КТП по предмету Окружающий мир (4 класс по системе Л.В.Занкова)
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы по окружающему миру авторы Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса окружающего мира (учебное издание «Стандарты второго поколения» Москва «Просвещение» 2010).
Календарно – тематическое планирование курса окружающего мира
№
п/п
Наименование раздела и тем
Часы учебного времени
Плановые сроки прохождения
Характеристика основной деятельности ученика
по плану
по факту
Человек и окружающий мир-5 ч
1
Человек и мир, созданный им .Сфера разумной жизни.
1
видеть взаимосвязи между древним человеком и природой
2
Первопроходцы в науке. Техника и человек . Практическая работа по теме: «Осенние работы на пришкольном участке»
1
передать свои впечатления о достижениях техники в устных рассказах, рисунках
3
Человек познает самого себя.
Клетка – основа строения
и роста живых организмов
1
видеть общее
и отличительное в строении разных клеток
4
Режим в жизни человека. Практическая работа по теме: «
1
составить свой режим дня
5
Медицина – одна из древнейших наук
Лекарственные растения.
1
усвоить, что медицина как об одна из древнейших наук
Наши соседи на Западе-16ч
6
Где и как жили рыцари
1
извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники и обсуждать полученные сведения
7
Почему осанка выделяла рыцаря. Практическая работа: «Составление
составление режима дня»
1
выполнять упражнения, вырабатывающие правильную осанку человека, использовать знания для укрепления здоровья, безопасного поведения
8
Тело человека. Опора и защита тела
1
усвоить строение скелета человека, его назначение
9
Позвоночник .Практическая работа «Составление комплекса утренней гимнастики»
1
ориентироваться в строении и значении позвоночника
10
Череп. Его основные части
Грудная клетка
1
определять способ крепления костей черепа
определять, какие части скелета образуют грудную клетку; какие органы защищает грудная клетка
11
Конечности – живые рычаги
1
характеризовать основные функции систем органов человеческого тела,
моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях.
12.
Мышцы и движение
1
ориентироваться в разнообразии мышцпо величине и форме
13
«Черная смерть»
1
ознакомиться с причинами, вызывающих эпидемии, и меры борьбы с ними, правила сохранения здоровья
14
Начало нового времени
1
иметь представление о развитии науки и культуры в XIV веке
15
Расширение знаний о Земле
1
показать на карте пути продвижения путешественников
16
Природа Нового Света
1
определять природу Нового Света
17
Контрольная работа по теме :«Наши соседи на Западе»
1
применять полученные знания
18
Устройство Вселенной
1
иметь представлениео путешествиях и открытиях Х. Колумба и Ф. Магеллана
19
Открытие невидимого мира
1
устанавливать причинно-следствен-
ные связи между изучаемыми явлениями
20
Победа над эпидемиями . Зачем нужна гигиена.
1
определять значение прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями
21
Особенности кожного покрова. Практическая работа по теме: «Определение своего роста и веса»
1
формировать историческое мировоззрение.
Преобразования в России-10ч
22
Россия при Петре-1.Царь-плотник . Выход к морю.
1
оценивать деятельность Петра I; расширить представление об основных преобразованиях в России.
23
Город на Неве. Петр I – царь и человек. Исследовательская работа. Петербург – один из самых прекраснейших городов мира
1
расширить представление об
освоении мира и открытии новых земель.
24
Становление Российской науки
1
выявить значение изобретений для современного человека
25
Горное дело.
Горные породы. Полезные ископаемые. Практическая работа: определение состава и свойств полезных ископаемых (гранита и известняка, песка и глины), работа с коллекциями горных пород и минералов;
работа с физической картой России (полезные ископаемые
1
найти дополнительную информацию о полезных ископаемых родного края
26
Каменное царство. Горючие полезные ископаемые
1
расширить представление о полезных ископаемых и о горючих полезных ископаемых
27
Кто открывает и добывает полезные ископаемые.
1
оценивать вклад своих земляков, соотечественников в сохранение российского историко-культурного наследия.
28
Проверочная работа по теме: «Полезные ископаемые»
1
пользоваться масштабом, составлять план местности; начертить дорогу от дома до школы
29
Развитие русского военного искусства
1
расширить представления о жизни и деятельности А. В. Суворова, А.В., Ф.Ф. Ушакова
30
Отечественная война 1812 г.
