Исследовательская работа по биологии :«Учебно-опытный участок»


Содержание
I. Аннотация стр.2
II. Пояснительная записка стр.3
III. «Живая лаборатория школы»
1. Введение стр.4-5
2. История возникновения УОУ стр.5
3. Расположение стр.5
4. Отделы стр.5
5. Дизайн стр.6
6. Экологическая тропа стр.6-7
IV. Развитие навыков исследовательской деятельности
во внеурочное время через использование проектной технологии стр.7-8
V. Заключение стр.8
VI. Рекомендации стр.9
VII. Список литературы стр.9
VIII. Приложение (электронный вариант)
1. Презентация проекта «Великая труженица огородов»
2. Презентация проекта «Учебно-опытный участок»





I. Аннотация
Базой опытнической работы учащихся должен стать учебно-опытный участок. Это лаборатория под открытым небом, «зеленый класс», который создается учащимися под руководством учителя, где проводятся многие практические занятия по биологии и сельскохозяйственному труду и другая внеклассная работа. Практическая деятельность учащихся будет связана с углубленным изучением живой природы, с природоохранной деятельностью и работой в живых уголках, с экспериментальными исследованиями. В организации таких работ во внеурочное время обязательно добровольное начало. Это одно из важных требований внеклассной работы с юными натуралистами. Занимаясь любимым делом с интересом и увлечением, учащиеся имеют возможность проявить большую активность и самостоятельность. Важно, чтобы юные натуралисты в школах занимались посильными для них делами, чтобы характер опытнической деятельности соответствовал их возрастным особенностям.
Опытническая работа является продолжением учебной программы многих предметов: трудового обучения, природоведения, географии, биологии, экологии, химии. Теоретические знания по этим предметам помогают в проведении полевого или лабораторного эксперимента. Но часто возникают проблемы, для решения которых приходится обращаться к дополнительным источникам информации, овладевать новыми методами познания. Например, в работе по растениеводству нельзя обойтись без знаний по почвоведению и агрономии, по микробиологии. Если на первый план ставить научную ценность результатов опытнической работы, то она должна проводиться с соблюдением принятой методики, ее итоги должны быть достоверны, доказательны, выводы – безошибочны. В ходе длительного исследования юный опытник решает задачи со многими неизвестными. Часто даже и сами исходные данные отсутствуют, их приходится находить предварительно в специальной литературе, в периодической печати или же добывать в процессе кропотливого и продолжительного эксперимента. В этой работе не бывает перерыва – она продолжается весь год, поэтому основной ее объем выполняют во внеурочное время: в процессе учебно-производственной практики, а также за счет времени, отведенного на факультативные занятия и внеклассную работу. Живой лес, цветы и бабочки трудно заменить художественными фотографиями, т.к. эмоциональное воздействие именно живой природы надолго остаётся в памяти ребёнка, даёт толчок к размышлениям и сопоставлениям.
Работа состоит из двух разделов: в первом описывается УОУ - «Живая лаборатория школы», условия для опытнической и исследовательской работы, во втором - развитие навыков исследовательской деятельности во внеурочное время через использование проектной технологии. Автор указывает, что проекты производят большой воспитательный эффект, их разработка формирует у школьников экологическое мышление, дети начинают понимать законы природы и то, что человеку необходимо, прежде всего, хорошо подумать, а стоит ли нарушать эти законы. Одновременно у учащихся формируются и совершенствуются умения и навыки по уходу за домашними животными и растениями, по созданию необходимых условий их содержания. Дети совершенствуют навыки работы с микроскопом, учатся изготовлению временных микропрепаратов, работают с научно-популярной литературой.

