Учебно-исследовательская деятельность на уроках русской литературы по повести А.С. Грина «Алые паруса» в 6 классе
Учебно-исследовательская деятельность на уроках русской литературы
по повести А.С. Грина «Алые паруса» в 6 классе
Цели научно-исследовательской деятельности учащихся:
совершенствование знаний учащихся в определённой области науки;
приобретение умений и навыков исследовательской деятельности:
- наблюдение;
- самостоятельный анализ фактов;
- выдвижение гипотезы и её проверка;
- формулирование выводов;
развитие интеллектуальных способностей учеников;
обогащение духовной культуры;
развитие личностных качеств учеников:
- коммуникативные, рефлексивные умения;
- презентационные умения и навыки.
Памятка «Как готовиться к уроку-исследованию»
1. Перечитайте (просмотрите) еще раз художественные произведения, отберите в них главы, эпизоды, анализ которых будет необходим для ответов на вопросы, сделайте отметки в тексте или выпишите цитаты на карточки.
2. Прочитайте рекомендованную преподавателем критическую литературу, осмыслите позицию автора, сделайте необходимые выписки.
3. Сопоставьте противоречивые суждения, отметьте те, которые совпадают с вашими, продумайте аргументы, подтверждающие ваше мнение. 4. Составьте план (тезисы) вашего выступления, включая пересказ ключевых эпизодов, необходимые цитаты, сделайте выводы. Проговорите вслух, проверьте, сколько времени займет выступление.
4. Исследование текста художественного произведения Композиция (кольцевая – рассказ с обрамлением) принцип композиции – контраст ночь утро вся жизнь Роль детали, цвета, звука, чувств героев. на балу детали цвет звуки чувства после бала Любовь с этого дня пошла на убыль.
Виды уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов: Виды уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов:
Урок – исследование
Урок – лаборатория
Урок – творческий отчет
Урок «удивительное рядом»
Урок фантастического проекта
Урок – защита исследовательских проектов
Урок – экспертиза
Урок открытых мыслей
Наиболее трудной в методике преподавания литературы остается проблема работы над символическими образами в процессе анализа художественного произведения. Работа над символическими образами в процессе анализа является основой в процессе изучения литературного произведения. На сегодняшний день работа над символическими образами должно стать основополагающим аспектом, формирующим логическое понимание структуры произведения путем новых образовательных технологий, одной из которых является графико-символический анализ.
Графико-символический анализ – одна из лучших форм понимания и запоминания текста (авторская методика д.п.н., профессора СВФУ Петровой С.М.). Использование данной образовательной технологии на уроках литературы в процессе работы над символическими образами приводит к более глубокому осмыслению произведения. Важную роль в практическом освоении графико-символического анализа художественного произведения играют новые подходы к словарной работе, где упор делается на поиск опорных, ключевых и знаковых слов, отражающих идею произведения. Важным этапом урока является опережающее домашнее задание, которое помогает привить интерес к чтению и анализу произведения. Графико-символический анализ призван создать условия для развития творческого начала каждого обучаемого и сами эти условия помогают организовать учебный процесс.
Определена значимость исследования проблемы в системе литературного образования якутских школьников.
Графико-символический анализ в обучении выступает в роли учебного средства, которое может обеспечить системность учебного материала, лучшее его восприятие, запоминание и воспроизведение.
Уроки направлены на умение анализировать художественный текст. Учащиеся, работая самостоятельно и в составе группы, учатся анализировать, сравнивать, обобщать материал. На уроке были использованы приемы: аналитическая работа, работа с книгой. Данные приемы способствуют формированию аналитических умений и навыков, развитию логического мышления и зрительной памяти.
Проведенная работа показала свою эффективность, в чем я убедилась не только в процессе проведения уроков по данной теме, но и в ходе беседы с учащимися. В конце эксперимента было выяснено, что ребята заинтересовались повестью А.С. Грина, было видно, что им интересно, что они стараются. Таким образом, система уроков оказалась удачной и плодотворной. Надеемся, что ребята в дальнейшем будут проявлять интерес к графико-символическому анализу художественного произведения
Объем произведения требует интенсивной деятельности учеников, которая может быть обеспечена исследовательской работой над символическими образами в процессе анализа художественного произведения. Работа над символическими образами на уроках русской литературы при изучении повести А.С. Грина «Алые паруса» в 6 классе якутской школы наиболее эффективна.