1
расширить представления о жизни и деятельности М.И. Кутузова, о событиях 1812 года.
31
План местности. Практическая работа: составление плана садового участка
1
установить особенности природы России в сравнении с природой других материков.
Разнообразие природы Земли-7ч
32
Северные земли России
1
иметь представление о природных условиях,
в которых происходила Северная экспедиция
33.
Самый маленький материк
1
усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений
34
Русские на шестом континенте
1
иметь представление об открытии в 1820 г. неизвестного материка Земли – Антарктиды
35
Дальний Восток России.
1
получить представление о растительный и жи-вотный мир Уссурийского края.
36
Особенности природы гор . Практическая работа. Сбор материала о судьбе края в обозначенный период
1
получить представление об особенностях природы гор
37
Человеческие расы
1
иметь представлениео признаках разных рас
38
Развитие науки
и техники
1
выявить значение изобретений для современного человека
События 19-20 веков-10ч
39
Новые знания о человеке
1
ориентироваться в основных событиях начала ХХ века
40
Открытие деятельности нервной системы
1
характеризовать основные функции систем органов человеческого тела.
41
Значение кровеносной системы. Кровь. Практическая работа.
оказание первой помощи при лёгких травмах»
1
характеризовать основные функции систем органов человеческого тела.
42
Значение кровеносной системы . Путь крови .
1
установить значение кровеносной системы
43
Обобщающий урок по теме «Знания о человеке»
1
установить экологические проблемы России
44
События начала века
1
иметь представление о события начала века,
описывать отдельные события из истории Отечества
45
Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)
1
установить события в Великой Отечественной войне, подвигах народа в победе над фашизмом
46
Страны – участники Второй мировой войны.
1
установить события в Великой Отечественной войне, подвигах народа в победе над фашизмом
47
Век научных открытий
1
ориентироваться в социальной среде, пользоваться общепринятыми правилами
48
Самостоятельная работа по теме «Россия в ХХ веке»
1
применять полученные знания
Человек и природа-10ч
49
Охрана природы
1
устанавливать связи между городом
и деревней, промышленностью и сельским хозяйством,
анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.
50-51
Дыхание человека. Практическая работа: «Определение количества дыхательных движений в минуту, подсчёт пульса в спокойном состоянии и после физических упражнений»
2
соблюдать гигиену ротовой полости и зубов,
правила профилактики болезней системы дыхания человека
52
Сельское хозяйство. Животноводство
1
моделировать ситуации по сохранению природы и её защите.
53
Растениеводство.
1
устанавливать связи между городом
и деревней, промышленностью и сельским хозяйство
54
Практическая работа по теме: «Весенние работы на пришкольном участке
1
обобщить и на практике подкреплять представления детей об отраслях сельского хозяйства, о сельхозработах.
55
Зачем человек ест. Состав пищи
1
составлять меню с учетом необходимых для организма веществ
56
Органы пищеварения
1
соблюдать правила здорового образа жизни
57
Длинная дорога бутерброда. Практическая работа: «Составление меню с учётом содержания необходимых для организма веществ»
1
обобщить представления детей об отраслях сельского хозяйства.
58
Контрольная работа по теме: «Человек и природа»
1
самостоятельно ответить на предложенные вопросы, выполнить задания
Современная Россия-10ч
59
Человек и общество
1
ориентироваться в устройстве государственной власти страны
60
Москва – столица России
1
определять символику Российского государства,
расширить представление о столице государства
61
Устройство государственной власти
1
характеризовать символы и устройство государственной власти
62.
Россия – наша родина.
1
ориентироваться в социальной среде, пользоваться общепринятыми правилами
63
Символы и праздники России
1
находить дополнительную информацию о праздниках,
64
Человек в современных условиях
1
ориентироваться в социальной среде, пользоваться общепринятыми правилами общения
65
Нравственные нормы жизни
1
ориентироваться в социальной среде, пользоваться общепринятыми правилами общения
66
Контрольная работа по теме: «Современная Россия»
1
самостоятельно ответить на предложенные вопросы, выполнить задания
67
Экскурсии в краеведческий музей
1
расширить представления обучающихся об историческом прошлом родного края
68
Интегрированная проверочная работа
1
самостоятельно ответить на предложенные вопросы, выполнить задания
Формы и средства контроля
Контрольная работа №1 по темам « Человек и мир, созданный им»,
« Наши соседи на Западе».
