Программа модуля История искусств Пермского края.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16
Программа модуля
«История искусств Пермского края»
Составитель Зорина С.Н.
учитель ИЗО и черчения
2013 – 2014 учебный год
Программа модуля
« История искусств Пермского края»
Пояснительная записка.
Не секрет, что наши дети живут сейчас в условиях всё возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы: философские, нравственные, эстетические. Они смотрят западные фильмы, играют в иностранные игры, предпочитают заграничные лакомства, одежду, предметы быта. Исконно народные русские сказки и песни стали уходить из быта семьи. А что уж говорить о национальной культуре края. В связи с этим тема приобщения учащихся к национальной культуре, а тем более к культуре края, где они родились и живут, становится чрезвычайно актуальной в педагогической практике. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие, происходит переориентация со «знаниецентристской» системы преподавания на «культуросообразную» систему, призванную обеспечить формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной и мировой культуры. Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения, а именно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».
Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник у детей в детстве. Чтобы любить Родину, писал академик Д.С. Лихачев, надо знать, за что её любить, надо знать её историю, знать героев и их великие подвиги. Только дав ребёнку эти знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребёнке патриота, гражданина. Мы живём на великой земле, среди самобытных народов. Здесь зарождаются самые первые понятия о доброте, красоте, смелости, трусости. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторима. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет мне формировать у детей представление о том, чем славен родной край. И мне очень хочется, чтобы наши дети переняли мудрость коренных народов нашего края, научились так же любить свой родной край, свою землю, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение и гордость за землю, на которой мы живём. Для того, чтобы разбудить в детях интерес к столь серьёзной теме я решила на классных часах познакомить их с наиболее значимыми событиями из истории искусства нашего края. В наше время образование не стоит на месте и учитель из носителя готовых знаний становится организатором самостоятельной работы, старается научить самостоятельно добывать знания, находить новое в различных источниках. В переходном возрасте у подростков чрезвычайно развито стремление к анализу. Данные занятия должны дать ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, с опорой на жизненный опыт и живые примеры из окружающей действительности. познавательной, творческой деятельности учеников. Познакомившись с культурой своих предков, историей своего народа, я надеюсь, что в дальнейшем они с уважением и интересом будут относиться к культурным традициям других народов.
Я составила программу мероприятий по теме « История искусств Пермского края».
Назначение программы: обеспечить благоприятные условия для разработки и реализации
системы мероприятий, способствующих духовно- нравственному воспитанию школьников
Участники:
Обучающиеся 1- 9 классов общеобразовательной школы.
Нормативно- правовое обеспечение программы:
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992
г. № 3266- 1 (с последующими изменениями и дополнениями)
Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 г.
Международный пакт об экономических, социальных и
культурных правах от 16.12.1966 г.
Конвенция о правах ребенка (Нью- Йорк, 20.11.1989 г.)
«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» от 29.12.2001 г. № 1756- р
Цели рабочей программы ( планируемые результаты): – Воспитание чувства любви и уважения к своему краю; – Формирование устойчивого интереса к художественному творчеству народов, проживающих на территории края, их традициям и быту; – Расширение кругозора;– Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения; - Формирование личности выпускника школы как представителя региона, ревностного хранителя, рачительного пользователя и умелого создателя его социокультурных ценностей и традиций.
Рабочая программа реализуется через решение следующих задач:
Знакомить учащихся с художественными и эстетическими ценностями родного края;
Показать ценность, уникальность и неповторимость художественных ценностей Пермского края ;
Развивать навыки самостоятельной творческой работы;
Прививать уважение к культурному наследию региона.
При составлении программы ориентировалась на более продуктивные педагогические технологии (системно-деятельностный подход, личностно-ориентированный), способствующие актуализации собственной деятельности учащихся по решению эстетических проблем в духовно-нравственной практике. Для достижения успеха использую методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности); методы организации деятельности: частично-поисковый; исследовательский метод, методы стимулирования поведения и деятельности, методы словесно-эмоционального воздействия: рассказ, разъяснение, этическую беседу и метод наглядно-практического воздействия – пример.
Содержание программы, формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
Личностные
-научить самостоятельно добывать знания, находить новое в различных источниках, сопоставлять, делать выводы, уметь формулировать новые вопросы и опять возвращаться к поиску ответов;
-ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического, нерасточительного поведения;
-гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего города, Пермского края, России; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
-эстетические потребности, ценности и чувства.
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия.
предвосхищать результат.
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений
стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
формулировать собственное мнение и позицию;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия.
