Развитие творческих способностей учащихся в проектной деятельности с использованием исторических и краеведческих материалов школьной библиотеки.
Развитие творческих способностей учащихся в проектной деятельности с использованием исторических и краеведческих материалов школьной библиотеки.
Успех обучения сегодня во многом зависит от внутренней активности учащихся, от характера их деятельности, от степени самостоятельности и творчества. Именно поэтому в современной школе все более востребована проектная методика как инновационная педагогическая технология, предполагающая организацию самостоятельной исследовательской деятельности учащихся.
Цель работы школьной библиотеки нового поколения – научить школьников самостоятельно работать над выбранной темой, научить работать с различными источниками информации, развить поисковую, научно-исследовательскую деятельность. Чаще всего перед учащимися ставится задача воспроизведения и осмысления информации, изложенной учителем. Для воспроизведения некой суммы знаний учащимся предлагается обратиться к информационным источникам, подтверждающим, уточняющим и расширяющим слово учителя (учебникам, лекциям, рекомендованным статьям).
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Он всегда предполагает решение какой-либо проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Творческий проект это совместное “учитель – ученик” продумывание, распределение деятельности, оценки результатов на каждом этапе деятельности и конечная оценка результата (рефлексия). Учитель выступает в роли консультанта и участника проекта, таким образом, создается атмосфера сотрудничества. Не последнее место в этом сотрудничестве отводится и библиотекарю, потому что, получив тему для самостоятельной работы ученик приходит в библиотеку за дополнительной литературой. Отобрать наиболее подходящую литературу в библиотеке ученику помогает библиотекарь. Направить учащихся на самостоятельный отбор информационных источников по теме, имеющихся в библиотеке – одна из главных задач библиотекаря. Однако, следует отметить, что в нашей школе иногда учитель работающий по методу творческих проектов не всегда сам владеет информацией имеющейся в библиотеке школы. Зачастую сотрудничество над творческим проектом выступает в форме «учитель – библиотекарь- ученик». Поэтому, темой методической работы я выбрала - метод творческих проектов.
В своей практике стараюсь как можно чаще, использовать проектную методику, которая стимулирует истинное учение самих учеников, потому что она: - позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;
- приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.
Первая проблема, с которой столкнулась, начиная заниматься проектной деятельностью, это неумение учащихся ориентироваться в источниках литературы имеющейся в библиотеке. А так же неумение использовать то огромное количество информации, которое находится в свободном доступе: большое разнообразие научно-популярной литературы, находящейся в свободной продаже; электронные библиотеки и ресурсы сети Internet, позволяющие получать сведения, не выходя из дома.
В этом учебном году, работу ребят над творческими проектами я решила посвятить краеведению. Знать историю своей страны, своего села одна из основных задач каждого человека патриота своего государства. Мною была организована работа над творческими проектами к «63-летию освоения целинных и залежных земель в Казахстане». Именно 63 года назад было организовано наше село «Айдарлинский» .Совместно с учащимися и учителями нашей школы мы выполнили несколько творческих проекта по этой теме – это «Вспоминая прошлое» (учитель начальных классов Бахмутова Н.Н.) , «История моей семьи» (Коломинская Д.), «Целина» (Гудаль Ю.).
Работая над этими проектами, ученики использовали имеющуюся литературу в библиотеке; брали интервью у первоцелинников, непосредственных участников тех событий; работали с архивными материалами; использовали возможности компьютера и ресурсы сети Internet. Наши творческие проекты приняли участие в районном конкурсе творческих проектов. На основе этих и других творческих проектов в библиотеке школы будет создана папка «Они были первыми», так же планирую провести общественное мероприятие «История моего села – история моей страны» по материалам исследовательской работы учащихся школы. Особенно хочется отметить творческую работу молодого учителя начальных классов Бахмутову Н. Н. которая приняла участие в конкурсе творческих проектов в школе. Начиная работу по этой теме еще в 11 классе, она уже с позиции взрослого человека продолжила рассказ о жизнедеятельности своих дедушки и бабушки – первоцелинниках нашего села.
