ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРЕТЧИНГА В ПОДГОТОВКЕ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРЕТЧИНГА В ПОДГОТОВКЕ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
В подготовке волейболистов важное значение имеет подвижность в суставах, иначе говоря, гибкость. Спортсмены с высокой подвижностью в суставах легче выполняют технические действия и, как показала практика применения упражнений на гибкость, существенно меньше получают травмы. В связи с этим на Западе стали широко применять во многих видах спорта, и конечно в волейболе, упражнения на растяжения мышц, которые получили название стретчинг.
Несмотря на тенденцию к увеличению количества упражнений на гибкость в учебно-тренировочном процессе, до сих пор далеко не полно изучены методики их применения и влияние на уровень развития двигательных способностей спортсменов различных специализаций. Это позволяет нам говорить об актуальности темы нашего исследования, которое предполагало разработку и экспериментальное обоснование методики применения упражнений на гибкость в учебно-тренировочном процессе волейболистов.
В качестве рабочей гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что использование в тренировке волейболистов упражнений на гибкость положительно влияет на проявление их двигательных способностей.
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс в волейболе. Предмет исследования – методика использования упражнений на гибкость в тренировке волейболистов.
Цель исследования – разработать и экспериментально обосновать эффективность применения упражнений на гибкость в подготовке волейболистов.
Задачи исследования:
Охарактеризовать физиологические механизмы гибкости.
Проанализировать особенности методики применения упражнений на растягивание.
Экспериментально обосновать эффективность методики применения упражнений на гибкость в тренировке волейболистов.
Для решения поставленных в работе задач нами использовались следующие методы исследования:
анализа и обобщения литературных источников;
педагогического тестирования;
педагогического наблюдения;
математической статистики.
Анализ и обобщение литературных источников был направлен на выявление особенностей и закономерностей применения упражнений на растягивание в учебно-тренировочном процессе.
Педагогическое тестирование осуществлялось с целью контроля за уровнем развития избранных двигательных способностей волейболистов и проводилось по четырем тестам:
Прыжок вверх по В.М. Абалакову.
Челночный бег 3 по 10 метров.
Наклон вперед из положения стоя.
Тест Купера.
Педагогический эксперимент носил сравнительный характер и
проводился с целью выявления эффективности предложенной методики применения упражнений на растягивание в тренировке волейболистов.
В процессе анализа научно-методической литературы установлено, что стретчинг – является своеобразной методикой развития гибкости, подвижности в суставах, активизации процессов восстановления. Как правило стретчинг выполняется в виде повторных коротких по времени и амплитуде рывков с достижением к 10-30 с предельного растяжения мышцы (группы мышц). Для достижения предельного растяжения можно использовать внешние предметы, силу тяжести тела, помощь партнера. После появления легкой болезненности растянутую мышцу следует активировать и удерживать в этом состоянии 10-30 с. После интервала отдыха 30-60 с следует вернуться к растяжению этой же мышцы. Серия из трех подходов может повторяться с интервалом 3-5 мин.
Стретчинг в основной части тренировочного занятия используется для усиления эффекта скоростно-силовых и силовых упражнений. После выполнения прыжковых упражнений под воздействием стретчинга, по возможности при полном расслаблении растягиваемых мышц, активизируется синтез в мышечных волокнах, что способствует быстрому восстановлению работающей мышцы.(15, 25)
Стретчинг может выполняться для увеличения подвижности в суставе. В этом случае, как правило, используют внешние силы (например, вес партнера). Растяжение выполняется до предела, до боли и удерживается эта поза 1-5 мин. По ходу растяжения производятся кратковременные с небольшой амплитудой дополнительные воздействия на растягиваемую мышцу.
Система стретчинга в волейболе имеет целью достижение определенного уровня гибкости, его поддержание в рамках полной предтренировочной или предыгровой подготовки.
В процессе работы определено несколько важных моментов, на которые спортсмен должен обратить внимание, чтобы добиться хорошего растяжения всех мышц.
Первое расслабление.
Второе каждое упражнение выполняется с особой концентрацией на той группе мышц, которая растягивается.
Третье каждое упражнение выполняется индивидуально, т. е. до индивидуального предела, до момента легкого дискомфорта. После этого растяжение несколько ослабляется, потом закрепляется и задерживается.
Четвертое держать достигнутый предел растяжения в индивидуальном упражнении до 15130 с.
Пятое нельзя делать резких движений, вздрагивать и дергаться во время выполнения упражнений. Большой прогресс в достижении гибкости и растянутости всех мышц может быть достигнут только через постоянную тренировку на протяжении достаточного периода времени. Постоянное выполнение упражнений на растяжение после тренировки может быть так же полезно для всех групп мышц, как и выполнение упражнений до тренировки.
Форсировать процесс стретчинга нельзя нужно неукоснительно соблюдать принципы постепенности и систематичности.
С помощью предлагаемой методики можно управлять процессом стретчинга как посредством индивидуализации нагрузок, так и подбором поз для коллективного исполнения с взаимоконтролем спортсменов, а также путем использования метода круговой тренировки со сменой мест выполнения упражнения в соответствии с рядом прикрепленной карточкой задания, или обмена ими.
Предлагаемая методика стретчинга составлена для волейболистов, однако может быть использована и в других видах спорта. Примерные упражнения представлены в приложении.
Эффективность предложенной нами методики определялась по динамике изменения результатов испытуемых в предложенных нами контрольных упражнениях.
В ходе проведенного исследования по тесту «Прыжок вверх по В.М. Абалакову» были получены следующие данные, представленные в таблице 1.
Из таблицы видно, что в ходе эксперимента получены достоверные приросты результатов в прыжке вверх в экспериментальной группе (t=5,451, р<0,05). Тогда как, несмотря на прирост среднего результата в контрольной группе на 1 см, статистически достоверных изменений там не выявлено. Полученные экспериментальные данные по тесту «Прыжок вверх по В.М. Абалакову» свидетельствуют об эффективности предложенной нами методики в направлении повышения уровня развития прыгучести у волейболистов.
По второму тесту В контрольной группе достоверных изменений показателей не обнаружено (р>0,05), тогда как в экспериментальной таковые изменения произошли (р<0,05).
Полученные в ходе педагогического тестирования данные представлены в таблице 2.
По третьему, предложенному, тесту «Наклон вперед из положения стоя», были получены следующие результаты, представленные в таблице 3.
Из таблицы видно, что по этому тесту произошли статистически достоверные изменения показателей гибкости в экспериментальной группе (р<0,05), тогда как в контрольной, несмотря на прирост результата таких изменений не наблюдалось (р>0,05). Это указывает на эффективность предложенной нами методики для развития подвижности суставов. Графически результаты теста представлены на рисунке 1.
По четвертому, последнему из использовавшихся нами тестов «12-минутный бег» мы не получили достоверных приростов результатов ни в контрольной, ни в экспериментальной группах (р>0,05). Таким образом, предложенная ними методика оказалась эффективна для развития показателей силовых и скоростных способностей, а также гибкости и малоэффективна в развитии выносливости волейболистов.
Так как все педагогические тесты, отобранные нами, отвечают требованиям надежности и информативности, мы можем предположить, что проведенное экспериментальное исследование является корректным и его результаты можно использовать в практической работе тренеров детско-юношеских спортивных школ и школьных педагогов по физической культуре. Проведенная работа позволила сделать следующие выводы
С целью более эффективного развития двигательных способностей волейболистов и предупреждения травматизма в учебно-тренировочный процесс целесообразно регулярно включать упражнения на гибкость ло современной методике получившей название - стретчинг.
В процессе эксперимента получены достоверные приросты результатов скоростных, скоростно-силовых способностей и гибкости в экспериментальной группе (р<0,05), тогда как в контрольной достоверных приростов исследуемых качеств не обнаружено
Наибольший прирост результатов в экспериментальной группе был получен по тесту «Наклон вперед из положения стоя», что характеризует методику стретчинга как эффективную в развитии подвижности суставов.
Предложенная ними методика оказала положительное влияние на развитие скоростно - силовых и скоростных способностей, что отражено в динамике показателей характеризующих эти качества, а также гибкости и малоэффективна в положительном переносе при развитии выносливости волейболистов.
Таблица 1
Динамика изменения показателей контрольной и экспериментальной групп в ходе эксперимента по тесту «Прыжок вверх по В.М.Абалакову»
Группа
Время
13EMBED Equation.31415
13EMBED Equation.31415
13EMBED Equation.31415
13EMBED Equation.31415
13EMBED Equation.31415