Учитывая то, что в последние годы появились многочисленные публикации о повести, мы делаем в своей работе акцент на организацию аналитической работы в классе.
Урок-анализ: «Тайна алых парусов»
Цели и задачи:
- познакомить с историей создания повести;
- развить аналитическую деятельность учащихся;
- формировать у учащихся адекватное отношение к повести «Алые паруса»;
- развивать ассоциативно-образное мышление, творческую активность учащихся;
- научить определять авторскую позицию, анализируя авторские отступления, сюжет и внесюжетные элементы;
- воспитывать культуру восприятия художественного текста;
- учить анализировать роль изобразительно-выразительных средств для раскрытия идеи произведения.
План урока:
Позиция повести.
Главные герои.
Символические образы в повести.
Словарная работа: волнение, одиночество, «живая душа», корабль-мечта.
Оборудование: портрет А.С. Грина, иллюстрации к повести, книги А.С. Грина «Алые паруса», словарь Ожегова, презентации.
Ход урока:
(слайд №2 – эпиграф)
«Будущее, к которому мы
стремимся, рождается из
непобедимого человеческого свойства
- умения мечтать и любить».
(К. Паустовский)
Учитель: Повесть «Алые паруса» - особая в творчестве А.С. Грина. Он писал ее с 1917 по 1921 год.
Сообщения учащихся об истории повести.
Ученик А: Неиспользованные варианты феерии говорят не только о большом труде писателя, но, главное, о том, что «Алые паруса» были для него книгой личной судьбы. От варианта к варианту меняется позиция (вестник будущего — лишний человек — «волшебник»), но вот наконец она выбрана, и отпадает надобность в образе автора-повествователя. Меняется и обстановка действия. Сначала — послереволюционный Петроград, малолюдный, со следами лишений; «разрушение можно было подметить в лицах даже красногвардейцев, шагавших торопливо, с оружием за спиной, к неведомым целям». Обращает на себя внимание упоминание «фантастической войны всех против всех, напоминающей циклон, где место пыли заняли человеческие дела и судьбы...» А на реалистическом фоне развертывался сказочный сюжет. Затем автор сделал совсем наоборот: создал необыкновенную, в смысле фактического существования, Каперну, сюжет же сделал по возможности более реалистическим, чтобы «творить чудеса с легкостью обыкновенного булочника, пекущего пушистые хлебцы», как написано в одном из вариантов. Так начала долгую жизнь в литературе и сердцах людей феерия «Алые паруса».
Беседа способствует комплексной работе над символическими образами в процессе анализа повести.
Учитель: О ком и о чем вы прочитали?
Ученик Б: Об Ассоль и Грэе, о взаимоотношениях юноши и девушки.
(слайд №3 – воспроизведены портреты Ассоля и Грэя).
Учитель: Что вас удивило, и что вам особенно понравилось в феерии?
Ученик В: Особенно понравилось то, как красиво и возвышенно описывается первая любовь Ассоль и Грэя, чистота их чувств, без притворства. Любовь описана здесь как светлое, нежное, самое прекрасное чувство.
Ученик Г: Что мечта Ассоль сбылась, она счастлива, она дождалась своего принца, как и предсказал ей собиратель песен и легенд Эгль. Счастье юных героев меня очень взволновало. Принц приплыл на белом корабле за своей принцессой и осчастливил ее.
Учащиеся делятся своими впечатлениями.
Учитель: Попробуйте ответить почему корабль белый, а парус алый. Что означают эти цвета?
(слайд №4 – воспроизведены картина алого паруса)Ученик Б: Грэй сам выбирает ткань алого цвета. Он услышал от жителей Каперны, что Эгль рассказал Ассолю об алых парусах.
Учитель: Найдите в тексте, как Грей выбирает ткань. Какую ткань он выбрал?
Белый цвет – цвет совершенства; красный цвет – цвет жизни, энергии. Что хотел сказать автор?
Ученик В: Автор хотел сказать, что счастливая жизнь впереди.
