Исследовательская работа по проблемам чтения среди школьников.
Проблемы продвижения чтения в современной системе образования.
В современных условиях, по утверждению ученых, формируется личность нового
типа с высоким уровнем информационных потребностей и запросов. Это обусловлено
особенностями исторического развития, изменениями в системе образования.
Поскольку судьба любого цивилизованного общества зависит от
подрастающего поколения, то, следовательно, юные читатели должны быть
приоритетной группой. Их воспитанием непосредственно занимаются семья,
образовательные и внешкольные учреждения.
Все школьные библиотеки ныне призваны стать центром общедоступной
информации, они должны быть востребованы как для обучения, так и для личностного,
духовного, творческого развития, самосовершенствования.
Школьная библиотека сегодня должна решать важные задачи в обществе, и,
прежде всего, научить ребенка быть функционально грамотным и востребованным в
современном мире.
Развитие образования сегодня невозможно без развития библиотеки
образовательного учреждения и в первую очередь –школьной библиотеки.
Мы можем выдвинуть перед собой следующие задачи:
-определить роль библиотек в развитии чтения школьников;
-рассмотреть состояние фондов школьных библиотек;
-выявить их цели деятельности
Школа ставит задачу - создать условия для раскрытия творческого потенциала ребенка. Библиотека, являясь элементом образовательной среды, способна активизировать творческий, интеллектуальный потенциал ребенка.
Без хорошей библиотеки школа не сможет выполнять на высоком уровне свои образовательные и воспитательные функции.
Школьная библиотека прививает учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивает воображение, воспитывает гражданскую ответственность.
И первоклассник, и выпускник школы, и педагог, и директор учебного заведения вовлечены в общую орбиту, имя которой образование. Доказано, что сотрудничество библиотекарей и учителей способствует повышению уровню грамотности учащихся, содействует развитию навыков чтения, запоминания, а также выработке умения пользоваться информационно-коммуникативними технологиями.
Взаимодействие библиотекаря и читателя-школьника строится на принципах «педагогики сотворчества», где библиотеке отводится активная роль. Формирование устойчивого интереса к книге, воспитание культуры чтения, развитие творческого мышления осуществляется библиотекой с помощью инновационных и традиционных методов личностного и читательского развития. Это прежде всего индивидуальная работа, построенная в форме диалога. Второе - внеурочная жизнь школьника. Именно в ней проявляется эмоциональная, духовная сторона жизни ребенка. Психологи говорят о том, что развитие личности происходит лишь в процессе деятельности самого человека.
Школьная библиотека является сегодня необходимым звеном образовательной среды, т.е. и сама есть та материальная и духовная среда, способная активизировать творческую деятельность детей и взрослых.
Дети относятся к одной из наиболее многочисленных групп читателей библиотек. Поэтому изучение проблем, связанных с детским чтением в школьной библиотеке занимает главенствующую позицию. Опыт библиотечной работы с детьми всегда привлекал внимание отечественных специалистов. Начиная с 20 - 30 гг. в статьях П. Б. Хавкиной, были раскрыты методы библиотечной работы со школьниками, и до наших дней эта проблема является одной из главных в работе библиотек вообще и школьных в частности.
Современный период характеризуется серьезной переоценкой российскими специалистами деятельности школьных библиотек, с особым вниманием к достижениям, инновациям в области библиотечной работы с подрастающим поколением.
Информационная потребность ребенка в результате освоения школьных программ должна провести его в юношеском возрасте к самостоятельному получению информации. Своеобразным местом обучения может и должна стать школьная библиотека. В школьной библиотеке ребенок получает доступ не только к информации, но и к культурным ценностям, то есть к книге. Пользовательские навыки школе должны помогать ребенку в основной цели получения знаний.
Забота государства, стимулирование чтения новых поколений необходимы, поскольку в последнее десятилетие вновь возникла проблема грамотности, образованности молодежи.
Не смотря на то, что в нашем веке детскую книгу перестают воспринимать как прямое педагогическое средство, ее образовательно-воспитательное воздействие на формирующуюся личность юного читателя неоспоримо.
