Праздник День моей фамилии
ПРАЗДНИК
«День моей фамилии»
Составила Соловова Наталья Федоровна, учитель МАОУ СОШ № 35 г.Тамбова ( 5 г
Цель: воспитывать любовь к семье; чувство уважения к своей фамилии; чувства добра, долга, любви к Отечеству, чести, справедливости.
Задачи: формирование установки на позитивное отношение к миру, личности, на толерантность, на конструктивное взаимодействие и оценку своего поведения (рефлексия).
Оборудование: плакаты, картины, звукозапись, фрагмент фильма
«Русские фамилии».
Советы и рекомендации к проведению
Готовясь к данному празднику, нужно обязательно дать задание ребятам: узнать заранее о происхождении своей фамилии, о том, чем занимались их предки и как это связано с фамилией. Пусть ребята вместе с родителями приготовят индивидуальный рассказ об этом. Проекты учащихся «Моя родословная»
Ход праздника
1.Вступительная часть.
Центральная стена зала украшена вырезанными из бумаги цветами, в сердцевине которых фамилии ребят-участников праздника.
Боковая стена оформлена фотографиями прадедушек и прабабушек. На журнальных столиках лежат семейные альбомы, принесенные из дому детьми, проекты учащихся «Моя родословная»
Ведущий. В жизни каждого ребенка наступает такой момент, когда ему хочется узнать обо всем на свете. Вот тут-то на мам й пап сыплются бесконечные «почему», «отчего», «что» и «зачем».
- А почему в пустыне нет воды? А как появились реки? Что означает мое имя и откуда появились фамилии?
Сегодня этой теме мы посвящаем наш праздник.
2.Основная часть.
1. Звучит стихотворение «Фамилии бродят по свету». Дети читают по очереди.
1-й ребенок. Фамилий каких только нету:
Смешных, горделивых, серьезных,
Со смыслом двойным и с секретом,
Кричащих, угрюмых, курьезных!
2-й ребенок. Фамилий немало есть вкусных:
Борщов есть, Сметании и Блинный,
Фамилий немало есть грустных;
Плаксин есть, Беззубое, Невинный,
3-й ребенок. Фамилии есть и цветные:
И Черный, и Белый, и Рыжий.
Фамилии есть именные:
Петров, Иванов или Гришин.
4-й ребенок. Фамилии бродят по свету
И ищут по вкусу хозяев...
Фамилий каких только нету:
И добрых, и злых, и отчаянных!
5-й ребенок. Горжусь я своею фамилией,
Ведь это не просто слово,
Оно дорогое мне, милое,
Его повторяю я снова.
Все вместе. Ведь это – моя фамилия,
Ведь это – моя реликвия,
Ведь это – моя семья,
Ведь это – истинный я!
2.Профессор Фамильон (рассказывает о том, как появились фамилии).
Имена люди имели в течение многих тысяч лет, а примерно в 1066 году стали употреблять и фамилии, чтобы лучше различать людей. Например, в городе могло быть два Ивана, один из них был ленив. Поэтому люди стали называть его Иван Лежебока.
Другим способом различать людей стало упоминание местности, где они родились или проживали. Человек, живший или работавший на мельнице, стал называться Мельников, проживавший в лесу – Лесников.
Ну и, конечно, исполняемая человеком работа позволила его отличать от другого. Так, появились Слесаревы, Токаревы, Плотниковы и др.
А сейчас мы проверим, что вы знаете о происхождении своей фамилии. Тот, кто подробнее и интереснее расскажет об этом, получит от Меня приз!
3. «Фамильная игротека».
К о н к у р с 1 «Фамильное лото».
Участники праздника получают открытки с номером. Раскручивая барабан лототрона, ведущий с детьми извлекает из него по одному шарику и называет номер шара. Ребенок, чей номер выпал, приглашается к лототрону. Ему предоставляется право рассказать о происхождении своей фамилии.
Ведущий. Профессор Фамильон, наши ребята приготовили к празднику песенку про фамилии.
Фамильная песенка
(исполняется на мелодию «Голубой вагон» В.Шаинского)
Празднуем мы нынче День фамилии,
Хоть в календаре такого нет.