-ставить и формулировать проблемы;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
-запись, фиксация информации о культуре родного края, в том числе с помощью ИКТ.
Ожидаемые результаты
1. Знание и понимание воспитанниками истоков материальной и духовной культуры родного края, осознание духовных основ русской культуры, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.
2.Убежденность воспитанников в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
3. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле
4. Знать имена просветителей, деятелей культуры и искусства .уметь оценить их вклад в развитие России. Уметь раскрыть особую роль Православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры. Знать достопамятные события отечественной истории, памятники культуры
5. В переходном возрасте у подростков чрезвычайно развито стремление к анализу. Данные занятия должны дать ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, с опорой на жизненный опыт и живые примеры из окружающей действительности.
Содержание образовательной программы.
Чтобы передать детям любовь к Родине нужно её любить самой, поэтому составляя программу классных часов, я выбирала то, чем гордится каждый живучий в нашем крае, чего нет у других.
1.ДРЕВНИЕ РОСПИСИ В ПЕЩЕРАХ
Эта тема будет интересна даже самым маленьким детям. Таинственные древние пещеры и рисунки животных, в чем-то напоминающие детские. Самые первые рисунки находят в пещерах по всему миру. Найдены они и у нас в Пермском крае. Доисторические люди жили у входа в пещеры, рисунки же расположены глубоко внутри. Как правило это изображения животных, на которых они охотились, или рыбы , которую ловили. По рисункам можно узнать и о вымерших животных, например мамонтах. Но есть и менее понятные рисунки – странные геометрические фигуры и цветные точки. Рисунки найдены на стенах пещер, но иногда встречаются на потолке. Как делали наскальные рисунки? Рисунки вырубались в камне, потом закрашивались краской. Краски получали , растирая растения, камни в порошок и смешивая этот цветной порошок с животным жиром. Рисовали просто руками , подушечками из меха, метелками из листьев или мха. Отпечатки рук встречаются во многих пещерах доисторических людей. Художник или художница прижимали свою руку к стене и заливали краской. Отпечатки женских ладоней легко отличить – их запястья тоньше.Магия наскальных рисунков. Изображения зверей имели для первобытного человека магическое значение: нанося на стену фигуру пронзённого копьём кабана или бизона, древний живописец обеспечивал племени удачу на охоте. Изображения поверженных зверей повторялись на стенах пещеры снова и снова многими поколениями первобытных мастеров, как бесконечно повторяется священный обряд; поэтому роспись в целом представляет собой беспорядочное скопление нависающих над головой крупных изображений, между которыми нет ни сюжетных, ни композиционных связей и которые часто накладываются друг на друга
2.Пермский звериный стиль — своеобразное и загадочное искусство, "самый загадочный род памятников Чуди…", самое таинственное во всем "Чудском наследстве", "Пермский звериный стиль — самобытное историческое и художественное явление". Можно приводить еще множество восхищенных, раздумчивых, вопросительных и других определений пермского звериного стиля, с которых начинаются и которыми кончаются десятки посвященных ему книг и статей.
3. Коллекция пермской деревянной скульптуры является гордостью Пермской художественной галереи, объектом постоянного пристального внимания специалистов по древнему искусству. Она появилась из древнерусской деревянной скульптуры, из древнерусских резных икон, но пришлась по вкусу местному населению и поэтому сильно преобразилась. Пермская коллекция деревянной скульптуры уникальна. Необычность ее не столько в «жанре» – в раннем христианском искусстве скульптура встречается, – сколько в цельности, исключительной выразительности образов и богатстве этого музейного собрания.
4. Пермская государственная художественная галерея — региональный художественный музей России. Коллекции составляют около 50 000 произведений изобразительного искусства с древнейших времен до современности, представляющих различные виды искусства. В них входят произведения отечественного, западноевропейского искусства различных художественных школ, стилей и направлений XV-XX веков. Это живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство России и Европы. В галерее собраны коллекции античной керамики, искусства Древнего Египта, Тибетской бронзы, прикладного искусства Японии, Индии, Китая.
Гордостью галереи является уникальная коллекция пермской деревянной скульптуры, насчитывающей около 400 памятников XVII — начала XX века. Эти скульптуры собранны в различных, в основном северных, районах Пермского края. Также особую ценность представляет собрание икон Строгановской школы.
5.Строгановская школа живописи.
