Рефера на тему Общая и специальная подготовка волейболистов
ООО Учебный центр
«ПРОФЕССИОНАЛ»
Реферат по дисциплине:
«Теория и методика обучения базовым видам физкультурно-спортивной деятельности»
По теме:
«Общая и специальная подготовка волейболистов»
Исполнитель:
Дагаев Евгений Евгеньевич
Москва 2016год
Содержание (с.2)
Введение (с.3)
1.Общая физическая подготовка волейболистов (с.4)
1.1 Развитие силы (с.5)
1.2 Развитие быстроты (с.7)
1.3 Развитие выносливости (с.8)
1.4 Развитие ловкости (с.9)
1.5 Развитие гибкости (с.10)
2.Специальная физическая подготовка волейболистов (с.10)
2.1 Развитие прыгучести (с.11)
2.2 Развитие умения расслабиться (с.12)
Заключение (с.13)
Литература (с.14)
Введение
Волейбол – один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Он очень популярен. Достоинства волейбола заключаются в сравнительной простоте оборудования мест для игры, правил ее ведения, большой зрелищности. В волейбол могут играть все: дети и люди пожилого возраста, студенты и рабочие, мужчины и женщины. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью.
Волейбол – олимпийский вид спорта, уровень его развития постоянно повышается. В современном волейболе весьма заметны тенденции к острокомбинационному нападению по всей длине сетки с прострельных и укороченных передач, из глубины площадки, в каждой команде обязательно есть игроки, выполняющие подачу в прыжке. Волейбол введен в программу физического воспитания в школах, техникумах, высших учебных заведениях. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретенными навыками. Формирование двигательных навыков и техники приемов игры неразрывно связано с развитием физических качеств. Освоение приемов игры в волейбол происходит успешнее при направленном развитии специфичных для него качеств.
Целью настоящей работы является изучение и описание общей и специальной физической подготовки волейболистов.
1.Общая физическая подготовка волейболистов
Занятия волейболом – весьма эффективное средство укрепления, здоровья и физического развития. Постоянное повышение требований к уровню спортивного мастерства волейболистов вынуждает тренеров к поискам путей повышения эффективности учебно-тренировочного процесса. Волейболист высокого класса – это всесторонне развитый атлет, обладающий силовой и скоростной выносливостью, «взрывной» силой, прыгучестью, гибкостью, умением ориентироваться в сложной игровой обстановке. При встрече равных по силе команд каждая партия (кроме 5-й) продолжается 25-30 мин. Общая продолжительность матча достигает 2-2,5 часов. За это время игрок совершает большую работу: 200-250 прыжков максимальной высоты, до 500 технических приемов, осуществляемых в самых различных сочетаниях, большое количество скоростных перемещений с внезапными остановками и сменой направлений, многократными падениями и бросками. Выдержать столь интенсивную нагрузку могут только игроки, имеющие высокий уровень физической подготовленности.
Физическая подготовка есть и всегда будет основным условием достижения высоких спортивных результатов, являясь фундаментом технической и тактической подготовки. Поэтому наряду с совершенствованием технической, тактической и психологической подготовки важной задачей тренировочного процесса является повышение общей и специальной физической подготовки и улучшение функциональных возможностей волейболистов всех уровней. Общая физическая подготовка создает предпосылки и условия для спортивной специализации. Она охватывает широкий круг упражнений, развивающих различные физические качества в таком соотношении, которое необходимо именно в волейболе.
Задачи общей физической подготовки:
1. Разностороннее физическое развитие занимающихся.
2. Укрепление здоровья, приобретение правильной осанки.
3. Повышение функциональных возможностей организма.
4. Расширение объёма двигательных навыков.
5. Развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости).
6. Повышение игровой, соревновательной работоспособности.
7. Стимулирование восстановительных процессов в организме.
Средствами общей физической подготовки являются общеразвивающие упражнения, направленные на развитие всех физических качеств в процессе ходьбы, бега, прыжков, метаний, а также упражнения на различных снарядах, тренажерах, занятия другими видами спорта. Большинство упражнений, применяемых с целью повышения общей физической подготовки, оказывает разностороннее воздействие на организм, но в то же время каждое из них направлено на преимущественное развитие определенных качеств. Так, например, упражнения с отягощениями преимущественно развивают силу; кроссовый бег – выносливость; ускорения – быстроту; акробатические упражнения – ловкость. Поэтому использование целенаправленных упражнений помогает ликвидировать недостатки в физическом развитии спортсменов.
