ПРОГРАММА по развитию звуковой стороны речи «Учимся говорить правильно» (для детей 4-5 лет)


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 8 «Зоренька»
«УТВЕРЖДЕНО»
на педагогическом совете
от «___»________20___г.
заведующий МБДОУ
________ Е.Н. Сабелькина«____»_________20___г.
ПРОГРАММА
по развитию звуковой стороны речи
«Учимся говорить правильно»
(для детей 4-5 лет)
Разработала
Забалуева Елена Викторовна
учитель-логопед I кв.категории
г. Набережные Челны
2016 г.
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – важный период в становлении личности
ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно
приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим
миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у
дошкольником заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот
процесс затягивается. В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь
которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся,
пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают
стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Очень часто
речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии, что составляет актуальность разработки данной программы. Нарушение
произносительной стороны речи требует специальной логопедической
помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она
эффективнее. В связи с тем, что на занятия в логопедический кабинет в первую очередь зачисляются дети старшей возрастной категории, возникает необходимость оказывать помощь детям средней группы в форме кружка. Кружковая логопедическая работа облегчает подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения, дает возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребенка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции. Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости - артикуляционную гимнастику. Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи. Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и практиками логопедии (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева, Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская, Г. В. Гуровец, Г. В. Кузнецова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина и др.).
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых
звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой
этиологии. Кроме того, для формирования правильной речи очень важно
создать оптимальные условия. К ним относятся:
1. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;
Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости
от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило,
если движения пальцев, развиты в соответствии с возрастом, то и речевое
развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому, тренировка
движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором,
стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению
артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее
важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры
головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
2. Формирование правильного речевого дыхания;
Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается
от физиологического тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.
3. Развитие фонематического слуха.
Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух.
При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает
(запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал
– что-то точно, а что-то очень приблизительно. Недостаточность
фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении
письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное
протекание процесса любого обучения вообще.
Исходя их вышесказанного, основной целью данной рабочей программы является развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи.
Программа составлена на основе ФГОС, одной из задач которого является обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей. Задачи:
1. Формировать произвольные, координированные движения органов
артикуляции.
2. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата
3. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования
артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков
(шипящих, свистящих, сонорных звуков) .
4. Развивать движения кистей и пальцев рук.
5. Способствовать развитию правильного физиологического и речевого
дыхания;
6. Развивать фонематические представления и навыки.
Содержание рабочей программы предусматривает интегрированные подходы
видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса,
взаимодействие ребенка с окружающей средой, поэтапную практическую и
продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с
детьми-логопатами.
Данная программа составлена с учетом и использованием современных
инновационных технологий и методик в области правильного дыхания,
развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные
функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно
влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи
дошкольников.
Программа рассчитана на детей среднего дошкольного возраста и включает в
себя 32 занятия. Занятия проводятся во вторую половину дня, один раз в
неделю продолжительностью 20 минут, с группой детей по 5 человек.
Подбор группы осуществляется по сходным речевым нарушениям, по результатам диагностики. Наиболее оптимальна в данном случае диагностика в адаптированном варианте с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста по методике предложенной Ю.Н.Волковой (Приложение 1)
Каждое занятие включает в себя следующие элементы:
1. Разучивание нового артикуляционного упражнения
2. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры,
самомассаж кистей и пальцев рук шишками, шариками Су-Джок,
массажными ѐжиками, песочная терапия и др.)
3. Упражнения направленные на формирование правильного
(диафрагмального) дыхания, фонопедические упражнения.
4. Дидактические игры на развитие фонематических представлений.
5. Задания на развитие связной речи, обогащение словарного запаса.
Ожидаемые результаты:
В конце цикла занятий у детей должна выработаться:
- четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба);
- точные и четкие движения кистей и пальцев рук;
- правильное физиологическое и речевое дыхание
Учебно-тематический план
(октябрь-май)
№ занятия Тема Количество часов
1 «Осень» 1
2 «Овощи» 1
3 «Фрукты» 1
4 «Деревья» 1
5 «Грибы» 1
6 «Ягоды» 1
7 «Игрушки» 1
8 «Одежда» 1
9 «Обувь» 1
10 «Мебель» 1
11 «Посуда» 1
12 «Зима» 1
13 «Новогодний праздник» 1
14 «Домашние птицы и их детеныши» 1
15 «Домашние животные и их детеныши» 1
16 «Дикие животные и их детеныши» 1
17 «Профессии. Продавец» 1
18 Профессии. Врач» 1
19 «Транспорт» 1
20 «Профессии на транспорте» 1
21 «Весна» 1
22 «Мамин праздник» 1
23 «Первые весенние цветы» 1
24 «Комнатные цветы» 1
25 Дикие животные весной» 1
26 «Перелетные птицы» 1
27 «Аквариумные рыбки» 1
28 «Части тела и лица» 1
29 «Наш город. Моя улица» 1
30 «Насекомые» 1
31 «Лето. Цветы на лугу» 1
32 Итоговое занятие 1

Список используемой литературы
Косинова Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи. – М.:Эксмо: ОЛИСС, 2011.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов. – М.: «Гном-Пресс», 1999.
Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии практических занятий. – М.: «ГНОМ-ПРЕСС», «Новая школа» 1997.
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – ВЛАДОС. – М., 1999.
Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха 4-5 лет. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001 г.
Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. ЗВУКИ НА ВСЕ РУКИ. 50 логопедических игр. – СПб.: СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000 г.
Поваляева М.А. Дидактический материал по логопедии (свистящие, шипящие). Сказка о веселом Язычке. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003 г
Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997.
Альбом «Упражнения на развитие фонематического слуха.