Эссе с описанием собственной концепции обучения предмету на тему: Я — учитель XXI века
Я - учитель XXI века
«Обливаясь потом, день за днем, иногда годами,
вгрызается в землю с фанатичным упорством,
стараясь добраться до глубинной воды и
испробовать вкус ее»
Ю.В.Бондарев статья «Мастер»
Мне кажется, что это образное сравнение может быть применено и к работе учителя. Образование в Российской Федерации целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней.
Так легко ли быть учителем на сегодняшний день? Учителем, который должен знать новейшие исследования в области педагогических наук, современные образовательные технологии, грамотно выбирать формы работы с детьми и родителями.
Легко ли быть учителем? Учителем, для которого результаты труда это рост личности следующего поколения, поколения будущего. В этом величина труда учителя.
Легко ли учителю? Уверена, что нелегко. Он должен очень много работать, чтобы сегодня быть наиболее информированным, доказывая особую значимость педагога, как для обучающихся, так и для их родителей, доказывая право на уважение и авторитет.
Легко ли нам работается? Конечно, нелегко. Трудно находить решение постоянно возникающих проблем, держать дисциплину, чувствовать себя равноправными членами педагогического коллектива. Это далеко не полный перечень трудностей, подстерегающих преподавателя.
Учительская профессия сложна, она требует призвания, раскрыться которому и помогает опытный педагогический коллектив. Этому могут послужить и различные профессиональные конкурсы, целью которых - повысить престиж профессий, выявить талантливую и энергичную молодежь, способную к постоянному совершенствованию своих профессиональных качеств и к инициативному решению сложных задач.
Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогом, главный лозунг которого: “Быть с веком наравне”. На данном этапе, важнейшая задача преподавателя – научить подрастающее поколение жить в информационном мире, уметь находить и использовать необходимые для него знания, уметь грамотно и четко выражать свое мнение. Следовательно, эффективность образования напрямую зависит от уровня подготовки преподавателя. С переходом в новое информационное общество вырастают требования к профессиональному уровню педагога. Ставки делаются на специалистов, способных осваивать новшества, способных принести творческий дух и энергию.
В начале моей педагогической деятельности, я считала, что чем больше на уроках проявляется авторитаризма, тем выше качества обучения. Но нет, это не так, потому что обучающиеся более скованными чувствуют себя на уроке. Насилие разрушительно для здоровья и не помогает раскрыть их способности. Для некоторых детей обучение – тяжелое и неприятное испытание, в стенах которого он каждодневно оставляет частичку своего здоровья. Поэтому современные технологии обучения должны строиться не на чувстве страха, вины и стыда, а на стимулировании успеха, оптимизма и веры в свои силы и способности.
Погружение в проблему развития природных способностей детей, привело меня к изучению теоретического материала о современных педагогических технологиях таких, как технология развитие критического мышления и развивающего обучения. А дальше начался процесс апробирования. Постепенно стала переходить от информационных моделей уроков к моделям развития личности. Грамотно организованный урок - это не только технология, но и позитивный психологический климат. Современные технологии обучения помогают построить урок так, что у ребенка уходит чувство страха, стимулируется успех, оптимизм и вера в свои силы и способности.
Часто задаю себе вопрос - Возможно ли сегодня преподавание географии или какого либо другого предмета без использования компьютерных технологий? На современном этапе развития общества, невозможно даже представить образовательный процесс без компьютерной техники. Использование новых образовательных технологий в преподавании географии открывает такие возможности, о которых даже мечтать несколько лет назад было невозможно. Используя компьютеры, мы готовим раздаточный материал, создаём тесты для контроля знаний, презентации. Электронные материалы по биологии и географии обеспечивают научность и наглядность при проведении уроков. Самое главное у преподавателя появилась большая база данных, которую можно использовать в работе.
Конечно, хочется верить в то, что педагоги, творческие, небезразличные, сумеют поддержать тот огонь, который мерцает в сердце каждого студента. Ю.Л.Львова в книге «Творческая лаборатория учителя» пишет: «Думается, молодым надо знать, что трудно работать, и что преодоление трудностей один из путей освоения педагогической профессии». Отлично сказал К.С.Станиславский: «Учиться на том, что трудно и не дается, а не на том, что легко и само собой выходит».
Нет сомнения в том, что учителем быть нелегко, но вместе с тем есть вера в то, что молодые, полные энергии и оптимизма педагоги не только будут учить детей склонять и спрягать, но также научат удивляться жизни, ее красоте, людям.
Пока мы учим - мы учимся!
Рисунок 415