II. Пояснительная записка
 В наше время, когда в сознании  детей активно внедряется циничное, безнадёжное отношение к окружающей действительности и  миру, творчество помогает найти жизненную опору, осознать смысл и перспективу своего существования. Необходима серьёзная переориентация умов, сознания подрастающего поколения от представлений о том, что «мы не можем ждать милости от природы, взять их у неё - наша задача». Важно научить детей экологически  грамотному поведению в природе, воспитать заботливое, гуманное отношение ко всему живому и его окружению.
Развитие творческих способностей имеет для детей большое значение. Оно помогает становлению личности, осознанию собственной значимости, способствует повышению уровня самооценки, формирует положительный взгляд на жизнь. Поскольку отсутствие занятости у детей является одной из причин наркомании, необходимо вовлекать их в различные виды деятельности. Считаю, что опыты и наблюдения на УОУ помогут познать закономерности жизни растений и животных, дадут возможность применять полученные знания на практике, приобретать ценные навыки и уменья. Труд на участке развивает самодеятельность и инициативу, воспитывает любовь к родной природе, повышает интерес к науке.
Развитие творческих способностей помогает и в профессиональной ориентации школьников в будущем. Подросток ищет общения, свободы, он социально активен, жаждет деятельности, хочет попробовать себя во всём. Задача педагогов, родителей дать возможность ребёнку реализовать, проявить себя в какой-либо деятельности. Исследовательская работа учащихся, как ни какая другая деятельность, формирует у них качества, необходимые для профессиональной карьеры и социальной адаптации независимо от выбора профессии. Воспитательная среда школы создаёт условия для позитивного, созидательного творчества педагогов и детей, способствующего формированию достойного гражданина нашего общества. И работа на УОУ поможет учащемуся реализовать себя, заняться экологическим самообразованием во имя гармонии природы и человека.










III. «Живая лаборатория школы»
1. Введение
Цель: Формирование высокой экологической морали человека, несущего ответственность за судьбу своего и будущих поколений, живущих в одном единственном Доме - Земля. Чистота, здоровье и благополучие в Доме - залог жизни на планете.
Задачи: 1. Закрепление и углубление на практике знаний и умений, полученных на уроках биологии, технологии (сельскохозяйственный труд).
2. Развитие творческих личностных способностей учащихся.
3. Формирование умений оценивать характер воздействия человека на окружающую среду.
4.Формирование у учащихся желания внести свой вклад в охрану природы.
Ожидаемый результат:
1.Готовность учащихся к экологической деятельности.
 2. Выработать умение применять биологические знания в практической деятельности.
3. Оздоровление учащихся.
Направление деятельности:
1. Эколого-педагогическое.
2. Прикладное.
Формы и методы работы:
Работа основывается на принципах дидактики, гуманизации, краеведческого подхода, учитывает уровень экологических знаний детей, углубляет и конкретизирует их. Используется широкий спектр методов, приёмов, в том числе и нетрадиционных. Формы работы так же различны: лекция, беседа, экскурсия, исследовательская работа.
Актуальность
Важность школьного периода в жизни человека заключается в том, Что в это время закладываются основы и намечаются общие направления в формировании моральных и социальных установок личности. Школьник ищет общения, свободы, активности, жаждет деятельности, хочет попробовать себя во всём. И нужно дать возможность ребёнку реализовать, проявить творческие способности, которые помогают становлению личности, осознанию собственной значимости, способствует повышению уровня самооценки. Работа отвлекает подростков от пьянства, наркомании, курения. А творчество на пришкольном участке способствует закреплению знаний, полученных на уроках биологии, химии и географии, внести посильный вклад в охрану природы, закрепить умения и навыки по уходу за растениями, подготовиться к конкурсу УПБ. Деятельность в области экологии интересна детям, она помогает преодолеть биологическую безграмотность, способствует развитию экологического сознания учащихся. Возраст работающих на УОУ – разный, но в процессе работы дети общаются друг с другом, изучают дополнительную литературу, работают в Интернете.
Устремляйте ум на радость творчества
Н.И.Рерих
2. История возникновения УОУ
Год возникновения 1975. По рассказам старых учителей, на месте, где находится наша красавица-школа, 37 лет назад был огромный пустырь-свалка. И только благодаря человеческим рукам он превратился в большой цветущий сад, где распевают жаворонки и весело щебечут воробьи. А сейчас о пустыре редко кто вспоминает: стройными рядами стоят плодовые деревья, свежей зеленью выделяются в саду кусты малины и крыжовника, приятно ласкают глаз и облагораживают человека цветы. Пробуждая в нём чувства прекрасного, вселяют веру в свои силы, вызывая восхищение жизнестойкостью и приспособляемостью к погодным условиям.
3. Расположение
УОУ принято считать «Живой лабораторией», где учащиеся практически изучают основные принципы биологии, овладевают методами управления ростом и развитием растений, учатся грамотно оформлять дизайн участка, чтобы улучшить экологическую и оздоровительную обстановку в школе, проводят экологическую работу в своей среде школьников. Участок расположен во дворе школы на расстоянии 2 метров от неё, что очень удобно для исследовательских работ и проектной деятельности. На открытом хорошо освещённом месте, с пригодной для выращивания почвой, ровной поверхностью, окруженный искусственной и живой изгородью.
4. Отделы
Площадь участка 0,55. Имеются следующие отделы: полевых, овощных культур, производственный, коллекционный, опытный, начальных классов, цветочно-декоративный, плодово-ягодный, дендрологический, ореховая роща. На участке используются севообороты (делянок – 4). Опыты ведутся по школьной программе среди учащихся 2 – 7 классов. Наш УОУ является базой для творческой опытнической и практической работы учащихся, формирования интеллектуальных и практических умений, связанных с проведением наблюдений и опытов, с оценкой состояния окружающей среды на территории школы, с проектированием мер по благоустройству школьной территории.

5. Дизайн
Для того чтобы правильно и интересно организовать работу на УОУ, необходимо хорошо продумать заранее план участка, в составлении его участвуют члены детского объединения. На плане указывается юг и север участка, делается это для того, чтобы наметить направления посевов, посадок грядок. Надо стремиться, чтобы рядки растений имели направление с севера на юг, что способствует равномерному обогреву и освещению растений. Каждый из разделов отделяется дорожкой шириной в 1,5 метра, а ширина между делянками – 50 см. Делянки для учащихся младших классов шириной 1 м., длиной – 3 м., а для среднего звена – 2 х4 м. Наилучшей формой делянок считается – прямоугольная, потому, что так легче организовать чередование культур и правильно разместить поля севооборота. Дорожки прямые: меньше занимают места и облегчают работу. Вдоль дорожек сажаются осенние цветы, размещённые на рабатках. Овощной участок хорошо оформляется с помощью посадок овощей: темные красноваты листья свёклы красиво оттеняют овощи с ярко-зелёной окраской. Красиво смотрится участок с салатами. В каждом поле овощного и полевого севооборота может быть несколько культур: растения внутри поля формируются по высоте и форме. Не красиво сажать редис рядом с редькой поздней, так как у редиса мелкая листовая розетка, а редька развивает сильные большие листья. При таких посадках участок будет иметь неприглядный (лохматый) вид, поэтому по краям делянки размещают низкорослые овощи, а в середине – высокорослые. При высаживании растений необходимо учитывать и полив. Те овощи, которые требую больше полива, сажают и сеют ближе к центральным дорожкам. Участок, отведённый под сад, дендрарий, ореховую рощу на делянки не разбивается, так-как деревья и кусты располагаются ровными рядами. Участие детей в обустройстве УОУ позволяет формировать у них верное эстетическое восприятие.
6. Экологическая тропа
А какой участок без экологической тропы? Ведь она помогает чувствовать, любить природу, воспитывает доброту к любому живому существу, желание помочь ему. Наша тропа имеет следующие станции:
1. Пришкольный участок (описан выше).
2. Зеленая аптека. В коллекционном отделе собраны разные лекарственные растения: зверобой, календула, мелисса, девясил, ревень. Существует мнение, что даже простое душевное общение с растениями благотворно действует на человека, а неспешно, с любовью выполняемый сбор трав – уже начало лечения. Дети знают, что препараты из растений, настои и отвары воздействуют на организм мягко, так как содержат биологически активные вещества в небольших количествах. Поэтому лечение можно проводить длительное время не опасаясь привыкания. Если сбор трав и лечение проводить правильно, то выздоровление обязательно наступит. Сбор лекарственных трав проходит с большим интересом, расширяет познания в основах фармакологии.
3. Дендрарий. Дендрарий (от греч. «дендрон» - дерево) означает – участок открытого грунта. Где культивируются деревья, синтезируемые по экологическим, декоративным и другим научным целям. В этом уголке пришкольного участка произрастают: пирамидальные и серебристые тополя, рябина, черемуха, сосна, клён, конский каштан, орех, плакучая ива и берёзы , ярусом ниже – жасмин и сирень. Рядом с деревьями расположены лавочки, где дети могут отдохнуть в свободное время.
4. Свалка. Человеку свойственно в процессе деятельности оставлять за собой всевозможный мусор и различные отходы. И как человек поступит с ними, зависит от культуры и воспитанности. Твёрдые бытовые отходы скапливаются на таких свалках. Учащиеся знают, что запущенность свалки может привести к нарушению круговорота веществ в природе, поэтому постоянно проводят акции по ликвидации этой свалки.
5. Автомагистраль. Все виды современного транспорта наносят большой ущерб биосфере, но наиболее опасен для нее – автомобильный. В среднем каждый из автомобилей выбрасывает в сутки 3,5 – 4 кг угарного газа, значительное количество оксидов азота, серу, сажу, свинец. Школа расположена практически рядом с автотрассой. Дети знают, что растения, произрастающие вдоль дорог, задерживают целый комплекс вредных веществ, выделяемых автотранспортом, поэтому периодически высаживают древесные и кустарниковые растения.