Наиболее полные сведения о Строгановых сохранились лишь с начала XVI века,с проникновением их на Урал. В 1558 году Аника (Ионикий Федорович) Строганов получил от царя Ивана Грозного специальную грамоту«о пожаловании пустых мест ниже Перми Великой ниже за 88 верст по Каме…» в общей сложности площадью почти 4 млн га. В 1597 году по очередному царскому указу Строгановым был пожалован еще один земельный массив по рекам Каме и Очеру. Получив свои обширные владения в дар, они брали на себя обязательства строить укрепленные городки, содержать ратных людей, искать руду, плавить для казны металл, развивать ремесла, солеварение и сельское хозяйство.
Для осуществления этих задач они на 20 лет были освобождены от уплаты налогов и повинностей. На их землях разрешалась свободная и беспошлинная торговля. Так было положено начало будущей строгановской империи в Прикамье. Позднее за счет пожалований,захватов и покупок династия Строгановых сосредоточила в своих руках обширную территорию общей площадью более десяти миллионов десятин земли. На них они построили более 50 населенных пунктов. Центром строгановских владений стал основанный в устье реки Яйвы Орел-городок.
В некоторых вотчинах Строгановых существовали иконописные мастерские (Усолье, Ильинское), работали крепостные художники, талантливые архитекторы и актеры. Известно, что в своих вотчинных землях они организовывали иконописные и золотошвейные мастерские. Не случайно целые направления в разных видах искусства получили наименование «строгановских». Различают «строгановскую школу» в архитектуре, иконописи, церковном шитье. Именно Строгановы впервые по-настоящему оценили индивидуальное мастерство иконописца. Впервые в истории древнерусской живописи художники строгановской школы открыли красоту и поэтичность пейзажа. На фонах многих икон показаны пейзажные панорамы с овражками и лесными полянами, с холмами, поросшими золотолиственными деревьями, травами и цветами, с извилистыми серебристыми реками, со множеством зверей и птиц.
Строгановы обеспечивали и строительство храмов, и наполнение их разнообразной культовой утварью.
6. Хохловка (Пермский край). Деревянный Урал.
Архитектурно-этнографических музеев, или музеев деревянного зодчества, в России как минимум два десятка. В последнее время ими обзавелись почти все крупные регионы лесной полосы. Не стал исключением и Пермский край, где еще в 1969 году был учреждён, а в 1981 открыт АЭМ в деревне Хохловка (ударение на первый слог - ХОхловка, а не более привычное ХохлОвка), в 40км севернее Перми по правому (западному) берегу Камы.
Тематическое планирование « История искусств Пермского края».
№ Тема Оборудование Элементы содержания, понятия. Планируемые результаты
Предметные Метапредметные Личностные
1 Моя Родина –Пермский край. Географическая карта.
Данные о Пермском крае. Как мы будем знакомиться с историей искусств родного края.
Наш город на карте. Уметь работать с картой Пермского края: реки, города и т.д. Познавательные: учиться анализировать,сравнивать,выделять главное, обобщать.
Коммуникативные:использовать средства информационных технологий для решения учебно-творческих задач в процессе поиска материала,учиться работать в коллективе под руководством учителя.
Регулятивные: Уметь грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, уметь рационально строить самостоятельную деятельность. Уважительно относится к культуре родного города,
понимать роль культуры и искусства в жизни человека.
2. Пещерные росписи. Презентация «Пещерные росписи» Изображения в жизни человека.
Древние изображения на территории нашего края, самостоятельное создание способов решения задач поискового характера. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Смыслообразование ( « какое значение,смысл имеем для меня учение», умение находить ответ на него.
3. Искусство в первобытном обществе. Оформление доски – рисунки зверей, отпечатки ладоней, репродукции первобытной живописи листы ватмана (по одному на парту), сосуды с жидкой краской, полиэтиленовые перчатки, трафарет “Мамонт”, угольки, игрушка мамонта.
Проследить зарождение искусства в первобытном обществе и дать возможность применить технику первобытной живописи на практике.
Познакомить детей с основными теориями зарождения искусства. Продемонстрировать образцы первобытной живописи. Применить технику первобытной живописи в создании детских работ.
Познавательные:овладеть умением творческого видения с позиции художников Коммуникативные:использовать средства информационных технологий для решения учебно-творческих задач в процессе поиска материала,учиться работать в коллективе под руководством учителя.
Регулятивные:находить решения различных художественно-творческих задач. Почувствовать сопричастность к процессу зарождения творчества у первобытного человека.
4. Пермский звериный стиль.
Презентация «Пермский звериный стиль». Ознакомить с истоками этого народного искусства уходящего в глубокую древность, Научиться понимать сведения о памятниках культуры и истории, быта и жизни своего народа. Познавательные: узнать как человек познавал мир и воплощал свои представления о нем в конкретных предметах и изображения.
