Методическая разработка открытого урока по предмету Топографическая графика на тему: «Графическое оформление материалов по землеустройству и земельному кадастру »


МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ,
ПОДГОТОВКИ И РАССТАНОВКИ КАДРОВ РС (Я)
ГБПОУ РС (Я) «ЯКУТСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
Рассмотрено Утверждаю
на заседании ПЦК ИТД зам. директора по учебной работе
Протокол № ____
от «____» _________ 20__ г. ___________ В. А.Большакова
__________ _Охлопкова Е.П. «_____» _______________ 20__ г.
(подпись) (И.О.Фамилия)
Кривошапкина Аина Валерьевна
преподаватель ГБПОУ РС(Я) «Якутский сельскохозяйственный техникум»
Методическая разработка учебного занятия
на тему «Графическое оформление материалов по землеустройству и земельному кадастру »
по дисциплине «Топографическая графика»
специальность 21.02.04. Землеустройство
Якутск – 2015
Пояснительная записка
Для решения задач использования земли необходимы сведения не только о ее размерах, но и о пространственном положении. Наличие планово-картографических материалов позволяет получить все исходные земельные данные, графически отображать изменения, произошедшие в состоянии и использовании земель. Благодаря планово-картографическим материалам обеспечиваются максимальная наглядность и ясность земельно-кадастровых данных. Одним из основных материалов, используемых в землеустроительном производстве, является план землепользования, или, что по сути равноценно, «план землевладения».
План землепользования, землевладения – это топографический план в удобном для использования масштабе и соответствующей точности, на котором в границах данного хозяйства в условных знаках и обозначениях, применяемых в землеустройстве,
План землепользования отражает фактическое состояние и вид использования земельного фонда в сельскохозяйственном производстве, содержит сведения о других видах деятельности и дает представление о взаимном расположении отдельных объектов и категорий земель, позволяет принимать обоснованные решения о наиболее рациональном использовании земельных ресурсов с учетом экономических, юридических, природоохранных и других требований.
Практическая работа на тему «Графическое оформление материалов по землеустройству и земельному кадастру» по программе ОП 01. Топографическая графика рассчитана на 8 часов, т.е. на 4 занятия. На первом занятии проводится расчет исходных данных, на последующих трех занятиях составляется чертеж плана землепользования.
Приобретенные знания и умения по теме «Графическое оформление материалов по землеустройству и земельному кадастру» необходимы для освоения МДК.01.01. Технология производства полевых геодезических работ
МДК.01.02. Камеральная обработка результатов полевых измерений
МДК.01.03. Фотограмметрические работы,
МДК. 02.01. Подготовка материалов для проектирования территорий
МДК. 02.02. Разработка и анализ проектов межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства.
ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Специальность: 21.02.04. Землеустройство, 1 курс.
Тема: Графическое оформление материалов по землеустройству и земельному кадастру
Объем времени: 8 часов
Номер занятия: первый
Тип занятия: Практическая работа
Форма обучения: Групповая работа (КСО)
Цель занятия:
Дидактическая: расширение, повторение, закрепление, обобщение, систематизация знаний, применение знаний и умений при выполнении практической работы, формирование навыков самостоятельного умственного труда, мотивация целенаправленной коллективной работы по освоению специальности.
Развивающая: способствовать развитию творческих способностей, самостоятельности, таких профессиональных качеств специалиста землеустроителя, как внимательность, предприимчивость, коммуникабельность.
Воспитательная: формирование интереса к изучаемой дисциплине, воспитание чувства ответственности, аккуратности, взаимопомощи и умения работать в команде, формирование основ корпоративной культуры. Повышение мотивации студентов к выбранной профессии.
Метод обучения: проблемно-поисковой и метод практического обучения
Метод контроля знаний: устный фронтальный опрос, собирательный контроль, рейтинговый контроль.
Дидактические средства обучения: Карта, линейки, масштабная линейка карандаш Т2, капиллярная ручка 0.1. 1, резинка, резак.
Технические средства обучения: Интерактивная доска, персональные компьютеры, сканер, опорные таблицы, раздаточный материал – план местности, условные знаки для топографических планов, слайды, интерактивная доска. Межпредметные связи: Общепрофессиональные дисциплины, Основы почвоведения и сельскохозяйственного производства, Основы геодезии и картографии, МДК.01.01. Технология производства полевых геодезических работ, МДК.01.02. Камеральная обработка результатов полевых измерений, МДК.01.03. Фотограмметрические работы.
Планируемый результат:
Студенты должны
знать:
- методы вычисления площади землепользования;
- классификацию масштаба;
- условные знаки на топографической карте;
уметь:
- применять измерительные приборы;
- вычислять площади угодий различными методами;
- оформлять электронный журнал;
- применять программу Excel для расчетов.
- углубить и систематизировать знания в области топографической графики, фотограмметрии, основы геодезии, камеральной обработки результатов полевых измерений;
Домашнее задание: Составление плана землепользования на формате Ф3
Литература:
Основная
Раклов, В.П. Инженерная графика / В.П. Раклов, М.В.Федорченко, Т.Я. Яковлев . – М.: КолосС, 2004 – 34-с.
Дополнительная
Обиралов А.И., Фотограмметрия / А.Н Лиманов, Л.А Гаврилова., – М.: КолосС, 2002.- 240с.
Кусов В.С., Основы геодезии, картографии и космоаэросъемки: - М.: «Академия» 2009. – 256с.
Технологическая карта занятия.
№ Структура урока время Содержания деятельности преподавателя и студента Методы обучения Средства обучения Формы и методы контроля качества обучения
преподаватель студент 1 Организационный этап 3 Проверка отсутствующих.