Что же касается наших школьников, то, отношение к чтению у них весьма противоречивое. Есть дети, для которых книга – это интересное и увлекательное путешествие, без которого они не мыслят своей жизни. Кто смотрит телевизионную передачу "Умники и умницы", тот убедился в начитанности детей, участвующих в передаче. В них виден интеллект, эрудиция, культура, способность решать нестандартные задачи, прогнозировать. К сожалению, таких детей, кто не представляющих свою жизнь без чтения, с каждым годом становится все меньше. Зато возрастает число тех, кто "не тычет в книжку пальчик". Тревожит, что таких "мальчиков" с каждым годом становится все больше. Для них чтение - тяжелая повинность. Они не осознают его не только как средство развития, но и как средство, ведущее к успехам по всем предметам в школе. Ведь чтение в школе связано не только с литературой. Оно является основой для изучения всех предметов, даже математики. Неправильно понятая задача ведет к неправильному решению. Вместе с тем, начитанность школьников определяет уровень отношений в классе между учениками, порождает духовный климат в школе и дома. Кем бы потом ни стали выпускники школ - им жить среди людей. А значит необходимо уметь понимать их, общаться с ними, предвидеть их поведение, а для этого представлять себе разнообразие характеров, иметь запас жизненных ситуаций и способов их разрешения. А где как в не литературе можно увидеть всё разнообразие жизненных ситуаций.
Нельзя не учитывать и прагматическую сторону чтения. Ведь огромная масса профессий, так или иначе, связана с чтением инструкций, факсов, договоров, почтовых отправлений и других деловых бумаг, что требует языкового развития.
Между тем известны факты, когда наши юноши, призванные в армию, не умеют читать, грамотно излагать свою мысль, полноценно общаться. Накопление подобных фактов идет постоянно возрастает. Нельзя не увидеть во всем этом прямой связи с ростом детской преступности, алкоголизма и наркомании. Неслучайно применительно к детскому чтению все чаще мы слышим слово "кризис", а иногда и "катастрофа". Поэтому я считаю проблему чтения, пропаганды чтения одной из основных в работе школьной библиотеке.
Роль книги, ценность детского чтения в общественном сознании сегодня особенно высока, однако, к сожалению, читающих детей становится все меньше и меньше. Можно сколько угодно ругать школу, телевидение, компьютеры и Интернет, однако это не решит проблемы. В журнале "Школьная библиотека" приводятся данные о детском чтении на современном этапе: - Любят читать: младшие школьники (43%), старшие (17%) - Не любят читать: младшие школьники (8%), старшие (17%) - Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников - Читают на досуге только развлекательную литературу 40% учащихся - Читают познавательную литературу 21% школьников - Читают для самообразования 10% школьников. Налицо кризис чтения.
В работе школьной библиотеки можно выделить ряд факторов, способствующих формированию активной читательской деятельности, готовности ребенка творить, реализовать свой творческий потенциал.
1)Временной фактор или фактор времени. Библиотекарь и ребенок находятся рядом в течение десяти лет, что позволяет наблюдать за развитием ребенка.
2)Личностный фактор - фактор сопричастности, сопереживания. Библиотекарь и ребенок. Их отношения складываются на личностном уровне (решение проблем общения, одиночества и др.)
3)Фактор сотрудничества. Библиотекарь работает вместе с другими учителями. Это позволяет видеть в ребенке не только читателя, но и ученика.
4)Фактор - читательский опыт библиотекаря и его влияние на читателя - ребенка.
Сегодня, в условиях развития информационных технологий, мы можем осознать, что чтение - единственная технология освоения письменной культуры, накопленной человечеством, единственная технология добычи знания в самом широком значении этого понятия. Основная ценность современного общества - не столько сама информация, сколько знания, недаром ЮНЕСКО выдвинула лозунг "От информационного общества - к обществу знаний". Знание - это усвоенная, освоенная (т. е. ставшая "своей") информация. Очевидно, что процесс переработки информации в знание без вдумчивого, осмысленного чтения невозможен.
Как школьник выбирает книги? Сегодня функционируют книжные интернет-магазины, действует развитая система заказов по каталогам, прайс-листам. К источникам информации о книгах для чтения исследователи этой проблемы относят авторитет родителей (40%). Так же высоко ценится совет учителей (35%) и рекомендации друзей (39%). Что же касается СМИ, то их роль в формировании круга чтения отмечают лишь 12% респондентов. (4) Взрослые должны интересоваться тем, что читает ребенок. Если это негуманная книга, постараться вызвать ребенка на откровенность, обсудить ее, заинтересовать другой, более подходящей.
