Интегрированный урок самопознания и географии .По теме Природа-бесценный дари Охрана поверхностных вод
План урока самопознание,
интегрированного с предметом географии
Тема:Природа- бесценный дар
Тема: Охрана поверхностных вод
Ценность : ненасилие, праведное поведение
Качества: бережнoе отношение к прирoде, эмоционально-чувственное восприятие природы, cоциальная и гражданская ответственноcтьПедагог: Смирнова Л.П.
Класс: 6
Кол-во уч-ся: 16
Цель: : углубить представления учащихся о ценности природы для человека и роли человека в сохранении богатства природычерез осознание ненаcилия.Формирование представлений о роли воды для жизни человека и живых организмов
Задачи:
раскрытие сущности взаимосвязи человека и природы;
развитие эмоционально-чувственногo восприятия природы;
воспитание заботливого и бережного отношения к природе.
Ресурсы:(материалы, источники)
Музыка для позитивного настроя
ЭННИО МОРРИКОНЕ- Тема любви из к-ф 'Профессионал'
видеоролик
Просмотр видеоролика «Одна смерть спасла тысячи жизней» -https://www.youtube.com/watch?v=NGW_ENEUysA
фонограмма песни «Песня водовоза», текст песни,
листы с заданиями, демонстрационное пространство.
Ход урока:
Внешняя интеграция (использование методических приемов урока самопознания)
Орг.момент.Орг.момент. Создание коллаборативной среды.
Позитивный настрой. «Прогулка в лес»
Устройтесь поудобней. Закройте глаза, дышите ровно. С каждым вдохом старайтесь больше расслабиться и успокоиться. Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в лес. И вот вы подходите к двери класса, открываете её, проходите по коридорам, спускаетесь по лестнице, и выходите на школьный двор. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете лёгкое дуновение ветерка на волосах и мягкие лучи солнца на вашем лице. Начнем прогулку в сторону леса. Будьте внимательны, не наступайте на насекомых. Остановитесь на мгновение и посмотрите вокруг. Ощутите непревзойдённую красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-либо цветку, наклонитесь и внимательно посмотрите, какой он уникальный и красивый. Вдохните его аромат. Продолжайте идти дальше и замечайте всё, что вас окружает., Аромат цветов и величие деревьев, пение птиц и жужжание насекомых. Углубляясь дальше в лес, обратите внимание, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев, хруст ломающихся веток под ногами. Здесь мы чувствуем себя счастливыми и умиротворенными. Мы выходим на лесную опушку, здесь мы немного отдохнём. Выберите дерево, под которым вам хочется отдохнуть. Подойдите к нему и обхватите руками его ствол. Почувствуйте, какое оно сильное и теплое, постарайтесь почувствовать энергию жизни, текущую в нём. Теперь сядьте прислонившись спиной к стволу. Ощутите покой и тишину, которые окружают вас. (сделайте паузу на 1 – 2 минуты). Вам легко и спокойно. Вы ощущаете счастье. Как удивительна и прекрасна природа! И мы начинаем понимать, как должны любить и заботиться о ней, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево, и вы можете вернуться к нему в любое время. А сейчас, приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг ещё раз. Не торопясь возвращайтесь назад по той же тропинке, так же, не наступая на насекомых. И вот мы уже у крыльца школы. Посмотрите вокруг ещё раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь в класс на своё место. Сохраните в себе это чувство глубины, умиротворенности и гармонии. Откройте глаза и улыбнитесь!
Проверка домашнего задания.
1. Что на ваш взгляд является бесценным в природе?
2. В чем ценность природы для человека?
3. Что означает бережное отношение к природе?
4. Бытует мнение, что человек-царь природы. Так ли это?
5. Что для вас значит - любить и понимать природу?
А сейчас, Аня и Евгения покажут вам презентацию о главных озерах Казахстана Арале и Каспие.
После просмотра, вам нужно будет ответить на вопросы в вашем путевом листочке.
Что? (какой водоем)
Главная проблема
Что делают?
Каспий озеро
Загрязнение
Очищают
Арал
Низкий уровень воды, обмеление
Уменьшают обьем полива
Главные термины:
Очищение воды-
рачки - индикаторы чистой воды (почему?)
орошение- сбор воды рек для полива
Обмеление-понижение уровня воды в озере.
Примечания
Позитивное высказывание (цитата).
Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты- сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете…
Антуан де Сент-Экзюпери
Подарок от учителя.
Просмотр видеоролика «Одна смерть спасла тысячи жизней» -https://www.youtube.com/watch?v=NGW_ENEUysA
История о девочке Рейчел, которая хотела помочь африканским детям, лишённым чистой питьевой воды.
Вопросы:
Какие качества проявила Рейчел в своём желании помочь детям, не имеющим чистой питьевой воды?
Как по-вашему, почему её несбывшееся до конца желание нашло такой отзыв в людях?
