Консультация для родителей «Лепка в свободное от занятий время в детском саду и в семье»


Консультация для родителей
«Лепка в свободное от занятий время в детском саду и в семье»
Интересы детей к различным видам деятельности начинают проявляться рано. Уже в средней группе детского сада бывают любители играть со строительным материалом или рисовать. К сожалению, реже можно наблюдать, чтобы дети в свободное от занятий время лепили или занимались аппликацией. Между тем эти занятия могут привлекать ребят так же, как и другая деятельность.
Все дело в том, что воспитатели в детском саду редко предлагают ребятам глину, пластилин для лепки и чаще дают бумагу и карандаши. Воспитатели недостаточно ценят эти занятия, в то время как свободная лепка поможет закрепить умения детей. Кроме того, ребенок склонный к этому виду деятельности, сможет удовлетворить свой интерес, дать выход своей фантазии. Во время занятий подобного характера воспитатель меньше вмешивается в процесс работы, ребенку предоставляется возможность самостоятельно решать многие вопросы: в отношении выбора темы, техники изображения, а также отбора выразительных средств лепки. Самостоятельная деятельность делает детей более уверенными в использовании способов изображения. Кроме того, ребята привыкают пользоваться материалами для лепки так же свободно, как и материалами для рисования.
Предлагать детям лепку в свободное от занятий время лучше в средней группе, когда у ребят уже имеются элементарные умения пользоваться глиной (пластилином) и появляется заинтересованность этой деятельностью.
Работая с пластилином, дети самостоятельно решают не только задачи по созданию объема, но и задачи, связанные с выбором цвета.
Лепка вне занятий носит разный характер. Это может быть изображение одного предмета, скульптурной группы, посуды, декоративных пластин, бус и т. д. Дети могут лепить индивидуально и объединяться в группы - все зависит от их желания и общего руководства воспитателя. Предложение заняться лепкой может исходить от ребенка или от воспитателя. Любители лепить сами берут материалы и работают, но воспитатель может привлечь и других ребят - тех, у которых не все получается во время занятий, и тех, кто не очень любит эту деятельность. Чтобы заинтересовать детей, воспитатель сам включается в процесс лепки. Некоторым он предлагает определенную тему. Например, во время совместного занятия дети лепят эпизод из сказки или овощи и фрукты для игры в магазин. Подобные игры объединяют ребят, и те, у кого изображение предметов получается плохо, наблюдают, как работают соседи, заимствуют способы лепки, сравнивают свою работу с другими, советуются с товарищами и постепенно приобретают интерес к этому виду деятельности. Использование совместно вылепленных фигурок в играх сближает детей и вызывает у них желание в свободное от занятий время лепить вместе с товарищами.
Большие возможности открываются для детей летом, когда на участке они могут заниматься лепкой самостоятельно, изображая самые разнообразные предметы: зверей, домашних животных, насекомых, посуду, декоративные пластинки с различным содержанием.. Лепка детей в свободное от занятий время - это в основном лепка по представлению и замыслу, что имеет свою определенную ценность, так как дети самостоятельно задумывают тему, планируют работу, пользуются знакомыми способами изображения, придумывают собственные способы лепки.
Лепка по представлению детей всегда строится на основе знаний о предмете, его форме, пропорциях. Ребята, которые привыкли часто лепить, быстро придумывают тему - иногда замысел у них рождается раньше, чем они приступят к работе (например, на прогулке под влиянием увиденного). Иногда ребенок тут же рассказывает об этом воспитателю, и дело взрослых - внимательно отнестись в возникшему желанию ребенка, может быть, вечером напомнить ему об этом. Поддерживая таким образом интерес к лепке, воспитатели постепенно развивают в детях желание заниматься данным видом деятельности.
Правильно поставленная работа по лепке и внимательное отношение к ней воспитателя приводит к тому, что дети с увлечением создают предметы, которые они могут использовать для игры или украшения стен своей комнаты. Декоративные предметы можно также дарить взрослым и детям как сувениры.
Зимой во время прогулок материалом для создания скульптур может быть снег. Сначала с помощью воспитателя, а затем самостоятельно дети создают на участке целые снежные и ледяные ансамбли с лепными домами, животными, сказочными птицами и фигурами людей.
Прежде всего необходимо все материалы разместить в доступном для детей месте. Ребята должны знать, что они в любое время могут достать все необходимое для лепки: коробки с пластилином, глину в маленьком полиэтиленовом ведерке с плотно закрывающейся крышкой, банки с ангобом (трех-четырех цветов), коробку со стеками разной формы, доски или поворотные станки. Все эти материалы и оборудование заготавливаются из расчета на 5-6 ребят. В летнее время материалы для лепки могут быть вынесены на веранду, чтобы дети во время прогулки могли свободно пользоваться всем необходимым.