Чтение должно быть включено в стратегию жизни каждой личности. Это значит, что в любой жизненной и житейской коллизии человек должен искать опору, помощь в книге, библиотеке. Если же этого не происходит и чтение как интеллектуальная технология освоено плохо, то реализация личности не будет полностью успешной - что и происходит сегодня в России. Российские педагоги отмечают, что подростки стали не только меньше читать, но и хуже понимать прочитанное, в том числе материал учебников, и это, конечно, сказывается в их дальнейшей жизни. Только 4,5% специалистов (управленцев, медицинских работников, педагогов, инженеров) обращаются к литературе по профессии, и это не может не отразиться на их профессиональном уровне, уровне развития самих этих отраслей, а значит, и на развитии страны в целом. Долг каждого родителя, педагога и библиотекаря - научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. Нужно помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. От того, как мы будем ей заниматься, зависит будущее нашей страны. Сегодня в нашей стране реализуется национальная программа поддержки и развития чтения, рассчитанная на 2007-2020 гг., разработанная ведущими экспертами по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и Российского книжного союза.
Основная цель этой программы внедрение в практику библиотечной работы инновационных методов, позволяющих привлечь к читательской деятельности большое число детей.
Чтение детей, как правило, носит личностный характер, то есть зависит от характера, психики, интересов ребёнка. Поэтому в работе школьного библиотекаря особое место занимает личный контакт с читателем. Он заключается в первую очередь в постоянных беседах со школьниками во время выдачи книг, которое может быть виде краткого обсуждения прочитанного произведения. В такой ситуации можно ненавязчиво рекомендовать книгу, понравившегося читателю жанра, хорошего литературного уровня. Этот приём можно продуктивно использовать особенно среди читателей начальной школы, когда дети стремятся к новому, им интересно всё вокруг. Такая форма руководства чтением будем уместной и в будущем может иметь продолжение. Когда ученик закончит начальную школу и перейдёт в основную, доверие к библиотекарю как к компетентному специалисту в области книг останется и позволит и дальше влиять на читательскую деятельность ученика. В данном случае нужно учитывать возрастные изменения читательского спроса, изменения интересов, для того, чтобы читатель чувствовал заинтересованность библиотекаря в лично его потребностях. Вообще чувство заинтересованности в потребностях читателей играет большую роль в работе библиотеки школы.
Очень важным аспектом в работе школьного библиотекаря становится изучение вкусов, привычек и потребностей в чтении у школьников. Эту работу можно провести на основе анализа читательских формуляров школьников. Проведённый анализ читательских формуляров учеников МБОУ «СОШ №20» показал:
- литературные произведения по программе литературы 72%
- познавательная литература по программе, изучаемых предметов 35%
- художественная литература вне программы 21%
- познавательная литература вне школьной программы 15%
- не берут книги в школьной библиотеке 23%
Анализ показал, что в подавляющем большинстве литература берётся в соответствии с программными требованиями. Процент собственной активности мал. Это говорит о незаинтересованности в получении дополнительных знаний, низкой читательской культуры. Но надо так же сказать и плохом комплектовании школьных библиотек необходимой литературой, что является немаловажным фактором в деле развития чтения у обучающихся.
Поэтому на начальном этапе необходимо заинтересовать читателя книгой. Сделать, как говорят затравку. Что же может послужить «крючком», на который можно поймать читателя.
Во-первых: встреча с автором книги. Читатели видят реального человека, написавшего книгу. Личность автора у детей нередко ассоциируется с самой книгой. Поэтому интересная встреча с писателем или поэтом может послужить толчком для чтения произведений литературы данного автора, а также и других, пишущих в этом же жанре. Если писатель является ещё и уроженцем местности, где проживают дети, то можно строить параллельно и работу с краеведческим уклоном.
Во-вторых: встреча с реальными героями книги или людьми, побывавшими в ситуации, которая описывается в книге. В данном случае дети видят реальность изображаемых событий и воспринимают её как отображение реальной жизни. Что помогает им закреплять прочитанное, как жизненный опыт. Это в свою очередь позволит им быть более адаптированными к жизненным условиям.
В-третьих: использование новых технологий. В первую очередь это компьютерные технологии. Такие как презентация, видеоролик, имеющий сейчас всё большее применение буктрейлер.
- Презентация даёт возможность динамично использовать иллюстративный материал, наглядно показать развитие сюжета мероприятия. Такой метод проведения мероприятия позволяет сосредоточить внимание читателей на смысле излагаемого материала, будь то книга, периодическая печать или другой вид печатного документа, в отличие от того, когда библиотекарь ходит между читателями с книгой или иным иллюстративным материалом. При таком проведении встречи с читателями внимание отвлекается, и дети хуже сосредотачиваются на смысле проводимого для них мероприятия.