Для развития физических качеств волейболиста применяются следующие методы: «до отказа», «максимальных усилий», «с ускорением», равномерный, повторный, интервальный, игровой, соревновательный, метод круговой тренировки.
1.1 Развитие силы
Сила – способность спортсмена преодолевать внешнее сопротивление посредством мышечных усилий. Проявление качества силы зависит от ряда факторов:
1) физиологического поперечника мышц;
2) общего состояния центральной нервной системы;
3) скорости химических изменений в мышечной ткани;
4) волевого усилия;
5) степени утомления мышц.
Средствами развития силы являются упражнения, выполнение которых тесно связано с преодолением сопротивлений. В качестве сопротивления могут быть использованы:
1) внешние отягощения (гантели, штанга, мешок с песком и т. д.);
2) сопротивление других предметов (эспандера, резины);
3) вес собственного тела и его частей (подтягивание, приседание, сгибание и разгибание рук в упоре лежа и т. д.);
4) сопротивление партнера.
Наиболее эффективными упражнениями для развития силы являются упражнения с отягощениями. Они очень удобны, потому что можно дозировать объем и интенсивность нагрузки, воздействовать как на отдельные мышцы, так и на определенные группы мышц. Важно выбрать оптимальный вес отягощения. Отягощения бывают большие, средние и малые. Средним весом является такой вес, который в одном подходе можно поднять 6-10 раз. Упражнения на силу чередуются с упражнениями на расслабление; после упражнений с большими отягощениями следует отдых один-два дня, с небольшими – можно выполнять ежедневно.
Примерные упражнения для развития силы
1. Жим штанги весом 20-35 кг.
2. Рывок штанги весом 15-20 кг.
3. Наклоны со штангой весом 15-20 кг.
4. Приседания со штангой весом 30-50 кг.
5. Метание (толкание) тяжести (камней, гирь, ядер, набивных мячей).
6. Упражнения с гирей, гантелями, блинами от штанги (наклоны, рывки, вращательные движения).
7. Отжимания на пальцах в упоре лежа.
8. Отталкивание от опоры руками и ногами из положения в упоре лежа.
9. Передвижения на руках из упора лежа (без помощи ног) по кругу.
10. Передвижения в упоре сидя (руки сзади), перебирая руками, ногами.
11. Прыжковые упражнения (подскоки, прыжки на одной, на двух ногах).
12. Переноска партнера шагом, бегом.
13. Приседания с партнером на плечах.
14. Упражнения с сопротивлением – удержание рук из различных исходных положений.
15. Имитация нападающих ударов в тренировочном жилете.
1.2. Развитие быстроты
Быстрота – умение производить определенную работу в кратчайшее время. Она зависит от подвижности нервных процессов, эластичности мышц, подвижности в суставах, совершенства техники. Развитие быстроты движений находится в определенной зависимости от развития мышц. До определенного уровня эти качества развиваются параллельно. Для развития быстроты волейболиста лучше всего использовать упражнения, сходные по технике с теми или иными элементами волейбола в максимально быстром темпе. Рекомендуется выполнение их по слуховому или зрительному сигналу в составе группы, применяя повторный, игровой или соревновательный метод. Для развития быстроты очень полезны упражнения, выполняемые в облегченных условиях, например, бег под уклон, бег за лидером и др.; упражнения на быстроту требуют концентрации значительных волевых усилий, следовательно, их не целесообразно выполнять на стадии утомления, так как при этом нарушается координация движений, которая исключает их быстрое выполнение.
Примерные упражнения для развития быстроты
1. Рывки и ускорения по зрительному сигналу из различных исходных положений.
2. Прыжки через скакалку с максимальной частотой вращения.
3. Рывки с мгновенной остановкой и резким изменением направлений движения.
4. Быстрое перемещение вдоль сетки с выполнением бросков набивными мячами двумя руками сверху через сетку и в зоны нападения.
5. Быстрое перемещение к сетке с выполнением бросков теннисными мячами.
6. Быстрое переключение от одних действий к другим, различным по характеру.
1.3 Развитие выносливости
Выносливость – способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности. Для преодоления утомления имеет значение уровень работоспособности центральной нервной системы, сердечно-сосудистой, дыхательной, а также умение спортсмена выполнять определенную работу в рациональном мышечном напряжении. На первоначальном этапе занятий нагрузка увеличивается за счет постепенного увеличения длительности непрерывной работы (от нескольких минут до одного часа) при сохранении небольшой средней скорости. Дальнейшее развитие общей выносливости достигается благодаря постепенному переходу к работе большой интенсивности, длительность которой не должна превышать 30 мин. Для тренировки применяют интервальный метод, тренировочную игру проводят с большей интенсивностью. Интервал отдыха каждый раз сокращают. Общая выносливость волейболистов проявляется в способности играть на высоком уровне, работоспособности длительное время с наименьшим количеством ошибок.
