«Закрепление упражнений , обеспечивающих профилактику школьных заболеваний»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №9
Открытое занятие
творческого хореографического объединения «Задоринка»
группы 2 года обучения
на тему:
«Закрепление упражнений , обеспечивающих профилактику школьных заболеваний»
Разработала педагог
II квалификационной категории
дополнительного образования
Янгизова Олеся Викторовна
«Танец – самое возвышенное, самое трогательное и прекрасное из искусств, потому что это не просто выражение или отвлечения от жизни, это сама жизнь».
Айседора Дункан
Открытое занятие представлено по художественно-эстетическому направлению, в рамках реализации образовательной программы «Основы хореографии» в группе 2 года обучения объединения «Задоринка» по теме: «Закрепление упражнений , обеспечивающих профилактику школьных заболеваний», где занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу (в год 105часов).
Для успешной реализации занятия применялись следующие технологии:
1. Ведущей технологией, благодаря которой я получила запланированный результат занятия, является технология обучения в сотрудничестве.Технология включает: индивидуально-групповую работу и командно-игровую работу.
2. Технология игрового обучения занятие построено в форме танцевальных и музыкальных игр. Речь идет не только об использовании игры для разрядки и отдыха, а о том, чтобы сделать ее органичным компонентом занятия, средством намеченной педагогом цели.3. Технология здоровьесберегающего обучения
На занятии я придерживалась здоровьесберегающей организации учебного процесса. Применяя данную технологию, ставила перед собой следующие задачи:1) организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;2) мотивация на здоровый образ жизни;3) формирование у детей устойчивого понимания, что занятия хореографией – способ поддержания здоровья, развития тела.
4. Информационные технологии На занятии данная технология мною используются не как образовательные для детей, а как вспомогательные для обеспечения материально-технического оснащения.Деятельность танцевального коллектива предполагает разучивание, отработку и закрепление движений, а также постановку танцев. Для качественного звучания танцевальных фонограмм, соответствующих современным техническим требованиям используются компьютерные технологии.
Занятие было построено на 6 этапах:
Организационный этап (подготовка учащихся к занятию)
Подготовительный этап (разминка)
Игровой этап (игра)
Релаксация
Основной этап (отработка танца)
Заключительный этап
В течение всего занятия дети были заинтересованы, увлечены и с радостью выполняли все задачи занятия. В конце занятия подведён итог.
Тема занятия: «Закрепление упражнений, обеспечивающих профилактику школьных заболеваний»
Цель занятия: совершенствование упражнений, обеспечивающих профилактику школьных заболеваний
Задачи:
1.Повысить результаты физической подготовки (способствовать развитию гибкости, выносливости, силы, координации движений).
2.Совершенствовать техническую подготовку учащихся в плане освоения различных поворотов, прыжков, равновесий, выпадов.
3.Воспитывать у учащихся выразительность движений.
Оборудование:
Средства ТСО: компьютер, записи на дисках и файловом носителе (флеш-карта).
Место проведения:
Хореографический класс
Ход занятия
Организационный этап:
Педагог:
-Ребята, сегодня необычный день, нам с вами предстоит закрепить упражнения, обеспечивающие профилактику школьных заболеваний.
Но обратите внимание, на нашей сказочной лесной полянке расцвел цветик – семицветик. Он приготовил для вас задания на своих лепестках. Вы готовы выполнить эти задания?
(дети отвечают)
Поклон.
Подготовительный этап (разминка):
Педагог:
-Тогда я отрываю первый его лепесток и читаю первое задание.
1.Выполнить разминку по кругу:
Данная разминка поможет детям подготовиться к началу занятия, разовьет у ребенка чувство ритма, умение двигаться под музыку. Послужит основой для освоения детьми различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при дальнейшей работе .1. Танцевальный шаг
2. Шаг на высоких полупальцах3. Танцевальный бег
4. Танцевальный бег с прыжком
5. «Ножницы» вперед и назад
6. Подскоки
7. Маршевый шаг
8. Боковой галоп
9. Подскоки +прыжки
10.Подскоки и «разножка»
Педагог:
-Ну вот, первое задание мы успешно выполнили. Отрываем второй лепесток.
2.Выполнить разминку по линиям на середине зала
Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов: шеи, туловища, ног, рук. Данная разминка позволит детям познакомиться с элементарными перестроениями и построениями, научит детей четко ориентироваться в танцевальном зале и находить свое место. В дальнейшем, повторяя и закрепляя этот раздел, дети научатся в хореографических этюдах сменять один рисунок на другой.
Упражнения для шеи, плеч, туловища и стопы.