- Видеоролик может быть на любую тему. Он может быть посвящен персонально одному автору, может включать обзорную беседу об авторах одного жанра или одного времени, может быть посвящен одной книге (истории создания и написания), может быть обзор нескольких книг определенного жанра (можно сравнить истории их создания и написания, выявить чем обосновано различие в их возникновении).
- Буктрейлер – это по сути видеопрезентация книги или может целого жанра. В данном виде продвижения и развития чтения используется момент интриги. Создатели буктрейлера рассказывают о героях, слегка обрисовывают их характер, но сюжета и результата не рассказывают, тем самым интригуют читателя и побуждают его к прочтению книги.
Что же нужно сделать, чтобы школьник стал активным читателем, кроме использования новых и уже проверенных методов работы с читателем.
Основным в развитии чтения среди обучающихся повышение мотивации. Нужно показывать, повсеместно демонстрировать необходимость чтения для достижения высоких результатов в различных видах деятельности. Мотивировать, можно говоря о будущей профессии, о том, какие знание должен иметь специалист в выбранной области. Рассказывая, какие знания, получаемые в школе, помогают в жизни человека, как их использовать, то есть проводить параллель между учебной программой приложением её в жизни.
Помощь в мотивирование чтения может оказать и правильная расстановка фонда
и тематическое раскрытие имеющегося в фондах школьных библиотек документального
материала. В этом может помочь ведение учеником «Читательского дневника», в
котором он отображает всё, что он прочитал, высказывает в нём свои суждения и
впечатления о прочитанном. Как это происходит в процессе чтения?
В читательском дневнике ученики описывают впечатления по прочитанным
книгам; так достигается ответная реакция учащихся на прочитанное.
Ответная реакция детей (школьников) на информацию одноклассников на
прочитанное.
Мотивация к чтению влечёт за собой не только успешность в освоении учебной программы, но и влияет на всестороннее развитие личности обучающегося.
В современной библиотечной практике выделяются три подхода к определению всестороннего гармоничного развития личности:
-отождествление этого понятия с всесторонней функциональностью личности;
-акцент исключительно на интеллектуальном развитии, то есть отождествление с
процессом накопления знаний и повышением образовательного уровня;
-представление о всестороннем развитии личности юного читателя как об абстрактном
идеале.
В интересах подлинно гармоничного развития читателя в интересах наращивания и
постоянной актуализации им человеческого капитала, следует рассматривать эти
подходы не как взаимоисключающие установки, а как их комплекс.
В этом случае библиотекарю удастся преодолеть односторонность каждого из них и
сохранить все позитивные аспекты. Содействие этому динамическому и многоплановому
процессу является магистральным направлением деятельности любой библиотеки,
обслуживающей детей и юношество, школьной в первую очередь.
Специалисты Московского государственного университета культуры в 90-е годы 20
века в учебном пособии по организации библиотечного обслуживания определили
стратегические и соответствующие им перспективные цели:
-содействие формированию мировоззрения читателей;
-пропаганда среди читателей общечеловеческих нравственных ценностей;
-правовое, экологическое и эстетическое воспитание школьников;
-информационная поддержка образовательной и самообразовательной деятельности.
Это можно с уверенностью отнести и к работе школьной библиотеке. Так именно
школьная библиотека работает с детьми бок о бок с первого класса и до момента выпуска
из школы. Столь длительный срок даёт возможность пристального изучения
потребностей читателей, влияния на выбор читаемой литературы, формирование
культурного и литературного вкуса у обучающихся, что в конечном итоге и является
основополагающими в воспитании и развитии духовно-нравственной личности. А в
соответствии с новыми стандартами образования эта задача выходит на первый план,
становится наиглавнейшей.
В настоящее время можно говорить о том, что к данным целям, не потерявшим
актуальность до настоящего времени, добавляется подготовка читателей к жизни в
условиях информационного общества, их адаптации к современному сложному
информационному пространству.
Главное, что требуется сделать для воспитательных целей гармоничной личности
– сформировать у ребенка потребности и способности самоорганизации, большой частью
которого сегодня является умение работать (анализировать) с информацией и
коммуникативные навыки общения.
