Конспект урока. Внеклассное чтение. А. Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок»

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
Тема. А. Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок»
Цель: расширить литературный кругозор детей, продолжить знакомство с творчеством А. Линдгрен; работать над выразительностью чтения; учить анализировать художественное произведение, определять главную мысль; учить чувствовать слово, юмор; дать возможность детям проявить начитанность; прививать интерес к изучению русского языка.

Планируемы результаты: учащиеся научатся осознанно и выразительно читать произведения; характеризовать героев и их поступки; рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрации; участвовать в обсуждении проблемных ситуаций.

Форма урока: беседа, викторина.
Метод: объяснительно-иллюстративный.
Форма работы: коллективная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: доска, раздаточный материал, рисунки детей.

Ход урока:

I. Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, сегодня на уроке вы поделитесь своими исследованиями по биографии Астрид Линдгрен, покажете насколько вы были внимательны при чтении произведения «Пеппи Длинныйчулок».

I I. Новый материал.

1.Что вы узнали о Астрид Линдгрен? (ответы детей)

13 августа 2005 года жители Стокгольма, столицы Швеции наблюдали необычный парад. По улицам шли дети разного возраста, все они были в рыжих париках с косичками и с нарисованными веснушками. Так Швеция отметила 60-летний юбилей вечно юной героини Астрид Линдгрен Пеппилотты-Виктуалины-Рольгардины-Длинный-Чулок.
Невозможно представить себе, что на свете есть дети, которые никогда не читали книги о Пеппи Длинныйчулок.
А началась эта история так
Зима, гололёд. По городу идёт никому неизвестная женщина, секретарь-машинистка по профессии
Вдруг – бух! Поскользнулась, упала, очнулась – гипс! Ногу сломала. Она долго лежала в постели, а чтобы не скучать, взяла блокнот, карандаш и стала писать сказку.
Придумала-то она её раньше, когда у неё дочка болела и без конца просила:
– Мама, расскажи что-нибудь!
– Что тебе рассказать?
– Расскажи о Пеппи Длинныйчулок, – ответила она.
Это имя она придумала в ту самую минуту, и так как имя это было необычным, Астрид Линдгрен, а это была именно она, тоже придумала необычную малышку.
А когда приключилась та самая неприятность с ногой, она решила написать книжку – ко дню рождения дочки.
Потом книгу напечатали, и весь мир узнал и полюбил писательницу Астрид Линдгрен и удивительную девочку Пеппи Длинныйчулок.
Правда, в Швеции её называют Пи
·ппи, именно так звучит имя на родном языке.
Мы прочитали книгу по-русски. Кто нам помог это сделать?
Библиотечный компонент
Структура книги

Повторим еще раз информацию о том, кто такой:
Переводчик – специалист по переводу с одного языка на другой.
Где мы можем найти фамилию переводчика книги? На титульном листе, на обороте титульного листа, в библиографическом описании, в оглавлении (если это сборник).
Назовите фамилию переводчика.


Наши переводчики решили, что по-русски благозвучнее говорить Пеппи. И уже несколько поколений детей нашей страны именно так называют рыжеволосую девочку.

2. Викторина по произведению.
До чего же уныло и скучно было в маленьком шведском городке: местные дамы подолгу пили кофе и вели пустые разговоры, школьная попечительница фрёкен Ро
·зенблюм наводила на всех детей жуткий страх, дети подолгу печально стояли у витрины кондитерского магазина, а хулиган Лабан безнаказанно безобразничал на ярмарке. Но при этом все жители были очень довольны собой, больше всего дорожили тишиной и покоем, вечно твердили одни и те же слова и терпеть не могли детей.

Этот городок настолько мал, что в нём всего 3 достопримечательности. Какие? / Краеведческий музей, курган, вилла «Курица».
В саду виллы, носящей столь гордое название, стоит дуб. В урожайный год с него можно снимать необычные плоды:..? / Лимонад, шоколадки, если хорошенько поливать, то на нём могут вырасти французские булки и телячьи отбивные.
Здесь-то и поселилась Пеппи. Сколько ей лет? / 9 лет.

