Научно-практическая работа Образ Бабы-Яги

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п.Синегорье»










«Образ Бабы-Яги
в русских народных сказках»



Исследовательская работа на XVII районную научно-практическую конференцию школьников «Шаг в будущее»
учениц 3 класса, МБОУ «СОШ п. Синегорье»
Пилипенко Алины и Кривоноговой Марины.








Научный руководитель:
Юрина З.Т.,
учитель начальных классов.











п. Синегорье-2014 год.

Оглавление 13 TOC \o "1-3" \h \z \u 14
I. ВВЕДЕНИЕ .3

II. Основная часть ...................................................4
Образ Бабы-Яги, костяной ноги ..............................................................................4
1.Кто ты, Баба-Яга?............................................................................................................... 4
2.Основные версии происхождения образа Бабы-Яги6
3. Баба – Яга в русских народных сказках ...8
4. Общие выводы......................................14
5.Анализ результатов и выводы ..16
III.Заключение.......................................................17
IV. Словарь терминов ... 19
V. Список используемой литературы...................................................................... 20





















Введение
Где живет сказка? Да повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог. В шорохе листвы Сказки родились с человеком, и пока живет человек, живет и сказка. Сказки любят все: и взрослые, и дети. В них много разных чудес, волшебства.
В мир сказок каждый человек попадает в самом раннем детстве, даже еще не умея говорить. Все мы очень любим незабываемые минуты ожидания сказки, ждём их с нетерпением, чтобы ещё раз с удовольствием погрузиться в удивительный мир фантазии, где за одну ночь вырастают красивейшие дворцы, где кони летают по небу, где с людьми происходят невероятные приключения, а звери говорят человеческим голосом. Бабушки и мамы рассказывают сказки малышам, а те постигают великолепный мир чуда и волшебства. Особенно для нас ценны русские народные сказки, содержащие в себе мудрость наших предков, традиции русского народа.
Русская волшебная сказка создает таинственный, замысловатый мир. Со многими сказочными персонажами мы встречаемся в процессе чтения. Одним из таких является Баба-Яга.
С раннего детства, мы привыкли, что Баба-Яга необходимый персонаж русских сказок. А задумывался ли кто-нибудь над тем, как попала в сказку Баба Яга? Почему она ест маленьких детей? Почему живет одна в темном лесу? Кто ее придумал? Что притягивает и забавляет в этом достаточно мрачном герое, ведь Баба-Яга обычно изображается мерзкой, злобной, жестокой старухой. Кто она, Баба-Яга? Какая она Баба-Яга? Это вымышленный сказочный персонаж? А может быть, Баба Яга – мифологическое существо?
Мы решили больше узнать об этом и найти ответы на свои вопросы.
Это определило цель нашей работы: Определить роль Бабы-Яги как сказочного персонажа в русских народных сказках, проанализировать ее образ и сделать вывод о его сущности.
Для достижения целей мы поставили следующие задачи исследования:
прочитать несколько популярных сказок, в которых действует Баба - Яга;
сравнить описание образа и сопоставить с мифологическими героями.
определить, какую роль играет этот персонаж в русских народных сказках;
узнать из дополнительной литературы о Бабе – Яге;
провести опрос по теме работы среди учащихся;
проанализировать образ Бабы Яги как положительный, так и отрицательный персонаж; подарки Бабы-Яги; сказочные чудеса и изобретения человека, сделать выводы.
Объект исследования: русские народные сказки, в которых одно из действующих лиц Баба-Яга.
Предмет исследования: Баба-Яга.
Перед собой мы выдвинули гипотезу:
предположим, что Баба-Яга – это вымышленный персонаж русских народных сказок, некий собирательный образ, который воплощает в себя добро и злое начало.
Методы исследования: чтение русских народных сказок и анализ образа Бабы-Яги в сказках, изучение дополнительной литературы, опрос учащихся, написание синквейна, анкетирование, рисунки учащихся, анализ результатов.
Когда нам учительница предложила тему для проекта «Роль Бабы-Яги в русских народных сказках», где главным вопросом было определение - добрая или злая Баба-Яга, нас заинтересовала эта тема, и мы долго размышляли о смысле образа Бабы-Яги в волшебных сказках.
В конце концов, пришли к мысли о том, что суть не в том, положительную или отрицательную роль играет Баба-Яга в народных сказках, а в том, что значение этого образа уходит глубоко в древность и в сказках о Бабе-Яге отразились глубокие мифологические верования русского народа. Роль ее значительна и строго определена, и все ее поступки подчинены особому ритуалу. От своих незваных гостей Баба -га требует знание этого ритуала, четкое соблюдение определенных действий. Как на экзамене: сдал – поможет, путь покажет; не сдал – пересдачи уже не жди!
Поразительно: зачастую в сказке Бабе-Яге отводится всего один – два эпизода, но без нее сказка не состоится – герой пути не найдет, волшебного помощника не получит, царевну не спасет. Получается, что, несмотря на небольшое количество времени, которое ей отведено, Баба-Яга является чуть ли не центральным персонажем и спорным образом русских народных сказок.