Без анализа, умения мыслить, имея за плечами стержень моральных принципов и
установок, отделить «зерна от плевел» сможет далеко не каждый. В этой части хорошую
книгу, которая прививает ребенку именно способность думать, сопереживать,
анализировать – пока не заменит никто и ничто. Энергия и сила активных читателей
множится в десятки и сотни раз на энергию и силы автора, и их соединенным силам
будут не страшны никакие трудности обучения и воспитания первых.
Очевидно, что любое воздействие родителя, педагога, наставника только тогда
эффективно, когда оно созвучно внутренним потребностям ребенка, когда оно вызывает
их собственную активную деятельность, направленную на осуществление поставленных
задач, то есть – дополнительно к мотивировке интереса – еще и на самоорганизацию.
II Успешное формирование устойчивого интереса к чтению, пониманию его
необходимости может гарантировать только проведение комплексной программы,
охватывающей всестороннее детскую литературу, её виды и жанры. Детская литература
даёт возможность рассмотреть все стороны человеческого характера и души, показать все
прекрасные и негативные стороны тех или иных поступков. Именно на этом основана и
стремиться выявить программа составленная мною. Программа называется «Давайте
жить дружно!» (Приложение 1)
Целью программы является формирование доброжелательных отношений, привитие
чувства сострадания и любви к ближним, умения работать над собой, развивать свою
самооценку, прививать интерес к окружающему миру, способствовать личностному
развитию, воспитание культуры поведения.
Задачи программы я определила следующим образом:
- Главное показать какую роль в этом играет чтение книг.
- Показать, что с помощью книг можно разобраться в любой ситуации,
- С помощью книги можно разрешить любую трудную задачу,
-Книга может помочь увидеть учащемуся в книге незаменимого
друга и наставника,
- Привить необходимость чтения.
В конце занятий я ожидала:
- увеличение статистических данных (посещаемость, книговыдача), как основных
показателей активности чтения среди обучающихся школы,
- улучшение микроклимата в классах,
- укрепления чувства любви к месту, где родился,
- появление способности анализировать свои поступки и давать им оценку,
- увидеть ответственность за свои поступки.
Все мероприятия сгруппированы по четырём темам:
«Откуда есть пошла книга» (тема посвящена истории книги, знакомство с
жанрами, видами печатной продукции)
«С чего начинается Родина?» (тема посвящена культуре, писателям и поэтам Вологодской области)
«Вместе весело шагать» (тема посвящена писателям и книгам о дружбе)
«Что такое хорошо?» (тема посвящена нравственному воспитанию)
Каждое мероприятие данной программы проводилось во всех классах начальной
общей школы. Конечно, объем, и сложность материала выбиралась в зависимости
возрастных особенностей школьников. Так, например, говоря о сказках для первых
классов выбирались русские народные сказки в обработке В.И.Даля, а для детей
четвёртых классов в проведение мероприятия включались сказки А. Погорельского,
Аксакова, А.М.Волкова. Тем самым учитывается возраст, развитие, особенности
восприятия как читаемого материала, так личностное эмоциональное восприятие,
уровень знаний полученных в процессе обучения.
В план мероприятия посвященный творчеству Александра Мелентьевича Волкова,
мероприятие построено по книге «Волшебник Изумрудного Города»
Библиография
1. Иванова, Г. А. Библиотечная работа с детьми за рубежом [Текст] / Г. А. Иванова; В. П. Чудинова. - М.: МГУКИ, 1999. - 267 с.
2. Чудинова, В. П.
Библиотечная работа с детьми в США: пути развития [Текст] /
3. В.П. Чудинова. - // Библиотековедение. - 2002. - №1. - С. 99-106.
4. Штейман, А. Страсть к чтению [Текст] / А. Штейман // Библиотека в школе. - 2009. - №19. - С. 32-34.
5. Драгныш, Е. Ты то, что ты читаешь [Текст] / Е. Драгныш // Библиополе. - 2009. - № 9. - С. 26-27.
6. Тихонова, В. Под одной крышей [Текст] / В. Тихонова // Библиотечное дело. - 2008. - №12. - С. 30-33.
7. Ялышева, В. За опытом - в Скандинавию: профессиональный тур по северным странам [Текст] / В. Ялышева; Л. Глухова // Библиотечное дело. - 2010. - № 2. - С. 2-5.
8. Андреева, О. Трамвай сказок: детские библиотеки за рубежом [Текст] / О. Андреева // Библиотечное дело. - 2004. - № 13.- С. 33-34.
15