Конкурсная работа воспитательного процесса Воспитать человека


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Яковлевка»
Яковлевского муниципального района
Воспитать человека.
Автор:
Бутузова Марина Николаевна,
учитель начальных классов,
I квалификационная категория
2013 год
Цель работы:
- изучение и систематизация материала по гражданско-патриотическому, нравственному, воспитанию младших школьников, внедрение в свою работу наиболее эффективных, психологически обоснованных приёмов и форм по воспитанию патриотических чувств учащихся.
Задачи:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;
2) определить особенности патриотического воспитания младших школьников в современных условиях;
3) изучить и определить эффективные пути взаимодействия с общественностью и семьёй для достижения поставленных целей;
4) разработать систему воспитательной работы по формированию патриотических чувств младших школьников.
5) Создать благоприятные условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формирования потребности к здоровому образу жизни.
6) сделать анализ диагностики уровня воспитанности учеников, отследить динамику эффективности проведённой работы по нравственно-патриотическому воспитанию.
Объект: учащиеся начальной школы.
Гипотеза: гражданско-патриотическое и нравственное воспитание станет эффективным, если будет обеспечена системная организация патриотической работы, включающая учебную и внеучебную деятельность, а также взаимодействие школы и семьи.
Прогнозируемый результат:
Грамотное выполнение работы приведёт к совершенствованию и развитию системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у воспитанников нашей школы социальной активности, гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству.
Методы:
анализ и изучение научно-методической литературы;
обобщение передового опыта;
практическая деятельность по составлению программы гражданско-патриотического воспитания;
4) наблюдение за результатами работы по формированию патриотических чувств на уроках и внеклассной деятельности в начальной школе и последующий анализ.
Введение.
«Воспитание гражданина невозможно, если не привить малому человеку патриотические чувства»
В.А. Сухомлинский.
Не секрет, что сегодня многие родители самоустранились от воспитания своих детей. Большинство из них занято зарабатыванием денег, обустройством жилища, заботой лишь о материальном благополучии. Воспитание же детей они переложили на детский сад, школу, телевизор, компьютер… Вот и вырастают эти дети сытыми, хорошо одетыми, обеспеченными, но чёрствыми, злыми, завистливыми и жестокими.
Сегодня на плечи учителя ложится ответственность за воспитание всесторонне развитой, нравственно устойчивой культурной личности. Учитель должен помочь детям осознать свое место в истории своего народа, включать младших школьников в социально активную деятельность, в которой они будут расти как граждане и патриоты.
Одной из важнейших задач современного образовательного учреждения продолжает оставаться воспитание человека, гражданина, патриота. Какие бы политические события не происходили в государстве, какие бы противоречия не возникали среди людей, живущих в стране, единственным примиряющим и стабилизирующим фактором является любовь каждого гражданина к своему Отечеству.
В последнее время патриотическому воспитанию подрастающего поколения в обществе уделяется большое внимание. Принимаются важные документы на государственном уровне, создаются интересные проекты и акции, привлекающие подростков и молодежь к изучению истории, формирующие чувство гордости за свою страну и сопричастность к ее жизни. Все эти мероприятия – часть большой системы работы, где главное значение принадлежит школе. Ведь именно здесь, как правило, формируются первые и самые значимые качества гражданина и патриота.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины – и способностью успешно выполнять гражданские обязанности. Поэтому развитие современного российского общества вряд ли возможно без духовного возрождения, реформирования мышления, коренного изменения психологии людей в соответствии с новыми реалиями в понимании прошлого и настоящего, в видении будущего.
Патриотизм – это совокупность идей, эмоций, настроений, убеждений и действий, направленных на сохранение и процветание своего Отечества.
К основным признакам патриотизма относятся: любовь к Отечеству, чувство Родины, гордость за свою страну, символы государства; ответственность за свою Родину, ее будущее; бережное отношение к истории и историческим памятникам. Патриотизм раскрывается и в поведении, и в поступках, и в деятельности человека.
Федеральный Государственный образовательный стандарт второго поколения начального образования ориентирован на становление следующих личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, совместным делам. Важно не упустить этого момента и вовлечь каждого в насыщенную жизнь коллектива, имеющую социально значимое содержание.
