Внеклассное мероприятие Путешествие в кабинет химии

Внеклассное мероприятие: «Путешествие в кабинет химии».
Проводится учащимися 10-11 классов в рамках декады естественных наук для учащихся 6-7 классов.
Цель: вызвать познавательный интерес к изучению предмета, расширить кругозор школьников.
Ход урока:
Учитель. Ребята, вы сегодня пришли в самый удивительный кабинет нашей школы. Ученики 10 класса расскажут вам о науке химии.
Ученик 1. Давайте представим, что мы с вами оказались в первобытном обществе.
Первобытные люди боялись даже огня. Они видели, как попадала молния в дерево и оно загоралось. Сейчас вы увидите опыт «Самовозгорание костра».
Описание опыта « Самовозгорание костра».
Подготовительная часть. В фарфоровую чашку поместить немного кристаллического перманганата калия. Аккуратно смочить кристаллы 2 мл концентрированной серной кислоты. Фарфоровую чашку поставить на металлический поддон и замаскировать ее, уложив сверху и вокруг древесные стружки, внимательно следя, чтобы стружки не попадали внутрь фарфоровой чашки.
Основная часть на уроке. Незаметно для зрителей смочить кусочек спиртом и быстро выжать несколько капель спирта над фарфоровой чашкой. Руку сразу убрать. Костер ярко вспыхивает и быстро сгорает.
Ученик 2. Первобытные люди постепенно привыкли к огню, научились разводить его и готовить на нем пищу. Потом с помощью огня люди стали выплавлять медь и железо.
Ученик 1. В средние века жили люди, которые много времени проводили в небольших лабораториях, изучая различные вещества. Это были алхимики.
Ученик 2. Алхимики пытались превратить металлы в золото. Цари и короли держали во дворцах алхимиков, чтобы они получали для них золото. Я покажу вам опыт «Превращение воды в золото».
Описание опыта «Превращение воды в золото»
В одном стакане находится свежеприготовленный раствор йодида калия, в другом – раствор ацетата свинца. Оба раствора выливают в стакан большей вместимости. Происходит выпадение осадка йодида свинца ярко-желтого цвета.
Ученик 1. Но алхимикам так и не удалось превратить металлы в золото, поэтому алхимию запретили во многих странах. Людей, которые занимались алхимическими исследованиями, обвиняли в колдовстве и сжигали на кострах.
Ученик 2. Но науку нельзя запретить, поэтому ученые отбросили от слова «алхимия» приставку ал-, и получилось новое название – химия.
Так и сейчас называется наука, изучающая окружающие нас вещества, а также их свойства и превращения. В каждой школе есть химический кабинет и химическая лаборатория; на заводе, в аптеке и больнице обязательно работают химики, лаборанты и исследователи. Теперь давай познакомимся с некоторыми веществами и химическими превращениями.
Ученик 1. Я покажу вам опыт «Превращение воды в малиновый сироп»
Описание опыта « Превращение воды в малиновый сироп»
Для проведения опыта используют четыре стакана и кувшин из темного стекла. В первом стакане находится фенолфталеин, во втором – сода ( щелочь), в четвертом – гидросульфат натрия ( кислота), в кувшине – вода. Третий стакан ничего не содержит.
В кувшине из темного стекла находится обыкновенная вода, нальем ее в четыре стакана. Затем воду из стаканов, кроме последнего, перельем обратно в кувшин. Последний стакан оставим в качестве контрольного. Нальем опять воду из кувшина в стаканы. Посмотрите: раствор стал ярко-малиновым, как сироп! Выльем «сироп» в кувшин, разбавим «водичкой» из последнего стакана. Последний раз выливаем воду из кувшина в стаканы.
Посмотрите, «сироп» опять превратился в воду.
Кажется, что это чудо! Нет, просто в одном стакане был фенолфталеин, в другом – щелочь. При их смешивании образуется раствор малинового цвета. Запомните: фенолфталеин в щелочных растворах всегда малиновый. Для того чтобы окраска исчезла, я добавил немного кислоты из четвертого стакана. Кислота нейтрализовала щелочь, и раствор обесцветился.
У химиков есть одно очень важное правило: в химическом кабинете ничего нельзя пробовать на вкус. Алхимики это правило не соблюдали, и многие из них отравлялись ядовитыми веществами. Зато до сих пор сохранились названия веществ «по вкусу»: кислые – кислоты, соленые – соли.
Ученик 2. Теперь прошу выйти ко мне одного мальчика. Я сделаю ему моментальную цветную фотографию. Вот лист бумаги, держи его крепче, а я брызну на него волшебной жидкостью. Посмотри, какой симпатичный портрет получился!
Описание опыта «Цветная фотография»
На листе ватмана заранее делается рисунок – портрет мальчика – спиртовым раствором фенолфталеина. В пульверизаторе находится концентрированный раствор карбоната натрия, при смачивании которым листа бумаги появляется малиновый рисунок, изображающий мальчика.
Ученик 2. Ребята, попробуйте сами объяснить, что тут произошло. Помните правило: фенолфталеин в щелочах всегда малиновый.
Учащиеся объясняют опыт.
Ученик 1. Я хочу вам показать интересные кристаллы.
Показывает крупные кристаллы синего цвета медного купороса.
Они похожи на самоцветы. Эти кристаллы мы вырастили в кабинете химии, они называются медный купорос. Раствором этих кристаллов опрыскивают огородные растения, чтобы они не болели, так как многие микробы от него погибают.
Ученик 2. Медного купороса боятся не только огородные вредители, но даже акулы, поэтому иногда его называют антиакулином.
Ученик 1. А я вам покажу образцы уральских горных пород. Эти камни и кристаллы созданы самой природой.
Демонстрирует коллекцию минералов и горных пород.
Ученик 2.Многие из вас любят сказки и фантастику. Сейчас вы увидите, как рождается Змей Горыныч.
Описание опыта «Фараоновы змеи»
Подготовительная часть. Измельчить таблетку сухого горючего и выложить горкой на подставку. Сверху на горючее положить три таблетки норсульфазола.
Основная часть. Поджечь сухое горючее. Металлическим стержнем поправлять выползающих «змей». После окончания опыта огонь погасить, закрыв пластмассовой крышкой.
Ученик 1. В заключении нашей встречи я покажу опыт, который называется «вулкан». Вы, конечно, знаете, какое это грандиозное зрелище – извержение вулкана. В древности вулкан Везувий засыпал город Помпеи.
Описание опыта «Вулкан»
На подставку насыпают горкой кристаллы бихромата аммония оранжевого цвета и поджигают. Под подставку кладут большой лист бумаги для сбора «вулканического пепла».
Ученик 2. Викторина.
1. Какое вы знаете самое распространенное вещество на Земле?
2.Какие металлы вы знаете?
3.Назовите жидкий при комнатной температуре металл и скажите, где он применяется.
Ученики отвечают.

Ученик 1.
Перемена, перемена!
Заливается звонок.
Наконец-то он закончен,
Надоедливый урок!
Дернув серу за косичку,
Мимо магний пробежал.
Йод из класса испарился,
Будто вовсе не бывал.
Фтор поджег случайно воду,
Хлор чужую книжку съел.
Углерод вдруг с водородом
Невидимкой стать успел.
Калий, бром в углу дерутся:
Не поделят электрон.
Кислород-шалун на боре
Мимо проскакал верхом.
Ученик 2. Вот и закончился наш урок «Путешествие в кабинет химии». Понравился ли он вам? Подрастайте и приходите изучать эту интересную науку – химию.


15