Тайну в этот день с тобой открыли мы,
И раскрыли мы с тобой секрет.
Припев: Знаем мы, знаем мы,
Отчего, почему
Наши фамилии
Появились вдруг.
И понимаем мы,
Почему, почему
Лучше фамилии
Не найти вокруг.
Где б ты ни родился, дорогой дружок,
И в какой стране бы ты ни жил,
Относись к фамилии ты хорошо,
И фамилией ты дорожи.
К о н к у р с 2 «Мы – сочинители».
Играющим раздаются карточки с рисунками, на которых изображены, например, люди различных профессий, ромашка, ложка, мышка и т. д. Ребенок показывает карточку и тут же придумывает фамилию, соответствующую данному рисунку. Например, на карточке изображен человек, который косит сено, значит, и фамилия будет, соответственно, Косарев. Или же на картинке нарисованы галка, медведь, курица. Отсюда и фамилии: Галкин, Медведев, Курицын и т. д.
К о н к у р с 3 «Угадай фамилию».
Эта игра нравится не только детям, но и взрослым.
Смысл ее заключается в том, что нужно изобразить жестами, мимикой, действием определенное слово, не произнося при этом ни звука. Играют две команды. Каждая из них задумывает слово (в данном случае - фамилию) и начинают изображать его. Команда соперников должна угадать, какая же фамилия была задумана.
Если соперники не смогли разгадать слово, о помощи просят зрителей.
4.Ведущий. Профессор Фамильон, а сейчас послушайте частушки про фамилии. Мы надеемся, они Вам понравятся.
Частушки про фамилии
Про фамилии частушки
Пропоем мы вам сейчас.
Приготовьте свои ушки,
Посмеемся в этот час.
Хоть зовется мальчик – Книгин,
Не читает вовсе книг он!
С книгой он всегда скучает,
И вздыхает, и зевает.
Мама с папою не могут
Уложить дочурку спать.
Уговоры не помогут,
Не идет она в кровать.
Ох, от дочкиных капризов
Разболелась голова...
Спать не хочет наша Лиза
По фамилии... Сова.
Ах, фамилия какая
У него чудесная!
Познакомьтесь: Саша Милый,
Личность всем известная.
Всем грубит и лезет в драки,
Он, наверно, Забиякин!
Разные фамилии
У людей бывают,
Но с характерами их
Порой не совпадают.
Просит бабушка внучка
Скушать борщ, окорочка.
Внук не сядет за обед,
Если не дадут десерт.
Сладости он обожает,
Килограммами съедает.
Аппетит ведь это портит,
Но не тем, чье имя Тортин!
У частушки есть начало,
У частушки есть конец.
Кто частушки наши слушал,
Прямо скажем – молодец!
Конкурс 4 «Кто быстрее сложит из карточек фамилию».
Игрокам предлагаются карточки с буквами в хаотичном порядке. Та команда, которая быстрее сложит из букв фамилию, побеждает. (Игру можно повторить несколько раз с разными карточками и разными игроками)3. Заключительная часть и подведение итогов.
1.Доктор Фамильон. Молодцы, ребята, молодцы, мамы и папы! Хорошо подготовились к празднику. Многие из вас знают уже, откуда взялись и что означают ваши фамилии, каково их происхождение.
Свое выступление хочу закончить следующими словами.Между живущих людей бесфамильным никто не бывает; в минуту рождения каждый – и низкий, и знатный – фамилию свою от родителей в сладостный дар получает.
Достойно несите свою фамилию, чтобы передать ее внукам и правнукам. И тогда с полным правом, с чистой совестью сможете сказать о себе: «Я –представитель большого семейного рода! Я – представитель самой благородной фамилии!»
2.Просмотр фрагментов фильма «Русские фамилии»
4.Рефлексия деятельности.
-Кому понравился праздник? Почему? Что нового и интересного вы узнали на празднике? Какой урок получил каждый из вас? Как вы должны себя вести в окружающем вас мире? Оцените свое поведение. Все ли из вас достойно носят свою фамилию?
-Кого мы должны поблагодарить сегодня ?
Учитель Соловова Наталья Федоровна МАОУ СОШ № 35 г.Тамбова ( 5 группа), телефон 8 906 599 43 36
15