Контрольная
До эксперимента
15
27,2
2,8
1,052
>0,05

Экспериментальная

15
27,8
0,9
1,321
>0,05

Контрольная
После эксперимента
15
28,2
3,4
3,527
<0,05

Экспериментальная

15
33,3
2,2
5,451
<0,05

Таблица 2
Динамика изменения показателей контрольной и экспериментальной групп в ходе эксперимента по тесту «Челночный бег»
Группа
Время
13EMBED Equation.31415
13EMBED Equation.31415
13EMBED Equation.31415
13EMBED Equation.31415
13EMBED Equation.31415

Контрольная
До эксперимента
15
6,2
0,8
0,357
>0,05

Экспериментальная

15
6,3
0,9
1,245
>0,05

Контрольная
После эксперимента
15
6,2
0,4
2,368
<0,05

Экспериментальная

15
5,9
0,2
3,271
<0,05



Таблица 3
Динамика изменения показателей контрольной и экспериментальной групп в ходе эксперимента по тесту «Наклон вперед из положения стоя»
Группа
Время
13EMBED Equation.31415
13EMBED Equation.31415
13EMBED Equation.31415
13EMBED Equation.31415
13EMBED Equation.31415

Контрольная
До эксперимента
15
7,2
3,6
1,039
>0,05

Экспериментальная

15
6,5
1,9
1,001
>0,05

Контрольная
После эксперимента
15
8,2
3,4
2,148
<0,05

Экспериментальная

15
15,3
2,2
3,369
<0,05

13EMBED MSGraph.Chart.8 \s1415











13PAGE 15


13PAGE 14215





Рис.1. Динамика изменения показателей гибкости волейболистов по тесту «Наклон вперед из положения стоя» до и после эксперимента.




Root Entry