Методический паспорт творческого проекта № 1
Творческий проект «Вспоминая прошлое…»
Предмет исследования: история села. Участник проекта: учитель начальных классов Бахмутова Надежда Николаевна
Школа: «Айдарлинская средняя школа» акимата Карасуского района Костанайской области Руководитель: Лукиянова С. С. , библиотекарь школы
Время работы над проектом: ноябрь 2009 г. – март 2017гФорма работы: в свободное время
Методический паспорт творческого проекта № 2
Творческий проект «История моей семьи».
Предмет исследования: история села. Участник проекта: ученица 7 класса Коломинская Дарья
Школа: «Айдарлинская средняя школа» акимата Карасуского района Костанайской области Руководитель: Лукиянова С. С. , библиотекарь школы
Время работы над проектом: ноябрь 2016 г.- март 2017 г.Форма работы: внеурочная.
Методический паспорт творческого проекта № 3
Творческий проект «Целина»
Предмет исследования: история села. Участник проекта: ученик 10 класса Гудаль Юрий
Школа: «Айдарлинская средняя школа» акимата Карасуского района Костанайской области Руководитель: Лукиянова С. С. , библиотекарь школы
Время работы над проектом: сентябрь 2016г. – март 2017гФорма работы: внеурочная.
Информационно-техническое обеспечение: использовали школьные и домашние компьютеры, изучали печатные документы, книги, материалы в Интернете, использовали иллюстрации и фотографии, делали рисунки.
Дидактические цели проекта
Сформировать познавательные интересы учащихся.
Научить работать в сотрудничестве с библиотекарем и индивидуально над решением единой проблемы.
Планировать и реализовывать реальную проектную деятельность на историческом и архивном материале.
Сформировать компетентность в сфере самостоятельной творческой деятельности
Методические цели проекта
Научить пользоваться Microsoft Power Point
Научить брать интервью, анализировать полученную информацию и излагать её устно и письменно
Выработать навыки поиска, сортировки и выбора информации с использованием компьютерных ресурсов.
Научить работать с архивными документами
Задачи:
развитие индивидуально-творческих способностей учащихся
постановка вопросов, их обсуждение и решение, использование полученной информации
развитие коммуникативных навыков у учащихся
формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний.
Мотивация работы – развитие творческих способностей на основе личного выбора форм и методов работы.
Критерии оценки:
практическая направленность;
познавательность;
необходимость данных знаний в жизни;
содержательность.
Организационная работа проводилась во внеурочное время.
Подбор информации и работа с ней велась в сотрудничестве библиотекарь-ученик и самостоятельно.
Были определены сроки выполнения проекта
Объявление конкурса.
Выпуск информационных сообщений
Формирование групп для проведения исследований – 6 – 11 классы
Выбор тем исследований школьников – 1 неделя
Обсуждение плана работы – 1 неделя
Интервью с первоцелинниками – внеурочное время 1 неделя
Работа с архивными материалами – внеурочное время 1 месяц
Самостоятельная работа по выполнению заданий –внеурочное время 1 месяц
Подготовка школьниками презентации о проделанной работе – 2 часа
Защита полученных результатов и выводов – 1 час
Также было определено, что надо сделать, для достижения конечной цели.
Этапы проекта
Выбрать основные задания для исследования.
Провести анализ собранной информации
сделать презентацию, публикацию, оформив результаты своей исследовательской работы.
Провести групповое обсуждение проделанной работы
Добавить новую информацию, используя отзывы, полученные от товарищей во время представления результатов своей работы
Завершить свою работу, добавив новую информацию
Продолжите свою работу, сделав результаты еще лучше.
Соберите все воедино и запишите на компьютер.
Изучить, по возможности множество источников и аргументировано отобрать нужную информацию.
Выбрать самую важную информацию.
Написать отчет со своей собственной точки зрения.
Учащиеся были ознакомлены с особенностями исследовательской работы
Работая в группе, распределите обязанности.
Работая над исследованием, не отклоняйтесь от основного вопроса.