Беседа по тексту.
Учитель: Зачитайте слова, отдельные выражения, которые вам понравились:
Ученик А: «Прекрасная неизвестность» (говорит Эгль об Ассоль).
Ученик В: «Мокрая драгоценность» (автор).
Ученик Г: «Дивное художественное полотно» (матрос Летика).
Учитель: В ней две девушки, две Ассоль; одна - дочь матроса, ремесленника, другая - живое стихотворение. Давайте находите в тексте метафоры, сравнения. Кто нашел?
Ученик А: У нее богатое воображение, - говорит угольщику Филиппу, “корзина зацветет”.
Ученик Б: Счастье сидело в ней пушистым котенком, (когда увидела кольцо на своей руке) (метафора).
Ученик В: Палуба была, как небесный сад (сравнение).
Ученик Г: Море спало, обведенное по горизонту золотой нитью (метафора).
Учитель: Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полет ласточки (сравнение) Она разговаривала с деревьями, жучками, в этом ее необычность. А Грэй понравился?
Ученик Б: Да. Он тоже очень романтичный, мечтательный. Он родился с живой душой)Учитель: Вывод: Он о чем - то мечтал, и она мечтала. Оба жили в мире грез, фантазий, снов. В мире каких грез живет Ассоль? А Грэй?
Ученик Г: Они оба романтика по своему отношению к жизни, по своему мироощущению. Разные по своему происхождению, у каждого свой мир фантазий.
Учитель: Давайте их представим. Каковы их портреты, мысли, чувства, поступки, мечты? Какой бы вы ее нарисовали?
Ученик: Сидящей на берегу моря и внимательно всматривающейся вдаль, не появится ли там белый корабль с алыми парусами. Глаза очень грустные и одновременно лучистые, искрятся, в них надежда на скорую встречу со своим принцем, возлюбленным, со своим капитаном.
Учитель: А посмотрите, пожалуйста, на доску. (слайд №4) Вашему вниманию представлены портреты героев. Ассоль, по их представлению, вот такая. Вам понравились портреты?
Ученики: Да.
Учитель: Делаем вывод. Итак, Ассоль мечтательная, романтичная, живет в мире своих грез и фантазий, ждет своего возлюбленного, когда он приплывает к ней на корабле с алыми парусами и увезет ее в свое сказочное царство.
Исследование финальной сцены.
Учитель: Как вы считаете, каким элементом сюжета можно считать их встречу? Ученик А: Кульминацией.
Учитель: А развязкой?
Ученик В: Конец феерии, когда Циммер (музыкант) сидит на корме с виолончелью и думает о счастье.
Учитель: А завязка где?
Ученик В: Когда Грэй надевает кольцо на палец Ассоль.
Учитель: Найдите в тексте символические образы.
Ученик А: Алые паруса как символ мечты и веры
Ученик Б: Пурпурный дым - возмездие, победа и надежда на возможность преодолеть бездуховность в людях, смыть серый цвет с Каперны, открыть в каждом росток доброты, освободить душевную жизнь человека от зависти, злобы, жестокости.
Ученик В: Море – бесконечная вера в лучшее.
Ученик Г: Солнце – светлая жизнь, радость.
Ученик Б: Корабль, как и парус, – символ веры, мечты, надежды.
Домашнее задание.
Учитель: Ребята, а как вы понимаете слово «счастье»? Это ваше домашнее задание. Напишите самый лучший рецепт счастья. Чем для вас стала феерия?
Ученик А: Открытие романтического мира моря, свободы, отваги, мечты, любви, счастья.
Итог урока.
Учитель: Итак, чему научил нас писатель? Какие нравственные вопросы ставит он перед нами? Чему учит?
Ученик Б: Быть добрыми, не озлобляться, мужественными, совершать благородные поступки, не требуя ничего взамен, бороться с несправедливостью.
Ученик В: Автор помогает юным читателям взрослеть нравственно, готовит их к самостоятельной жизни. Он не гасит в сердце читателей огонек надежды, веры в людей, чудеса, в мечту, в любовь.
Учитель: Феерия заканчивается на оптимистической ноте, герои не изменяют своей мечте, они верят в счастье. Эта книга учит молодых людей быть настоящими рыцарями, настоящими мужчинами.