Вариант 1
Задание 1
Перечисли средства передвижения по воде в том порядке, в котором они были изобретены человеком.
Плот, парусник, пароход, бревно, лодка, атомоход.
___________________________________________________________________
Задание 2
1) Закончи фразу: «Клетка состоит из цитоплазмы, оболочки и ______________»
2) Дорисуйте строение клетки и подпишите её основные части.
Задание 3 * Что общего в строении этих клеток? Подпиши их названия.
Общее: 1.___________________________________
2.____________________________________
3.____________________________________
____
Задание 4 . Выберите и подчеркните ядовитое растение:
Малина, мать-и-мачеха, земляника, ландыш, черёмуха.
Задание 5 * Соедини стрелкой название растения и его описание
зверобой
Из нее варили щи, добавляли в салаты
мать-и -мачеха
Трава от девяноста девяти недугов, растение с желтыми цветками
крапива
Слабительное средство, используют для ухода за волосами, за кожей лица
касторовое масло
Используют при простуде, кашле
Задание 6
Продолжи предложения:
Каркас, который придает телу размеры, форму, защищает, поддерживает внутренние органы в определенном положении – это _______________________
Кости рук, ног соединены _____________________________________________
2) Выберите самую короткую и узкую кость грудной клетки:
А) ребро
Б) лопатка
В) грудина
Задание 7 Отметь правильные ответы
Для того, чтобы скелет правильно формировался, необходимо:
а) соблюдать правильную посадку
б) не простужаться и не переохлаждаться
в) заниматься физкультурой и спортом
г) соблюдать правильную походку
д) хорошо и правильно питаться
е) пить много воды
Кто первым открыл Америку?
а) Фернан Магеллан
б) Христофор Колумб
в) Жан Жак Кусто
г) Америго Веспуччи
Подчеркните то, что относится к природе Америки
Кактус, секвойя, колибри, койот, скунс, мустанги, зубр
Выделите положения, которые изложил в своей книге «Об обращении небесных сфер» Николай Коперник:
а) Солнце – это звезда
б) Вокруг Солнца вращаются планеты, в том числе и Земля
в) Земля является центром Вселенной
г) Земля и другие планеты вращаются вокруг своей оси
д) Луна и Солнце – планеты, которые вращаются вокруг Земли
Почему предметы падают вниз?
а) они имеют массу
б) Земля обладает силой притяжения
в) тяжёлые падают, а лёгкие летают
Вариант 2
Задание 1
Расположите источники света в порядке их появления у человека.
Керосиновая лампа, лучина, масляные светильники, костёр, свечи, газовые рожки
___________________________________________________________________
Задание 2
1) Закончи фразу: «Цитоплазма –это____________________________________»
2) Напишите, какие ткани состоят из этих клеток.
________________ ______________ ______________ ____________
Задание 3 * Что общего в строении этих клеток? Подпиши их названия.
Общее: 1.___________________________________
2.____________________________________
3.____________________________________
____
Задание 4 Выберите и подчеркните лекарственное растение:
Водосбор, паслён черный, зверобой, борщевик.
Задание 5 * Соедини стрелкой название растения и его описание
зверобой
Из нее варили щи, добавляли в салаты
мать-и -мачеха
Трава от девяноста девяти недугов, растение с желтыми цветками
крапива
Слабительное средство, используют для ухода за волосами, за кожей лица
касторовое масло
Используют при простуде, кашле
Задание 6
Продолжи предложения:
В черепе, где нужна прочность и защита головного мозга, почти все кости соединены ______________________________________________________
Грудная клетка защищает _________________________________________
2) Кости конечностей соединены.
А) подвижными суставами
Б) хрящами
В) мышцами
Задание 7 Отметь правильные ответы
1. Кто первым достиг берегов Америки?
а) Ф.Магеллан;
б) Васко да Гамма;
в) Х.Колумб.
2. Кто дал название Тихому океану?
а) Ф.Магеллан;
б) Васко да Гамма;
в) Х.Колумб.
3. Кто первый доказал, что все планеты вращаются вокруг солнца?
а) Джордано Бруно;
б) Николай Коперник;
в) Галилео Галилей.
4. Какой учёный был сожжён на костре за свои убеждения?
а) Джордано Бруно;
б) Николай Коперник;
в) Галилео Галилей.
5.Николай Коперник утверждал:
а) МИР есть геоцентрическая система – Земля неподвижна, а вокруг неё вращаются все планеты, Луна и Солнце.