Основная часть. Образ Бабы-Яги, костяной ноги.
Кто ты, Баба-Яга?
Баба-Яга в славянской мифологии лесная старуха, волшебница, ведьма.
В энциклопедии есть такое определение: "Баба-Яга – популярный персонаж русских народных сказок. В православном сознании – воплощение сатанинских сил зла, выражение ненависти ко всему русскому".
Согласно сказкам восточных и западных славян Баба-Яга живет в лесу в «избушке на курьих ножках», пожирает людей; забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова – человеческая нога, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами. В доме Бабы-Яги живут разные животные: черные коты, мыши, лягушки, вороны и змеи. Они являются ее советчиками и охранниками. В печи Баба-Яга старается изжарить похищенных детей. В некоторых сказках Баба - Яга (Яга Ягишна, словенск. Ежи - баба) – мать змеев, противников богатыря. Кроме образов Бабы-Яги – воительницы и похитительницы, сказка знает и образ дарительницы, помощника героя. У Бабы одна нога – костяная, она – слепа (или у нее болят глаза), она старуха с огромными грудями
Баба-Яга не ходит пешком, а передвигается обычно также подобно ведьме или нечистому духу. Так, в сказках она ездит в железной ступе, погоняя ее пестом и заметая следы помелом: «Яга-Баба ездит за человеческим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж: кто видит ягу, становится нем». Иногда она может перемещаться с места на место, принимая облик вихря или бури; как и ведьма, может оборачиваться змеей, кобылой или коровой, деревом, различными предметами, природными явлениями.
Баба-Яга обладает волшебными вещами: ковром-самолетом, гуслями-самогудами, мечом-кладенцом, сапогами-скороходами и многими другими. Слугами Бабы-Яги, как и слугами ведьмы, считали гадов (змей, лягушек, ящериц), черных котов, воронов; считалось также, что у нее в подчинении находятся черти и всякая другая нечистая сила (например, сказочный кот Баюн, наделенный голосом, слышанным за семь верст, а своим мурлыканьем напускающий колдовской сон, почти неотличимый от смерти.
Такой образ Бабы-Яги, злобной колдуньи, характерен для многих, но далеко не для всех народных сказок.
Мы узнали, что образ Бабы-Яги в преданиях славян изначально не был отрицательным, да и самого понятия ведьмы не существовало в древности.
1. Баба-Яга – мифологическое существо. Сказку всегда предваряет миф.
2. Баба-Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) – очень древнее славянское божество, хранительница домашнего очага, рода, традиций, детей и домашнего хозяйства.
3. Баба-Яга (Буря-Яга, Язя) – лесная старуха-волшебница, ведьма, которой подвластны вихри и вьюги.
В ту далёкую эпоху, когда ещё не было богов, а женщины являлись главой рода, Баба-Яга была – могущественной богиней, хранительницей обычаев и традиций, хозяйка леса и зверей. Одна из наиболее значимых берегинь. Раньше верили, что Баба-Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей, – то есть считали, что она ведьма. Постепенно этот образ всё усложнялся, негативные черты заслонили положительные, и стали ведущими.
Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души усопших в царство мертвых. Со временем из берегини рода Баба-Яга превратилась в зловредную старуху.
Но все-таки Баба-Яга – существо более опасное, чем ведьма. Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь - кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные возможности.
Современная Баба-Яга чаще приходит на помощь герою, выручает его из трудных ситуаций. Некоторое обаяние в облике «лесной старухи» сохранилось под влиянием прежних представлений о Бабе-берегине.
В волшебных сказках в образе Бабы-Яги как бы переплелись качества положительного и отрицательного персонажа.
Баба - первая часть имени показывает, что наша героиня весьма преклонного возраста. Ведь наши слова «баба-бабушка», «дед-дедушка» предназначены для обозначения людей старшего поколения, имеющих внуков. Поэтому первая часть имени хозяйки избушки на курьих ножках не только отмечает, что она женщина, но и указывает на ее детородную немощь, на определенный жизненный опыт.
Яга - вторая часть имени однозначной трактовке не поддается. Некоторые считают, что наши предки, называли «ягой» лесную женщину, отмечая ее вздорный характер или особенную одежду.
И откуда только взялась эта мрачная лесная волшебница – Баба-Яга? Где тут правда, где вымысел?