Урок-исследование : «И думал о счастье…»
Эпиграф: «… Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками».
Цели и задачи:
- познакомить учащихся с системой образов повести;
- развить культуру мышления, способствующую пониманию особенностей эпохи и ее героев;
- создать условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений Грина, для пробуждения «дара воображения», для рождения вопросов о смысле жизни и роли мечты в становлении человека;
- обучить графико-символическому анализу текста;
- помочь выявлению чувства, которое возникает после прочтения; показать личное восприятие текста;
- развивать творческие способности учащихся; формировать умение мыслить, делать самостоятельные выводы;
- воспитывать нравственные аспекты: любовь к ближнему, добру и красоте, целеустремленность, волю, мужество, твердость духа, благородство, взаимопонимание, веру в мечту, любовь.- в ходе просмотра иллюстраций (с использованием графико-символического анализа, разработанного д.п.н., профессором С.М. петровой) и пересказа познакомить учащихся с системой образов повести А.С. Грина «Алые паруса»;
- научить характеризовать образы и выявлять их роль и значение в произведении (Лонгрен, Ассоль, Меннерс, Грэй);
- выделять в произведении сказочное и реальное;
- ввести понятия из теории литературы: феерия, феерическая повесть;
- развивать навыки графико-символического анализа повести;
- в ходе анализа, работы над текстом способствовать формированию уважительного отношения к дружбе и любви, раскрыть важность данных понятий в жизни человека.
План урока:
1.Месть.
2.Мечта.
3.Исполнение желаний.
Словарная работа: феерия, феерическая повесть, сказочное, реальное, погребщик, Эгль, скитальческая жизнь.Оборудование: повесть-феерия «Алые паруса» А. Грина, портрет А.С. Грина, иллюстрации к произведению (алый парус, встреча с Эглем, рассказ Эгля, мечта Ассоль, волнение, исполнение желаний), листочки с таблицами для анализа текста (для самостоятельной работы учащихся).
Ход урока:
1. Слово учителя: На предыдущем уроке вы познакомились с биографией А. Грина. Говорили о жизни и творческом пути, о его необычном жанре – феерии.
1. Феерия – фран слово фея. Волшебное сказочное зрелище.
2. Феерия – это театральная пьеса сказочного содержания.
Слово учителя: Дома вы должны были перечитать повесть А.Грина «Алые паруса». Мне бы хотелось, чтобы вы поделились своими впечатлениями. Так как в вашей книге нет полной версии повести, я хочу вам показать иллюстрации и рассказать, что же случилось в конце повести. Внимательно смотрим на иллюстрации и слушаем мой краткий рассказ.
Учитель показывает иллюстрации:
1. Писатель Александр Грин.
2. Алый парус.
3. Встреча с Эглем.
4. Рассказ Эгля.
5. Мечта Ассоль.
6. Волнение.
7. Исполнение желаний.
2. Графико-символический анализ повести «Алые паруса»
Слово учителя: Сегодня мы научимся графико - символическому анализу художественного произведения. Для того, чтобы сделать графико - символический анализ мы должны понять, что необходимость перехода при решении каких-то заданных в буквенно-цифровой форме задач на язык графических построений часто связана с недостаточным уровнем освоения буквенно-цифрового языка, как такового, что и требует обращения к другому языку. Без понятия «контекст» трудно, а порой невозможно осмыслить и сам текст. Отправной точкой для логических построений является символическое изображение, которое помогает сформулировать проблему. Для решения проблемы нам необходимо найти из текста опорные и ключевые слова, и с помощью этих слов найти знаковое слово. Сначала я объясню вам, что такое опорные слова - это те слова, которые отражают общий смысл произведения. Ключевые слова дают углубленный смысл. И, в-третьих, знаковое слово- это главная идея повести.
Слово учителя: Теперь открыли книги на стр. 6 и достаем листочки, которые я вам раздала. Давайте попытаемся разделить повесть на две главы. О чем говорится в первой части? Сначала найдем опорные слова, затем ключевые и только потом знаковое слово. После этого нарисуем символ. Необходимо слушать и работать внимательно, так как в конце урока мы еще раз проверим вашу зрительную память и внимание. Как вы думаете, какие слова помогут вам рассказать содержание текста?
