КОНСПЕКТ логопедического занятия:Автоматизация звука Р в словах, предложениях и связной речи
КОНСПЕКТ
логопедического занятия
( Путешествие звука Р)
ТЕМА:«Дружба и братство дороже богатства»
ЦЕЛЬ: Автоматизация звука Р в словах, предложениях и связной речи.
ЗАДАЧИ:
1. Автоматизировать произношение звуков Р, Р' в словах, предложениях и связной речи.
2. Формировать звуковой анализ слова.
3.Обогащать словарный запас посредством подбора определений, глаголов, антонимов.
4.Упражнять в использовании слов различных падежных конструкций при составлении предложений.
5.Развивать связную речь посредством обучения пересказу.
6.Развивать фонематический слух, долговременную память, аналитическое и логическое мышление, пространственное восприятие.
7.Воспитывать доброжелательность и дружелюбие
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Знакомство с рассказами Э.Успенского из серии « Дядя Фёдор и его друзья из Простоквашино».
Постановка и автоматизация в слогах и словах звука Р в словах и предложениях.
РЕКВИЗИТ:
Компьютерная презентация по ходу урока или подбор картинок, компьютер.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ: словесные, наглядные, игровые.
Ход :О/М Дыхательная гимнастика. «Подул сильный ветер».
- Вырвал ветер из Азбуки звук Р и унёс его. Приземлился. Видит: стоит знак, а на нём надпись: Направо пойдёшь – к Звукомору попадёшь.
Налево пойдёшь – в Простоквашино попадёшь.°II. Упражнение «Заведи моторчик»
1.- Куда полетел звук Р? ( направо) - Дети показывают направление. Выставляется изображение Чёрного замка. (Слышится звук рыдания) °
-Слышите, кто-то рыдает? (объясняется значение слова). Это рыдают сказочные герои, потому что Звукомор забрал у них один звук. Я буду называть их без этого звука, а вы попробуйте угадать, кто это? Там плачут Чебу..ашка, Снегу..очка, Бу..атино, че..епаха То..тилла открываются картинки) °- Какой звук забрал у них Звукомор? Знаете, зачем? Чтобы ещё больше рычать и быть более сердитым.
2. «Скажи какой?»
-Скажем ему добрые, ласковые слова, чтобы он вернул им звук Р. (дети подбирают определения).
-Каким стал Звукомор? (хорошим, добрым). И зовут его теперь Звуколюб. ° А почему? (потому что он любит звуки). Смотрите, и Замок стал другим, расколдовался. °Какой он стал? (красивый)
3.- «Психогимнастика»
-Покажите, какой был злой Звукомор.
- Покажите, какой он добрый.
- Покажите, как он удивился, узнав, что может быть добрым.
4. «Скажи наоборот»
-Звуколюб забыл все плохие слова и поменял их на хорошие. Логопед называет слово, ребёнок – противоположное)Зло – добро, лень- трудолюбие, трусость – храбрость, грусть – радость.
5. Кем стали теперь все эти герои, раз они подружились? ( друзьями). А у вас есть друзья?
Чебурашка предлагает вам запомнить такую пословицу:
«Дружба и братство дороже богатства». (дети несколько раз повторяют пословицу).
6. «Гимнастика для глаз»
- Буратино пригласил своих друзей к себе в гости.
-Давайте проводим взглядом друзей. (посмотрели в окно вдаль)
-Они повернули направо (глаза вправо)
повернули налево (посмотрели влево) Помашите им рукой на прощание.
7. «Назови что есть у дома со звуком Р»
-Куда же теперь пошёл звук Р? ( налево) Куда он попадёт? (в Простоквашино) °
Стоит дом (картинка). (крыша, крыльцо, дверь, рама, труба, чердак)
- Кто же нас встретит в Простоквашино? (Дядя Фёдор, кот Матроскин, пёс Шарик, почтальон Печкин). °
8. «Подарки для жителей Простоквашино»
-Звук Р решил преподнести всем им подарки. Он зашёл в посудохозяйственный магазин.
- Назови, что он купил (наложенные друг на друга картинки посуды: ведро, термос, дуршлаг, кружку, сковородку) – Чего ещё не хватает? (тарелки, самовара, поварёшки). °9. «Подарки для кота Матроскина».
- Какое сейчас время года? (зима). Чего не хватает у Матроскина? (картинка кота. Не хватает шарфа и варежек). Что же мы можем ему подарить? Давайте, мы подарим ему шарф и варежки.
«Пальчиковая гимнастика»
Большой палец встал один
Указательный – за ним
Средний будит безымянный
Тот поднял мизинчик малый.
Встали братцы все – ура!
На работу им пора.
«Штриховка».( в тетрадях)
- Составление предложений по образцу: «Я подарю Коту Матроскину шарф», «Я подарю Коту Матроскину варежки.
10. Ф/М. Мы лопатки взяли
Площадку расчищали
Снега набросали
Полили, притоптали
Получилась очень скоро
Удивительная горка.
11. Чистоговоркара-ра-ра- ра-ра-ра – во дворе у нас гора
ру-ру-ру ру-ру-ру – мы построили гору
ры-ры-ры ры-ры-ры- мы катаемся с горы
12. Чтение слов «Прокатимся с горы» сыр °
торт
кефир
творог
ряженка
- Какое слово лишнее? Почему? (молочные продукты, торт – кондитерское изделие)
- Что вы заметили в словах? Сколько звуков в каждом слове? Сколько слогов?
13. «Угощения»
-Жители Простоквашино приглашают нас с вами на чаепитие. Какие угощения они приготовили со звуком Р? ( много пряников, баранок, пирожных, пирогов, карамели, тортов, ватрушек). ( картинка)
14. «Покажите и расскажите, кто какую работу выполняет» (по картинкам)
- Ребята, скажите, как все они живут и работают? (дружно)
-Кот Матроскин доит корову. Почтальон Печкин разносит почту. Пёс Шарик ловит рыбу. Дядя Фёдор разгребает снег. Шарик раскладывает ложки, накрывает на стол. Кот Матроскин подметает пол. Они все любят трудиться, значит они какие? (трудолюбивые). Они и работают все дружно.
- Какую пословицу про дружбу мы сегодня узнали? Повторите.( дети повторяют)
14. Чтение рассказа.
-Послушайте, что же расскажет звук Р своим друзьям из Азбуки. (Чтение рассказа логопедом)
В деревне Простоквашино дружно живут дядя Фёдор, кот Матроскин, пёс Шарик. Есть у них корова Мурка и телёнок Гаврюша. Каждое утро Матроскин доит корову. Шарик прибирается в доме, накрывает на стол. Летом все вместе ходят на пруд ловить рыбу. Они весело и дружно проводят время в Простоквашино и зимой, и летом.
- А вы расскажете о жителях Простоквашино ребятам в классе. Давайте вспомним рассказ.(по вопросам и картинкам) °
- Кто живёт в деревне Простоквашино?
- Кто ещё у них есть?
- Что делает по утрам Матроскин?
- Чем Шарик?
- Куда ходят друзья летом?
- Как они проводят время в деревне Простоквашино?
Пересказ по цепочке или в целом.
15. Итог.
-Где же мы сегодня побывали?
-А с кем мы путешествовали?
-Для вас звук Р тоже приготовил подарки. ( карандаши).