Коммуникативные: учитывать разные мнения при обсуждении выставки. Умение вступать в общение с произведениями искусства, адекватно воспринимать « Пермский звериный стиль».
5. Пермская государственная художественная галерея. Слайды произведений галереи, книга «Пермская государственная художественная галерея.» Познакомить с коллекцией галереи, которая составляет около 50 000 произведений изобразительного искусства с древнейших времен до современности Научиться различать отдельные произведения выдающихся художников, разнообразиые средства выразительности, используемые в создании художественного образа. Познавательные: Овладевать умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. Коммуникативные:Овладеть умением прислушиваться к высказыванию других, сопоставлять и вырабатывать свое мнение. Уметь вести диалог. Регулятивные:уметь организовывать место занятий.
Понимать роль культуры и мнению искусства.Уважительно относится к мнению других.
6.
7. Составление композиции на конкурсную тему. Слайды произведений на бытовую и историческую темы. Процесс создания практической работы. Научиться самостоятельно выбирать сюжет темы, соблюдать пропорции,учитывать особенности изображения дальних и ближних планов и т.д. Познавательные:овладеть умением творческого видения с позиций художника;освоение новых знаний и умений; стремиться к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные:Учитывать разные мнения, принимать помощь друзей, последовательно и полно передавать информацию с п омощью изображений. Регулятивные:уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей
. Уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу товарищей с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
8. Пермская деревянная скульптура. Презентация«Пермская деревянная скульптура». Культурная и художественно-историческая ценность, красота и внушительность произведений никому не ведомых крестьянских резчиков XVII-XVIII веков. Научить воспринимать произведения ваятелей пермских скульптур как художественно-историческую ценность. Познавательные:Запомнить о ваятелях пермских скульптур, о причинах появления и распространения скульптур в Прикамье, о ее общих характерных чертах, о сборе коллекции и литературы по этому вопросу. Коммуникативные:овладеть умением вести диалог, высказывая свое мнение и прислушиваться к мнению других. Регулятивные:формулировать и удерживать учебную задачу. Умениеиспользовать адекватные выразительные средства при общении.
9.
10.
11.
12
13
. Строгановы
Хохловка (Пермский край). Деревянный Урал.
Экскурсия в Кизеловский краеведческий музей.
Моя Родина –Пермский край. Слайды с фотографиями, произведениями искусств и видами поселений.
Презентации и рефераты по теме, подборка объектов, дающих исчерпывающую картину деревянного зодчества Урала.
Экспонаты музея. рассказ экскурсовода.
Презентации, доклады, рефераты.
В российской науке и культуре существует понятие «строгановский период», в российской архитектуре — «строгановский стиль».
Выступления уч-ся по теме: «Хохловка».
Рассказ экскурсовода.Достопримечательности родного края.
Научить осмыслить и понять насколько глубокий след оставила династия Строгановых за пять веков своей деятельности.
Научить понять, что при весьма скромном размере (23 постройки), Хохловка - один из лучших музеев России, где подборка объектов, дающих исчерпывающую картину деревянного зодчества Урала.
Научить внимательно слушать и запоминать рассказ экскурсовода.
Учить, консультировать в подборе материала на выбранную тему, учить оформлению и выступлению.
. Познавательные:овладение новыми знаниями о династииСтрогановых. Коммуникативные: использовать помощь в поиске новых данных о династии Строгановых, учиться слушать других. Регулятивные: уметь по плану осуществлять действия в соответствии с поставленной задачей
.
Познавательные: Хохловка делится на три сектора: коми-пермяцкий (три избы и гумно), северного Прикамья (церковь, изба и амбар), южного Прикамья (около половины музея), а также два тематических комплекса - охотничье становье и сользавод. Коммуникативные:обращаться за помощью учителю и одноклассникам.
Регулятивные: уметь по плану осуществлять действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: стремиться к освоению новых знаний о родном крае. Коммуникативные:оказывать помощь товарищу во время поездки; уметь вести себя в коллективе, проявлять тактичность и доброжелательность. Регулятивные:преобразование практической задачи в познавательную.
Познавательные: посмотреть работы, выполненные учащимися, наметить тему для своей работы. Коммуникативные: обращаться за помощью к учителю, одноклассникам,задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Регулятивные:
гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего города, Пермского края, России; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
Иметь эстетическую потребность в самостоятельной практической и творческой деятельности.
Уважительное отношение к культуре и истории родного края, воспитанность и доброжелательность.
Уметь донести до зрителей чувства восхищения тем, что узнал сам.Уметь обсуждать и анализировать собственную деятельность и работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы.