Осознание ценности семьи и взаимоотношений в семье;
Результативность. Результативность и целесообразность работы по программе «Хочу все знать» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.
Учащиеся должны знать:
- наиболее типичных представителей животного мира России;
- какую пользу приносят представители животного мира;
- некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- планета Земля - наш большой дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
- основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- самоценность любого организма;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
- организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
- способы сохранения окружающей природы;
- что такое наблюдение и опыт;
- экология - наука об общем доме;
- экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
-ухаживать за домашними животными и птицами;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- составлять экологические модели, трофические цепи;
- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
- заботиться о здоровом образе жизни;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
- улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.
Форма итоговой аттестации-
Игра-путешествие «Хочу всё знать» по станциям (выполнение творческих заданий по станциям).
Содержание курса
Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:
Земля - единая экосистема.
Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.
Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая,самостоятельная.
Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классных уголках.
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, в проведении общешкольной Недели экологии, участие в организации праздников и внеклассных мероприятий.
Формы и методы работы
Особенности работы:
Широкое использование ИКТ, Интернет-ресурсов;
Активная познавательная деятельность самих учащихся с целью заинтересовати их изучаемой областью;
Использование активных форм проведения занятий: игры, викторины, игры-путешествия, экскурсии, исследования, опыты;Работа с дополнительной литературой: справочники, энциклопедии, периодическая детская литература, научная литература;
Формы организации занятий:
Занимательные беседы;
Оздоровительные минутки;
Чтение художественной литературы;
Игры, конкурсы, викторины;
Практические занятия;
Просмотр в/ф;
Экскурсии;
Исследования, опыты, наблюдения;
Индивидуальная и групповая работа.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Наименование разделов, блоков, тем Всего
часов Количество часов учебных занятий
1 год обучения
«Знакомые незнакомцы» 1. Введение 1 1
2. Дикие животные. 19 19
3. Пернатые жители. 13 13
ИТОГО: 33 ч 33 ч
2 год обучения
«Экология моего дома» 1. Введение. 1 1
2. Мой дом за окном. 6 6
3. Я и мое окружение. 9 9
4. Гигиена моего дома. 7 7
5. Вода - источник жизни 4 4
6. Солнце и свет в нашей жизни 3 3
7. Воздух и здоровье 4 4
ИТОГО: 34 ч 34 ч
3 год обучения
«Неживое в природе. Жизнь растений и грибов» 1. Введение. 2 2
2. Человек и природа. 7 7
3. Неживое в природе. 12 12
4. Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой 9 9
5. Царство грибов. 4 4
ИТОГО: 34 ч 34 ч 34
4 год обучения
«Познавательная экология» 1. Введение. 1 1
2. Среда обитания. 6 6
3. Жизнь животных. 6 6
4. Реки и озера. 9 9
5. Человек и животные. 12 12
ИТОГО: 34 ч 34 ч 34
Учебно – тематическое планирование по внеурочной деятельности
«Хочу все знать»
1 год обучения
«Знакомые незнакомцы» - 33 часа
№
п/п Тема урока Программное содержание Практика Дата проведения
план факт
Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес» Знакомство с правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа
«Путешествие в мир животных. Игра «Поле чудес» Дикие животные ( 19 часов)
Заяц - «Длинное ухо» Разгадывание загадок, рассказ учителя (матер. из энциклопе- дии), чтение рассказа В.Зотова «Заяц – беляк», беседа по содержанию рассказа. Знакомство с народными приметами и пословицами Лисица. «Лиса Патрикеевна» Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве. Разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа. Серый хищник - волк Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке чтение рассказа В.Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов. Практическая работа в группах - «Раскрась»
Хозяин леса - медведь Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа. Знакомство с народными приметами и пословицами. Составление портрета «Бурый медведь». Любознательный зверёк - белка Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В.Зотова «Белка» Работа в группах – «Собери мозаику»
Куница - охотник на белок Знакомство с куницей, рассказ В.Бианки «Куница за белкой».