2. Основные версии происхождения образа Бабы-Яги.
Образ Бабы-Яги с точки зрения происхождения очень сложный и неоднозначный, существует несколько точек зрения на этот счет. Можно провести следующие параллели:
сходство с ведьмой (способ перемещения, умение перевоплощаться).
лесная хозяйка (жизнь в лесу, полное подчинение ей животных);
повелительница мира мёртвых (ритуальные обряды, забор из человеческих костей вокруг избы, черепа на кольях, засов человеческая нога, запор рука, замок зубы.

БАБА ЯГА первоначально положительный персонаж древней русской мифологии, прародительница рода, хранительница его жизненного пространства, его обычаев и традиций, жизненного уклада, присматривавшая при этом и за подрастающим поколением. Одна из наиболее значимых берегинь. Потом она становится богиней-громовницей, распорядительницей таких небесных операций, как дождь, необходимый для посевов. Много знает, умеет лечить. Не любит слабых духом и дураков и жёстко к ним относится. Но всегда помогает герою, если чувствует в нём силу духа. По мере же проникновения на Русь христианства Бабе-Яге, как и другим богам языческого мировоззрения, все в большей мере стали приписываться отрицательные черты и намерения.
Рассмотрим основные версии происхождения образа Бабы-Яги.
Змеиха.
Многие исследователи называют ее повелительницей и даже матерью, прародительницей змей и змеев. Помимо всего прочего, змеи издревле считались существами, сопричастными к стране мертвых, и это представление также могло повлиять на сближение змей с Бабой-Ягой, существом, соотносимом со смертью и с потусторонним миром.
2. Хозяйка леса.
Образ лесной Яги-ведуньи связан с отождествлением ее с женщинами-знахарками, отшельницами, которые жили в лесах, собирали лечебные травы, делали целебные снадобья или зелья, помогали тем, кто приходил к ним за помощью. С этой точки зрения Баба-Яга предстает как существо, живущее в гармонии с окружающим ее миром (лес и его обитатели), отсюда представление о ней, как о хозяйке зверей, прародительнице всего живого, ведающей судьбами людей и наделяющей шаманов их сверхъестественной силой.
3. Стражница потустороннего мира.
Яга в сказках часто выступает именно как привратница, стерегущая границу между миром живых и миром мертвых, и проводница в иной мир; она испытывает героев, пытающихся проникнуть в мир мертвых, и помогает тем, кто эти испытания выдержал.
4. Яга-Воительница.
В некоторых южнославянских сказках Баба-Яга выступает не как злая лесная старуха, а как степная Богатырша, иногда мать, жена или сестра убитых богатырями змеев. Царство ее находится «за тридевять земель в тридесятом царстве», «за огненной рекой», часто в подземном мире; дворец ее огорожен тыном, на котором торчат человеческие головы. В основу подобных сказок-легенд о воинственной Яге-богатырше, обитающей где-то «за степной рекой среди шелковых трав, у криничной воды возле моря», вероятно, легли сказания о войнах.
5. Образ Богини-матери.
Многие детали сказок, повествующих о страшной Яге, живущей где-то в глухих лесах, позволяют предположить, что образ Яги является древнейшим образом богини-матери, повелительницы мира, ведающей судьбами людей.
Вероятно, такая женщина символически представляла все ту же Великую Мать, богиню-повелительницу и прародительницу животных, связанную с потусторонним миром мертвых. Образ такой «ведающей» женщины вполне мог послужить основой для создания сказочного образа Бабы-Яги.