Разминка необходима для того, чтобы научиться хорошо и красиво танцевать, а также овладеть инструментом- своим телом.
И.п: стоя, ноги врозь, руки на поясе.
1. Наклоны головы к правому и левому плечу
2. Повороты головы направо, налево
3. Наклоны головы вперед, прямо; назад,прямо
4. Круг головой вправо
5. Круг головой влево
6. Поднимание плеч вверх, опускае плеч вниз
7. Круг плечами вперед
8. Круг плечами назад
9. Поочередное поднимание плеч
10.Наклоны туловища вправо, влево; вперед, назад
11.Наклоны туловища вправо, влево с руками; вперед, вперед с руками
12.Релеве
13.Пордебра
14.Пордебра с правой и левой рукой
Педагог:
-Молодцы, ребята! Вы справились со вторым заданием. Итак,
отрываем третий лепесток.
3.Основы классического танца и прыжки
Классический танец – основа всей хореографии. Он поможет детям познать свое тело, научиться грамотно, владеть руками и ногами, исполняя тот или иной танцевальный элемент. На занятиях классическим танцем, дети познакомятся с основными позициями рук и ног, различными классическими движениями (battement tendu, demi plie и др.), познакомятся с квадратом А.Я.Вагановой. С каждым учебным годом к более простым танцевальным движениям будут добавляться более сложные. В финале ознакомления детей с данным разделом им предлагается разучить танцевальные этюды.
1. PlieЦель упражнения – развитие эластичности суставно-связочного аппарата и «выворотности»в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах. Упражнение способствует развитию прыгучести за счет растягивания ахиллесова сухожилия.
2.ReleveДвижение releve имеет особое значение, в особенности для adagio, в которым оно очень часто используется и входит в число тех движений, которые соответствующим образом развивают мускулатуру для того, чтобы было легче удерживать равновесие.
3.Port de bras
Port de bras лежит в основе великой науки рук в классическом танце. Руки, ноги и корпус воспитываются в отдельности особыми упражнениями; развивается мускулатура ног, манера держать корпус, но только правильное нахождение своего места для рук завершает художественный облик исполнителя и дает полную гармонию танцу, голова окончательно отделывает его, дает красоту всему рисунку, а завершает его взгляд. Поворот головы, направление взгляда играют решающую роль в облике каждого arabesque, attitude и всякой другой позы. Port de bras - это наиболее трудная часть танца, которая требует большой работы и заботы.
4.Battement tentuЦель упражнения – научить правильно вытягивать ногу в нужном направлении, выработать силу и эластичность подъема (голеностопного сустава) и красивую линию ног.
Прыжки
Прыжки — самая трудная часть урока. Все, что вырабатывается экзерсисом и
adagio, непосредственно связано с прыжками и во многом способствует их
развитию. Но особенное внимание следует уделять самим прыжкам.
Прежде чем приступить к изучению прыжков, прорабатывается
экзерсис, в котором, как говорилось выше, приобретается постановка корпуса,
выворотность ног, эластичность приседания и т. д., после чего начинается
работа над прыжками.
1.Прыжки sote прямо по 6 позиции
2.Прыжки «разножка»
3.Прыжки из 6 позиции во вторую и обратно(по квадрату)
4.Sote прямо по 6 позиции и «поджатка»
Педагог:
-Вот мы справились и с третьим заданием. Отрываем четвертый лепесток. Читаем…
4.Выполнить партерный экзерсис
Партерный экзерсис или упражнения на полу развивает практически все группы мышц, позволяет с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Эти упражнения также способствуют исправлению некоторых недостатков в осанке, помогают развить выворотность ног, гибкость, эластичность стоп. Комплекс упражнений партерной гимнастики содействует развитию мышечной силы (формирует «мышечный корсет»), выносливости, подвижности в различных суставах и других двигательных способностей, то есть решает задачи общей физической подготовленности занимающихся.
Основной задачей является укрепление общефизического состояния ребенка и коррекция имеющихся недостатков в строении фигуры дошкольника.
К частым задачам относиться:
- оптимизация роста и формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия;
- совершенствование психомоторных способностей: развитие мышечной силы, подвижности в различных суставах (гибкости), выносливости;
- оказание благотворного влияния музыки на психосоматическую сферу ребенка.
Во время занятий партерной гимнастикой основными способами дозировки физической нагрузки являются: длительность выполнения упражнений, подбор самих упражнений, количество повторений и выбор исходных положений. Количество повторений каждого упражнения дает возможность не только увеличивать последующую нагрузку, но и индивидуально, в соответствии с физическими возможностями занимающегося ребенка, распределить усилия.
