Открытый урок по музыке Людвиг ван Бетховен





«Вечные темы в искусстве. Л.Бетховен «Лунная соната»





УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ МОУ
«СОШ №1 Г. КАЛИНИНСКА
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
ВАРНАКОВА М.В.











ТЕМА УРОКА: «Вечные темы в искусстве. Л.Бетховен «Лунная соната»
ЦЕЛИ УРОКА:
активизировать слуховую и эмоциональную зоны восприятия информации;
развивать навыки музыкального образного мышления;
воспитывать логические образные связи;
формировать умение работать в диалоге с учителем;
развивать навыки формирования собственной точки зрения и умения либо утверждаться в ее правоте, либо отказываться от нее в результате нахождения убедительных аргументов.
ЗАДАЧИ УРОКА:
учебный аспект:
развитие навыков понимания смыслов образного языка музыки;
развитие навыков слухового восприятия информации;
укрепление связей с ранее пройденным материалом;
познавательный аспект:
познакомиться с композитором Людвигом Ван Бетховеном на пересечении его характера, судьбы и творчества через анализ художественного образа Сонаты № 14 (Лунной);
создать мотивацию слушать и глубоко воспринимать другие произведения Бетховена;
развивающий аспект:
готовность к решению задач, требующих от детей интеллектуальных, поисковых усилий;
развитие способностей к сравнению, анализу, обобщению, логичности, к восприятию музыкальной речи;
воспитательный аспект:
воспитывать положительное отношение к классической музыке;
осознать значение музыки в жизни человека, как способ выразить невыразимое словами, но имеющее вполне логический смысл;
побуждать к более глубокому осознанию своего внутреннего пространства;
ТСО:
Компьютерная презентация урока
Аудио файлы с произведениями и фрагментами для анализа.
Иллюстрации
ЭТАПЫ УРОКА:
Организационный момент.
Представление темы урока.
Прослушивание 1 части Сонаты № 14 Людвига Ван Бетховена
Анализ художественного образа 1 части Сонаты № 14 Людвига Ван Бетховена.
Итог дискуссии.
Исполнение песни.
Рефлексия.
Выставление оценок.
Домашнее задание.
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент./слайд №1/
Мы приходим в мир для того, чтобы постигнуть красоту, утвердить, создать ее.
Красота – это радость нашей жизни. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый закат перед ветреным днем, трепетание марева над горизонтом, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиную стаю в голубом небе, отражение солнца в мириадах капель утренней росы, серые нити дождя в пасмурный день, фиолетовое облако на сиреневом кусте, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника – увидел и, изумленный, пошел по земле, создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоем сердце расцветет благородство. Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршанье снежинок и стон метели, ласковое плесканье волны и торжественную тишину ночи, – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. /слайд №2/
“Богатство вместе с властью вольно ходят, Вступая в океан добра и зла, Когда они из наших рук уходят; Любовь же, пусть неправильной была, - Бессмертная, в бессмертии пребудет, Все превзойдет, что было и что будет.” Перси Биш Шелли (английский поэт XVIII – XIX вв.)

