Создание коллаборативной среды на уроке как наиважнейшее условие для эффективного обучения
Создание коллаборативной среды на уроке
как наиважнейшее условие для эффективного обучения
Для создания совместной презентации во время третьего этапа обучения «Лицом к лицу», мы создали рабочую группу из кураторов и преподавателей.
Совместную презентацию мы решили создать по теме «Создание коллаборативной среды», так как считаем, что это наиважнейшее условие для эффективного обучения. Ведь именно от того, будет ли создана доброжелательная атмосфера, зависит, сможет ли учащийся сосредоточить свое внимание или, наоборот, переключиться на следующий этап работы. Доверительная обстановка, созданная учителем, безусловно, поможет раскрыть интеллектуальный потенциал ученику, поможет почувствовать себя в безопасности и раскрыть свои способности.
«Преподавателю необходимо создать образовательную среду, благодаря которой учащиеся будут активно участвовать в учебном процессе, а не пассивно принимать информацию» ( Руководство для учителя 2015г, стр.127)
Отправляясь в школу на практику, мы были вооружены не только теоретическими знаниями. Тренеры проводили с нами игры, тренинги, которые сплотили нас и на практике показали, как и зачем необходимо создавать коллаборативную среду.
Приступая к созданию презентации, мы рассказали друг другу о том, какой опыт по этому вопросу получили в период педпрактики: что получилось, а что вызвало затруднения.
Например, я рассказала о том, что раньше, экономя время урока, и из-за большого количества детей в классе, я почти не уделяла внимания созданию микроклимата в классе. Сейчас же, после прохождения первого этапа курсов, где тренеры проводили занятия именно после того, как была создана коллаборативная среда, я решила исправить этот пробел в своей работе. Так, начиная урок, провожу разнообразные игры: «Аллея комплиментов», «Капитаны рулят», «Подарок тебе», «Первая скрипка», «Аплодисменты» и др. Все они рассчитаны на психологическую поддержку, повышение самооценки, создание непринужденной атмосферы. Дети с удовольствием участвуют в них. Стараюсь создать коллаборативную среду на этапе распределения на группы. Напр., распределение провожу по карточкам «внимательный», «уверенный» и т.д. Стараюсь при дифференцированном подборе заданий учитывать, чтобы каждый учащийся испытал ситуацию успеха.
Или, например, на уроке, во время прохождения темы « Мое хобби», я использовала стратегию «Горячий стул», когда каждый учащийся, рассказывая о своем увлечении, раскрывался, а слушающие узнавали его ближе. То есть возникала атмосфера взаимопонимания, доверия, эмпатии.
М.- учитель математики, рассказал о том, что применяет такой прием: раздает картинки с изображением разных животных и просит найти у этого животного проявления ума в какой-либо форме: сообразительность, ловкость и т. д., а затем пожелать это однокласснику. М. говорит, что это поднимает настроение у детей, тренирует находчивость.
Н.- учитель математики, рассказал о том, как создание коллаборативной среды в группах улучшает результат работы. Привел примеры из практики.
Очень интересным было выступление Ж.- учителя английского языка. Она рассказала о том, как она применяет метод «TPR total physical response» на своих уроках.
Чтобы активизировать внимание и повысить интерес к изучению английского языка, она показывает видео и просит детей повторять движения и слова героев этого видео. Ж. сказала, что это очень помогает при заучивании новых слов и терминов, так как создает непринужденную обстановку.
Еще она поделилась тем, что у нее возникла проблема с одним мальчиком в классе. Так , на одном из уроков, она заметила, что он не работает в группе. При выполнении заданий он не сотрудничал с другими ребятами, работал один. В следующий раз она включила его в состав другой группы , в которой была одна из самых силных учениц, и он стал работать, сотрудничая именно с ней. И она пришла к выводу что он, будучи смышленым, умным мальчиком, работает в паре и группе именно с теми , кого считает тоже умным и смышленым. Возможно, это какой-то вид умственного соперничества, вызов, стремление самоутвердиться. Ж. поговорила с куратором и планирует поговорить с психологом. Но для себя Ж. решила, что данного мальчика следует всегда определять в группу с сильными учениками, чтобы у него не пропал интерес. Мы посоветовали ей не откладывать встречу с психологом и, если он одобрит, мотивировать мальчика на хорошее лидерство по ее предмету.
Д.-куратор, рассказала о том, как проходили ее уроки в период практики.
Ей было трудно организовать групповую работу на самом первом уроке. Так, распределив детей по группам, она увидела, что работа не ладится, так как мальчики одной группы не принимали варианты ответов девочки этой же группы, хотя именно она правильно мыслила и знала материал лучше их. При следующем распределении по группам Д. постаралась, чтобы именно эти дети не оказались в одной группе, и работа получилась. Д. сделала для себя вывод о несовместимости этих детей, но мы ей посоветовали поднять оценку этой девочки в глазах мальчиков через другой вид деятельности, а также воспитывать в детях толерантность, уважительное отношение друг к другу, а также умение видеть в первую очередь задачу, цель, а не собственное «я» и развивать у ребят умение работать в команде, ценить каждого члена команды.
А.-учитель английского языка, сказала, что тоже столкнулась с той же проблемой: дети неохотно работали в одной группе из-за личной неприязни. А. сказала, что обучение на курсах, обсуждения с коллегами очень много дали ей в плане обогащения методическим опытом, совершенствования методов работы. Решение этой проблемы она нашла в создании, совместно с детьми, правил работы в команде.
Ж.-учитель, предложила, во избежание таких ситуаций, применять при разделении на группы игровой прием «Атомы, молекулы». Она включает музыку и говорит: «Броуновское движение». Дети, по одному, беспорядочно движутся по классу. Когда выключается музыка, звучит команда: «По три», «По два» и т.д., в зависимости от того, какое количество детей будет в каждой группе. Этот метод группировки удобен тем, что обычно дети объединяются с теми, к кому испытывают симпатию. Так получаются группы, в которых не будет возникать конфликта.
В результате обсуждения мы пришли к единому мнению, и постарались перенести это на флипчарт. Аналогичную работу провели и остальные группы, но уже по другим вопросам Программы.
Затем мы презентовали наши работы. Спикером от группы мы выбрали Ж.
На вопросы слушателей отвечали все вместе. Мне понравилось работать в группе со своими коллегами. Тему, по-моему, мы раскрыли всесторонне, примерами из практики привлекли внимание аудитории. Мы доказали продуктивность и результативность создания коллаборативной среды, так как провели рефлексию коллективного опыта, извлеченного во время педагогической практики в школе. Слушатели высоко оценили нашу работу, сказали, что презентация произвела впечатление разнообразием примеров из практики, их анализом и практической направленностью.
Презентации других групп показали, что все хорошо поработали в период практики в школе, обогатили свой практический опыт, приобрели ориентиры для дальнейшей работы.
Мы учились друг у друга, взаимообогащались. Эта работа помогла мне многое переосмыслить, на многое посмотреть другими глазами.
Я поняла, что групповая работа интереснее, чем индивидуальная, а совместное понимание сути вопроса происходит намного быстрее.
«Совместная работа помогает учителям не только транслировать практику в свои школы, но также построить основу профессиональных знаний, которым могут доверять другие учителя. …» (Руководство для учителя 2015г, стр.182.)
Использованная литература:
1.Руководство для учителя .Третий базовый уровень. НИШ 2015г