Вопрос для обсуждения:
Пеппи – обыкновенная девочка? Подтвердите это примерами из текста:
самая сильная, самая весёлая, самая смешная, самая добрая и справедливая;
непоседа, неряха, лакомка, любит приврать.

Её волосы цвета морковки, заплетены в две тугие косички, торчащие в разные стороны. А на какой овощ похож её нос? / На крошечную картофелину.
И если её нос белеет, то это может означать только одно ? / Пеппи очень сердится.
Всё необычно в этой девочке. Она даже спит по-своему. Как? / Положив ноги на подушку, а голову под одеяло.

Вопрос для обсуждения:
Мама Пеппи – ангел на небе, папа – негритянский король на далёком острове. Томми и Анника считают, что Пеппи одинока? Пеппи с этим не согласна. А вы? / Ответы детей.

Помните, у Карлсона в доме висела картина «Очень одинокий петух»? В доме Пеппи тоже есть картина. Кто на ней изображён? / На картине, нарисованной прямо на обоях, изображена толстая дама в чёрной шляпе и красном платье. В одной руке дама держит жёлтый цветок, а в другой – дохлую крысу.
У Пеппи была мечта: когда вырастет, станет ? / Морской разбойницей.
Прежде, чем поселиться на вилле «Курица», Пеппи побывала в самых разных странах. Именно в этой стране Пеппи научилась спать, положив ноги на подушку. (Гватемала)
В этой стране все ходят задом наперёд. (Египет)
Здесь же не найдётся человека, который сказал бы хоть одно правдивое слово. (Бельгийское Конго)
Маленькие жители этой страны в школе только и делают, что едят конфеты. (Аргентина)
А в этой стране никто не выйдет на улицу, не намазав густо голову яйцом. (Бразилия)
Здесь, по утверждению Пеппи, все дети сидят в лужах. (Америка)
В этой стране все ходят на руках. (Индия)
Вопрос для обсуждения:
Почему взрослые городка решили, что девочку надо отправить в детский дом? Вы согласны с их мнением? / «У всех детей должен быть кто-то, кто их воспитывает. Все дети должны ходить в школу и учить таблицу умножения».

