Родительское собрание на тему Воспитание личным примером


Родительское собрание на тему «Воспитание личным примером»
…Воспитание в семье — это основа основ.
Всё остальное —  детский сад, школа, институт, окружение  
— дополнительная шлифовка, не более
А.  С. Макаренко
Воспитательный процесс отличается длительностью. Особую роль в воспитательном процессе играет совместная деятельность детей и взрослых.
Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Семья – это
первая инстанция на пути ребёнка в жизнь. 
семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. 
родители составляют первую общественную среду ребёнка.
родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.
Семья была, есть и, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания.
Вся система воспитания детей в семье должна строиться на двух принципах:
1. Собственный стиль поведения родителей должен отвечать их стремлению хорошо воспитывать детей.
2. Родители должны обеспечивать соответствующие условия, при которых различные виды полезной деятельности постепенно сформируют личность ребенка.
Пример собственного поведения родителей — самый мощный способ воздействия на ребенка.
Как писал Макаренко А. С., «Воспитательный процесс – процесс постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон, дорогие родители, создается вашей собственной жизнью и вашим собственным поведением». Жизнь взрослых членов семьи накладывает свои отпечатки в сознании детей гораздо раньше, чем они начинают отдавать себе отчет, что у них уже сложились привычки, потребности, вкусы, готовые представления и т. д.»
Каждая семья несет ответственность за воспитание своих детей и за то, какие качества характера она им прививает. Главное, что требуется от родителей – желание и возможность вкладывать в своего ребенка время, усилия и терпение, без которого не обойтись в ответственном деле воспитания.
В качестве подсказки предлагаю родителям несколько основных принципов воспитания силой личного примера:
· Единство слова и дела. Основополагающий принцип – если родители будут требовать от своего ребенка правдивости и честности, а на деле не будут подкреплять эти требования своим поведением, то эффекта от такого внушения не будет. Безусловно, задушевная беседа является прекрасным способом общения. И наставлять ребенка родители обязаны, и замечание вовремя сделать надо. Но если ваши слова расходятся с вашими делами, они сказаны впустую.«Врать нехорошо, сынок» – учит мама. А через несколько минут просит сына ответить надоевшей приятельнице по телефону, что ее нет дома. Как вы думаете, как будет относиться ко лжи этот ребенок?
· Разумная любовь и уважение к детям. Самые действенные средства в воспитании – любовь и ласка. С их помощью несложно вызвать в ребенке добрые чувства, воспитать хорошие привычки и приучить к порядку, труду и послушанию.
· Единство требований и воспитательных воздействий на детей со стороны родителей, учителей и других взрослых. Несогласованность и противоречивость сведут на нет все «совместные» усилия по лепке из ребенка «идеала».
Сила личного примера в воспитании ребенка познается не сразу. Молодые родители не задумываются о своих действиях, которые потом возвращаются бумерангом через поступки детей. Очень трудно тогда бывает изменить себя и свой образ жизни.
Проведите небольшой эксперимент. Тест.
Запишите на листе бумаги правила, исполнения которых вы требуете от ребенка. А теперь честно и откровенно признайтесь себе, какие из этих требований вы в своей жизни не выполняете. Зачеркните их. Еще раз проверьте то, что осталось. Это именно то, что вы можете смело, с чистой совестью, требовать от своего ребенка.
Вспомните свои домашние разговоры. В них чаще всего проявляется ваше настоящее отношение к окружающим людям, событиям, вещам. И чему бы вы потом ни учили ребенка, услышанное им в домашней непринужденной обстановке станет подсознательным мотивом в жизни.
Маленький совет: если вы ошиблись, поступили неправильно, не стыдитесь признаться. Объяснив ребенку причины такого поведения, показав, как вы сожалеете о случившемся, вы демонстрируете пример победы над характером. Это не унижает родителей. Вы исключаете лицемерие, а ребенок получает возможность для совершенствования. Искренность и открытость укрепляют семейные связи и являются прекрасным примером для подражания.
Вопрос воспитания ребенка никогда не потеряет своей актуальности. Сколько бы научных трудов не публиковалось на эту животрепещущую тему, в любом случае все будет происходить по давно знакомому всем пути проб и ошибок. Помните о том, что ваши дети смотрят на вас. Воспитывайте их самым эффективным способом – на положительном личном примере.
Хочется закончить сегодняшнее выступление порекомендовав вам книгу «Счастливое детство». Это удивительная книга, написанная коллективом авторов – психологов, педагогов и родителей, в сердцах которых живет забота о будущем наших детей. Перед вами раскроется захватывающая мозаика новейших научных исследований и практического опыта работы специалистов. В то же время это – нежная и пронзительная повесть о развитии ребенка, начиная с первой мысли о нем и до зрелого возраста. Глубоко и просто, с чувством и знанием дела авторы отвечают на вопросы, не дающие покоя многим из нас: как растить счастливых детей? Как создавать для них атмосферу любви и безопасности? Как готовить их к жизни?
Счастливое детство – это подарок, который надо бережно вручить подрастающему поколению, от всего сердца, ничего не навязывая, но и не упуская. Наше неоперившееся будущее смотрит нам в глаза, и мы не имеем права подвести его.
«…Правильное воспитание  — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной…» А.  С. Макаренко
Список литературы
Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. М., 1988
Выготский Л. С. "Психология искусства".-Мн.,Современное слово, 1998 г.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., Просвещение, 1991
Лопухина Е. М., Меренков Д. В. Опыты по творческому развитию.-Высшее образование в России, 2000.
Макаренко А. С. О воспитании.- М., 1990
Харламов И. Ф. Педагогика. - М., 2000
Счастливое детство -  Методика интегрального воспитания - Илья Винокур, Анатолий Ульянов, Татьяна Сандлер, Марат Касимов, Павел Сысоев - НФ "Институт перспективных исследований", 2012 -200 стр.
http://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2013/11/26/vystuplenie-na-roditelskom-sobranii-rol-primera-i
http://www.liveinternet.ru/users/family_and_children/post386166850/