б) МИР есть гелиоцентрическая система – в центре неподвижная звезда Солнце, а вокруг него вращаются все планеты.
6.Исаак Ньютон, наблюдая за падающим яблоком, открыл
а) закон всемирного тяготения
б) закон мирового парения
в) закон яблочного падения
Контрольная работа №2 по теме «Преобразования в России. Полезные ископаемые».
1 вариант
1.Изобретение этого прибора помогло изучению мельчайших живых организмах на Земле
а) телескоп б) микроскоп в) микрофон
2. Дайте определение каждому прибору:
Компас – это прибор для______________________________________________________________________________________________________________.Флюгер - это прибор для__________________________________________
_________________________________________________________________.
3. Что такое личная гигиена?
а) Это соблюдение чистоты своего тела
б) Это наведение чистоты и порядка во дворе своего дома
в) Это советы друзьям соблюдать чистоту
г) Это просмотр телепередач о здоровье
4. Выберите функции кожи:
а) защищает б) помогает передвигаться в) поддерживает нормальную температуру тела
г) участвует в газообмене д) участвует в питании е) чувствует изменения температуры, боль и т.д.
5.Выбирете то, что необходимо делать, чтобы быть здоровым
а) содержать тело в чистоте б) делать прививки против инфекционных болезней
в) пить заранее таблетки г) есть больше фруктов и овощей
6*. Вставьте пропущенные слова
Кожа состоит из дермы, э. , сальных и .. желёз, .. сосудов, .. волокон , волосков.
7. Подчеркните полезные ископаемые:
вода, песок, глина, каменная соль, пшеница, кирпич, бриллиант.
8. Какая группа полезных ископаемых применяется в строительстве?
а) гранит, песок, известняк б) песок, глина, бурый железняк
в) гранит, малахит, торф г) песок, глина, каменный уголь
9. Известняк состоит из:
а) однородного вещества б) нескольких веществ
10. Минералы могут быть:
а) твёрдыми и газообразными б) твёрдыми, жидкими и газообразными в) каменными и жидкими
11. На физической карте таким значком обозначают:
а) каменный уголь б) железные руды в) нефть г) медные руды
12. Распределите правильно по порядку периоды времени в зависимости от открытия минералов:
а) бронзовый век б) каменный век в) железный век г) медный век
Ответ _____________________________________
13. Пётр стал во главе России в:
а) 4 года б) 10 лет в) 17 лет
14. С каким государством Пётр I вёл тяжёлую войну за выход к морю?
а) со Швейцарией б) со Швецией в) с Германией г) с Финляндией
15. После войны Россия получила выход к:
а) Азовскому морю б) Белому морю в) Каспийскому морю
г) Чёрному морю д) Балтийскому морю
16.Изображение местности на чертеже в выбранном масштабе с помощью условных знаков называется:
а) карта б) глобус в) рисунок г) план
17. Объекты на плане местности изображаются при помощи
а) фигурок б) условных обозначений в) рисунка
2 вариант
1.Изобретение этого прибора помогло изучению мельчайших живых организмах на Земле
а) телескоп б) микроскоп в) микрофон
2. Дайте определение каждому прибору:
Термометр – это прибор для __________________________________________________________________________________________________________.Подзорная труба - это прибор для____________________________________
_________________________________________________________________.
3.Что происходит с вашим организмом, когда вы потеете?
а) становится жарко
б) происходит отдача лишнего тепла и организм охлаждается
в) неприятное ощущение для себя и окружающих
4. Выделите функции кожи
а) защитная б) выделительная в) опорно-двигательная
г) регулирует температуру тела д) поддержание красоты тела
е) удерживает кровь от вытекания
5.Выбирете то, что необходимо делать, чтобы быть здоровым
а) чистить зубы 2 раза в день б) мыть руки 2 раза в день
в) курить и пить г) закаляться
6*. Вставьте пропущенные слова
Через точечки-поры выделяются пот и жир. Пот .. организм, выводит .. ..., а жир делает кожу .. ..
Подчеркни горючие полезные ископаемые:
уголь, медь, гранит, песок, торф, нефть, природный газ.
