ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТАМИ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИ ПРОГРАММАМИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТАМИ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИ ПРОГРАММАМИ
НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
А.С. Нуркалымова мастер производственного обучения ГККП «Капшагайский многопрофильный колледж»

В настоящее время компьютерные технологии уже достаточно прочно вошли во многие сферы деятельности человека, в том числе и в сферу образования. Появилось очень много разработок обучающих систем, которые особенно применяются на уроках информатики.
Обучающие компьютерные программы можно реализовать как наиболее одно из перспективных применений новых информационных технологий в преподавании и изучении любого предмета. Они дают возможность наглядно иллюстрировать основные понятия курса, которые обеспечивают качественные преимущества по сравнению с традиционными методами изучения. В их основе лежит существенное повышение наглядности, активизации познавательной деятельности ученика. В курсе информатики программы обычно являются средством, которым надо овладеть, или объектом, который надо изучить и смоделировать. А для этого необходимо овладеть программой на практике. Чтобы лучше предоставить информацию можно применять различные информационные средства, например: учебник, инструкции, плакаты, кино и телевидение.
В учебной деятельности компьютерные программы можно применять на любом этапе: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках и при повторении. Главное правильно организовать работу.
Электронные обучающие системы имеют ряд достоинств:
простота в использовании;
выбор индивидуального темпа;
выбор индивидуального графика обучения;
автоматизированный контроль знаний, что существенно экономит время преподавателей;
оценивание результатов контрольных тестов;
использование мультимедиа технологий, что делает процесс обучения более увлекательным.
Основанием для классификации служат обычно особенности учебной деятельности обучаемых при работе с программами. Многие авторы выделяют четыре типа обучающих программ (рисунок 1):
тренировочные и контролирующие;
наставнические;
имитационные и моделирующие;
развивающие игры.[1]


Рисунок 1. Классификация обучающих программ

Накопленный опыт показывает, что использование обучающих программ существенно повышает активность студентов, качество восприятия ими материала, а преподавателю дает возможность больше внимания уделять каждому из студентов индивидуально и привлекать внимание обучаемых к наиболее сложным вопросам.[2]
Обучающие программы могут использоваться на занятиях и самоподготовке студентов в компьютерном классе.
При организации занятий необходимо учитывать специальность группы. По одной и той же теме: «Операционные системы», занятия будут проводиться совершенно по-разному. Различными будут не только задания, формы проведения занятий, поведение преподавателя на уроке, но и обучающие программы.
Если обучающие программы использовать грамотно, то они могут стать мощным инструментом в изучении дисциплины. Сам ход занятия должен быть соответствующим образом адаптирован для достижения эффекта от его использования, а сама обучающая система должна поддерживать те режимы обучения, для которых ее используют.
Многие специалисты считают, что обучение с использованием компьютера положительно влияет на развитие логического и оперативного мышления, формирование деловой мотивации, усиление интеллекта и др.
При работе с компьютером, достижение положительных результатов, повышает самооценку обучающегося. Объясняется это тем, что компьютер предоставляет возможность студенту остаться наедине со своими достижениями или провалами и дает право на ошибку или ее исправление. При позитивном отношении к работе с компьютером складывается удовлетворенность студента, что приводит к формированию таких личностных качеств, как точность, аккуратность и уверенность.
Каждый студент в процессе обучения сталкивается с трудностями индивидуального характера, связанными с наличием пробелов в знаниях или особенностями мышления. При обучении с помощью компьютера, обучающая программа может диагностировать пробелы в знаниях студента, его индивидуальные особенности и строить обучение в соответствии с ними.
Каждый студент работает с компьютером по своему, для одних контакт с машиной на занятиях прост и естественен, а для других необходима постоянная поддержка и объяснение преподавателя. Во время работы с ЭВМ, необходимы высокая концентрация внимания и высокая работоспособность пользователя, что является его индивидуальной характеристикой. При высокой напряженной работе, однородный и монотонный характер изображений, навязчивость темпа работы вызывает у студентов усталость, что естественно влияет на качество обучения.
Однако, обучение при помощи ЭВМ, имеет и отрицательные стороны, такие как отсутствие контакта с собеседником, что приводит к снижению коммуникабельности студента.
С точки зрения психологов наблюдается у студентов тревожность при работе с компьютером. Это происходит по следующим причинам:
негативное впечатление от первой работы с компьютером;
неудобство при изучении неинтересного учебного материала;
новизна использования новых мыслительных навыков;
боязнь испортить или сломать компьютер;
боязнь за причинение вреда своему здоровью;
ощущение угрозы интеллектуальной самооценке, проявляющееся в недоверии или сверхдоверии к компьютеру;
ощущение нехватки времени.
По результатам наблюдения было выявлено, что студенты по специальностям «Информатика» и «Информационные системы» не испытывают страх при работе с компьютером, т.к. у них на протяжении всего времени обучения занятия в основном проходят в компьютерных классах. А студенты других специальностей таких как «Физика» и «Математика» подходят к компьютеру с опаской, т.к. с ЭВМ имеют дело не часто, в основном на уроках информатики.
Данные полученные в результате наблюдения сведены в таблице 1 и показаны на рисунке 2.


Таблица 1. Отношение студентов к обучающим программам


Обучающие программы
Специальность
Положительно
(%)
Отрицательно
(%)

1
Контролирующие программы
Информатика
70
30



Информационные системы
75
25



Математика
55
45



Физика
60
40

2
Электронные учебники
Информатика
92
8



Информационные системы
95
5



Математика
80
20




Физика
75
25

3
Развивающие игры
Информатика
98
2



Информационные системы
95
5



Математика
88
12



Физика
90
10




Рисунок 2. Отношение студентов к обучающим программам

В современной психологии отмечается, что изучение информатики и использованием компьютеров в обучении значительно влияет на развитие у студентов теоретического, творческого мышления, а также формирование нового типа мышления, так называемого операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.
Для достижения эффективного обучения с использованием компьютера преподаватель должен знать особенности протекания психических процессов студентов во время такого обучения, а также особенности психических состояний и их влияние на эффективность компьютеризованной учебной деятельности.
Преподаватель должен:
разъяснить студентам, что компьютер – это средство, новое не только в техническом, но и в психологическом плане, которое позволяет лучше познать и совершенствовать себя;
изменить собственные позиции и стиль общения сто студентами, что включает в себя организацию новых форм представления и предъявления учебного материала обучающемуся.
Сфера деятельности, связанная с компьютером, непосредственная работа на компьютере сама по себе обладает привлекательными чертами, притягивает к себе людей. В некоторых случаях можно говорить даже о возникновении психологической зависимости человека от компьютера – настолько велико мотивирующее влияние компьютера.[1]

Литература:

Информатика: учеб. пособие для студ. пед. вузов / А.В. Могилев, Н.И. Пак, Е.К. Хеннер; Под ред. Е.К. Хеннера. – 3- е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 848 с.
Жангисина Г.Д. Информатика / Части I-III. Алматы, 2001-2006.-618 с.
15