Отгадывание кроссворда. Творческая работа «Придумай загадку» Лесной красавец - лось Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Лось» работа по содержанию рассказа. Работа в группах - панно «Лесной красавец»
Сердитый недотрога - ёж Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Ёж». Игра «В гости к ёжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ёжика». Подземный житель - крот Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Земляные холмики» Игра «Поле чудес»
Всеядное животное — барсук Разгадывание загадок, картинок с изображением животных. Рассказ учителя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу. Разгадывание кроссвордов. Работа в группах «Собери мозаику»
Бобр-строитель Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ учителя о бобрах. Чтение рассказа В. Зотова «Бобр». Работа над скороговорками и народными приметами. Запасливый бурундук Знакомство с бурундуком, рассказ учителя о бурундуке. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук». Словесный «портрет» бурундука. Разгадывание кроссворда. Кабан - дикий родственник домашней свиньи Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан». Конкурс «Кто? Где ? Когда?» Мышка-норушка Знакомство с мышью, сообщения учащихся, загадок. Чтение рассказа В. Зотова «Мышь»или «Полёвка», разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз». Разгадывание кроссворда Сценка «Теремок». Рысь - родственник кошки Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с картой России. Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь». Рисование домашней кошки или рыси Соболь - «дорогой» зверёк Знакомство с соболем, работа с картой России, чтение рассказа В. Зотова «Соболь». Разгадывание кроссворда. Игра «Эти забавные животные» Тигр - самая большая кошка на Земле Знакомство с самой большой кошкой – тигром. Разгадывание ребусов, загадок. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа В.Зотова «Тигр». Составление портрета. Косуля - самый маленький европейский олень Рассказ учителя о косуле, разгадывание загадок. Чтение рассказа В.Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля». Разгадывание кроссворда. Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги».
Обобщающие занятие о диких животных Беседа. Чтение стихов о животных.
Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. Игра «Чьё это меню?» Викторина «Эти забавные животные». Пернатые жители (13 часов)
Воробей - самая распространённая птица на Земле Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Загадки, пословицы, народные приметы. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?» Ворона - «интеллектуальная» птица Картинки с изображением вороны, загадки, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Ворона». Составление портрета. Ворон - красивая, умная птица Картинки с изображением ворона, разгадывание ребусов, книги о вороне. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Ворон». Работа в группах «Рисование ворона» Сорока-белобока - «лесная сплетница» Презентация о сороках, загадки, пословицы, поговорки. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Сорока» Чтение стихотворения «Сорока - Трещётка» «Лесной доктор» - дятел Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»?, разгадывание загадок, работа над скороговорками пословицами, поговорками, народными приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел». Соловей - «великий маэстро» Знакомство с соловьём, сообщения учеников, загадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей». Галка - городская птица Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Разгадывание кроссворда Работа в группах «Собираем мозаику». Загадочная птица - кукушка Презентация о кукушке, сообщения учеников, разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок». Работа над народными приметами и поговорками. Беседа «Гнёзда и птенцы». «Пернатая кошка» - сова Знакомство с «Пернатой кошкой» - совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?» Любимая птица - снегирь Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь» Работа над пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц. «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Синица». Работа над пословицами и народными приметами. Чтение стихотворения «Дружные сестрички – жёлтые синички». Рисование птиц с яркими клювами. Наш добрый сосед - скворец Знакомство с первой весенней птицей – скворцом. Сообщения учеников, разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова «знахари». Чтение стихотворения «Скворец». «Золотая птица» — иволга. Обобщающее занятие о птицах Беседа учителя, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Иволга». Работа над народными приметами. Игра «птичьи расцветки».