- Из эпиграфа мы узнали, что музыка часто раскрывает мир человеческих чувств. Каких?
/Чувство любви/
- Что приносит человеку это удивительное чувство?
/Радость, наслаждение, восторг, грусть, боль разочарование, страдания/
- Почему?
/Любовь может быть безответной, неразделенной, тогда она приносит разочарование, страдания/
- Как вы думаете, страдать, переживать – это плохо для человека?
/Страдания делают человека сильнее, закаляют его характер, он становится более стойким к невзгодам/
2. Представление темы урока. /слайд№3/
“ Только через любовь можно найти
себя самого как личность, и только личностью
можно войти в мир любви человеческой”.
М.М.Пришвин
Боль и страдания, радость и мечту – все уносит с собой смерть. Бессмертно лишь искусство, воспевающее истинного человека, его любовь, его надежду на счастье./слайд №4/
Это было в Вене 6 марта 1827 года. Около четырех часов дня тяжелые тучи заволокли небо. Внезапно началась снежная буря с градом. Вдруг из туч блеснула молния и отразила своим желтым светом комнату, в которой умирал великий композитор./слайд №5/
/5 симфония 1 часть фрагмент/
«Так судьба стучится в дверь», - мелькнуло в его сознании. Именно эти слова он говорил, создавая свою бессмертную Пятую симфонию.
Уже после смерти Бетховена в ящике его письменного стола обнаружили тайник, в котором он хранил то, что было памятью его сердца: два женских портрета и несколько листков почтовой бумаги, исписанных рукой композитора./слайд №6/
Из глубины страдавшего сердца молодого Бетховена вылились строки, обращенные им к своей бессмертной возлюбленной. «Мы устроим с тобой жизнь неразлучную. Какую жизнь! Да!! Я плачу при мысли, что ты, вероятно, только в субботу получишь мою первую весточку. Как бы ты ни любила меня, все же я люблю тебя сильнее. Лишь проснусь, мысли мои уже стремятся к тебе, моя бессмертная возлюбленная, в каком настроении и где бы я ни был, постоянно жду решения судьбы. Или мы должны быть неразлучны, или я готов умереть»
Адреса и точной даты в письме не было. Его содержание не указывало, кому писал Бетховен. Может быть, это Генриетта Зонтаг?/слайд №7/
Или Каролина Унгер?/слайд №8/
Или Джульетта Гвиччарди, чей портрет тоже лежал в тайнике?/слайд №9/
Об этом спорят биографы и почитатели Бетховена до сих пор. А скорее всего этот образ Бессмертной возлюбленной, который композитор пронес через всю свою жизнь, воспев его в своей музыке, - любовь великого человека, великого музыканта, ставшая художественной мечтой, романтическим идеалом.
А что было в начале его жизни?/слайд №10/
Выходцы из Бельгии, его отец и дед были музыкантами. Приставка в фамилии «Ван» вовсе не означала знатного происхождения, а указывала на место, откуда родом был этот человек, а указывала на место, откуда родом был этот человек. «Ван Бетховен» обозначало «со свекольного хутора». Но это не мешало Бетховену чувствовать свое превосходство даже над аристократами. «Князей и графов много, а Бетховен один».
Слава Бетховена росла. Его музыка все более и более завоевывала сердца. Он много сочинял, много концертировал как пианист. Но вдруг ощутил у себя признаки ужасного заболевания – глухоты. /слайд №11/
Гениальный пианист и композитор стал бояться публичных выступлений. По ночам его мучили острые боли в ушах.
/ «Эгмонт» фрагмент/
В конце 1799 года Бетховен познакомился с семейством Брунсвик, обедневшими венгерскими аристократами, приехавшими в Вену. /слайд №12/ Радушная, беззаботная семья, казалось привнесшая в столицу вольный воздух полей и лесов, очень понравилась музыканту.
Две сестры – Тереза и Жозефина – стали его ученицами, а брат Франц – другом. Все вместе они весело проводили время, гуляя по чудесному венскому парку Пратер, посещая театры, танцевальные вечера./слайд № 13/
«Мы были молоды, свежи, по-детски наивны, - вспоминала об этом времени старшая сестра Тереза. – Всякий, кто нас видел, любил нас. Тогда-то заключена была с Бетховеном тесная дружба, сердечная дружба, которая длилась до конца его жизни. Он приехал к нам в Орфен, у нас в парке была круглая площадка, обсаженная великолепными липами; каждое дерево носило имя члена нашего общества и даже во время отсутствия кого-либо из нас мы беседовали с деревом, и оно отвечало нам».
В конце 1800 года в эту семью приехала из Италии шестнадцатилетняя графиня Джульетта Гвиччарди, родственница Брунсвиков. /Слайд №14/
/Слайд №14 нажать/ Джульетта любила музыку, хорошо играла на рояле и стала брать уроки у Бетховена, с легкостью воспринимая его указания. В ее характере Бетховена привлекала жизнерадостность, общительность, добродушие.
Была ли она такой, какой представлял ее Бетховен? Вероятно, в Джульетте, он какое-то время не замечал легкомыслия, считая ее достойной любви, принимая красоту ее лица за красоту души. Восторженный, склонный преувеличивать достоинства людей, Бетховен полюбил Джульетту Гвиччарди. /слайд № 15/
