Адаптация студентов первого курса в условиях Рыльского социально-педагогического колледжа
ОБОУ СПО «Рыльский социально-педагогический колледж»,
г. Рыльск, Курская область.
Тема: Адаптация студентов первого курса в условиях Рыльского социально-педагогического колледжа
Зиновьев Павел Вячеславович, преподаватель общественных дисциплин.
Введение.
Основной целью среднего профессионального образования является удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования. Для этого личность, которая в течение жизни осваивает множество социальных ролей, в условиях среднего профессионального образования, выполняет роль студента. Студент активно приспосабливается к организации учебного и внеучебного процесса, включается в систему межличностных отношений, усваивает требования и нормы студенческой жизни, традиции учебного заведения, и таким образом, социально адаптируется к условиям колледжа.
Исследования показывают, что проблема адаптации студентов является одной из важных, т.к. от успешности протекания этого процесса зависят уровень академической успеваемости студента, умение правильно распределять свое рабочее время и время для самостоятельной подготовки, способность достигать психологической комфортности в условиях колледжа.
Социальная адаптация студентов является процессом усвоения молодым человеком норм студенческой жизни, включением его в систему межличностных отношений группы.
В процессе социальной адаптации человек выступает не только объектом воздействия социальной среды, но и, главным образом, активным субъектом, который адаптируется к среде в соответствии со своими потребностями, интересами, стремлениями и активно самоопределяется. Студенчество характеризуется проявлением таких личностных качеств, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициативность, умение владеть собой, способностью взаимодействовать с окружающими их людьми.
Одним из ведущих видов деятельности студента является процесс коммуникации, т.к. наряду с профессионально-ориентированной деятельностью на первый план в этом возрасте выходит индивидуально - личностное общение благодаря которому возрастают способности к социальной адаптации.
Адаптация студентов первокурсников в Рыльском социально-педагогическом колледже.
Проблема адаптации студентов нового набора существует в средних специальных учебных заведениях традиционно. Известно, что успех студентов в обучении во многом зависит от того, насколько эффективным ими был пройден адаптационный период в новых образовательных условиях.
Успешность процесса адаптации зависит от целого ряда условий, основными их которых являются:
наиболее полный объем психологопедагогической информации о каждом студенте нового набора на начало учебного года;
объективность оценки уровня обученности, способностей и возможностей студентов первого курса;
особенности системы обучения и технологии преподавания для студентов нового набора, повышающие мотивацию учения;
учет возрастных и личностных свойств студентов нового набора;
отбор преподавателей, умеющих и желающих работать с данным набором студентов, понимающих проблемы адаптационного периода;
формирование установок преподавателей на работу со школьным контингентом в новых для студентов образовательных условиях;
выстраивание технологии и содержания образования на личностном и разноуровневом подходе;
особенности социально - психологического климата, сложившегося в педагогическом коллективе.
Рыльский социально-педагогический колледж – это студенческая жизнь со своими проблемами и радостями, куда входят не только занятия, лабораторные работы, практика, а ещё полноценный отдых, культурный досуг, налаженный быт. В стенах колледжа кипит спортивная жизнь, проводятся соревнования по разным видам спорта. Первокурсник во многом уже сформировался как личность, но ему по-прежнему часто нужны совет и поддержка более опытного и мудрого человека. Вот почему для осуществления воспитательной работы, в том числе по адаптации первокурсников в группах колледжа существует институт классных руководителей.
Адаптация студентов - первокурсников проводиться на пяти уровнях.
1 уровень. Формирование первичной самооценки правильного выбора, положительного отношения, склонности и интереса к будущей профессии, желание по ней работать и совершенствоваться.
Первым шагом на этом уровне является День Знаний. Для студентов первого курса, вчерашних школьников, этот день особенный.
2 уровень. Адаптация к новому учебному заведению, усвоение норм, правил и требований учреждением.
Решение этой задачи во многом ложиться на классного руководителя, который не только доносит до сознания каждого студента соответствующую информацию, но и рассказывает о возможных последствиях при не соблюдении порядка.
3 уровень. Создание благоприятного психологического климата в студенческом коллективе обеспечивается прежде всего, участием классного руководителя в жизни группы, проведением бесед, привлечением студентов к активному участию в мероприятиях техникума, в студенческом самоуправлении.
Лучшей школой для становления личности и формирования таких качеств как ответственность, дисциплинированность, исполнительность, инициативность и коммуникабельность является участие каждого студента в общественной жизни колледжа и группы.
Большую роль в общественной жизни колледжа играет старостат, который является школой актива в действии. Старостат объединяет старост групп по отделениями, подчиняется заведующим отделениями. Заседания старостата могут помочь организовать работу в группах, поддерживать связи с педагогическим коллективом. Учебная группа является центром воспитания самостоятельности и активности. Актив группы организует свою работу на основе следующих принципов коллективной деятельности, повышающих ответственность за порученное дело:
Каждому делу - свой организатор.
Каждому разделу плана работы - орган коллектива.
Всем членам коллектива - конкретные права и обязанности.
уровень. Приобщение студентов к профессионально-трудовой деятельности и связанной с нею социальной функцией.