6. Здоровье. Природа – великий врачеватель и целитель. Голоса природы – шум травы, пение птиц, журчание ручейка, шум ветра – необходимы человеку также, как чистый воздух, как зелень деревьев , как солнце над головой. Природа удивительно бесшумна. Нет, она не безмолвна, а именно бесшумна. Природа звучит ровно столько, на сколько это необходимо для нормального существования всего живого. Каждое звучание природы несёт определённую информацию, оно гармонично, музыкально и гуманно. Звуки природы легко «читаются» и прекрасно дополняют друг друга, а главное, успокаивают нервную систему человека, придают бодрость и здоровье. Дети всё это могут услышать и увидеть в уголке участка рядом с большой цветочной клумбой.
IV. Развитие навыков исследовательской деятельности во внеурочное время через использование проектной технологии
В течение многих лет я работаю по организации проектно-исследовательской деятельности во внеурочное время, используя в своей работе проект как интерактивный метод обучения биологии и экологии. Мои учащиеся выступают с проектами, разработанными на основе краеведческого материала, который способствует реальной адаптации школьников к социально-природным условиям района и воспитанию у них экологической культуры.
Остановлюсь подробнее на организации исследовательской работы во внеурочное время с использованием учебно-опытного участка. В постановке опытов участвуют и члены ДО «Эколог». Именно на пришкольном участке, выполняя практическую работу, дети развивают интеллект, приобретают умения и навыки под руководством педагога. Моя задача состоит в том, чтобы помочь ученику в развитии творческой деятельности при этом учитывая его индивидуальные способности и склонности. Необходимо учитывать, что такая деятельность не должна отнимать у ребят слишком много времени. А, чтобы увлечь их проектной технологией, нужно продумать посильные интересные формы работы. Одна из проблем – выбор тематики: в одном случае она направлена на развитие способности учащихся, независимо от его интереса к биологии, в другом, тема – предмет активного интереса ученика, который выступает как объект изучения, так и собственно исследования. Если в первом случае объект работ невелик, то во втором – трудно предусмотреть какие шаги придётся совершить исследователю для достижения поставленной цели. Постановка проблемы исследования, выдвижение гипотезы, проведение новых экспериментов – следующий шаг в проектной деятельности. Считаю, что учитель должен выполнять роль консультанта и научного руководителя, основная доля ответственности за работу ложится на юного исследователя. К завершению проекта ученик должен показать результаты своей работы, защитить проект, убедить экспертов в практической значимости, показать свою компетентность специальных вопроса касающихся проекта. Таким образом, у учащихся формируется целостное представление о проекте, происходит осознание его законченности, и конечно, значимости своей исследовательской деятельности. Над проектом работаю в течении года: в первом полугодии ученики овладевают правилами оформления, во втором – готовят проект, естественно, обучение идёт индивидуально. Метод проектов даёт возможность организовать работу в интересной форме и тогда практические занятия становятся увлекательными, целенаправленными, освоение новой информации – осмысленным, работа учащихся – познавательно мотивированной.
В качестве примеров предлагаю две завершённые презентации работ учащихся:
«Великая труженица огородов», цель работы: использование разведения божьих коровок как метод борьбы с вредителями сельского хозяйства;
«Учебно-опытный участок», цель работы: совершенствование знаний по экологии, биологии, трудовому обучению для выполнения учащимися опытов, наблюдений, летних заданий, организации труда школьников по выращиванию полезной продукции, заготовке раздаточного и демонстрационного материала. Задания выполняются в спокойной обстановке, в отсутствии жестких «рамок» урока, применяя при этом фотоаппараты, привлекая родителей, удивляя их своей увлечённостью и творчеством.