Игра – соревнование «Знатоки птиц». Учебно – тематическое планирование по внеурочной деятельности
«Хочу все знать»
2 год обучения
«Экология моего дома» - 34 часа
№
п/п Тема урока Программное содержание Практика Дата проведения
план факт
Введение (1час)
1. Что такое экология? Знакомство с правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком. Разъяснение значения экологии на основе анализа примеров Мой дом за окном (6 часов)
2. Мой дом Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе 3. Дом, где мы живем Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своем доме. 4. Практическое занятие «Уборка школьного двора» Техника безопасности. Распределение обязанностей. Отчет о выполнении задания 5. Практическое занятие «Деревья твоего двора» Зеленые насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делали осенью для здоровья деревьев? 6. Птицы нашего двора Знакомство с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц (лес, птичник, водоем) Перелетные птицы. Зимующие птицы. Замечательные птицы: самые маленькие (колибри), самые большие (страус, пингвин, индюк). Значение птиц в жизни человека. Помощь птицам в трудные времена. Какие кормушки можно соорудить для подкормки птиц зимой. 7. Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц» Техника безопасности. Распределение обязанностей. Вывешивание кормушек Я и мое окружение (9 часов)
8. Моя семья Происхождение слова «семья» (от слова «семя»). Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить» 9. Моя семья Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде 10. Соседи-жильцы Доброжелательные отношения с ними. Все мы — соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа. 11. Мой класс Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной и игровой комнатах? Дежурство по классу. 12. Практическое занятие «Создание уюта в классной и игровой комнатах» Распределение обязанностей. Отчет каждой группы учащихся о проделанной работе 13. Дом моей мечты Из чего сделан дом? Что в нем будет? Чего в нем не будет? 14. Комнатные растения в квартире, в классе Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учетом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещенность, частоту полива. 15. Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей по уходу за комнатными растениями. Их выполнение. Наблюдение изменений, произошедших после проведенных работ. 16. Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике» Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха; проращивание почек на срезанных веточках березы, осины Гигиена моего дома (7 часов)
17. Гигиена дома и класса Влажная уборка квартиры, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями (опрыскивание, рыхление почвы, полив, протирание листьев). Уход за домашними животными 18. Практическое занятие «Гигиена класса» Распределение обязанностей, выполнение работы, отчет групп о проделанной работе. Необходимость в соблюдении правил гигиены 19. Бытовые приборы в квартире Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила обращения с газовой и электрической плитой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользуется, правила безопасности при их эксплуатации 20. Наша одежда и обувь Знакомство с одеждой и обувью. 21. Наша одежда и обувь Назначение одежды и обуви, экологические и гигиенические требования, условия содержания, уход. 22. Русская народная одежда История появления одежды. Знакомство с русской народной одеждой 23. Практическое занятие «Русская национальная одежда» Придумывание одежды. Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щеткой верхнюю одежду? Вода - источник жизни (4 часа)
24. Вода в моем доме и в природе Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется, куда удаляется? Вода, которую мы пьем. Вода сырая, кипяченая, загрязненная. Сколько стоит вода, почему ее надо экономить? Как можно экономить воду? 25. Вода в природе Чтение рассказов, стихов о воде в природе. Чтение рассказов о загрязнении Мирового океана 26. Вода в жизни растений и животных. Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте? 27. Вода и здоровье человека. Личная гигиена. Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека, куда расходуется, как выделяется из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Сравнение температуры воды. Градусник для измерения температуры воды Солнце и свет в нашей жизни (4 часа)
28. Солнце, Луна, звезды – источники света Солнце - естественный дневной источник света и тепла. Свет Луны и звезд в ночное время суток 29. Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения Влияние тепла и света на комнатные растения
30. Практическое занятие по размещению комнатных растений с учетом потребности тепла и света Провести наблюдения по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений. Распределить обязанности. Отчет о выполненной работе. Наблюдение после произведённой работы 31. Практическое занятие по посадке растений и уходу за ними Посадка и уход за комнатными растениями Воздух и здоровье (2 часа)
32. Воздух и здоровье человека Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух, которым мы дышим. Чистый и загрязненный воздух. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики. 33. Практическое занятие «Уборка в классе» Инструктаж по технике безопасности. Влажная уборка класса. Проветривание. Практическое занятие
«Уборка территории школы» Инструктаж по технике безопасности. Уборка территории школы Учебно – тематическое планирование по внеурочной деятельности
«Хочу все знать»
3 год обучения
«Неживое в природе. Жизнь растений и грибов» - 34 часа
№
п/п Тема урока Программное содержание Практика Дата проведения
план факт
Введение (2 часа)
1. Мы жители планеты Земля Знакомство детей с целями и задачами и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. Создание ситуации понимания единства всех существ на земле. 2. Мир вокруг. Представление об основных понятиях начального природоведения (живая неживая природа), сравнить предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными. Человек и природа (5 часов)
3. Экология и мы. Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы. 4. Осенние работы в поле Представление о видах сельскохозяйственного труда, о некоторых сельскохозяйственных культурах и их значении. Знания и умения земледельцев. Пшеница – озимая, яровая. 5. Практическое занятие «Пришкольный участок» Дать представление о пришкольном учебно-опытном участке; дикорастущие и культурные растения. Работа на участке, инструктаж по технике безопасности. 6. Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи. Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу.
Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта. 7. Осень в лесу (экскурсия) Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени: расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария. Неживое в природе (12 часов)
8. Неживая природа Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. 9. Неживая природа Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня» 10. Солнце – источник тепла и света Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье. 11. Вода, её признаки и свойства Вода, ее признаки и свойства.
Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды». Опыты по выявлению свойств воды: вода - растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния, круговорот воды 12. Берегите воду! Сообщения учащихся об охране и значении воды. Загрязнение Оби. Источники загрязнения. Работа над проектом «Сбережем капельку!» 13. Почва – святыня наша. Почва – необходимая среда для растений. Просмотр коллекции «Виды почвы». Опыты по составу почвы (вода, воздух, органические вещества, песок, глина). 14. Состав и свойства почвы Практическая работа по обработке почвы комнатных растений. Значение почвы и меры по ее охране 15. Погода. Климат. Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе 16. Погода. Климат. Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы» 17. Предсказание погоды по народным приметам Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические) несовпадения их с реальностью. 18. Почему нельзя…? Актуализация представлений у учащихся о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль – враг человека и комнатных растений. Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет). Правила уборки помещения. Акция «Умоем растения» 19. Диалоги с неживой природой Ролевая игра «Пойми меня». Создание ситуаций эмпатии с предметами окружающей неживой природы. Актуализация представлений о мусоре как загрязнителе природы города. Акция «Мы, против мусора!» Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой (9 часов)
20. Практикум «Хлебные крошки» Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается? Конструирование модели кормушки. 21. Кто улетает, а кто остаётся? Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных и о перелетных птицах области. Формировать представления детей о приспособлениях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Анализ фенологических наблюдений за птицами. Работа по определению птиц края. 22. Экологические связи неживой и живой природы Расширить представление учащихся об экологических связях неживой и живой природы. Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели 23. Вода и жизнь Формировать представление о загрязнении воды и её очистке, воспитание ценностного и рачительного отношения к воде. Опыты по очистке воды. Изготовление простых фильтров. 24. Растения рядом Игра « Угадай растения по описанию. Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Экскурсия, практикум «Выявление повреждений на деревьях. 25. Комнатные растения Комнатные растения разных экологических групп. Практическая работа по размещению комнатных растений в классе, дома, с учетом тепла и света, по правильному комплексному уходу за комнатными растениями (протирание листьев от пыли, взрыхление почвы, полив) 26. Размножение комнатных растений Различные способы размножения комнатных растений (побеги, черенки, листья, деления корневища). Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка 27. Дикорастущие растения луга, водоема и леса Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране. 28. Практическое занятие «Растения луга и леса» Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами. Работа с гербариями. Царство грибов (6 часов)
29. Съедобные грибы Сформировать представление о грибах как части живой природы; показать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы - накопители вредных веществ. 30. Съедобные грибы Дать представление о строении шляпочных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки 31. Несъедобные грибы Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. 32. Несъедобные грибы Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе (мухомор опасен для человека, а для оленя он является лечебным) 33. Микроскопические грибы Дать представление о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). Рассмотреть свойства и значения их в жизни человека. Болезнетворные бактерии, вызывающие туберкулез, холеру. 34. Практическое занятие
«Уборка территории школы» Инструктаж по технике безопасности. Уборка территории школы Учебно – тематическое планирование по внеурочной деятельности
«Хочу все знать»
4 год обучения
«Познавательная экология» - 34 часа
№
п/п Тема урока Программное содержание Практика Дата проведения
план факт
Введение (1 час)
1. Жизнь на Земле Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли. Среда обитания (6 часов)
2. Времена года на Земле Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков 3. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели. 4. Изменения окружающей среды Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников) 5. Практическое занятие «Осень на пришкольном участке» Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем. 6. Условия жизни растений Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения 7. Разнообразие животных, условия их жизни Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания. Жизнь животных (4 часа)