«Теперь я чаще бываю в обществе, и потому жизнь моя стала веселее. Эту перемену произвела во мне милая, очаровательная девушка, которая меня любит, и которую я люблю. У меня снова бывают светлые минуты, и я прихожу к убеждению, что женитьба может осчастливить человека».
Несбыточные мечты продолжались недолго. Каждая встреча с Джульеттой приносила новые сомнения. Препятствием к женитьбе являлись и всё развивающаяся глухота Бетховена, и его материальная неустроенность, и аристократическое происхождение Джульетты.
Бетховену и раньше приходилось расставаться с надеждами и мечтами. Но на этот раз трагедия была особенно глубокой: Бетховену было всего 30 лет. Глухота обрекла его на полное одиночество. И только творчество, музыка могли вернуть композитору веру в себя.
После измены Джульетты, которая предпочла Бетховену бездарного композитора Галленберга, но зато графа, Бетховен уехал в имение своего друга. Он искал одиночества. Три дня он бродил по лесу, не возвращаясь домой. Его нашли в отдаленной чаще обессилевшим от голода. Ни одной жалобы никто не услышал. У Бетховена не было потребности в словах, все было сказано музыкой./слайд №16/
3. Слушание музыки.
/ «Лунная соната» 1 часть/
4. Анализ музыкального образа.
- Что вы услышали в музыке?
/Страдания, боль, разочарование, чувства, которые принесла Бетховену любовь./
- Какие средства музыкальной выразительности подчеркивали это?
/Медленный темп, монотонное сопровождение мелодии, низкие звуки в басу/
- Что напоминает нам начальная интонация 1 части сонаты?
- С какими чувствами ассоциируется у вас эта интонация?
/Траур, трагедия, для Бетховена эта была смерть всех его надежд/
- Послушайте фрагмент части ранее сочиненной сонаты №12, под названием marsh funebre. Читаем: “Marcia funebre sulla morte d'un Eroe”, т.е. похоронный марш на смерть героя. Вот откуда пришла интонация первой части сонаты и совершенно очевидно, что она означает. Что?
- Да, образ гибели и крушения не самого героя, но всех его надежд. Но, поскольку герой жив, он переживает крушение своих надежд и мучительно ищет ответ на вопрос: “почему?” Вопрос этот проходит через всю ткань I части сонаты.
- Справился он со своим горем?
/Да, но ему очень тяжело, композитор ушел в себя, никого не хотел видеть/
- А теперь еще раз вслушайтесь в первые звуки сонаты: действие происходит днем или ночью?
Да, ночь, никакого света. Ночь – неЯсность. Мучительные поиски ответа на вопрос. Какой, по-вашему?
- А почему сонату назвали “Лунной”? /Наверное, услышал тишину лунной ночи/
Всю боль души, всю боль израненного сердца Бетховен излил в своей «Лунной» сонате, которую посвятил Джульетте Гвиччарди. Это уже после смерти композитора романтически настроенный немецкий поэт Рельштаб дал такое название сонате.
- Но разве только образ лунной ночи навевает эта музыка, которую, А Альшванг назвал «песней мужества и скорби»?
5. Итог дискуссии.
/ слайд №17/ Прошло 25 лет. Потерявший надежду на счастье, одинокий, глухой, прозябающий в бедности Бетховен, продолжал творить. 9 симфоний,32 сонаты, сотни других произведений. Какая победа может сравниться с этой победой? Какое сражение Наполеона достигает славы этого сверхчеловеческого труда, этого блестящего успеха, который когда-нибудь одерживал человеческий дух! Страдающий, неимущий, больной и одинокий человек, которому жизнь отказывала в радостях, сам творит радость, чтобы даровать ее миру. /слайд № 18/
/ слайд №19/ 9 симфония финал/
/слайд №20/ «Мужественный человек умеет переплавить свою любовь в деяния для людей» Ромен Ролан.
6. Исполнение песни.
Разучивание песни «Люди идут по свету».
7. Рефлексия.
-Я предлагаю рассказать вам о своих чувствах по поводу урока.

8.Итог урока.
- Вы хорошо поработали, и потому урок получился интересным, и я говорю вам: Спасибо за урок! /слайд №21/
На слайде: оценки “5”.
9. Домашнее задание: Привести примеры художественных произведений, в которых можно наблюдать такое же сильное проявление воли.





Литература:
1. Абдуллин Э.Б., Бейдер Т.А., Вендрова Г.Е. и др. под руководством Д.Б. Кабалевского Музыка // Программы для общеобразовательных учреждений и др. 2 изд. – М.: “Просвещение”, 2005.
2. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. Учебник для 10 класса, Ч. 1. – М.: “Просвещение”, 2007.
3. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. – М.: “Музыка”, 1989.
4. Интернет-страницы: dassic-music.ru, kinoekran.com
5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М., 1982.
7. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., Просвещение 1984.
8. http://violinconcert.ru/












13PAGE 15


13PAGE 14715