Создание рабочей обстановки
Объявление темы и цели занятия Навастривается на учебу 2 Актуализация опорных знаний 4 Фронтальный опрос Ответы на вопросы Устный опрос
Активный метод обучения Конспект Собирательный контроль
3 Практическая работа:
77 Ознакомление с порядком требованиями по выполнению задания.
Выдача планов местности.
Оформления электронного журнала в программе Excel для расчетов
Самостоятельно
выполнять
практическую
работу
Метод практического обучения и проблемно- поисковый Интерактивная доска, персональные компьютеры, сканер, опорные таблицы, раздаточный материал – план местности, условные знаки для топографических планов, слайды, интерактивная доска.Рейтинговый контроль
4 Подведение итогов выполненных работ. 4 Выставление оценок Результат работы отправляют в обменник.
Защита работ по командам. Беседа, самоанализ деятельности студентов Интерактивная доска 5 Домашнее задание 2 Запись на доске Записывает Сценарий урока:
I. Организационный момент (3 мин). Добрый день! Дежурный – доложите об отсутствующих. Спасибо. Сегодня темой нашего занятия является «Оформление плана землепользования», который мы проведем в форме ролевой игры.
Цель занятия: Получить навыки оформления плана землепользования для выдачи его землепользователю.
Давайте представим, что сегодня вы являетесь сотрудниками _____ компании, состоящей из трех отделов. Начальниками отделов будут: 1 отдел , 2 отдел, 3 отдел
II. Актуализация опорных знаний (10 мин.)
Давайте, с начало проведем повторение по пройденным темам. (слайд 1 фото природы или любой местности) Студенчество, самая веселая пора в жизни молодого человека…. А какое же студенчество без похода в лес, посиделки у костра с гитарой, суп в котелке, веселые байки. И вот мы на маршрутном такси поехали в совершенно неизвестную нам местность, такси нас высадило. Перед нами чистая поляна с березовой рощей, кустарники, справа от нас стоячие горы с растительностью с лева ручей с водопадом. Цель нашего похода найти каменную плиту с древними письменами, оставленную нашими предками. Для этого нам понадобиться карты т.е план местности. Как будущие землеустроители, вы должны уметь по карте определить наиболее удобный вам маршрут. Вашему вниманию представлены 3 карты (На слайде - 3 вида карты): атлас, географическая и топографическая. Какую карту вы предпочтете и объясните почему? ) (топографическая карта - ) Ответы на вопросы.
1. Проанализируйте основные различия между ними
2. Как определяют расстояния по карте?
3. С какой целью проводят топографическую съемку?
III. Выполнение практического задания. (15 мин)
А сейчас приступим к выполнению задания ЗАКАЗЧИКА. На прямую связь к нам вышел индивидуальный предприниматель Архипов Иван Владимирович.(связь через скайп)
Иван Владимирович: Добрый день! У меня к вам есть срочный заказ по расчету размера земельного участка. Для этого я вам отправляю топографическую карту местности, где мы должны построить строительный обьект. Результаты жду в кратчайшие сроки. До свиданья.
Преподаватель: Вот поступил конкретный заказ и наша с вами задача как можно быстрее и точно вычислить площадь угодья различными способами с масштабом 1: 10000 Прежде чем приступить к работе, вспомните, какие методы вычисления площади землепользования существуют? (Ответ: аналитический, графический и механический). Правильно. В зависимости от вашей карты вы должны использовать при вычислении один из трех методов и в зависимости от используемого метода вычисления выберите нужные приборы: палетку, кульвиметр или планиметр. (Каждый отдел выбирает свой прибор). При необходимости можете использовать световой стол. Расчет должны выполнить с помощью программы Excel и отправить полученные данные через обменник в …… журнал на мой рабочий стол. На выполнение задания дается 15 минут.
Задание. 1. Вычислить площадь угодий, расстояние от дороги озеро …
IV. Защита выполненных работ (12 мин).
Начальники отделов прошу защитить выполненную коллективом работу. Каждому начальнику на защиту дается по 3 минуты (Защита работ).
Наводящие вопросы:
- Почему выбрали данный метод?
- Какими измерительными приборами пользовались?
- Как произвели расчеты?
- В каком масштабе выполнена работа?
Спасибо. Ваши работы принимаю и отсылаю заказчику. Иван Владимирович, ваш заказ выполнен, принимайте работу.
Иван Владимирович: Спасибо. Работа выполнена быстро и качественно. Мы довольны отличной работой вашего коллектива и надеемся на дальнейшее сотрудничество. До свиданья!
V. Подведение итога (1 мин)
Сегодня вы справились с поставленной задачей. Заказчик доволен выполненной работой. Поэтому всем сотрудникам ставлю одну оценку на всех, так как работа выполнялось коллективно.
VI. Рефлексия
- Довольны ли вы своей работой?
- Какие трудности испытали при выполнении задания?
VII . Домашнее задание. По исходным данным составить план землепользования в формате А3.
Для решения:
1. Аналитический – площади вычисляют по результатам измерений линий и углов на местности с применением формул геометрии. Это наиболее точный метод, т.к. на точность определения влияет только погрешности измерения на местности. Допустимая ошибка при этом методе 1/5002. Графический – площади вычисляют по результатам измерений линий по плану, когда участок, изображенный на плане разбивают на простейшие фигуры и проводят измерения при помощи палетки параллельной или квадратной.3. Механический – площади определяют по плану при помощи специальных приборов – планиметров, дигитайзеров. Этот способ менее точен, но более всего распространен т.к. пользуясь им можно быстро и просто определить площадь участка любой формы.
Допустимая ошибка при этом методе 1/400. В современных условиях применяют четвертый метод – электронный способ. Он связан с картами в электронном виде, т.е. с использованием ПК.