3. Баба – Яга в русских народных сказках.
Несомненно, что проникновение русских на Север, в Югру и Сибирь, знакомство с бытом местного населения и последующие рассказы о нем оказали заметное влияние на формирование образа Яги в русских сказках. Именно новгородские казаки-первопроходцы, воины, ямщики и солдаты принесли на Русь те необыкновенные сведения о жизненном укладе, обычаях и верованиях Югры, которые, перемешавшись с древнеславянской мифологией и фольклором, наложили отпечаток на волшебные сказки о Бабе-Яге.
Волшебная сказка знает несколько образов Бабы-Яга:
Яга-воительница
Яга-похитительница
Яга-дарительница:
Мы решили провести опрос среди учащихся младших классов, так как нам стало интересно: что думают наши ровесники о Бабе – Яге? Им было предложено ответить на следующие вопросы:
Кто такая Баба Яга? А) вымышленный персонаж; Б) ведьма, колдунья; В) пожилая женщина; Г) злая, сварливая старуха; Д) старушка с метлой.
Какой вы ее себе представляете? А) злой, сердитой, плохой; Б) веселой, шутливой; В) агрессивной, нервной
Где она живет? А) в лесу в избушке на курьих ножках; Б) на болоте в избушке.
Чем занимается? А) ходит в гости к Лешему; Б) летает в ступе; В) варит зелье, колдует; Г) ест детей; Д) прядет пряжу.
Как выглядит костяная нога? А) сделана из кости ; Б) выглядит как у скелета ; В) деревянная нога; Г) волшебная нога.
В опросе участвовали 16 учеников 3-го класса. Варианты ответов мы внесли в таблицу-диаграмму:







Затем мы попросили ребят, составить и написать синквейн на тему сказка и Баба-Яга, зате и узнать, какие сказки они знают, где встречается персонаж Быбы-Яги.

Баба-Яга.
Злая, строгая.
Ест, злорадствует, летает.
Баба-Яга – злая героиня.
Зло.
Борико Александр, 3 класс
Сказка
Интересная, волшебная
Учит, увлекает, сравнивает
Сказка – народное творчество, сказка нас учит.
Сказка- творчество народа.
Левин Илья, 3 класс.
Баба-Яга.
Ужасная, злая.
Съедает, хватает, убивает.
Баба-Яга очень злая.
Зло.
Котляр Максим, 3 класс.
Сказка.
Интересная, познавательная.
Учит, заинтересовывает, рассказывает.
Сказка учит меня и заинтересовывает.
Волшебство.
Пилипенко Алина, 3 класс.
Баба-Яга.
Добрая, старая.
Жарит, ловит, ловкая.
Баба-Яга живет в дремучем лесу.
Старушка.
Кривоногова Марина, 3 класс.
Сказка.
Интересная, поучительная.
Рассказывает, учит, воспитывает.
Сказка учит всему доброму.
Интерес.
Война Влад, 3 класс.
Вместе с одноклассниками составили логическую схему образа Бабы-Яги и сравнили сказочные чудеса с изобретениями человека:

Ведает судьбой
Связана со смертью и подземным миром
Повелительница зверей и леса
Связь
с воздушной стихией
Повелительница времени
Связь с огнем небесным, подземным и домашним

Наказывает людей
Сестра Кощея Бессмертного
Живет у леса, в пограничной зоне
Летает на ступе
Ей подвластны утро, день и ночь (белый, красный и черный всадники)
Ведает огнем (глаза черепов в ограде)

Испытывает людей
Похищает и ест детей и людей
Избушка на курьих ножках (полузвериный облик)
Поднимает ветер помелом

Лежит на печи

Дарит клубок (путеводную нить)
Связана с ночью и тьмой
Служат ей дикие звери
Свистит (свист связан с ветром)



Дает советы для достижения цели
Ей служит черный кот
Ее могут заменять медведь, козел




«Чует сердцем»
Она всегда старая, полускелет (костяная нога)
Ей служат гуси-лебеди




Ведьма
(ведать – знать)
Она слепа, не видит, а чует носом «русским духом пахнет»)





Яга – язвить, причинять боль, мучить
Живет в избушке без окон и дверей (домовине)






Вокруг ее дома ограда из черепов






Соедините стрелкой названия сказочных чудес и изобретения человека.