V. Заключение
Быть хорошим учителем можно только будучи хорошим воспитателем без участия в воспитательной работе вся педагогическая культура, все знания педагога являются мёртвым багажом
В.А.Сухомлинский
У каждого учителя свой творческий путь, основой которого является труд. Ему необходимы глубокие разносторонние знания предметов, неиссякаемая трудоспособность, высокая ответственность, требовательность к себе, творческий подход к педагогической деятельности, любовь к детям. Изучением новых технологий, опыта передовых учителей, постоянный поиск крупиц нового, интересного детям, развивающие их способности – всё это залог успеха в работе. Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом, счастлив тот ребёнок, которому встретился учитель, понимающий, что ученик должен пройти по собственному пути, а не повторять чей-то чужой. Многого достигает тот, кто осознал необходимость самовыражения и самореализации. Школа – это место, где человек проживает одиннадцать долгих лет личностного становления. А учебно-опытный участок, это маленький уголок, где можно проявить себя.



VI. Рекомендации

Учебно-исследовательская деятельность требует определённой подготовки, как учащегося, так и педагога. В этой совместной работе успех зависит от подготовленности каждого из её участников. Нужно помнить:
1. Правильное определение сферы научно-исследовательской деятельности, темы и её актуальность;
2. Не давать руководителю готовый перечень литературы по выбранной теме, лишая исследователя навыка приобретения самостоятельности в обращении с дополнительной литературой;
3. Гипотеза должна быть проверяемой, соответствовать фактам, содержать предположения, быть логически непротиворечивым;
4. Формулировать задачи тщательно, так как описание их решения составит содержание, глав;
5. При проведении научного исследования составить план, что позволит надёжно, шаг за шагом познать новые факты и закономерности;
6. Изучить правила оформления основных структурных элементов научно-исследовательской работы;
7. Спокойное и последовательное, аргументированное изложение материала импонирует слушателям;
8. Использовать учебно-опытный участок для проведения исследовательских работ, реализации и развития творческих способностей школьников.

VII. Список литературы
Вешнякова В.Ф. Экология Ставропольского края: учебник для 9 – 11 классов общеобразовательных школ Ставропольского края. – Ставрополь: Сервис школа, 2000.
Корчагина В., Макарова И., Самсонова Л., Тихомирова А. Школьный опытный участок – Москва: Детская литература, 1993.
Корчагина В. – Юным натуралистам, Москва: Детская литература, 1993.
Трайтак Д.И., Пичугина Г.В. – Сельскохозяйственный труд, Москва: Просвещение, 1995.
Информационно-внедренческий центр «Маркетинг». – Приусадебный цветник, Москва, 2000.
Ченыкаева Е.А., Спиридонова А.И. – Советы огородникам, Москва: Колос, 2000.
Колесников Е., Замяткин Г. – Юному агрохимику, Москва - Россельхозиздат, 1996.
Статья из журнала: Арцев М.Н. – Научно-исследовательская работа //Завуч для администрации школ. – 2005, № 6. – С.4 – 29.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15