Окончательные результаты исследования представьте в мультимедийном виде.
Работа по созданию презентации
Чаще всего, выбирая работу по созданию презентации, ученики объединяются в группы. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки, даёт возможность учащимся объединиться по интересам.
Так ученики 6-11 классов провели совместную работу над темой: «История моего села». Это исследование интегрированного характера. Работая над данной темой, учащиеся познакомились с историей своего села, пообщались со знаменитыми людьми нашего села. Проследили за этапами развития села и изменением хозяйственной деятельности села. Во время консультаций, при обсуждении выбранной темы, под моим руководством был составлен план работы над презентацией.
Просмотреть энциклопедическую и публицистическую литературу.
Обратиться к электронно-образовательным ресурсам
Сделать чертежи и подобрать иллюстрации
Обработать найденный материал и оформить его в виде презентации.
Представить результаты исследований и защитить их.
Особое внимание обратили на требования к оформлению презентации и на критерии оценивания презентации.
Рекомендации по оформлению слайдов
Стиль
Соблюдайте единый стиль оформления.
Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки).
Фон
Для фона выбирайте более холодные тона (синий или зеленый).
Использование цвета
На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста.
Для фона и текста используйте контрастные цвета
Обратите особое внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).
Анимационные эффекты
Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.
Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
Работа по созданию публикации
Проводя индивидуальные и групповые консультации, заполнялись листы планирования самостоятельной деятельности учащегося.
Например:
Лист планирования информационного бюллетеня «История моего села»
Общая цель создания информационного бюллетеня:
Подведение итогов самостоятельной учебной работы по проекту.
Название: История моего села
Какие вопросы (или темы) учебной программы затрагиваются в информационном бюллетене:
Становление сельского хозяйства в Казахстане
Освоение целинных и залежных земель Казахстана 1954 году
Темы и список материалов, которые нужно найти:
(указать используемые материалы)
Перечень дополнительных ресурсов, которые вы можете использовать при создании бюллетеня (мультимедийные энциклопедии, учебники и др.):
Для достижения поставленных задач информационный бюллетень будет включать в себя следующее:
Название: История моего села
Список основных исполнителей: Коломинская Д., Гудаль Ю. Бахмутова Н. Н. В рамках какого проекта создается публикация: История моего села – история моей страны Краткое описание темы проекта: (выполнить самостоятельно)
Объяснение целей самостоятельной работы учащегося: -развивать фантазию, наблюдательность, внимание и творческие способности - познакомить с методом проектирования; созданием публикации План работы: Изучить материал по данной теме. Выбрать темы для статей публикации. Подобрать фактический материал. Подобрать иллюстративный материал
Информационный бюллетень должен включать в себя
передовицу главного редактора по основной теме бюллетеня; обзор литературы, мультимедийных и Интернет-ресурсов; фотографии, собственные иллюстрации и компьютерную графику; цитаты, список использованных материалов;
После обсуждения материала с ребятами был составлен план работы над публикацией.
1. Введите название бюллетеня, заголовки основных и дополнительных статей.
2. Определите количество страниц бюллетеня, количество статей и их тему.
3. Определите количество и место размещения графических объектов.
4.Укажите пути поиска изображений.
5. Запланируйте место для указания использованных материалов.
Следуя данному плану, учащиеся создали интересную творческую работу, которая получила хорошую оценку.
Представление информации
Содержание информации
Используйте короткие слова и предложения.
Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.
Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
Расположение информации на странице
Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.
Шрифты
Для заголовков — не менее 24.
Для информации — не менее 18.
Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.
Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.
Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных букв).
Способы выделения информации
Следует использовать:
• рамки, границы, заливку;
• разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки;
• рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов,
Объем информации
Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде
Виды слайдов
Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:
• с текстом;
• с таблицами;
• с диаграммами.
Изучив подобранную информацию, учащиеся составили сценарий презентации, который уточнялся в процессе работы. Создавая сценарий, определили конкретное количество слайдов, назначение каждого из них и определили основные объекты, которые должны быть размещены на слайдах.