Сказочные чудеса

Изобретения человека

ступа
Бабы Яги

телевизор

клубок
ниток

автомобиль

чудо-зеркальце

вертолет

перо Жар-птицы

компас

сапоги-скороходы

фонарь


Далее мы самостоятельно анализировали образ Бабы-Яги. Для этого мы прочитали 11 русских народных сказок, где говорилось о Бабе-Яге: «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Баба Яга», «Баба Яга и Заморышек», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Иван-царевич и Белый Полянин», «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что», «Заколдованная королевна», «Финист – ясный сокол», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».
Во всех русских народных сказках Баба-Яга играет важную роль. К ней порою прибегают герои, как к последней надежде, последней помощнице. Но в сказках она либо помогает, либо нет.
Рассмотрев типы злой колдуньи в русских народных сказках, заметили, что есть:
Баба-Яга-воительница, сражающая с героями и побеждающая многих из них.
Баба-Яга-похитительница, уносящая детей, которых она пытается изжарить (но затем следует бегство и спасение).
Баба-Яга-дарительница, к которой приходит герой (героиня). Она выпрашивает и дарит предметы, обладающие Волшебной силой.
Баба-Яга-советчица (она сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью).
Яга- повелительница сил природы и животного мира (Яга повелевает утром, вечером, ночью; ветром, волками, медведями, другим лесным зверьем).
Яга-охранительница (покровительница), следящая с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка и проч.) за похождениями героя, и дарительница.
Чаще всего Баба-Яга действует в четырех воплощениях. Результаты классификации мы записали в таблице:
Классификация сказок по типам Бабы-Яги
Яга-дарительница
Яга-богатырша
Яга-похитительница
Яга-прародительница

«Василиса Прекрасная»
«Иван-царевич и Белый Полянин»
«Баба Яга и Жихарь»
«Баба Яга»

«Заколдованная королевна»

«Гуси-лебеди»
«Баба Яга и Заморышек»

«Марья Моревна»

Баба-Яга
«Заколдованная королевна»

«Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»



«Иван-царевич и Белый Полянин»

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»


«Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»

«Царевна Лягушка»


«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

«Финист – ясный сокол»


«Финист – ясный сокол»

7
1
3
7


Выяснили, что в волшебных сказках образ Бабы-Яги может быть как положительным, так и отрицательным. В современных сказках Баба Яга чаще всего – положительный герой.
Результаты исследования мы записали в таблицу.
Название сказки
Положительный
персонаж
Отрицательный персонаж

«Гуси-лебеди»

похищает детей, чтобы съесть

«Царевна-лягушка»
дает совет, как одолеть противника (Кощея)


«Баба Яга»

хотела съесть девочку

«Баба Яга и Заморышек»

хотела погубить всех братьев

«Василиса Прекрасная»
помогла Василисе, дав ей огонь (череп с горящими глазами)
 

«Марья Моревна»

хотела убить Ивана-царевича

«Иван-царевич и Белый Полянин»

билась с богатырями

«Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»
помогла Андрею-стрелку


«Заколдованная королевна»
помогла найти королевну


«Финист – ясный сокол»
все трое помогли найти Марьюшку


«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»
дала совет, как найти воду и яблоки


11
6
5


Во всех русских народных сказках к Бабе-Яге главные герои обращаются за помощью, но она либо помогает, либо нет.
В  6 сказках из 11 Баба Яга – положительный персонаж, в 5 сказках – отрицательный. Значит, Бабу Ягу нельзя считать только злобной и сварливой колдуньей.

