Урок по литературному чтению на тему А.Линдгрен. Малыш и Карлсон, который живёт на крыше (2 класс)
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г.Шахты Ростовской области
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
Тема:А.Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».
Разработала и провела учитель начальных классов I категории Н.И.Савченко
г.Шахты 2015г.
ЦЕЛИ УРОКА:
Предметные: научиться оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки; получить возможность научиться читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.
Метапредметные: регулятивные – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; познавательные – основы смыслового чтения художественных текстов, выделять существенную информацию из текста; коммуникативные – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point 2003 ;Оборудование: Портреты А.Линдгрен, А.Милн, Дж. Родари, А.Толстой, Дж.Р.Р. Толкин; портреты сказочных человечков.
ХОД УРОКА
I. Повторение пройденного материала.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим знакомство со сказкой, и нам предстоит путешествие в мир новой сказки. Но сначала давайте вспомним, как называется весь раздел. (Сказочные человечки).
- Давайте вспомним некоторых из них: соедините сказочного героя и автора.
- Один портрет остался без героя имя его можно узнать отгадав загадку:
Смешной человечек на крыше живет.
Смешной человечек ириски жует.
Смешной человечек скучать не привык.
Смешной человечек – большой озорник
∙Кто это? Чем он интересен?
∙ Как называется эта сказка?
∙Кто автор?
Астрид Эрикссон родилась 14 ноября 1907 года на хуторе, близ города Виммербю, в семье земледельца.В 17 лет Астрид занялась журналистикой, работала в местной газете. Затем она переехала в Стокгольм, работала секретарем в разных столичных фирмах. В 1931 году Астрид Эрикссон вышла замуж и стала Астрид Линдгрен
Астрид Линдгрен вспоминала, что одной из причин, побудивших её к писательству, стали холодные зимы, болезнь дочки. Когда дочке Карин исполнилось семь лет, она тяжело заболела и пролежала в постели несколько месяцев. Каждый вечер девочка просила у матери что-нибудь ей рассказать. Однажды она сделала заказ - о Пеппи-Длинный чулок. Мама не спросила, кто это, и начала рассказывать невероятные истории, которые соответствовали бы странному имени девочки".
Книжка молниеносно стала популярной, ей присудили несколько призов, а ошарашенного автора пригласили работать в детское книжное издательство. С тех пор сказки Астрид Линдгрен одна за другой взлетали в мир.
II.Слово учителя
- Мы уже читали о гномах, куклах, но никто из них не умел летать. Помните, как хотел стать тучкой Винни-Пух, катались на облаках мумми-тролли. Но разве может сравниться с ними жизнь и приключения сказочного летающего человечка?
- Давайте начнем чтение сказки. Откройте стр. 159.
- Мы будем читать ее целиком?
-Кто изображен на иллюстрации?
-Почему он над домами?
-Откуда вы об этом узнали?
Чтение 1 части по цепочке
Ответить на вопросы после чтения:
Чем необычен Карлсон?
Где живет Карлсон?
С кем сравнивает автор летящего Карлсона?
Как понимаете слова: “самоуверенный”, “хитроумный”
Задание №1 стр.22 (тетрадь)
Физкультминутка .Чтение 2 части по абзацам вслух.
Ответить на вопросы после чтения:
К 1 абзацу: - С каким новым героем мы знакомимся?
- Описал ли автор внешность Малыша?
- А что мы узнали?
- Можем ли мы сказать какой был Малыш?
Ко 2 абзацу: - Что насторожило Малыша?
К 3 абзацу: - Почему Карлсон летал кругами вокруг Малыша?
- Что можно предположить?
К 4 абзацу: - Почему Малыш стоял, не шелохнувшись?
- Какие чувства он испытывал?
- Что значит “дух захватило”?
Чтение 3 части учителем
- Как познакомились Малыш и Карлсон?
- Найдите диалог Малыша и Карлсона. Готовимся к чтению по ролям самостоятельно, по парам.(выборочное чтение)
- Определите тон, интонации героев.
Чтение по ролям. (Прослушиваются две пары)
III. Итог.
Сегодня на уроке мы познакомились с творчеством, его малой долей, шведской писательницы Астрид Линдгрен. Писательница была наделена редким даром – в ее душе до самых преклонных лет жил ребенок, она сама была такой же, какой была во времена своего детства – открытой, доброй, любознательной, с богатым воображением. Мир детства – источник всего творчества Линдгрен. И вы помните и любите свое детство, своих друзей, своих родителей, чтобы никогда ваши души не становились старыми.
Очень важно, чтобы настоящие друзья были рядом не только в книгах, в праздники, но и в каждый день вашей жизни. Запомните: очень плохо быть одному! Но жить нужно так, чтобы не только вам было хорошо, но и рядом с вами другим людям было тепло и радостно.
IV. Домашнее задание: стр. 161-166 по ролям, нарисовать домик Карлсона.