Место и роль начальной школы в решении вопросов воспитания любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну трудно переоценить, поскольку младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного гражданско-патриотического, нравственного воспитания детей.
Работая над темой гражданско-патриотического воспитания, мы определили особенности патриотического воспитания младших школьников, цели и задачи гражданско-патриотического воспитания; формы и методы; составили план мероприятий по воспитанию патриотизма, разработали тематику классных часов, тематику бесед и лекций с родителями учащихся; разработали и провели ряд мероприятий.
Основные направления нашей работы:
• Гражданско-патриотическое
• Духовно-нравственное
• Социально-патриотическое
• Героико-патриотическое
• Военно-патриотическое
• Историко-краеведческое
• Спортивно-патриотическое
Технологии:
Знакомство с историческим прошлым семьи;
Знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором;
Проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к истории своей семьи, знание истории;
Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории своей семьи, края, села;
Проектная деятельность
Формы работы:
Мероприятия, посвящённые важным историческим датам;
Деловые игры;
Классные часы;
Беседы, диспуты, викторины;
Исследовательская деятельность;
Коллективные творческие дела;
Смотры-конкурсы, выставки;
Соревнования;
Экскурсии, поездки, походы;
Трудовые дела;
Тренинг
Используя беседу как метод убеждения, мы ставили перед собой задачи: формирование гражданско-патриотических представлений детей; разъяснение норм и правил поведения в обществе, природе, правил общения; обсуждение и анализ поступков учащихся класса, жизнедеятельности коллектива.
Материалом для бесед служат факты из жизни класса, произведения художественной литературы, публикации в детских газетах и журналах, нравственные категории (добро, зло, справедливость, долг, патриотизм, ответственность, дисциплина и др.); происходящие события (в классе, школе, стране); вопросы и проблемы, волнующие детей.Одной из главных форм нашей воспитательной работы является - классный час. Это ведущая форма деятельности, которая способствует формированию у ребят системы отношений к окружающему миру.
Экскурсию, как форму воспитательной работы, мы используем в учебной и внеучебной деятельности. Эту форму мы избираем тогда, когда надо познакомить учащихся с реальной жизнью, с объектами реального мира в их естественном окружении. В ней происходит и познание, и активное взаимодействие детей с предметами, объектами, явлениями природного, социального, культурного окружения, что, естественно, оказывает большее воздействие на детей, нежели ознакомление по книгам.
В гражданско-патриотическом воспитании экскурсии играют особую роль. Благодаря им, дети ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции. Экскурсии расширяют кругозор детей, наглядно демонстрируют достижения техники, строительства, помогают школьникам ощутить себя частью природного, культурного, социального пространства.
В русле гражданско-патриотического воспитания мы проводили экскурсии в музеи, на выставки, в природу, по селу и т. д.
Одна из разновидностей экскурсии— это путешествие. Оно отличается тем, что может быть реальным и воображаемым, а также отсутствием экскурсовода. В этой роли в путешествии выступали все участники. Они сами находили нужный материал, продумывали форму его подачи, разрабатывали маршрут и т. д. Путешествие, как правило, отличается интересным сюжетом, который разворачивается перед детьми и героями которого они становятся.
С младшими школьниками целесообразно проводить не просто путешествия, а игры-путешествия. Игры-путешествия — это исследование какого-либо объекта, явления, области знания, построенное как «передвижение» детей во времени и пространстве, знакомство с разными сторонами (проявлениями) данного объекта.Особая форма нашей воспитательной работы – праздник. Это узловой момент жизни коллектива, завершающий тематический период, подводящий итоги деятельности учащихся.
Если говорить о педагогической сущности, то праздник — это коллективное творческое дело яркого, эмоционального характера. Его отличительные особенности состоят в том, что, во-первых, в его основе лежит радость, положительные эмоции.
Во-вторых, его отличает многообразие деятельности детей, единство различных направлений воспитательной работы. В-третьих, праздник, как правило, требует тщательной подготовки, поскольку предполагает организованные действия его участников по определенному, заранее разработанному сценарию.
По содержанию мы выделили следующие виды праздников: общественные, школьные, народные календарные, школьно-семейные, праздники искусств, экологические.