В ходе работы были оформлены проектные папки. В состав проектной папки (Портфолио проекта) входят: · паспорт проекта; · планы выполнения проекта и отдельных его этапов. В планах указываются: индивидуальное задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, форма выхода очередного этапа;
· промежуточные отчеты группы; · вся собранная информация по теме, в том числе ксерокопии и распечатки из Internet; · результаты исследований и анализа; · записи всех идей, гипотез и решений; · отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, "мозговых штурмах" и т. д.; · краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их решения; · эскизы, чертежи, наброски продукта; · материалы к презентации; · другие рабочие материалы и черновики группы.
В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы. Записи учащихся должны быть по возможности краткими – в форме небольших набросков и аннотаций. В день презентации проекта оформленная папка сдается учителю. Результатом творческой деятельности учащихся стали, на мой взгляд, интересные, правильно и эстетически оформленные работы.
После выполнения проекта, на этапе рефлексии, ребята проанализировали свою работу, вклад каждого в общее дело, указали достигнутые результаты, отметили успехи и неудачи, их причины.
В листах “Оценивание проекта” дали самооценку своему проекту.
Окончательно оформили материалы, сделали паспорт проекта, набрали текст на компьютере, подготовили доклад к защите проекта.
Организуя процесс обсуждения, затрагивались различные аспекты работы над проектом: процесс и результат, позитив и негатив, объективная оценка продукта и удовлетворенность участников. Вопросы для обсуждения были сформулированы следующим образом: · Достигнута ли цель проекта?
· Ставились и были ли решены в ходе выполнения проекта ваши собственные задачи? · В чем заключались личные мотивы каждого участника класса? Что вы узнали нового о истории Казахстана, чему научились, что поняли, к чему стали по-другому относиться, в чем изменились? · Какой из этапов работы над проектом запомнился вам больше всего и почему? · Что в проекте вам понравилось больше, а что меньше, в сравнении с обычными учебными предметами? · Возникало ли у вас в ходе проектной работы желание что-либо изменить, улучшить в содержании и организации работы.
Презентуя свой проект, учащиеся рассказали о своих идеях, их обсуждении, какие идеи были отвергнуты, какие приняты и почему, каким был ход работы, какие трудности преодолевались и как.
В процессе работы над проектом или исследованием у учащихся формировались следующие элементы творческой деятельности:
- коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы; - поисковые: находить информацию по историческим документам, контекстный поиск, в Интернет,
- информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.
Реализация метода творческих проектов изменила мою позицию, из носителя готовых знаний в организатора самостоятельной познавательной деятельности учеников.
В целом в работе над проектом учитель:
- помогает ученикам в поиске нужных источников информации; - сам является источником информации; - координирует весь процесс; - поощряет учеников; - поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом. Нельзя сказать, что проектная деятельность – решение всех проблем в обучении, но она очень важное средство, спасающее уроки от однообразия, скуки, способствует развитию общего уровня учащихся, расширению их кругозора.
Работа над проектом позволяет развивать продуктивное мышление, а также область его практического применения, что позволяет учащимся переосмысливать и углублять имеющиеся знания, приобретать новые.
Метод проектов позволяет создать исследовательскую, творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный творческий познавательный процесс на основе методики сотрудничества. В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый участник активно включается в поиск новой информации, в «добывание» знаний. А это огромный стимул к активному усвоению знаний. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы. Работая над проектом, школьники учатся работать в «команде», ответственно относиться к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей.
Как показывает практика, проектная деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Самое главное, участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт школьнику, невозможный при других формах обучения.
Литература
Евстифеева О., Куменко Н. Метод проектов – среда, в которой даже «Неудачники» обретают силу и уверенность. // Директор школы.
Чечель И.Д. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. // Директор школы, № 3, 1988.
Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. – М.: 1988.
http://festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей. Конкурс открытых уроков. http://www.eidos.ru/ Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель». http//www.rsl.ru/home.htm Российская государственная библиотека.