8. В строительстве используются
а) торф, железная руда, самоцветы; б) песок, глина, гранит;
в) мрамор, каменный уголь, малахит; а) гранит, малахит, торф
9. Гранит состоит из:
а) известняка, песка и слюды б) полевого шпата, слюды и кварца в) полевого шпата, соли и кварца
10. Самый твёрдый минерал – это
а) алмаз б) рубин в) изумруд г) гранит
11. На физической карте таким значком обозначают:
а) каменный уголь б) железные руды в) нефть г) медные руды
12. Распределите правильно по порядку периоды времени в зависимости от открытия минералов:
а) бронзовый век б) каменный век в) железный век г) медный век
Ответ _____________________________________
13. Пётр I родился в
а) 17 веке б) 18 веке в) 19 веке
14. Под началом Петра зародились два полка российской гвардии:
а) Преображенский б) Стрелецкий в) Семёновский г) Российский д) Московский
15. С каким государством Пётр I вёл тяжёлую войну за выход к морю?
а) со Швейцарией б) с Финляндией в) с Германией г) со Швецией
16.Изображение местности на чертеже в выбранном масштабе с помощью условных знаков называется:
а) карта б) глобус в) рисунок г) план
17. Увеличение или уменьшение реальных размеров при составлении плана называется
а) компас б) карта в) масштаб г) картина
Контрольная работа №3 по темам « Человек и природа Земли», «События XIX–XX веков».
Вариант 1
1.С какой целью Витус Беринг отправился в первую экспедицию?
а) исследовать побережье Северного ледовитого океана
б) выяснить, соединяется ли где Азия с Америкой
в) исследовать побережье Америки
2. Заполни пропуски:
Австралия – самый __________________, __________________, ____________________ материк.
3. Назовите 3 растения и 3 животных Австралии
Растения ________________________________________
Животные _______________________________________
4.Закончи высказывание:
Уссурийский край сочетает в себе северные и южные виды растительной и животной жизни из-за того, что _____________________________________________________________________________
5. Подпишите названия частей горы.
6. Каменным поясом земли Русской называют?
а) Кавказские горы б) Уральские горы в)Саяны г) Алтай
7. Какие горы России самые высокие?
а) Кавказские горы б) Саяны в) Горы Камчатки г) Уральские
8.Запиши какие органы человеческого тела соответствуют органам чувств.
Орган зрения -________________, орган вкуса - ____________,
орган слуха - _________________, орган обоняния - _______________,
орган осязания- ______________.
9.Как называются части человеческого тела?
а) отделы в) органы б) куски
10. С помощью какого органа человек дышит?
а) печень б) желудок в) сердце г) лёгкие
11. С помощью какого органа человек переваривает пищу?
а) печень б) желудок в) лёгкие г) сердце
12. Что идет от мозга по нервам?
а) питательные вещества; б) обратные сигналы всем органам
в) кислород г) углекислый газ
13. Какая система органов управляет деятельностью всего организма?
а) пищеварительная б) нервная в) кровеносная
14.Среди систем органов найди ошибку:
а) сердце, кровеносные сосуды б) пищевод, желудок, кишечник
в) легкие, печень г) головной мозг, спинной мозг, нервы
15. Подчеркните одной чертой имя полководца Отечественной войны 1812 года и двумя – имя полководца Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов.
А.В. Суворов, А.Невский, Г.К.Жуков, Д.Донской, М.И.Кутузов
Вариант 2
1. Как потомки увековечили память о командоре Беринге?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Кто открыл Антарктиду?
а) В. Беринг и А. И. Чириков
б) И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский
в) Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев
3. Выберите высказывания, относящиеся к Антарктиде:
а) Температура воздуха - 89,20 С
б) многоярусная тайга
в) живут пингвины
г) толщина льда до 4 км
д) местное население занимается рыболовством
4. Напиши примеры растений и животных Уссурийского края, разделив их
на северные и южные:
______________________ ________________________
______________________ ________________________
______________________ ________________________
______________________ ________________________
5. Подпишите названия частей горы.
6. Какие горы России самые высокие?
а) Кавказские горы б) Саяны в) Горы Камчатки г) Уральские
7. Название каких гор означает «золотой»?
а) Уральские горы б) Саяны в)Кавказские горы г) Алтай
8.Запиши какие органы человеческого тела соответствуют органам чувств.
Орган зрения -________________, орган вкуса - ____________,
орган слуха - _________________, орган обоняния - _______________,
орган осязания- ______________.
9.Что называют системой органов?
а) органы, расположенные рядом
б) органы, выполняющие общую работу
в) органы, расположенные друг под другом
г) органы, расположенные в одной части тела
10.Что из перечисленного относится к органам дыхания. Подчеркни.