Для достижения наилучшего результата, следует придерживаться следующих принципов:
- принцип постепенности;
- принцип доступности;
- принцип чередования нагрузки;
- принцип наглядности (зрительной).
Принцип постепенности реализуется через такие правила: «от известного к неизвестному», «от простого к сложному».
Принцип доступности подразумевает под собой легкость предлагаемого материала и в то же время его усложнение, для стимулирования интереса занимающихся.
Принцип чередования нагрузки важен для предупреждения утомления у детей и для оздоровительного эффекта.
Принцип зрительной наглядности очень важен в обучении движениям. Зрительная наглядность – это демонстрация движений в целом или по частям. С помощью этого принципа дети быстрее обучаются данному виду деятельности.
Упражнение №1.
И.п. – сесть на пол с опорой рук сзади.
«раз» - сократить стопу;
«два» - стопу перевести в вытянутое положение, постараться большими пальцами коснуться пола.
Упражнение №2.
И.п. – см. упр.№1
«раз» - сократить стопу;
«два» - развернуть стопы, стараясь мизинцами коснуться пола;
«три» - соединить стопы (стопа остается в сокращенном положении);
«четыре» - вытянуть стопу, стараясь коснуться большими пальцами пола.
Упражнение №3.
Выполнять упражнение №1, выполняя каждой ногой поочередно.
Упражнение №4.
И.п. – сидя на полу, ноги вместе, стопы очень вытянуты, спина прямая, намного прогнутая.
«раз» - поднять выпрямленную правую ногу вверх;
«два» - не меняя положение ноги, сократить стопу;
«три» - вытянуть подъем;
«четыре» - опустить ногу на пол.
-38104445Упражнение №5.
И.п. – сесть на пол с опорой рук сзади.
«раз» - приподнять выпрямленную правую ногу;
«два - три» - вращение стопы вовнутрь;
«четыре» - опустить ногу в исходное положение.
Повторить с другой ноги.
068580Упражнение №6.
И.п. – сесть на пол с опорой рук сзади.
Поочередно сгибать ноги, фиксируя большой палец стопы на полу, у колена.
-3810bottomУпражнение №7.
И.п. - лежа на спине, развернуть ноги внутренней стороной наружу (выворотно).
«раз - четыре» - медленно поднять правую ногу вверх;
«раз - четыре» - медленно опустить правую ногу в исходное положение.
То же повторить с левой ноги.
«раз - четыре» - медленно поднять правую ногу вверх, то вытягивая, то сокращая стопу;
«раз – четыре» - медленно опустить ногу в исходное положение. То же повторить с левой ноги.
0137795
Упражнение №8.
И.п. – лежа на спине.
Согнуть правую ногу в колене, бедро прижать руками к гуди. При этом следить, чтобы другое бедро удерживалось на полу, что бы таз не смещался и левая нога оставалась вытянутой.
Удерживать такое положение «четыре» счета. Повторить то же с другой ноги.
-3810outsideУпражнение №9.
«Складочка».
И.п. – сесть на пол.
«раз – два» - быстро наклонить корпус вниз, взявшись руками за стопы, прижаться грудью к ногам. Выпрямив позвоночник;
«три – четыре» - зафиксировать такое положение. Медленно поднять корпус. Прийти в исходное положение.
-38104445Упражнение №10.
И.п. – лечь на спину руки вытянуть вдоль тела.
«раз – четыре» - поставить ноги на пол за головой;
«раз – четыре» - вернуться в исходное положение.
053340Упражнение №11.
И.п. – сесть с опорой на руки сзади, ноги согнуты врозь.
«раз» - опустить правое колено вовнутрь. Стараясь коснуться им пола;
«два» - вернуться в исходное положение. То же другой ногой.
-38104445Упражнение №12.
И.п. – сесть на пол, ноги как можно шире развести врозь, руки за голову.
«раз - два» - наклониться вправо, стараясь коснуться локтем пола за коленом правой ноги;
«три – четыре» - вернуться в исходное положение. То же в другую сторону.
Упражнение №13.
Повторять упражнение №12, с наклоном всем корпусом на правую и левую ногу, стараясь коснуться грудью колена.
00Упражнение №14.
«Лягушка».
И.п. – сесть на пол, ноги согнуты в коленях, бедра отвести назад в стороны, стопы соединить подошвенной частью.
«раз – три» - опираясь руками на колени. Опустить их как можно ниже к полу;
«четыре» - вернуться в исходное положение.
0114935
Упражнение №15.
И.п. – сесть на пол скрестив ноги по-турецки. Руки в сторону.