4. Общие выводы.
Таким образом, в прочитанных нами сказках Баба-Яга представляется старой, беззубой уродливой женщиной с длинным носом, живущей дремучем в лесу, в избушке на курьих ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом; забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе – черепа, вместо дверей – ноги, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами.
Герои обращаются к Бабе Яге ласково – «бабушка». Баба Яга помогает героям, которые заслуживают этого, хотя не переносит русского духа. В 6 сказках из 11 Баба Яга – положительный персонаж, в 5 сказках – отрицательный. Значит, Бабу Ягу нельзя считать только злобной и сварливой колдуньей.
Баба Яга обладает волшебными вещами, служат ей разные животные. Преследуя сказочных героев, убегающих от нее, она гонится за ними черною тучею. В двух сказках Баба Яга погибает: в одной – упала в огненную реку с моста («Марья Моревна). Баба Яга ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями. Она – обладательница огня («Василиса Прекрасная»), волшебных вещей, знания, помогающего главному герою одолеть своего противника («Царевна-лягушка»).
Во всех сказках Баба Яга действует в четырех воплощениях: 1) Яга-дарительница (во всех сказках), где она приветливо встречает главного героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает богатые дары; 2) Яга-богатырша, где она на равных бьется с богатырями; 3) Яга-похитительница, где крадет детей; 4) Яга-прародительница, где она мать для нескольких своих дочерей, бабка для внучек-ягишн, хозяйка лесных зверей, тётка.
Так в сказках «Василиса Прекрасная», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Финист-ясный сокол», «Царевна лягушка», и др. Баба-Яга чаще всего встречает героев очень приветливо. Она ласково обращается к ним: «голубчик», «добрый молодец», «дитя милое», «дитятко», «красна девица», «малютка», «племяннушка». «Чей ты, дорожный человек, добрый молодец, да откуда?» («Сказка о молодильных яблоках и живой воде»). Да и сами герои чаще всего обращаются к ней уважительно: «Это я, бабушка, меня мачехины дочки к тебе за огнем прислали» («Василиса Прекрасная»); «Ищу, бабушка, Финиста-ясна сокола» («Финист-ясный сокол»).
Своим героям Баба-Яга оказывает должное гостеприимство: «накормила их, напоила их и спать положила», «напоила, накормила и на постелю уложила; села к изголовью и стала спрашивать», «накормила она Ивана-царевича, напоила, в бане выпарила, а царевич ей рассказал, что он ищет жену свою Василису Премудрую», «что ты, девушка, дело пытаешь, али от дела лытаешь».
Яга дает мудрые, добрые советы и раскрывает тайны противников (Змея Горыныча, Кощея Бессмертного): «Так и быть, помогу я тебе, Иван-царевич. Надо тебе ехать в середину ночи, ехать на моем добром коне. Доедешь до стены – бей по бокам коня плетью. Сорви с яблони три молодильных яблока и зачерпни из колодца живой воды» («Сказка о молодильных яблоках и живой воде»); «Его смерть – на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо – в утке, та утка – в зайце, тот заяц – в кованном ларце, а тот ларец – на вершине старого дуба. А дуб тот в дремучем дворце растет. Рассказала баба Яга Ивану-царевичу, как к тому дубу пробраться» («Царевна-лягушка»).
Если лесная волшебница сама не может помочь герою, то призывает своих помощников: птиц, зверей, морских животных, ветры и т. п. Например: «Ветры вы мои буйные, по всему свету вы дуете, не видали ли где прекрасную королевну» («Заколдованная королевна»).
Также в некоторых сказках Яга может быть не только гостеприимной хозяйкой, но и помощницей. Некоторым героям дает волшебные предметы-помощники: «Баба Яга дала ей дорогой подарок – золотой молоточек да десять бриллиантовых гвоздиков» («Финист-ясный сокол»); «Возьми, дитятко, моего коня, поезжай к моей старшей сестре. Она лучше меня научит, что делать» («Сказка о молодильных яблоках и живой воде»); «Вот тебе огонь для мачехиных дочек, возьми его; они ведь за этим тебя сюда и прислали» («Василиса Прекрасная»).
Итак, рассмотренные нами сказки, Баба-Яга предстает гостеприимной хозяйкой, внимательной, заботливой, помогает героям дельными советами и щедро их одаривает

5. Анализ результатов исследования и выводы
В ходе исследовательской работы нами проанализировано множество народных сказок, в которых действующим лицом является Баба-Яга, выявлены её типы в сказках. Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы:
Баба-Яга – вымышленный сказочный персонаж, ее прообразом является славянская богиня смерти.
По мнению учёных, Баба-Яга в древности была либо злой ведьмой, чернокнижницей, либо богиней, хозяйкой леса и зверей, охраняющей подземный ход в потусторонний мир.
Имя своё она получила от старинного слова «ягать», что значит «кричать, шуметь, бушевать, браниться, вздорить, ругаться».
В сказках она предстает в образе безобразной старухи, живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках (полузвериный облик), куда обязательно попадает главный герой.
Служат ей дикие звери, служат ей гуси-лебеди, а значит, она повелительница зверей и леса.
По мнению юных читателей, Баба-Яга – персонаж отрицательный;
Волшебная сказка знает несколько образов бабы Яги: Яга-дарительница, Яга-воительница, Яга-похитительница;
Баба-Яга испытывает людей, наказывает их (губит), дарит клубок (путеводную нить), дает советы, которые способствуют достижению цели, «чует сердцем», а значит – ведает судьбой.
Баба-Яга похищает и ест детей и людей, связана с ночью и тьмой, ей служит черный кот, она всегда старая, полускелет (костяная нога), она слепа, не видит, а чует носом («русским духом пахнет»), живет в избушке без окон и дверей, вокруг ее дома – ограда из черепов; огонь, данный ею, может убить, а значит, она связана со смертью и подземным миром.
Баба-Яга летает на ступе, она поднимает ветер помелом, свистит (свист связан с ветром), а значит, она связана с воздушной стихией.
Бабе-Яге подвластны утро, день, ночь (белый, красный и черный всадники), а значит, она повелительница времени.
Баба-Яга ведает огнем (глаза черепов в ограде), лежит на печи, наказывает людей (губит), ей подвластны утро, день, ночь, а значит, она связана с огнем небесным, подземным и домашним.
Таким образом, наше исследование показало, что Баба-Яга – вымышленный сказочный персонаж. Ее прообразом является славянская богиня смерти. Сущность образа Бабы-Яги в русских народных сказках имеет более глубокий смысл, нежели просто злая и сварливая старуха. Это образ величественной фигуры древней богини, повелевающей Временем, Огнем, Воздухом, Дикими зверями и Лесом, Жизнью и Смертью, Судьбой.
Наша гипотеза подтвердилось.