Желудок, бронхи, сердце, печень, лёгкие, кишечник, трахея, альвеол
11. Какой орган человека проталкивает кровь по сосудам?
а) желудок б) лёгкие в) сердце г) печень
12. Из каких органов состоит нервная система?
а) головной мозг, селезенка, печень б) головной мозг, нервы
в) головной мозг, спинной мозг, нервы г) спинной мозг, нервы
13. Что поступает в мозг по нервам?
а) питательные вещества б) сигналы от всех органов
в) кислород г) углекислый газ
14. Как действуют в организме органы здорового человека?
а) каждый сам по себе б) согласованно в) каждый старается вырасти как можно больше
15. Подчеркните одной чертой имя полководца Отечественной войны 1812 года и двумя – имя полководца Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов.
А.В. Суворов, А.Невский, Г.К.Жуков, Д.Донской, М.И.Кутузов
Контрольная работа №4 по теме «Современная Россия».
I вариант.
Задание 1 Заполни таблицу
Группы полевых культур
Растения
Зерновые
Овощные
Масличные
Прядильные
Кормовые
Задание 2. Выбери правильный ответ
1. Для чего человеку нужна пища.
а) для получения кислорода; б) для получения питательных веществ;
в) для получения воды и витаминов.
2. Раствор пищи всасывается в кровь в:
а) желудке б) кишечнике в) пищеводе г) печени
3. Пережёвывают пищу:
а) резцами б) клыками в) зубами мудрости г) коренными зубами
4. Какой орган окончательно переваривает пищу, удаляет из организма остатки пищи.
а) толстый кишечник; б) тонкий кишечник; в) желудок.
5. Орган дыхания, состоящий из хрящевых полуколец:
а) трахея б) гортань в) бронхи г) лёгкие
6. При выдохе диафрагма:
а) опускается б) поднимается в) остаётся неподвижной
Задание 3. Обозначь на рисунке органы пищеварения.
Задание 4. Расположи названия нашей страны в разные исторические времена в правильной последовательности:
Российская империя, Российская Федерация, Древнерусское государство, Московская Русь, СССР.
______________________________________________________________
Допиши предложение.
Символы нашего государства: _______________________________________
Задание 5. Реши кроссворд по теме «Устройство государственной власти»
По горизонтали:
1. Изображён на Государственном гербе России.
2. Высший орган исполнительной власти.
3. Основной закон Российской Федерации.
4. Торжественная песня.
5. Выходной день, отмеченный в календаре красным цветом.
6. Историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов.
По вертикали:
7. Государственный символ России.
8. Древнейший символ государственной власти.
9. Государственный орган судебной власти.
10. Нижняя палата Федерального собрания Российской Федерации, орган законодательной власти.
11. Главнокомандующий Вооружёнными Силами России.
12. Здесь находится рабочий кабинет главы государства.
13. Главный город государства, в котором находятся высшие органы власти и управления.
2 вариант.
Задание 1 Соотнеси названия растений с названием соответствующей отрасли. Дополните каждую группу своими примерами.
Пшеница, капуста, яблоня, огурец, слива, кукуруза, ель, гладиолус, сосна, пион.
Отрасль
Растения
Садоводство
Овощеводство
Полеводство
Лесоводство
Цветоводство
Задание 2. Выбери правильный ответ
1. В какой последовательности пища проходит по органам пищеварения.
а) ротовая полость, кишечник, пищевод, желудок; б) ротовая полость, пищевод, кишечник, желудок;
в) ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник.
2. Откусывают пищу:
а) резцами б) клыками в) зубами мудрости г) коренными зубами
3.Что в желудке помогает переваривать пищу.
а) слюна; б) кровь; в) желудочный сок.
4. Благодаря чему частицы питательных веществ разносятся по всему телу.
а) благодаря крови; б) благодаря нервным волокнам; в) благодаря мышцам.
5. Орган дыхания, состоящий из мельчайших трубочек и пузырьков:
а) трахея б) гортань в) бронхи г) лёгкие
6. При вдохе диафрагма:
а) опускается б) поднимается в) остаётся неподвижной
Задание 3. Обозначь на рисунке органы пищеварения.
Задание 4. Расположи названия нашей страны в разные исторические времена в правильной последовательности:
Российская империя, Российская Федерация, Древнерусское государство, Московская Русь, СССР.