8. Динозавры – вымерший вид животных Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков 9. Жизнь динозавров (просмотр видеофильма) Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров 10. Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта. 11. Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга ХМАО-Югра. Разгадывание загадок. Реки и озера (8 часов)
12. Реки и озера Пресная вода. Осадки. 13. Получение кислорода под водой Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь) 14. Пресноводные животные и растения Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жителях пресных водоемов 15. Жизнь у рек и озер Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности) 16. Экологический проект
«Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов 17. Околоводные птицы Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания 18. Подготовка акции «Сохраним первоцвет!» Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге округе. 19. Акция « Сохраним первоцвет!» Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям округа (составление и распространение листовок – призывов среди жителей поселка). Человек и животные (8 часов)
20. Жизнь среди людей Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек. 21. Ролевая игра «Это все кошки» Ролевая игра «Это все кошки» 22. Домашние животные Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж. 23. Викторина «Собаки – наши друзья» Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак». 24. Уход за домашними животными Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки). 25. Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах. 26. Люди и паразиты Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой. 27. Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини-сочинение «Защити себя» Сельскохозяйственный труд (7часов) 28. Почва Представление о необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах перекопки. Практическая работа «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые). 29. Семена овощных и декоративных культур Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян. 30. Заботы хлебороба весной Закрепить представления о сезонности труда людей. Дать представление о видах и значении труда людей весной в поле. 31. Декоративные растения Декоративные растения и цели их выращивания. Закреплять понятие об основных органах растений. 32. Декоративные растения Научить закладывать растения в гербарные папки. Закрепить понятия «кустарник», «дерево», «травянистое растение». 33. Практическое занятие «Уборка в классе» Инструктаж по технике безопасности. Влажная уборка класса. Проветривание. 34. Практическое занятие
«Уборка территории школы» Инструктаж по технике безопасности. Уборка территории школы Список литературы
Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.
Брем А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra, 1992.
Букин А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. - М, 1991.
Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2000.
Дыбина О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина Н. П. Рахманова В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2001.
Ердаков, Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников / Л. Н. Ердако// Начальная школа. - 1992. - № 11-12.
Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание /И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. - Волгоград, 1996.
Ишутинов Л. М. Грибы - это грибы / Л. М. Ишутинова // Начальная школа. - 2000. -- № 6.
Калецкип А. А. Калейдоскоп натуралиста / А. А. Калецкий.-М., 1976.
Кирсанова, Т. А. Птичьи имена / Т. А. Кирсанова // Начальная школа. - 2001. - № 1.
Лучич М. В. Детям о природе/ М. В. Лучин. - М., 1989. Машкова, С. В. Изучение животных младшими школьниками на экскурсии в природу / С. В. Машкова, Е. И. Руднянская. - Волгоград, 1996. - С. 36.
Никитина Б. А. Развивающие экологические игры в школе и не только / Б. А. Никитина. - Самара, 1996.
Носаль М. А. Лекарственные растения. Способы их применения в народе / М. А. Носаль И. М. Носаль. - Ленинград., 1991.
Пакулова Н. И. Методика преподавания природоведения в начальной школе / Н. И. Пакулова и др. - Москва., 1993.
Плешаков А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва : Просвещение, 2001.
Плешаков А. А. Зеленый дом. От земли до неба А. А. Плешаков. Москва .: Просвещение, 1998.
Плешаков А. А. Зеленый дом: программно-методические материалы / А. А. Плешаков. – Москва ., 2000.
Плешаков А. А. Как знакомить детей с правилами поведения в природе / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1998. -№ 8.
Плешаков А. А. Экологические проблемы и начальная школа / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1991. - № 5.
Чернявский А.В., Ковальчук Д. А. Универсальный энциклопедический справочник ./ Харьков, Белгород – 2010 .
Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н. ,Травина И. В. / Живая природа. / Энциклопедии для любознательных. / Москва 2008.
Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для любознательных. Москва 2010.
Сэм Тэплин. / Динозавры и доисторические животные. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков, Белгород 2009.
Бен Денн. / Моря и океаны. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород 2009.
Лори Уиддон , Энкомпасс Грэфикс, Колин Эрроусмит, Э ндрю Дэвис, Мэн Иллюстрейшнс ./ Иллюстрированный атлас Мира. / Индия 2008.
Цеханская А.Ф., Стренков Д. Г. / Новый атлас животных. / Москва 2007.
Пол Даузвелл. /В мире животных./Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород 2008.
Роберт Коуп. / Мир насекомых. / Москва «Махаон» 2009