Итальянский концертконспект урока для 6 класса по музыке
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята и гости, рада вас видеть Я надеюсь, что вы будете принимать активное участие на уроке. В свою очередь я постараюсь, чтобы урок прошёл для вас интересно и познавательно.
Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полёту воображения, музыка придаёт жизнь и веселье всему существующему…Её можно назвать воплощением всего прекрасного и возвышенного.
Платон
Учитель: А начнем мы урок, конечно, с музыки!
Давайте попытаемся ответить, о чем сегодня на уроке пойдет речь?
Музыка Антонио Вивальди(1 слайд)
Ребята напомните мне тему 2 полугодия:
Учащиеся: «Мир образов камерной и симфонической музыки»
Учитель: А что такое камерная музыка?
Учащиеся: Камерная, т.е. комнатная музыка, предназначенная для исполнения в небольших помещениях для небольшой аудитории.
-Сформулируйте тему урока
Тема урока «Инструментальный концерт» (слайд 3)
-Какую цель мы можем поставить?
-А что такое концерт?
Концерт (ит. concerto –состязание , с лат. – concerto – согласие) (слайд 4)
солирующего
инструмента (фортепиано, скрипки и др.) и симфонического оркестра.
Жанр концерта возникает в XVII веке в связи с интенсивным развитием скрипичного исполнительства.
-Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
План урока:
Музыкальное приветствие
Слушать музыку
Анализ музыкального произведения
Работа в группах
Словарная работа
Пение
Выводы. Итоги.
Домашнее задание (5 слайд)
-Кто такой Антонио Виаальди?
-Что мы о нем знаем?
Учитель: Антонио Вивальди – скрипач-виртуоз, дирижер и педагог, один из величайших композиторов XVII – XVIII вв. Жил и творил в эпоху бароккоБыл создателем жанра – инструментального концерта.(слайд 6-7)
Цикл «Времена года»
Вершина творчества Вивальди. Этот цикл объединил четыре концерта для солирующей скрипки и струнного оркестра. В них развитие музыкального образа основано на сопоставлении звучания * скрипки - solo * оркестра – tutti (в переводе с итальянского значитвсе) ”. Принцип контраста определил трёхчастную форму концерта: 1-я часть – быстрая и энергичная; 2-я – лирическая, певучая, небольших размеров по форме; 3-я часть – финал, живой и блестящий (8-9 слайд)
Учитель: Перед вами на столах лежат словари эстетических эмоций В. Ражникова.
Предлагаю вам послушать одну из частей часть концерта и поработать в группах. Природа всегда радовала музыкантов, поэтов и художников. Красота природы, смена времен года: осень, зима, весна, лето – неповторима, каждая по-своему-Как вы думаете, обращались художники поэты к теме времен года?
-Вы знаете такие произведения?
Поэтами написано много стихов о природе, художниками написано много картин о природе, а композиторами написано много музыки, изображающей картины природы.
Сегодня мы сравним, как изображено каждое время года в поэзии, в живописи и в музыке. А помогут нам в этом стихи русских поэтов, репродукции картин русских художников и волшебная музыка итальянского композитора Антонио Вивальди., который сумел отразить своей музыкой красоту родной природы. Италия, страна, богатая своей культурой, древними памятниками, красивой природой. Именно поэтому многие русские художники, окончив Академию Художеств, отправлялись на стажировку в Италию
Стихи, картины и музыка помогут нам увидеть, услышать и почувствовать каждое время года. (Звучит 1-я часть, учитель название не называет).
1 группа: композиторы
Какие чувства выражает эта музыка?
С каким временем года может ассоциироваться эта музыка?
Учащиеся: Учащиеся определяют первоначальную интонацию, характер музыки, быстрый темп, контрасты динамики, изобразительные моменты – подражание пению птиц- это весна
Прослушанная музыка яркая, звонкая, радостная. В ней чувствуется полет, движение, пение птиц. Мелодия светлая, в музыке чувствуется приход весны.
Как можно охарактеризовать мелодию?
Учащиеся: Возможные ответы детей: ясно слышно, где играет оркестр, а где звучит солирующая скрипка. Мелодия, которая исполняется оркестром в мажорном ладу, очень ясная, яркая, легко запоминается, в танцевальном ритме. Мелодия, исполняемая солистом, гораздо сложней, она виртуозная, красивая, украшена музыкальными распевами, похожа на пение птиц).Учащиеся определяют, что это ВЕСНА
2 группа: художники
На столе лежат репродукции картин времен года
Запишите в таблицу, какие краски, вы услышали и увидели, и какие чувства у вас вызвали эти произведения искусства, и , конечно, определите время года
Скажите, какие цвета преобладают?
Ответы учащихся: Цвет первой зелени желто-зеленый, цветение первых цветов – белых, розовых, голубое небо, птицы в небе.
3 группа: поэты
Учитель: Цикл концертов «Времена года» - программное сочинение, в основе которого лежат стихотворные сонеты, с помощью которых, композитор раскрывает содержание каждого из концертов цикла. Предполагается, что сонеты написаны самим композитором
На каждом столе лежит стихотворение об одном из времен года.
Запишите в таблицу, какие стихи ассоциируются с данной музыкой, и какие чувства у вас вызвали эти произведения искусства
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала… А.Плещеев
Обсуждение ответов работы групп.(слайд 10)
Учитель: предлагаю прослушать фрагмент 2 части концерта (слайд 11)
Определите эмоциональное содержание части, темп, динамику?
Вслушайтесь в пассажи скрипки. Какие картины возникают в воображении?
Ярко солнце светит, В воздухе тепло. И куда ни взглянешь, Всё кругом светло. По лугу пестреют Яркие цветы, Золотом облитыТёмные листы.Дремлет лес; ни звука,Лист не шелестит,Только жаворонокВ воздухе звенит. И. Суриков.
Учитель: прослушивание 3 части концерта
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. К.Бальмонт
(слайд 12)
4-я часть концерта: «Зима» (слайд 13)
Чародейкою ЗимойОколдован, лес стоит, И под снежной бахромою,Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован,Не мертвец и не живой –Сном волшебным очарован,Весь опушан, весь окованЛёгкой цепью пуховой… Ф.Тютчев
Физкультминутка
Учитель: Тема времен года всегда была популярна в искусстве.
В наше современное время тоже есть произведения вокального жанра о времени года.
Давайте споем песню современного композитора Александра Ермолова «Времена Года».
Вокально- хоровая работа над песней «Времена года» сл. и муз. Александра Ермолова
Определим задачи: в каком характере будем петь, какие артикуляционные задачи будем решать.
Проверим домашнее задание
Исследовать современна ли музыка Вивальди сегодня.
В чем секрет популярности музыки композитора.
Кто из современных людей ис-ва обращается к творчеству композитора.
Интересные факты из жизни композитора
Стихи о композиторе и его творчестве
Рефлексия
Что запомнили, что было интересно, что удивило на уроке?