______________________________________________________________
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Допиши предложение.
Символы нашего государства: _______________________________________
_________________________________________________________________
Задание 5. Реши кроссворд по теме «Устройство государственной власти»
По горизонтали:
1. Изображён на Государственном гербе России.
2. Высший орган исполнительной власти.
3. Основной закон Российской Федерации.
4. Торжественная песня.
5. Выходной день, отмеченный в календаре красным цветом.
6. Историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов.
По вертикали:
7. Государственный символ России.
8. Древнейший символ государственной власти.
9. Государственный орган судебной власти.
10. Нижняя палата Федерального собрания Российской Федерации, орган законодательной власти.
11. Главнокомандующий Вооружёнными Силами России.
12. Здесь находится рабочий кабинет главы государства.
13. Главный город государства, в котором находятся высшие органы власти и управления.
Литература
Контрольные работы по системе Л.В.Занкова. 1-е полугодие / Сост. С.Г.Яковлева. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2007.
Контрольные работы по системе Л.В.Занкова. 2-е полугодие / Сост. С.Г.Яковлева. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008.
.
Годовая контрольная работа по системе Л. В. Занкова. 1-е (2-е) полугодие / сост. С. Г. Яковлева. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008.
Знаешь ли ты природу?
Задание 1
У какого животного четыре пары ног?
жук, волк, паук, корова, ворона
Уровни выполнения задания 1
4-й уровень – задание выполнено верно (паук);
1-й уровень – задание выполнено неверно.
Подведение частных понятий под общее
Задание 2
В указанном списке подчеркни экологические катастрофы.
сильный ливень, пожар на предприятии, слив мазута в ручей, торнадо, гибель танкера с нефтью в Черном море, шторм в океане
Уровни выполнения задания 2
4-й уровень – подчеркнуты 2 катастрофы: (слив мазута в ручей, гибель танкера с нефтью в Черном море);
3-й уровень – подчеркнута 1 катастрофа;
2-й уровень – допущены ошибки;
1-й уровень – задание не выполнено.
Установление причинно-следственных связей
Задание 3
Узнай полезные ископаемые по описанию. Заполни таблицу – укажи название и использование полезных ископаемых.
№
Свойства
Название
Использование человеком
1
черный, твердый, горит, тяжелее воды
2
серый (может быть другого цвета), твердый, не горит, колется с трудом, тяжелее воды
3
черный, жидкий, легче воды, горит
4
белый, рыхлый, легко колется, крошится
Уровни выполнения задания 3
4-й уровень – задание выполнено верно:
1) уголь, топливо; 2) гранит, строительство; 3) нефть, топливо; 4) мел, строительство;
3-й уровень – верно названы 3 полезных ископаемых и их использование;
2-й уровень – верно названо 1–2 полезных ископаемых; при выполнении задания допущены ошибки;
1-й уровень – задание не выполнено.
Организм человека
Задание 4
а) Продолжи перечислять системы органов человека: костно-мышечная, выделительная, нервная, ... .б) Подчеркни, какие из систем осуществляют связь во всем организме.
Уровни выполнения задания 4
4-й уровень – выполнены верно задания: а) дыхательная, кровеносная, пищеварительная; б) кровеносная, нервная;
3-й уровень – выполнено верно задание а); в пункте б) верно названа одна система;
2-й уровень – при выполнении задания допущены ошибки;
1-й уровень – задание не выполнено.
История России
Задание 5
Заполни таблицу: укажи дату, рядом с годом напиши век.
№
Событие
Год
Век
1
Отечественная война с войсками Наполеона
2
Первый полет человека в космос
3
Великая Отечественная война
4
Освобождение Руси дружинами Минина и Пожарского
Уровни выполнения задания 6
4-й уровень – задание выполнено верно:
1) 1812 г., XIX в.; 2) 1961 г., XX в.; 3) 1941 г., XX в.;4) 1612 г. XVII в.;
3-й уровень – допущена 1 ошибка;
2-й уровень – допущены 2–3 ошибки;
1-й уровень – допущено более 3 ошибок.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)
К – полный комплект (на каждого ученика класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)
П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения (рекомендуемое по программе)
Кол-во
Наименования объектов и средств материально-технического
В наличии
Учебно-методические комплекты для 3 класса (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии и т. п.).
1
К
Программа Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. «Окружающий мир», (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011),
Учебно – методический комплект: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир:4 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – изд. «Учебная литература» :Издательский дом «Федоров»2014.