Общественные праздники разворачивают перед детьми многоцветную палитру социальной жизни людей, формируют ценностные отношения к ближайшему окружению, своей стране, ее народу, истории, основополагающим идеям общества, приобщают к участию в общественной жизни.
Школьные праздники также можно отнести к общественным, но они имеют локальный характер, ограниченный стенами школы или класса. Эти праздники входят в основу школьных традиций, формируют отношение к школе, школьному и классному сообществу.
Школьно-семейные праздники укрепляют связь семьи и школы, формируют отношение к своему роду, семье, ближайшему окружению.
Праздники искусств украшают жизнь детей и взрослых, вносят в нее идею гармонии разных видов искусств, знакомят с народным русским искусством.
Экологические праздники формируют у детей ценностное отношение к природе родного края, желание защищать все живое.
Игра — важнейшая сфера жизнедеятельности ребенка и эффективный метод воспитания.
Патриотическое воспитание младших школьников невозможно представить без игрового оформления, игровых элементов. Поэтому мы широко использовали игру, воспитывая у детей ценностные отношения к своей стране, ее истории и культуре, своему народу, его традициям, обычаям, искусству и т. д. Существует большое разнообразие игр, которые можно использовать в процессе патриотического воспитания.
Познавательные игры помогают сделать познание жизни страны, ее истории более привлекательным. Они облегчают духовные усилия, необходимые для процесса познания.
Подвижные игры. В каждом народе существуют игры, которые сопровождали ребенка от колыбели до взрослости. Кроме этого, с играми связаны народные праздники, традиционные ритуальные действия. Без игр невозможно представить быт русского народа. В них отразилась история народа, его обычаи, трудовые занятия, воинское искусство, исторические события.
Русские народные игры синтезируют элементы фольклора, народного театра, трудового и воинского искусства.
В социально-педагогических играх игровая ситуация переплетается с реальной заботой детей о тех, кто нуждается в помощи и защите: малышах, ветеранах, природных объектах.
Военно-патриотические игры проникнуты патриотическим пафосом, поэтому воздействуют, прежде всего, на чувства, эмоции детей.
Назначение социально-психологических игр — создавать в классе теплую, эмоционально благоприятную атмосферу; формировать дружеские, товарищеские отношения в коллективе; помогать детям в решении проблем, возникающих перед ними в повседневной жизни.
В своей работе мы часто используем коллективное творческое дело. В процессе КТД дети приобретают собственный опыт организации коллективной деятельности.
В патриотическом воспитании мы организуем такие КТД, как: «Бюро вопросов и ответов», «Встреча поколений», «Конкурс рисунков (плакатов)», конкурс «А ну-ка, мальчики!», «Военная спартакиада», «Рассказы о забытых героях», «Мальчики и девочки военного времени», «Фестиваль детских организаций» и др.Наши воспитанники являются постоянными участниками школьных и районных конкурсов. Есть и победители. Созданная нами агитбригада «Звонкие голоса», известна не только в школе, но и в районе.
По гражданско-патриотическому направлению нами были проведены различные мероприятия и использованы следующие формы работы:
классные часы: «Символы России», «День Конституции».
Деловая игра «Главные вопросы и важные ответы» (по теме «Права человека»)
Праздник «День защиты детей»
Беседы: «Я - россиянин», «Мои права и обязанности», «Я – ученик».
Игра: «Вопросы и ответы»
Тренажер по теме «Ваши права».
С целью духовно-нравственного воспитания на классных часах раскрывались понятия: «добро», «доброта», «внимание», «отзывчивость» и другие положительные и отрицательные качества человека, происходило развитие социально-психологической компетентности детей. В этом же направлении раскрывались история семьи, семейные ценности, семейные традиции, уважение к старшим, забота о малышах.
Были проведены следующие мероприятия:
Классный час «Дорогою добра»
Праздник – родительское собрание «Моя семья»
Творческая работа «Моя родословная»
Мини-проекты: «Фамилия – имя семьи»
Исследовательская работа «Помоги птицам зимой»
Работа по социально-патриотическому направлению, позволяет раскрыть детям такие важные понятия как: «Я - помощник», «Я - защитник», «Я многое могу». В полной мере данные понятия раскрылись, участвуя в социальных акциях: «Доброе дело», «Помощь пожилому человеку», «Подарок бойцу», «Подарок ветерану». Дети общались с людьми разного возраста, вникали в их проблемы и заботы, старались, как могли, помочь другим.
