Урок математики в 6 классе по теме Действия с рациональными числами
Тема «Действия с рациональными числами»
Цель урока: повторение изученного материала, отработка навыков применения операций с числами.
Задачи:
Обучающая: формирование умений и навыков действия с рациональными числами.
Развивающая: развитие познавательного интереса, логического мышления, памяти, внимания.
Воспитывающая: воспитание активности, привитие навыков самостоятельной работы, воспитание сознательного отношения к своему здоровью.
Тип урока: урок закрепления изученного материала.
Методы обучения: словесный, наглядно-поисковый, иллюстративный, проблемный.
Формы работы обучающихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная, работа на доске и в тетрадях.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска, мультимедийная презентация, карточки для индивидуальной работы, раздаточный материал.
Структура и ход урока
Этапы
урока
Содержание деятельности учителя
Содержание
деятельности обучающихся
Организационный этап.
-Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку математики. Присаживайтесь!
Приветствуют учителя
Постановка цели.
Какие числа называются рациональными?
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Вам известны теперь целые и дробные, положительные и отрицательные да ещё – число нуль.
На этом уроке мы продолжим работу над действиями с рациональными числами, кроме того, вы узнаете много интересного.
Отвечают на вопросы учителя.
Запись в тетрадях даты и темы.
Актуализация знаний.
Ещё природа не проснулась,Но сквозь редеющего снаВесну прослышала онаИ ей невольно улыбнулась.
Давайте друг другу улыбнёмся, и начнём работу. А работать вы будете в парах.
На столах у вас лежат карточки с рациональными числами, расположите их в порядке возрастания.
-0,2
-11,3
1,61
-1,7
Ш
К
У
А
3,5
17,45
1,6
-25,1
0,27
0
О
М
Л
М
С
А
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
Н
Е
-3,5
-180
134
19
2,6
-2,1
0,7
0
1000,99
С
И
Ш
И
Т
П
Р
О
Ь
Проверка: ученики читают получившиеся слова. Получится фраза «Кашу маслом не испортишь»
Ребята, а как вы понимаете эту пословицу?
Полезное, приятное не может принести вреда, даже если его слишком много. Говорится, когда кто-то высказывает сомнение по поводу чрезмерного количества чего-либо хорошего, полезного.
Все эти числа называют рациональными, что в переводе на русский язык значит «подвластные уму». Чтобы в дальнейшем успешно учиться математике (и не только математике), надо хорошо знать правила арифметических действий с рациональными числами. А они такие разные!
(-) + (-) = (-)
(+) + (-) = (+-)
(-)
· (-) = (+)
(-)
· (+) = (-)
(-) : (-) = (+)
А какого правила здесь нет? Давайте его тоже проговорим.
А теперь поработаем устно, применяя правила, которые повторили.
8,2 + (-7) =1,2
-5,8+3,1 = -2,7
12,1+(-5,1)= 7
4,3 - (- 3,1 )=7,4
-1,5-2,5 = -4
-0,7+10=9,3
-3,2
· 10 = -32
20,2:(-1) = -20,2
-5,8-(-3,2)= -2,6
- 0,5
· (- 0,4) = 0,2
-16,5: (-10 ) = -1,65
-2,5
· (-0,3)=0,75
-2,6 + 4 = 1,4
-4+1,9 = -2,1
33,3: (-3)= -11,1
13 EMBED Equation.3 1415
1,1
· (-2) = -2,2
0: (-18,7)=0
2,4:(-4) = -0,6
-0,35-1,24 = -1,59
-0,48:6= -0,08
Получается фраза «Каши не сваришь»
Каши не сваришь (с кем-либо) – не сговоришься, не сделаешь какого-либо дела с кем-либо. Выражение связано с древним ритуально-обрядовым назначением каши и процессом её приготовления. Совместное приготовление обрядовой еды свидетельствовало о желании участвовать в делах всей общины, вкладывать свою долю в общий «котёл» (ср. однокашник). Человек, не желающий участвовать в общем обрядовом действе, считался чужим и ненадёжным. Отсюда – осуждение, сохранившееся в форме и содержании фразеологизма. Но это не про вас, вы хорошо решали примеры и с вами легко делать общее дело.