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь: 4 класс.–к учебнику «Окружающий мир» изд. «Учебная литература»:Издательский дом «Федоров»2014.
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические пояснения к курсу «Окружающий мир» 4 класс. - Самара изд. «Учебная литература» :Издательский дом «Федоров»2011.
Галяшина П.А., Плотникова А.Ю. Поурочно-тематическое планирование к учебникам Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир». 1–2 классы. Самара:Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Галяшина П.А., Плотникова А.Ю. Поурочно-тематическое планирование к учебникам Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н.«Окружающий мир». 3–4 классы. Самара:Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Литература:1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. М.: Просвещение, 2010.2.Мои Достижения. Итоговые комплексные работы. 1-4 класс. Стандарты второго поколения. М: Просвещение, 2010. 3. Методика исследовательского обучения младших школьников. А.И. Савенков,-М: «Учебная литература», 2008.4. Оценка достижений планируемых результатов. Система заданийМ.: Просвещение, 2010.5. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Часть 1, М.: Просвещение, 2010.6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М.:
Просвещение,
2010.7. Планируемые результаты начального общего образования, под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой, М.: Просвещение, 2010.8. Проектные задачи в начальной школе под ред А.Б.Воронцова, М.:Просвещение,2010.9.Проектная деятельность школьников. К.Н. Поливанова,- М: Просвещение, 2010.10. Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования. М.: Просвещение,2010.11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010.
1-100%
21-100%
21-100%
1-100%
1-100%
1-100%
1-100%
1
1
1
1
1
1
1
Печатные пособия
Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.
Плакаты по основным темам естествознания -магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, болота, озера и т. п.).
Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.).
Д Д
Комплект таблиц демонстрационных: "Государственные праздники России" с методическими рекомендациями (8 таблиц)5формат60х90см. Содержание комплекта: 1 января. Новый год; 7 января. Рождество; 23февраля.День защитника отечества; 8 марта. Международный женский день; 1 мая. Праздник весны и труда; 9 мая. День победы: 12 июня. День России; 4 ноября. День народного единства
1-100%
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Термометры для измерения температуры воздуха, воды. Термометр медицинский. Лупа.
Компас.
Д
К
К
1.Термометры для измерения температуры воздуха. 2.Термометр медицинский.
3.Лупа.
4. Компас.
1-100%
10-100%
5-50%
1-50%
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету
Д
Д
Д
Диск «Мир природы». Наглядно-дидактическое пособие
Диск «Природа и человек». Наглядно-дидактическое пособие
Диск «Мир природы». Наглядно-дидактическое пособие
Презентации по годам обучения (1-4 кл)
1-100%
1-100%
1-100%
30-100%
Технические средства обучения
Экспозиционный экран.
Телевизор.
Видеоплеер (видеомагнитофон). Аудиопроигрыватель. Персональный компьютер. Диапроектор (эпидиаскоп). Мультимедийный проектор
Д
Компьютер .
Мультимедийный проектор.
Принтер
1-100%
1-100%
1-100%
Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.
Муляжи овощей, фруктов, грибов (с учётом содержания обучения).
П
Муляжи овощей, фруктов , грибов
3-100%
Натуральные объекты
Коллекции полезных ископаемых. Коллекции плодов и семян растений. Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учётом содержания обучения). Живые объекты (комнатные растения, животные)
Д/П
1.Коллекции полезных ископаемых.
2.Коллекции плодов и семян растений.
3.Гербарии культурных и дикорастущих растений .
4.Живые объекты (комнатные растения,)
1-100%
1-100%
1-100%
1-100%
Игры и игрушки
Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры-путешествия и пр.). Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.).
Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования.
П
К
Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры-путешествия и пр.).
Лото для детей. М: Спектр-М. 2011
Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования
1-100%
1-100%
1-100%
МБОУ «Ивнянская СОШ №1»
Семенова Татьяна Ивановна
Учитель начальных классов
13PAGE 15
12
7
2
13
10
1
11
9
5
6
8
4
3
12
7
2
13
10
1
11
9
5
6
8
4
3
Рисунок 32Описание: Описание: D:\media\image1.jpegРисунок 31Описание: Описание: D:\media\image3.jpegРисунок 29Описание: Описание: D:\media\image3.jpegРисунок 27Рисунок 1Описание: Описание: D:\media\image1.jpegЗаголовок 115