Направления героико-патриотическое и военно-патриотическое позволяют в полном объеме раскрыть понятие «герой», ярким примером стало мероприятие «России славные сыны». Ко дню «Юного героя антифашиста», учащиеся 4-го класса, провели для детей беседу и познакомили ребят с пионерами-героями. К годовщине ВОВ была подготовлена и проведена серия классных часов «Неизвестные герои» о людях, выживших в оккупации, концлагерях и на фронтах ВОВ дети совершили виртуальное путешествие по городам-героям. Приняли участие в конкурсе чтецов «Опаленные войной». Победа в этом конкурсе позволила ребятам стать участниками большого праздничного концерта «Для Вас Ветераны».
Историко-патриотическое направление было широко представлено в исследовательских проектах по теме: «Деревня на Руси. От старины к современности». Работы, представленные ребятами на конференции, заняли достойное место в районном музее. Ребята с удовольствием посещали школьный и районный музеи, где знакомились с историей родного села, жизнью и бытом людей. Знакомясь с историей района, дети прослушали лекции по теме «Район, в котором я живу», «Моё село» в районной библиотеке. Сами подготовили классный час «Моё - Приморье», который был проведен совместно со школьной библиотекой. С увлечением были проведены исследовательские работы «Красоты подводного мира Приморья». Много интересного о природе родного края, её уникальности, ребята узнали на экскурсиях.
Спортивное направление занимает одно из главных мест в нашей работе. Основной задачей этого направления является создание благоприятных условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формирования потребности к здоровому образу жизни. Благодаря проведенным мероприятиям, дети познакомились с историей олимпийских игр, узнали имена знаменитых российских спортсменов и сами стали участниками спортивных состязаний.
Традиционными стали спортивные игры:
«Весёлые старты», которые проводятся в «День рождения организации СМИД»
«Рыцарский турнир», к 23 февраля
«Папа, мама, я – спортивная семья»
День Здоровья
Другой формой работы стали:
деловая игра «Курить – здоровью вредить»
Классный час «Сквернословие и здоровье»
Классный час – тренинг «Умей сказать нет»
В ходе этих мероприятий дети узнали, какой вред наносят здоровью курение и другие вредные привычки.
Перечисленные мероприятия включают в себя различные творческие задания: конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, концертные номера, мини-проекты, фотовыставки, выставки прикладного творчества; трудовые дела, где каждый учащийся может выбрать дело в соответствии со своими интересами и возможностями. Большая часть мероприятий рассчитана на общение с людьми с целью сбора информации.
Таким образом, различные направления патриотического воспитания связаны между собой логически, способствуют эффективному усвоению знаний о своей стране, родном крае, а также, что чрезвычайно важно, способствуют воспитанию чувств.
Достичь успеха в воспитании учеников помогают родители, которых необходимо сделать союзниками в работе. Формы участия родителей в жизни класса и школы очень разнообразны: это родительские собрания, посещение классных мероприятий, участие в подготовке и проведении праздников, экскурсий, выставок.
И очень важно, что бы учитель и родители вели воспитательную работу совместно. Для этого учителю необходимо проводить беседы с родителями и строить их так, что бы родители поняли, что учитель тоже переживает за ученика и готов ему помочь. Такие беседы, собрания-практикумы помогают раскрыть ошибки семейного воспитания и скорректировать свою работу.
Заключение.
Работа по данной системе предполагает следующие результаты:
- формировать систему краеведческих знаний, устойчивый интерес к историческому прошлому своей малой родины и России,
- воспитывать уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры; любовь и бережное отношение к родной природе;
- развивать посильное служение Отечеству, активную жизненную позицию,
- развивать интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации;
- формировать инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;
- воспитывать честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.
Таким образом, закладываются основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми. Формируется элементарное умение работать с разнообразными источниками информации, бережное отношение к материальным и духовным богатствам родного края.
Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
Все виды внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.