Самостоятельность детей во время подобных занятий проявляется в том, что они без помощи взрослых определяют замысел, а в связи с ним необходимое количество глины и т. д. Обстановка во время такой лепки более непринужденная, дети чаще отвлекаются, смотрят работы друг друга, советуются. Воспитатель внимательно следит за всеми детьми, уделяет внимание и тем, кто занимается лепкой. Он следит за осанкой детей, правильной постановкой рук, за тем, ка осуществляет замысел каждый ребенок. Детям, которых воспитатель сам привлек к этой работе с глиной, нужно уделить особое внимание. Воспитатель чаще подходит к ним, задает вопросы, может показать изображение того или иного предмета; например, он может вылепить утку, а детям предложить вылепить утят и поставить все вылепленные игрушки на подставку.
Таким образом, руководя свободной деятельностью детей, воспитатель старается направить ее по творческому пути, приучая детей действовать обдуманно и планомерно.
В том случае, если ребята задумают лепить овощи, фрукты, различных зверюшек, фигуру человека, воспитатель старается направить эту работу так, чтобы она была творческой, чтобы дети стремились создать образ. С этой целью он задает детям вопросы, которые заставляют подумать над формой, пропорциями фигур, изображением действия. Чтобы ребенок вспомнил облик предмета, воспитатель может предложить рассмотреть предмет в натуре или на картинке. Подобные наблюдения на являются длительными, они не отнимают много времени у воспитателя, но для ребенка они очень ценны, так как направляют его самостоятельную деятельность, помогают ему справиться с замыслом.
Обучая детей лепке, воспитатели привлекают и родителей, которые всегда интересуются тем, что делают их дети, периодические выставки детских работ поддерживают этот интерес. Организуя работу с родителями, воспитатели дают советы, как организовать подобные занятия дома (как оборудовать рабочее место для лепки, как хранить материалы, на что обращать внимание ребят во время изображения предмета).
В домашних условиях у ребенка должно быть постоянное удобное рабочее место, где он может рисовать и лепить. Дома дети в основном повторяют то, что лепили в детском саду, но если родители сумеют поддержать интерес ребенка, то он будет лепить другие предметы.
Воспитатель, видя заинтересованность ребенка, предлагает родителям приобрести необходимый материал и оборудование: пластилин, стеки, доски, а если есть возможность, то глину. Для того чтобы дети могли получить от родителей нужные советы, воспитатель предлагает им посмотреть, какими способами можно вылепить тот или иной предмет, рекомендует методическую литературу.
Беседы с родителями могут иметь разные задачи. Одной из них может быть тема о повышении умений ребенка при лепке предмета из целого куска. Для этого нужно объяснить родителям, в чем сложность подобной работы. Воспитатель объясняет родителям, как показать это ребенку.
Перед тем как лепить с детьми по сюжету сказок, можно дать родителям задание вместе с ребенком прочитать сказку, обратить его внимание на характер персонажей и их действия. Подобные задания дадут родителям возможность понять, как строить занятия с детьми дома. Для работы с родителями следует использовать стенную печать, организовать выставки детских работ. Беседа воспитателя с родителями может сопровождаться демонстрацией конспектов занятий и разработок приемов лепки тех или иных предметов.
Родителям объясняют также, что совсем не обязательно детям всегда показывать способы изображения. Ребята должны уметь самостоятельно пользоваться знакомыми способами лепки, а иногда находить и собственные решения.
Совместные усилия воспитателя и родителей дают положительные результаты. У детей проявляется еще больший интерес к этому виду деятельности.
Работа с родителями должна вестись не эпизодически, а по плану. Могут быть запланированы консультации и короткие беседы для родительских собраний о том, какое значение имеет лепка для развития детей в целом и для развития их творческих возможностей. Можно рассказать, какую работу проводит детский сад по лепке, какие цели и задачи эта работа преследует.
Письменные консультации даются в очень кратком виде, как обращение к родителям. В них излагаются примерные рекомендации для изображения тех или иных предметов, а также некоторые методические указания.
Использование воспитателем тех или иных форм работы зависит от подготовки родителей. Если родители знакомы с основами изобразительной грамоты, то вполне достаточно использовать таблицы с некоторыми объяснениями, касающимися методики обучения детей. Если же родители не подготовлены и не умеют лепить, то использования таблиц недостаточно, придется прибегнуть к беседам и консультациям письменного и устного характера, к практическому показу. Все вышеперечисленные формы работы должны помочь родителям овладеть элементарными способами лепки. Включившись в эту работу, они вместе с воспитателем детского сада будут помогать детям закреплять необходимые умения, развивать их творческие возможности; кроме того, дома родители смогут интересно организовать свободное время ребенка