Какие чувства пробудил её поступок в знакомых и не знакомых ей людях?
Как вы можете применить данные качества в повседневной жизни?
Выход на качества потолок желаний, долг, служение.
Я подготовила вам подарок. Сейчас я вам расскажу притчу ,а вы послушайте.
Улыбка Земли Когда-то давным-давно наша Земля была пустынным космическим телом, не было на ней ни растительности, ни зверья. Мир Земли был бесцветно-серым и пустым. И вот однажды задумал Творец оживить Землю. Рассыпал он по ней несметное множество семян жизни и попросил Солнце обогреть их своим теплом и светом, а Воду - напоить их живительной влагой. Солнце принялось согревать посеянные семена жизни, Вода - поить, но они все не всходили. И подумав, Творец понял, что они не захотели приходить в мир, где не было красок. Тогда Творец повелел Радуге подняться над Землей и украсить её своим разноцветьем. И над планетой повисла, разгораясь нежными красками, высокая переливчатая Радуга. Втроем, Радуга, Солнце и Вода задумали подарить Земле новый наряд. Солнце с любовью выткало полотно для наряда тёплыми золотыми лучами. Небо добавило красивой вышивки из синевы всех оттенков. А Радуга подарила Земле добрые улыбки всех цветов радости. И превратились эти улыбки в цветы. С тех пор все земные полянки, луга и сады улыбаются людям разноцветными цветами-улыбками. Одуванчики - золотистыми улыбками счастья. Гвоздики - алыми улыбками радости. Колокольчики - сиреневыми улыбками любви.
Каждый день то тут, то там на Земле появляются всё новые и новые цветы-улыбки, создавая на ней Радугу, подарившей им свои краски. - Как выглядела Земля в начале рассказа?
- Кто задумал оживить Землю?
- Почему Творец решил это сделать? - Кто и как помогал ему оживить планету? - Изменилась ли Земля после его творения и как? - Какие улыбки подарила нам Земля?- Чему учит природа человека? - Расскажите, в чём красота природы нашего края? - А что мы можем сделать для того, чтобы сохранить улыбки Земли?
(заботиться о животных и птицах, ухаживать за деревьями и растениями, сохранять чистоту природы)
Творческая деятельность, групповая работа.
Внутренняя интеграция (интеграция общечеловеческих ценностей в содержание урока)
А) Работа в парах
Применить «Диаграмму Венна»: сопоставить, что общего и различного между река-канал; озеро-водохранилище
2247900000
2437765-46482000Б) Учащиеся делятся на группы по 4 человека.
первая группа: Значение воды для человечества. Бережное отношение к пресной воде. Охрана водоемов.
вторая группа: Значение воды для животного мира.
третья группа: Значение воды для растительного мира.
четвертая группа: Памятка- призыв «Береги воду».
Защита своей работы.
Критерии.
1. время 2-3 мин.
2. грамотное и доступное изложение.
3. эстетичное оформление работы. Групповое пение.
Песенка водовоза
Музыка: И. Дунаевский,
Слова: В. Лебедев-Кумач.
Удивительный вопрос, —Почему я водовоз?Потому что — без водыИ ни туды и ни сюды!
Пьют и зебры, и слоны,И деревья, и цветы, —Даже мухи — без водыИ ни туды и ни сюды!
Горе — надо утопить,Радость — надо размочить,
В каждом деле — без водыИ ни туды и ни сюды!
Отдыхаем — воду пьёмЗаседаем — воду льёмИ выходит — без водыИ ни туды и ни сюды!
Ни побриться, ни попить,Ни помыться, ни поплыть,Человеку — без водыИ ни туды и ни сюды!
Нет, товарищи, не зряЕсть и реки и моря,Потому что — без водыИ ни туды и ни сюды!
Домашнее задание.
Составьте сценарий познавательной телевизионной программы «Услышать природу». Для этого:
- разработайте вопросы интервью по данной теме с известными людьми нашего поселка;
- соберите материал (истории и т.д.) у жителей нашего поселка о судьбе природы нашего края;
- сделайте подбор фотографий о природе родного края и оформите фотовыставку. Заключительная минута тишины. (Звучит спокойная музыка)
Давайте вместе Землю украшать
Давайте вместе Землю украшать,Сажать сады, цветы сажать повсюду.Давайте вместе Землю уважатьИ относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –Неповторимая, ранимая, живая.Прекрасная: хоть лето, хоть зима…Она у нас одна, одна такая!
(Е. Смирнова)
У человека много объективных причин, чтобы стремиться к сохранению природы, но в итоге природу может спасти только наша любовь.
Я хочу, чтобы вы всегда помнили о том что все водоемы - это прекрасный дар природы. Их надо беречь, о них надо заботиться, поскольку без этих источников драгоценной влаги, немыслима жизнь на планете.