Логопедическое занятие по автоматизации звука Р в словах и предложениях
Рыбалка
ЦЕЛИ:Образовательные:* Уточнять и обогащать словарный запас по теме “Рыбы”.* Закрепить представление о твердости и мягкости согласного звука “Р”.* Совершенствовать навык составления рассказа по сюжетной картинке полными предложениями.Коррекционные:* Продолжать учить четко произносить “Р” в словах и в предложениях.* Развивать фонематический слух и восприятие, фонематический анализ и синтез слов.* Продолжать развивать общую и мелкую моторику, правильное речевое дыхание.* Развивать внимание и память.Воспитательные:* Воспитывать умение преодолевать трудности.* Воспитывать бережное отношение к природе.ОБОРУДОВАНИЕ:Сюжетная картинка “На рыбалке”, “рыбки”, “удочка”.ХОД ЗАНЯТИЯ1. Организационный момент.Приветствие. Пальчиковая гимнастика.Упражнение: “Скажем друг другу: здравствуй, друг!”.(Дети парами здороваются друг с другом при помощи пальчиков, прикладывают ладошки и говорят: “Здравствуй пальчик, здравствуй пальчик”. Условие: каждый пальчик одного ребенка должен коснуться пальчика другого, мизинец с мизинцем, указательный с указательным и т.д.)II. Основная часть.1. Стихотворение “РЫБКА И РАК”.а) дети слушают логопеда,б) читают самив) отвечают на вопросы.(При ответе на вопросы и чтении логопед обращает внимание на правильное и четкое произношение звука “Р” в словах).РЫБКЕ РАК - НИ ДРУГ, НИ ВРАГ.РЫБКЕ ВРЯД-ЛИ СТРАШЕН РАК.РЫБКЕ СТРАШЕН ЧЕРВЯЧОК,ЧТО НАСАЖЕН НА КРЮЧОК.- О ком идет речь в этом стихотворении? (О рыбке и раке)- Где живут рыбки и рак? (В реке, озере, море, пруду)- Чего боится рыбка? (Червячка на крючке)- А кто насаживает на крючок червячка? (Рыбак)2. Объявление темы занятия.- Сегодня мы будем говорить о рыбах и рыбаках.- Что такое рыба и кого называем рыбаком? (Ответы детей)Игра: “СЛОВА-РОДСТВЕННИКИ”- Подберите и назовите родственные слова к слову “Рыба”.РЫБА- рыбак, рыбачья лодка, рыболов, рыбачить, рыбье место, рыбный суп.3. Игра “РЫБОЛОВ”.(На полу разбросаны “рыбки” – фигурки из бумаги и скрепки, на них крупно написаны слова: рыба, жабры, брюшко, карась, икра, чешуя, мальки, щука, пескарь, плавники, дети при помощи “удочки” - ручка, веревочки и магнитика “ловят” слова).- “Поймайте” “рыбки” со словами на звук “Р” и прочитайте их.(Дети “ловят” и четко проговаривают слова со звуком “Р”: рыба, жабры, брюшко, карась, икра, пескарь ).- В каких словах нет звука “Р”? (чешуя, мальки, щука, плавники )- На какие еще две группы можно разделить эти слова? (название рыб и частей тела рыб).- Назовите эти две группы (рыба, карась, мальки, щука, пескарь и жабры, брюшко, икра, чешуя, плавники ).- По какому признаку мы можем еще разделить данные слова? (на слова, где звук “Р” звучит твердо - это рыба, жабры, икра и мягко- это брюшко, карась, пескарь).- Объясните, почему? (согласный звук смягчают “Ь” знак и буква “Ю”)(При выполнении задания логопед постоянно следит за правильным и четким произношение звука “Р” в словах, каждый ребенок повторяет все слова, четко и утрированно проговаривает заданный звук).4. Физкультминутка.А) Упражнение на развитие общей моторики: “РЫБКА”(координация речи с движением тела и рук).РЫБКА ПЛАВАЕТ В ВОДИЦЕ,РЫБКЕ ВЕСЕЛО ИГРАТЬ.(дети показывают туловищем и руками, как плавают рыбки)РЫБКА, РЫБКА, ОЗОРНИЦА, (грозят пальчиком)МЫ ХОТИМ ТЕБЯ ПОЙМАТЬ. (изгибают туловище, оказывают,РЫБКА СПИНКУ ИЗОГНУЛА . как плавают рыбки).КРОШКУ ХЛЕБНУЮ ВЗЯЛА, РЫБКА ХВОСТИКОМ МАХНУЛА, (снова показывают туловищем иРЫБКА БЫСТРО УПЛЫЛА. руками как “плывет” рыбка).Упражнение выполняем до 3-х разБ) Дыхательная гимнастика: “ДЫШИМ КАК РЫБЫ”- Покажите, как и чем дышит рыба в воде (Жабрами)(вдох носом- выдох ртом).А как и чем дышит рыба без воды? (Ртом)(вдох ртом – выдох ртом)Как дышит рыба, когда опять попала в воду? (Жабрами)(Вдох носом - выдох ртом)Как правильно нужно дышать? (Делать вдох носом - выдох ртом)(Вдох носом – выдох ртом).Упражнение выполняем до 3-5 раз.5. Пословица.Как Вы понимаете пословицу:“БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫТАЩИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА”?(Только когда человек трудится, работает, то у него все получит, он все добьется).6. Сюжетная картинка “НА РЫБАЛКЕ” .Составьте рассказ по сюжетной картинке.Опорные слова: рыболов, рыба, река, лодка, ерш, пескарь, удача,“Ловись рыбка большая и маленькая”.Примерный текст рассказа:Рома и Сергей – рыболовы.Они пошли рыбачить на речку.Сели в лодку и поплыли по реке.Мальчики закинули удочки с червячками на крючках и стали ждать.Рома повторял: “Ловись рыбка большая и маленькая”.Сергей поймал пескаря, а Рома - ерша.Удачная была рыбалка!Логопед при затруднении помогает дополнительными вопросами.7. Скороговорка.РЫБУ ЛОВИТ РЫБОЛОВ, ВЕСЬ В РЕКУ УПЛЫЛ УЛОВ.(Читают вначале медленно, проговаривая четко и утрированно звук “Р” , затем быстро, еще быстрей).III. ИТОГ.О чем мы сегодня говорили? (О рыбе, о рыбалке).Какие названия рыб вы узнали? (Ерш, пескарь, карась).Какой звук мы продолжаем учиться правильно и четко произносить?(Звук “Р”)
15