I глава – Проклятие.Опорные слова: возвращение, соседка, история, дочь, долг, условие, обручальное кольцо, шторм, сын, лодка, вихрь, просьба. Ключевые слова: гибельный простор, угроза, молчание, проклятие.
Знаковое слово: месть.
Слово учителя: Вторую главу попытайтесь проанализировать сами. Сначала найдите опорные слова, с их помощью попытайтесь рассказать содержание второй главы. Затем найдите слова с углубленным смыслом и исходя из них сформулируйте знаковое слово. Знаковое слово обычно отражает чувство или состояние души человека.
Самостоятельная работа учащихся.
II глава – Мечта.Опорные слова: страх, замкнутость, сплетни, рассказ, приказчик, обида, грусть, опасность, игрушки, Эгль.Ключевые слова: одиночество, ненависть, волшебник, сказка.
Знаковое слово: вера.
III глава – Исполнение желаний
Опорные слова: огромный дом, замок, капитан, погребщик Польдишок, надпись, понимание, друзья, мать, отец, низкое общество, кларнет, музыкант, люди, замешательство, корабль, Грэй.Ключевые слова: религия, фамильное начертание, живая душа, волнение, суета, чудеса
Знаковое слово: счастье
Слово учителя: Ребята, давайте сейчас попытаемся придумать символы каждой главе. Какой символ вы поставили бы первой главе, которая называется у нас «Проклятие»?
Ребята по очереди выходят к доске и рисуют свои варианты:
Пак Володя: (крест) -
Кириллин Дьулус: (стрела) –
Гагарин Яша: (злые глаза) –
Слово учителя: А какой символ вы нарисуете во второй главе – «Мечта»?
Ефремов Миша: (облако) –
С. Коля: (стрела вверх) –
Андреева Айыына: (парус) –
Тимофеева Аля: (солнце) –
Осипова Айыына: (часы) –
Слово учителя: И третья глава у нас «Счастье». Давайте придумаем символ.
Сивцева Диана: (звезда) –
Боекорова Диана: (солнце) –
Мыреев Айал: (парус) –
Слово учителя: Теперь достаем тетради и рисуем символы, придуманные нами:
У нас молния означает проклятие, так как молния такое страшное и внезапное.
Парус – веру и мечту. Ассоль мечтает и ждет парус и принца.
И, в-третьих, стрела направленная диагонально означает исполнение желаний. Мечта Ассоль исполняется – алый парус, встретилась с Грэем и то, что Грэй согласился взять с собой ее отца.
Глава Название главы Символы
Первая
Проклятие
Вторая Мечта
Третья
Счастье
Внимательно смотрите названия и символы, в конце урока проверим вашу зрительную память, внимательность, знания, умения и навыки.
4.Закрепление изученного материала.
Слово учителя: Все закончили? Теперь отложили листочки и карандаши. Повторяем еще раз знаковые слова и символы. Я все стираю с доски. Так мы проверяем зрительную память и внимание учащихся. Кто хочет выйти к доске и нарисовать символ 1 главы? А кто 2? И 3? Все поняли, что такое графико-символический анализ? Вам оно помогает понять смысл и содержание текста?
Слово учителя: Итак, чему научил нас писатель?
Осипова Айыына: По – моему, графико-символический анализ «Алых парусов» научил нас правильно понять и осмыслить содержание повести, а сама повесть научила нас очень важному – верить в свою мечту, несмотря ни на что.
Гагарин Яша: Быть добрыми, мужественными, бороться с несправедливостью. Он не гасит в сердце читателей огонек надежды, веры в людей, чудеса, в мечту, в любовь.
5. Домашнее задание. Составить небольшое сообщение «Надо верить в чудеса».
При выставлении оценки учитывается: - умение формулировать проблему и предлагать пути её решения;
- умение работать с текстом, умение находить в произведении опорные, ключевые слова, непонятные для себя «темные» места, задумываться над их художественным значением;
- умение сформулировать и высказать собственную точку зрения;
- умение аргументировать собственную точку зрения;
- активность работы в группе;
- корректность в отстаивании своей позиции.