Работа в парах, сравнение чисел.
Объясняют смысл пословицы.
Формулируют правила.
Считают устно.
Повторение и закрепление изученного материала
Великий русский полководец Алекса
·ндр Васи
·льевич Суво
·ров называл эту кашу «богатырской», так как она дает организму в 5 раз больше энергии, чем каротофель. А какая это каша мы узнаем когда выполним задание.
Вычислите наиболее простым способом
Как удобно считать?
а) 6,3 + (-3,7) + 2,6 =
б) (-9,2) + 5,4 + (-3,2) =
в) 8,2 + (-2,9) + 1,2 =
г) 1,7 + (-2,6) + (-1,7) + 2,6 =
д) 1,8 + (-6,2) + (-4,1) + (-1,8) + 6,2 =
е) 2,15 +(-3,81)+(-5,76) + 3,27 + 5,48+(-4,33) =
Гречневая каша
Гречневую кашу можно назвать одной из наиболее вкусных и популярных. А уж какая она полезная! Ее обязательно нужно включать в рацион. Ведь не зря ее называют царицей всех круп, она содержит множество незаменимых аминокислот, витамины, а также железо, калий, фосфор, медь, кальций и еще немало полезных микроэлементов.
А для вас каша должна стать самым подходящим блюдом на завтрак, так как она содержит необходимое количество питательных веществ и легко усваивается, что немаловажно утром, ведь организм ваш только «просыпается».
Отвечают на вопросы.
Работают в тетрадях.
Физминутка
Длительный вдох и выдох, упражнения “Задуй свечу”, “Надуй шарик”
Выполняют дыхательную гимнастику.
Повторение и закрепление изученного материала
Выполните задание и полученные ответы замените буквами, у вас получится слово.
Задание на экране. Получается слово «Рутин»
Врачи ценят гречку за большое количество рутина. Это вещество уплотняет стенки кровеносных сосудов, останавливает кровотечения, оказывает профилактическое и лечебное воздействие на вены. Гречневая каша улучшает кровообращение, укрепляет иммунную систему. Рутин усиливает действие других витаминов.
Выполняют индивидуальные задание на карточках.
Самостоятельная работа
Выполняя задания, учащиеся получат слова.
Пример
ответ
ж
а
о
к
0,8 + (-2) + (- 3,4)
- 0,1
2
2,5
-4,6
4,6 - ( - 0,3)
- 4,9
4,3
4,9
1,7
-5,6 : 0,8
-7
0,6
-70
7
1,4 - ( - 3 )
· ( - 4)
10,5
-10,6
- 12
- 3,3
(- 4,2 - 2,2) : 0,8
80
- 8
- 5
8
Выполняют индивидуальные задание на карточках.
Пример
ответ
т
н
и
о
г
- 0,6 + 5 + (- 4,5)
0,1
- 0,1
2
2,5
4
2,6 - ( - 0,2)
2,4
- 2,8
3
2,8
1,7
5,4 : (- 0,9)
60
6
0,6
10
- 6
1,2 - ( - 5 )
· ( - 3)
- 13,8
1,5
7
- 14
- 1,3
(- 3,2 - 1,7) : 0,7
7
70
- 7
- 5
6
Гречка - чемпион среди злаков по содержанию витаминов группы В, которые помогают справиться со стрессами и бессонницей, а заодно и отвечают за хорошее состояние кожи, волос и ногтей.
Итог урока. Рефлексия.
- Давайте, ребята, вспомним, что мы сегодня мы с вами повторили на уроке и что нового узнали?
Какие знания понадобились тебе на уроке?
Что понравилось на уроке больше всего?
Где во время урока у тебя всё получалось хорошо?
Какими словами можешь выразить своё настроение как результат работы на уроке?
- Спасибо за урок!
Отвечают на вопросы.