Это строгий контроль посещаемости, незамедлительное принятие мер по фактам нарушения учебной дисциплины, выявление лидеров и вовлечение их в систему студенческого самоуправления любого уровня направленности.
5 уровень. Пропаганда спорта и здорового образа жизни. Помощь в определении своего места и самовыражении.
Здесь значительную роль имеют культурно - спортивные мероприятия, участия в которых даёт возможность личности раскрыться с разных сторон, получить одобрение, признание, что повышает психологическую комфортность человека и как следствие-адаптационные возможности. Это реализуется через занятия в секциях, участия в различных спортивных соревнованиях.
В процессе адаптации следует делать упор на сохранении всего лучшего, что традиционно существовало в нашем колледже на протяжении многих лет: по-прежнему празднуются День знаний, День учителя, День первокурсника, День Победы. Важный аспект воспитательной работы, в том числе по адаптации - поощрение и стимулирование. Это система стипендиальных фондов, которая должна поддерживать творческую инициативу студентов. Все указанные аспекты адаптационной деятельности колледжа направлены на то, чтобы дать возможность молодым людям раскрыть свой творческий потенциал, помочь им в формировании качеств разносторонней развитой личности, специалиста с высоким самосознанием, умеющего интегрироваться в современное общество.
Выводы.
Психофизиологическое состояние и эмоциональная сфера личности первокурсников оказывают влияние на жизнедеятельность их организма. При большой учебной нагрузке эмоциональная неустойчивость понижает запас стойкости организмов обучаемых, так как отсутствует гармония психофизиологических сил. Решение проблемы адаптации видится, прежде всего, в создании и хорошей организации учебных занятий и улучшении качества жизни студентов.
В этой связи следует уделять особое внимание на следующие аспекты:
1. Выявить и уточнить списки студентов-первокурсников, требующих особого внимания (сироты, из неблагополучных семей и т.д.).
2. Использовать адаптационные тренинги.
3. Классным руководителям учебных групп необходимо формировать оптимальные условия для развития личностных черт студентов путем создания условий для самореализации личности каждого студента.
4. Переводить первокурсников на более высокий уровень самоорганизации, самоконтроля и самоанализа на основе объективной диагностики уровня их знаний и умений.
5. Корректировать организацию деятельности преподавателей и студентов.
6. В процессе учебной деятельности не допускать ситуаций, которые вызовут чрезмерное эмоциональное напряжение студентов.
7. Учитывать и использовать в работе психологические требования к организации учебной деятельности.
Осуществлять постоянный и эффективный контроль за усвоением знаний с учётом индивидуально-психологических особенностей студентов.
Усилить пропаганду спорта и здорового образа жизни.
Обучать студентов способам рационального учебного труда.
Вводить активный отдых на занятиях.
Преподавательскому коллективу способствовать становлению личности и развитию каждого студента как субъекта психологической активности, способного брать на себя ответственность, самостоятельно ставить перед собой цели и находить пути их достижения, адаптироваться не только к процессу обучения, но к жизни в сложных современных условиях.
Заключение.
Для оценки социальной адаптации и ее критериев выделяют 3 уровня: высокий, средний и низкий.Высокий уровень социальной адаптации характеризуется способностью личности усваивать нормы и правила поведения, соответствующие среде без ощущения внутреннего дискомфорта. Такой студент эмоционально сдержан, способен организовывать учебную, внеучебную и самостоятельную работу, устанавливать дружеские взаимоотношения с окружающими, уверен в правильности выбора специальности.
Студент со средним уровнем социальной адаптации характеризуется достаточным уровнем сформированности коммуникативных навыков, за счет чего способен устанавливать взаимоотношения с окружающими, но иногда для этого прилагает некоторые усилия, умеет систематично работать, хотя для самостоятельной работы выделяет небольшое количество времени, организован.
Студент с низким уровнем социальной адаптации характеризуется частой сменной настроения, высоким уровнем тревожности, при этом эмоции носят астенический характер, он не способен планировать время и организовывать свою работу, сомневается в выборе своей специальности, с большим трудом добивается установления взаимоотношения с окружающими, но не чувствует чувства общности с ними, за счет чего нередко вступает в конфликты, предпочитает одиночество.Социальный статус студента требует от него выполнений социальных ролей: организации учебной и внеучебной деятельности, принятие социальных норм и правил данного учебного заведения, установление отношений с окружающими.
Адаптация студента (в особенности первокурсника) происходит тогда, когда студент адекватно оценивает ситуацию, выбирает один из социально одобряемых вариантов своих действий и успешно использует возможности их осуществления. Положительный результат при этом заключается в достижении студентом психологической комфортности в образовательном пространстве техникума. Процесс социальной адаптации студентов сложен, многоаспектен и зависит от возрастных особенностей данной группы.
Эффективность процесса социальной адаптации зависит от организации учебного процесса, психологического комфорта личности, ценностных ориентации, уровня мотивации, взаимодействия со студентами и преподавательским составом, самоорганизации и самоконтроля, коммуникативных и организаторских способностей, личных особенностей студента.
В процессе профессиональной подготовки у студента - будущего специалиста формируются определенные профессионально важные качества, определяющие уровень проявления ключевых компетентностей.