Кстати, школа в этом городке, по словам Пеппи, удивительная. Ребёнок плачет, если его не пустили в школу или учительница забыла задать им задачки. А сама учительница – чемпионка. В каком же виде спорта? / По тройному плевку с прыжком.
Пеппи провела в этой школе всего один день и успела познакомиться с таблицей помножения? Со знанием дела она рассказывала жителям Веселии, что 7Ч7=102. Почему? / «Здесь (в Веселии) всё по-другому, и климат совсем другой, и земля такая плодородная, что 7Ч7 обязательно должно быть больше, чем у нас».
«На нём была набедренная повязка из мочала, на голове золотая корона, на шее несколько рядов крупного жемчуга, в одной руке он держал копьё, а в другой – щит. Больше на нём ничего не было, а его толстые волосатые ноги были украшены у лодыжек золотыми браслетами». Кто это? / Папа Эфроим, негритянский король.
Как он стал королём острова Веселия? / Папу Эфроима смыло с его шхуны волной, но он не утонул. Его выбросило на берег. Местные жители собирались взять его в плен, но, когда он голыми руками вырвал из земли пальму, они передумали и даже выбрали его королём.
Папа Эфроим очень сильный и смелый. Но есть то, чего он очень боится. Это? / Щекотка.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
3. Работа с учебником.
Чтение отрывка «Как Пеппи ищет кукарямбу» хорошо подготовленными учащимися по ролям.
“Сюрпризы от Пеппи”.
- Я получила письма от тех, кто имеет отношение к повести “Пеппи Длинныйчулок”. Всего три письма. А в каждом письме вопрос. Сейчас вы поработаете в группах над этими вопросами.
Конверт первый. Вопрос от друга Пеппи мальчика Томми. “Наша подруга Пеппи – необыкновенная девчонка. Она очень добрая, она большая фантазерка, выдумщица, с ней всегда интересно. Но есть у Пеппи еще такое качество, которому позавидовал бы любой мальчишка. Что же это за качество и когда она его применяет?” (Большая физическая сила, применяет тогда, когда необходимо защитить слабых, восстановить справедливость).
Конверт второй. Письмо от девочки Анники: “Как известно, Пеппи – очень добрая девочка. Она очень любит дарить детям подарки. Вот и нам с Томми она подарила немало изящных и ценных вещиц. Но однажды и мы с Томми сделали Пеппи подарок: в день ее рождения. “Пеппи схватила пакет и лихорадочно развернула его. Там оказался большой музыкальный ящик. От счастья и радости Пеппи обняла Томми, потом Аннику, потом музыкальный ящик, потом зеленую оберточную бумагу. Затем она принялась крутить ручку – с позвякиванием и присвистыванием полилась мелодия” Какая же мелодия звучала из музыкального ящика? Эта же мелодия звучит в одной из известных вам сказок Андерсена. Назовите ее. ( “Ах, мой милый Августин, Августин” Сказка Андерсена “Свинопас”).
Конверт третий. Вопрос от самой Пеппи Длинныйчулок. Каждый ребенок думает о том, кем он будет, когда вырастет. Задумывалась об этом не раз и я. Вначале у меня было два желания – стать Благородной Дамой или морской разбойницей, но я выбрала морскую разбойницу. Но вскоре я поняла, что лучше всего остаться в детстве навсегда и никогда не становиться старой. Мы с Томми и Анникой проглотили специальные пилюли и пропели заклинание: “Я пилюлю проглочу, старой стать я не хочу”.
Как вы думаете, почему я решила навсегда остаться в стране детства, почему не захотела стать взрослой? (“Взрослым никогда не бывает по-настоящему весело. Они заняты скучной работой или модными журналами, портят себе настроение разными глупостями, а главное – они не умеют играть.”)
За правильные ответы ребята награждаются призами-сувенирами “от Пеппи”.
Комментарии к рисункам.
- На своих рисунках вы изобразили эпизоды из повести, которые вам больше всего понравились. Расскажите пожалуйста, почему именно этот момент вас заинтересовал больше всего?
Вопрос для обсуждения:
Пеппи стала негритянской принцессой. Но она ни капельки не зазналась. Она осталась такой же доброй, отзывчивой, справедливой девочкой. Вспомните разговор учительницы и Пеппи во время экскурсии: для чего живут люди? Вы согласны с их суждениями? / «Для этого мы и родились на свет, - продолжала учительница. – Мы живём для того, чтобы делать людям добро».
По-моему, это главное (основная мысль), о чём хотела сказать нам своей весёлой повестью Астрид Линдгрен.
Библиотечный компонент
Работа с текстом
Основная мысль
Основная мысль – что главное хотел сказать автор, в чём хотел убедить.

I I I . Подведение итогов.
Сегодня на уроке мы познакомились с произведением шведской писательницы Астрид Линдгрен. Писательница была наделена редким даром – в ее душе до самых преклонных лет жил ребенок, она сама была такой же, какой была во времена своего детства – открытой, доброй, любознательной, с богатым воображением. Мир детства – источник всего творчества Линдгрен. Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери писал: “Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит”. Линдгрен помнила. Помнит и ее любимая героиня – Пеппи, помнят и Эмиль, и Расмус, и Карлсон, и многие, многие другие герои. И очень бы хотелось, чтобы и вы помнили и любили свое детство, своих друзей, своих родителей, чтобы никогда ваши души не становились старыми.


ДЕЛАЙТЕ ЛЮДЯМ ДОБРО!