Урок по теме Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел

Тема урока: Умножение положительных и отрицательных чисел. 6 класс

Цели урока: создать условия для вывода правила умножения рациональных чисел.
Планируемые результаты:
Личностные:
 уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим;
 устойчивый познавательный интерес;
Регулятивные:
 планировать пути достижения целей;
Коммуникативные:
 учитывать разные мнения;
 осуществлять взаимный контроль
Познавательные:
 осуществлять сравнение и классификацию

Ход урока:
I. Организационный момент. Приветствие. Эмоциональный настрой.

II. Этап мотивации.
Приветствие учеников.
“Жил на свете богач, очень богатый богач, самый богатый на земле, но все ему казалось, что он еще недостаточно богат. И вот однажды пришел к этому самому богатому богачу самый бедный бедняк на свете и сказал: – О, господин! Сияние твоих сокровищ слепит глаза. И все-таки у меня есть способ умножить твое богатство. А заодно и свое. Богач прямо затрясся от жадности: – Чего ты стоишь? Умножай скорее! – А ты не будешь на меня в обиде? – опасливо спросил бедняк. – Да ты что! Ведь ты хочешь умножить мое богатство! – Конечно, умножить, – подтвердил бедняк. – Так умножай, и дело с концом! – закричал богач, теряя терпение. – Быть по-твоему, – ответил тот. – Раз, два, три! Готово! Богач бросился к своим сундукам да как закричит: – Что ты наделал, негодный?! Ты меня разорил! Где мое золото? Где алмазы? Где жемчуга? – Были у тебя, теперь они у меня, – сказал бедняк.– Ведь ты же сам просил меня умножить! Я и умножил.
III. Этап актуализации и фиксирования индивидуальных затруднений в пробном действии.
Как вы думаете, почему так получилось?
Какое действие с числами нужно знать, что бы ответить на этот вопрос? (умножение)
А вы знаете, как выполняется умножение чисел? (натуральных и дробных положительных, да)
Откройте тетради. Запишите число. Решив в тетради следующие примеры, вы сможете узнать тему сегодняшнего урока (тема урока закодирована):
-3+5 Ж (-4)
12-(-2 ) И 3
-3+15 Н 12
-6+(-1) О (-7)
-7+3
-13-2 М 14
18+(-6) У 2
(- 3)+6 Е (-15) или 15
(-5) * 3
Сверим ответы.
- Какое слово получилось в результате вычислений примеров?
- Какой ответ получился в последнем примере?
Как вы думаете, почему так получилось?
Какое действие с числами нужно знать, что бы ответить на этот вопрос?
- Так какая тема нашего урока?
Итак, тема нашего урока: «Умножение положительных и отрицательных чисел».
Вспомните, пожалуйста, какие методы мы использовали при выведении правил сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел и предложите свои версии, как нам получить правила умножения чисел.
1) Определяем знаки слагаемых.
2) Определяем знак суммы.
3) Определяем модуль суммы.
- Какие основные проблемы стояли перед нами? ( Знак суммы и модуль суммы.)
-А значит о чем нужно думать при умножении чисел с разными знаками?

IV. Этап построения проекта выхода из затруднения.
Версии фиксируются на доске и в тетрадях.
Использовать термометр и рассмотреть умножение на примере изменения температуры.
Умножение заменить сложением.
Предлагаю свою версию:
3. Условившись обозначать слово «друг» – положительным числом, а слово «враг» – отрицательным, можно получить интересное правило умножения чисел.

V. Этап реализации построенного проекта.
Сейчас поработайте в группах, рассмотрите взятую вами версию на примерах и обязательно сделайте вывод, т.е. попробуйте сформулировать правило умножения чисел.

1. Задача 1. Температура воздуха понижается каждый час на 2 градуса. Сейчас термометр показывает нуль градусов. Какую температуру он покажет через 3 часа.
(– 2)
· · 3 = – 6
Задача 2. Температура воздуха понижается каждый час на 2 градуса. Сейчас термометр показывает нуль градусов. Какую температуру он показывал 3 часа назад.
(– 2) · (–3) = 6
2. Пример 1. (– 2) · 3 = (– 2) + (– 2) + (– 2) = – (2 + 2 + 2) = – 6
Пример 2. (– 2) · (–3) – сложением не заменить, но если (– 2) · 3 = – 6, то
(– 2) · (–3) 13 EMBED Equation.3 1415– 6
так как 3 и – 3 противоположные числа, то и результат будет противоположный,
значит (– 2) · (–3) = 6

3. Друг моего друга - мой друг
(+X) · (+X)= (+X)
Друг моего врага - мой враг
(+X) · (-X)= (-X)
Враг моего друга - мой враг
(- X ) · (+ X )= (- X )
Враг моего врага - мой друг
(- X ) · (- X )= (+ X )
Выводы: 1) Произведение двух чисел одного знака положительно, а произведение двух чисел с разными знаками отрицательно; 2) Чтобы найти модуль произведения, нужно перемножить модули сомножителей.

VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Организовать работу в парах.
I. Учащиеся работают в парах чернилами разного цвета. Устанавливается следующий порядок работы.
Миша пишет, например, -6 и передает листок Лене
Лена оставляет место и пишет, каким должно быть произведение. (<0 или >0), например
-6* ___ <0
передает листок Мише, Миша рассуждает вслух: если произведение отрицательное, то множители должны иметь разные знаки. Один из множителей дан, он отрицателен, значит, другой множитель должен быть положительным числом и записывает:
-6 ·15<0
Листок передается только по команде учителя. Каждый проверяет работу товарища и исправляет, если это необходимо.
Для контроля за освоением критерия выбора знака произведения дается проверочная работа. Учащиеся перед началом выполнения каждого из заданий с левой стороны на полях отмечают специальными знаками:
«+» - уверен, что научился определять знак произведения;
«/» - не совсем уверен, могу ошибиться;
«-» - не уверен, плохо еще разобрался.


VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
– Таким образом, мы с вами получили правила умножения положительных и отрицательных чисел.
– Откройте учебник, прочитайте правила, сравните их с теми, которые мы вывели сами, сделайте вывод, как умножить два отрицательных числа, как умножить два числа с разными знаками:
           1. Установить какие знаки имеют множители.
           2. Установить знак результата.
           3. Найти модуль произведения.
– Давайте вернемся к сказке, которую вы услышали в начале урока. Можете ли вы сейчас ответить на вопрос, почему богач лишился своего богатства, на какое число бедняк умножил богатство богача?
– А сейчас задание для всех групп: определить знак произведения и вычислить. (Проверка по эталону)
а) (-7) · (-5)
б) (-4) · (-10)
в) (-2) · (-3)
г) (-1,2) · (-2)
д) (-2) · 2
е) (-5) · 4
ж) (-7) · 2
з) 3 · (-8)

VIII.Рефлексия
– А теперь давайте попытаемся понять, что же каждому из нас дал сегодняшний урок.
1. Как слаженно работала группа?
2. Все ли выдвигали версии в группе?
3. Все ли члены группы принимали участие в размышлениях и решении задач?
4. Кто из членов группы был более активным?
5. Кто не принимал участия в работе группы?
6. Кого и какими отметками можно оценить в группе?

Домашнее задание: (дифференцированное) п.35 правила; 1. № 1143 №1148.
2. Творческое задание: написать сочинение-сказку об умножении чисел с разными знаками.