Примерные упражнения для развития общей выносливости
1. Ходьба на лыжах.
2. Кроссовый бег, бег средней интенсивности.
3. Плавание.
4. Проведение игр с большим, чем предусмотрено правилами соревнований, количеством партий.
5. Проведение игр на время.
6. Во время пауз между партиями в игре (в течении 5-10 мин.) выполнить интенсивные физические упражнения – прыжки, рывки, игра в баскетбол и т. д.
7. Начать игру в быстром темпе и также заканчивать ее, несмотря на сильное утомление.
1.4. Развитие ловкости
Ловкость – способность быстро осваивать новые движения и успешно действовать в переменных условиях. Ловкость спортсмена во многом зависит от силы, быстроты, выносливости, так как быстрое утомление, возникающее при недостаточном уровне этих качеств, приводит к резкому нарушению координации движений. В игре возникают различные ситуации, решать в которых приходится мгновенно, ловкость спортсмена проявляется в умении быстро перестроить свою деятельность в соответствии с условиями внезапно меняющейся обстановки. Очень полезны спортивные игры: баскетбол, гандбол, футбол, хоккей. При развитии ловкости координационные трудности, с которыми должен справляться спортсмен, постепенно повышаются. Упражнения для развития ловкости требуют большого напряжения центральной нервной системы. Их включают в начале основной части занятия. Наибольшее внимание развитию ловкости с использованием упражнений из других видов спорта уделяется в подготовительном периоде, в соревновательном периоде эта задача решается посредством волейбола.
Примерные упражнения для развития ловкости
1. Спортивные и подвижные игры.
2. Эстафеты, эстафеты с передачами мяча в движении (передачи снизу, сверху).
3. Акробатические прыжки, кувырки, падения, перевороты, перекаты.
4. Прыжки с подкидного мостика.
5. Прыжки на батуте.
6. Приземление на руки из положения стоя.
7. Приземление на руки из положения стоя спиной вперед с поворотом.
8. Приземление на руки, плечо, спину после передвижения вперед.
9. «Колесо».
1.5 Развитие гибкости
Гибкость – способность выполнять упражнения с большой амплитудой. Размах движений зависит как от анатомических способностей суставных поверхностей и окружающих суставов мягких тканей, так и от функционального состояния нервной системы, оказывающих влияние на тонус мышц. Для развития гибкости используется упражнения с увеличенной амплитудой движения (упражнения на растягивание), выполняемые пружинисто и небольшими сериями; амплитуда движений увеличивается от серии к серии. Особое внимание следует обращать на развитие подвижного тазобедренного и плечевого суставов, а также в суставах кистей рук и 12 голеностопах. Упражнения на гибкость можно давать в виде самостоятельных заданий на дом.
Примерные упражнения для развития гибкости
1. Наклоны вперед, в стороны, назад. Эти упражнения можно выполнять с партнером.
2. Пружинистые выпады вперед и в стороны.
3. Круговые движения тазом.
4. Махи руками и ногами с небольшими отягощениями.
5. Имитация различных упражнений с большой амплитудой движения.
2.Специальная физическая подготовка волейболистов
Специальная физическая подготовка направлена на повышение функциональных возможностей, развитие специальных физических качеств, необходимых для игры в волейбол, лучшее и более быстрое овладение техническими приемами. Специальная физическая подготовка способствует развитию специфических качеств волейболиста, которые по своему характеру нервно-мышечных напряжений сходны с навыками основных игровых действий. Специальной физической подготовкой занимаются с усвоениями техники игровых движений (также без мяча и с мячом).
Для новичков специальная подготовка должна начинаться обычно не ранее второго года обучения, а для спортсменов-разрядников – во второй половине подготовительного периода, когда мышцы и связки будут достаточно подготовлены к специальным нагрузкам.
Основными средствами специальной физической подготовки являются соревновательные упражнения волейбола, а также специальные упражнения, сходные по своей двигательной структуре и характеру нервно-мышечных усилий с движениями специализированного упражнения. С помощью таких упражнений совершенствуют технические приемы и развивают специальные физические качества.