III. Заключение

В ходе нашего исследования мы нашли ответы на многие вопросы. Мы прочитали много русских народных сказок, узнали значение непонятных нам слов, провели опрос среди учащихся по теме исследования, узнали из дополнительной литературы многое о Бабе-Яге. По сказкам мы сделали вывод о сущности образа Бабы Яги. Нам очень понравилось анализировать сказки. Нам стало понятно, что нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия.
Русские сказки сохранили чрезвычайно яркий и запоминающийся образ Бабы-Яги. В большинстве сюжетов она представлена в обличии ведьмы - старой и злой старухи-колдуньи, пытающейся всячески навредить герою.
В целом она все-таки отрицательный герой, помогающий порой сказочному герою. В ситуации с Бабой-ягой этот парадокс разрешается достаточно просто. Представление о ней формировалось в ту далёкую эпоху, когда ещё не было ни богов, ни жрецов, а женщины являлись главенствующим полом. Постепенно этот образ все усложнялся, ему приписывалась божественная сущность и ритуальная необходимость. С приходом христианства негативные черты заслонили позитивные, и стали ведущими. Постепенно Баба-Яга была переведена в ранг низших существ.
Но и сейчас нельзя не согласиться с тем, что некоторое обаяние в облике «лесной старухи» сохранилось, иначе, чем еще объяснить его популярность у маленьких читателей России?
Еще многие поколения детишек вырастут на русских сказок, где Баба – Яга зла и коварна, но при этом смешная, забавная, добрая. Сказки еще раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.






























IV. Словарь терминов
Баба-Яга – популярный персонаж русских народных сказок. Как правило злая старуха-колдунья.
Яга – язвить, причинять боль, мучить.
«Курьи ножки» – это название произошло, скорее всего, от «курных», то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти».
Миф – древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы; недостоверный рассказ, выдумка.
Мифология – совокупность мифов какого-нибудь народа; наука, изучающая мифы.
Пест – короткий тяжелый стержень с округлым концом для толчения чего-нибудь в ступе. Каменный, медный, деревянный пест.
Помело – палка с намотанной на конце тряпкой, мочалкой, хвоей для обметания, метла.
Сказка – древнейший народный жанр повествовательной литературы, преимущественно фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение.
Ступа – тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд, в котором толкут пестом зёрна, кору, листья и т.п. Ступа с Бабою Ягой (в сказках о Бабе Яге, которая летает в ступе и с метлой, Баба-Яга – популярный персонаж русских народных сказок. Как правило злая старуха-колдунья.











V. Список использованной литературы:
1. В.Я. Пропп. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1996,.1989-с. 135.
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. htt: // sueverija. Narod.ru/ Muzei/Jaga.htm
4. http://www.ezocat.ru/index
5. Забылинин. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. - М.,
6. О русских сказках, песнях, пословицах, загадках народного языка: Очерки. - М: Детская литература, 1988г. - 176 с.
7. Святая Русь. Большая энциклопедия Русского Народа. Русская литература / Сост. О.А. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2004.
8. Хрестоматия школьника. Русские народные сказки. – М.: Планета детства, 1999.
9. Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка. – Киев: Рад. шк., 1989.
10. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведова. М.: ООО "ИТИ Технологии", 2003..













15









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Диаграмма 1Диаграмма 4Диаграмма 5 Логическая схема образа Бабы-Яги
Заголовок 115