«раз – четыре» - наклон вправо. Правая рука за спину, левая поднимается вверх. Повторить в другую сторону.
-3810635Упражнение №16.
«Лягушка».
И.п. – лечь на живот. Бедра отвести, колени согнуть, стопы касаются друг друга подошвенной частью.
Спину максимально прогнуть назад, удерживая стопы и бедра на полу.
-3810outsideУпражнение №17.
«Самолетик».
И.п. – лежа на животе.
«раз – четыре» - поднять вытянутые ноги назад над полом и прогнуться, руки назад;
«раз – четыре» - вернуться в исходное положение.
Упражнение №18.
«Щука».
Выполнять, так же как и упражнение №17, только руки поднимать вперед, сложив ладони вместе.
495300-76200Упражнение №19.
И.п. – лежа на животе, руки за голову, ноги вместе.
«раз – четыре» - выполнить прогиб назад, удерживая бедра и живот на полу;
«раз – четыре» - вернуться в исходное положение.
-3810bottomУпражнение №20.
«Лодочка».
И.п. – лежа на животе, согнуть ноги в коленях и захватить стопы руками.
«раз – четыре» - поднять ноги вверх, приподнимая верхнюю часть туловища;
«раз – четыре» - вернуться в исходное положение.
038100Упражнение №21.
«Коробочка».
И.п. – лежа на животе.
Упираясь на руки. Прогнуть спину назад. Согнув ноги в коленях, постараться коснуться ногами головы.
-3810outsideУпражнение №22.
«Растяжка».
И.п. – стоя на коленях, наклониться вперед, предплечья на полу.
«раз – четыре» - потянуться плечами к полу;
«раз – четыре» - вернуться в исходное положение.
-3810top1948815topУпражнение №23.
«Кошечка».
И.п. – упор на руки.
«раз – два» - спину прогнуть, голову поднять до предела вверх;
«три – четыре» - спину выгнуть, голову опустить вниз.
-38104445Упражнение №24.
«Перекаты».
И.п. – сидя на полу, обхватить руками согнутые в коленях ноги.
«раз – четыре» - прижав колени к груди, перекатиться на спину;
«раз – четыре» - вернуться в исходное положение.
-38104445Упражнение №25.
«Уголок».
И.п. – сесть на пол, ноги вытянуть, руки в стороны.
«раз – четыре» - поднять вытянутые ноги вверх, образовать угол. Зафиксировать положение;
«раз – четыре» - вернуться в исходное положение.
Игровой момент
Педагог:
-Вот мы справились и с четвертым заданием. Отрываем пятый лепесток. Читаем…
5.Игровые забавы
-Ребята, мы с вами устали, давайте немного поиграем. Вспомним нашу игру на развитие координации движения и чувство ритма.
Игра «В этом зале все друзья»
В игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение — раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.
Релаксация:
Педагог:
-Вот мы и поиграли, теперь отрываем лепесток и читаем шестое задание.
6.Ребята устали нужно отдохнуть и расслабить свои мышцы.
«Полет бабочки»
(Включается музыкальная лирическая запись)
-Давайте ляжем на коврик, расслабимся и закроем глаза.
Слушайте меня внимательно.
Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день.
Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок...
Проследите за движениями ее крыльев.
Движения ее крыльев легки и грациозны.
Теперь каждый пусть вообразит, что он – бабочка.
Что у него красивые и большие крылья…
Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз, вверх и вниз...
Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе.
А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите.
Посмотрите, сколько на нем ярких цветов...
Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему.
Теперь вы даже чувствуете аромат своего цветка.
Медленно и плавно высадитесь на мягкую пахучую серединку цветка…рассматриваете его и цветы вокруг...
Вдохните еще раз его аромат ... и откройте глаза.
Основной этап
Педагог:
-Очень хорошо! Молодцы! Вы справились с шестым заданием. Отрываем седьмой лепесток
7.Танцы
Танец – всегда, украшение праздника! Насколько богаче и ярче становится праздник, в котором много танцев. Танец выражает многообразие эмоций, он живо откликается на самую разнообразную музыку. С его помощью можно изобразить и радость, и грусть, и листопад, и поэзию родной природы… Ребята мы с вами выучили много разнообразных танцев и по характеру, и по жанру, давайте вспомним их.
А какие они по характеру?
(Дети называют характер, жанр, темп каждого танца, его настроение)
Танец «Красная бибика»
Заключительный этап
Педагог:
Вот и подошло к концу наше занятие. Вы молодцы, были внимательными и выполняли движения правильно. Поблагодарим друг друга аплодисментами.
Спасибо.
Педагог: занятие закончено. Поклон.
Дети выполняют поклон.