2.1 Развитие прыгучести
Прыгучесть волейболиста – это способность прыгать оптимально высоко для выполнения нападающих ударов, блокирования, вторых передач в прыжке, подач. Развитие прыгучести начинают в развития силы мышц, а в дальнейшем силу и скорость сокращения мышц рекомендуется развивать параллельно. Для этого используются упражнения с отягощениями и без них, основные упражнения по технике игры (имитация нападающих ударов, блокирования).
Примерные упражнения для развития прыгучести
1. Прыжки через скакалку на различную высоту и в различном темпе.
2. Прыжки с разбега и с места с доставанием предметов, подвешенных на различной высоте.
3. Серия прыжков: ноги вместе, с опорой о гимнастическую стенку.
4. Прыжки вверх с поворотом налево, направо, кругом.
5. Серия прыжков на мягкой опоре.
6. Многократные прыжки около стенки с имитацией нападающего удара, блокирования.
7. Приседания с отягощениями.
8. Полуприседы и быстрые вставания со штангой (вес не более 50% от максимального).
9. Приседания с партнером на плечах.
10. Прыжки с одной ноги на другую с грузом на плечах.
11. Напрыгивание на предметы различной высоты с различной высоты.
12. Выпрыгивание из полного приседа с гирей в руках, стоя на скамейках.
2.2 Развитие умения расслабиться
Умение произвольно расслаблять мышцы значительно повышает работоспособность спортсмена. Начинать обучение расслаблению нужно со специальных упражнений. Упражнение на расслабление целесообразно выполнять после упражнений, связанных с большими мышечными напряжениями. Кроме того, рекомендуется каждое занятие заканчивать серией 20 упражнений на расслабление. Хорошо способствует расслаблению выполнение отдельных упражнений на воде, а также медленное – плавание.
Примерные упражнения для развития умения расслабляться
1. Встряхивание кистей при различных исходных положениях рук (вниз, в стороны, вверх).
2. Из исходного положения (и. п.) – руки вверх (вперед, в стороны), уронить их вниз.
3. Свободное размахивание одной ногой.
4. Свободное размахивание расслабленными руками с поворотами туловища вправо и влево.
5. Свободное размахивание ногами в висе.
6. И. п. – руки вверх, последовательное расслабление и опускание кистей, предплечий, рук, головы, туловища с переходом в присед.
7. И. п. – стоя в наклоне, расслабленное покачивание туловища и свободно опущенных рук.
8. Расслабленный семенящий бег.
9. Высокие прыжки на месте на одной ноге со свободным покачиванием расслабленной другой ногой и руками.
10. Лежа на спине, полное расслабление мышц плеч, рук, ног, туловища.
Заключение
Развитие физических качеств находится в тесной взаимосвязи и взаимной обусловленности. Развитие одного из них определенным образом влияет на развитие других. При этом влияние может быть положительным, нейтральным и отрицательным, например, нельзя перекачивать мышцы, иначе утрачивается гибкость и подвижность в суставах, следовательно, вопрос о наиболее целесообразном развитии физических качеств имеет большое значение. Он интересует всех тренеров и преподавателей физического воспитания, имеющих непосредственное отношение к методике проведения занятий. Лучшее развитие физических качеств происходит при их комплексном применении. Наиболее положительное влияние на развитие всех физических качеств оказывает последовательность в развитии и совершенствовании физических качеств – быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости.
Общая и специальная физическая подготовка неразрывно связаны между собой, так как на базе общей физической подготовки строится фундамент специальной подготовки. Задачи специальной физической подготовки могут быть решены только на основе общей, достаточно высокой физической подготовленности спортсменов. Ранняя, форсированная специальная подготовка не только не укрепит 13 рост спортивных результатов, но может привести к различным травмам, повредить общему состоянию здоровья.
Литература.
1.Волейбол. Учебная программа / Ю. Д. Железняк, В. М. Шулятьев, Я. С. Вайнбаум и др. – Омск : ОмГТУ, 1994.
2. Евсеев, Ю. И. Физическая культура \ Ю. И. Евсеев. – Ростов н/Д. : Феникс, 2005.
3. Клещев, Ю. Н. Юный волейболист / Ю. Н. Клещев, А. Г. Фурманов. – М. : ФиС, 1978.
4. Спортивные игры. Техника, тактика, методика обучения / Ю. Д. Желез- няк, Ю. М. Портнов, В. П. Савин и др. – М. : «Академия», 2002.
5. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М. : «Академия», 2006.
13PAGE 15
13PAGE 14215
15