Современные подходы и развитию младших школьников


Б) Современные подходы и развитию младших школьников.
Научить маленького школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться –сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда, а главное – эффективно действующего подхода и развитию речи в самом широком понимании, его организации и корректировке”.
Стараться, чтобы язык ребенка начальных классов как можно реже запинался, сделать так, чтобы его мысли “не выскакивали растрепанными и полуодетыми,” научить наслаждаться красотой устного и письменного слова, почувствовать его истинный смысл в наше время особенно необходимо по многим причинам. Сегодня дети сплошь и рядом увлечены боевиками, детективами, фантастикой, ложными кумирами и понятиями, что зачастую порождает агрессивность, жестокость, культ насилия. Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, правильно научить своего маленького ученика слушать, говорить, сочинять и писать.
Как ребенку успешно развивать свою речь, речевое творчество? Как реализовать потенциал его речевых возможностей, побудить к созданию самых простых рассказов, сказок, стихов? Что посоветовать родителям , чтобы их дети и после школы сознательно стремились к творческому самовыражению в слове. Это вопросы, ответом на которые должна быть продуманная система работы, которую учителя могли бы предложить своим ученикам.
Задача учителя начальных классов работать над обогащением словаря учащихся, над увеличением подвижности того запаса слов, которым владеет ученик в данный момент, над “связыванием” воедино грамматического и речевого аспектов обучения, над реализацией коммуникативного подхода в обучении родному языку.
С чего начать? Безусловно, с обогащения словаря- это верный путь к слову. Учитель должен убедить своих учеников в необходимости постоянной работы с толковыми словарями, стараясь пробудить интерес к отдельно взятому слову, изучить с ними происхождения слова(именно оно во многом объясняет правописание), строение (состав), произношение, написание, его значение, показать как живет и развивается это слово в структуре словосочетаний, предложений, небольшого текста. Как можно раньше и всеми доступными средствами , включая мимику, жесты, музыку, творческую импровизацию, учитель должен знакомить ребят со значением слов, которые связаны с нашей повседневной жизнью: настроение, чувство, интуиция, фантазия, образ, интересный, доброта, авторитет, дорога, след, сердце, цитата, связывая каждое слово с конкретной речевой ситуацией. И, конечно же, на помощь должна прийти игра. Разнообразные игры со словами, подробнее о которых речь пойдет ниже, должны быть частью каждого занятия, так как они развивают у детей природное языковое чутье, подготавливают их к восприятию поэтических форм, которые будут изучаться в старших классах.
Эффективный механизм конструирования внутренней и внешней сторон речи описан в своей книге”Путь к слову” учитель русского языка и литературы В.А. Синицын. Главный момент этого механизма учитель представляет слово с точки зрения нравственно – эстетической, человеческой: слово-существо живое, способное, как и человек, радоваться, грустить, может быть добрым и злым, жестоким, коварным врагом. Отличать слово доброе от слова злого нам помогает его смысл. Лексическое значение слова можно узнать, заглянув в толковый словарь. Добрые, светлые слова учитель вместе с детьми отмечает знаком плюс(+), а злые – знаком минус(-) . По просьбе учителя дети называют слова (наиболее употребляемые): существительные, прилагательные, глаголы… Ребята фантазируют, представляя произнесенное и записанное слово к качестве магнита, способного притягивать, присоединять к себе другие слова. В результате получается необычное поле слов, состоящее из отдельных слов и словосочетаний. Учитель приводит детей к осознанию и пониманию того, что ими приготовлен строительный материал (“речевые кирпичики”) для конструирования, строительства целого здания- составления своего связного письменного текста.
Важно то, как у ребенка работает механизм отбора слов. действительно: какие именно слова отбираются в данный момент – из нескольких тысяч активного словаря. Обратимся к высказыванию Н.И. Жинкина, известного психолога, философа, лингвиста:”Эта задача не решается ни случайной выборкой, ни просмотром каждого слова словаря”. Надо допустить, что существует такое устройство, которое так суживает объем словаря, что искалая группа слов сама выплывает из памяти. Такое устройство не состоит из слов, но вместе с тем оно только через слова и может реализоваться. Это то, что раньше было названо смысловым рядом”
“Слово- магнит” – это своего рода шифр, код, смысл которого и соединяет другие слова, притягивает их к себе, создавая таким образом информационный ряд слов, объединенных какими-то узкими тематическими рамками.”Слова-магнит” – эффективный способ “копания” в своей речи, ведь происходит естественный процесс речевого созидания.
Когда ученик “собрал ” текст, учитель может и должен попросить объяснить некоторые моменты текстовой “сборки”, конструирования текста. Это информация необходима учителю, ибо позволяет представить психологию речи конкретного ребенка.
Диктант, контрольная работа – традиционные формы итогового контроля. А можно ли глубоко, творчески, с пользой, с перспективой на будущее, с позиции развивающего обучения подойти к решению этой проблемы? Не только можно, но и необходимо. В качестве итогового по русскому языку и литературе ( за учебное полугодие или учебный год) можно предложить интересное творческое задание – исследование для всей семьи “Энциклопедия одного слова”. Крайне важно убедить в полезности и увлекательности такой работы, ответить на все вопросы ребят. Что может сказать учитель? А лучше всего в качестве инструкции записать для каждого:
-Родной язык- язык слов: больших и маленьких, простых и сложных, веселых и грустных, добрых и злых… Вспомним , как говорил Л.Н.Толстой:” Слово-дело великое “. Соберитесь в тесном семейном кругу и обсудите необычную и полезную творческую работу-составить своеобразную энциклопедию одного слова. Ощути сам, с помощью своих родителей, как через родное слово в языке отражается духовная жизнь народа, наших предков. Развивая речь, формируя читательскую культуру, стремись быть вдумчивым , проницательным читателем, расширяй свои жизненные познания. Понаблюдай ,как живет слово в сказке, маленьком рассказе, повести, стихотворении, песне, как может ранить, обидеть человека или , наоборот, сделать его счастливым. Используй все типы словарей, которые стоят на книжных полках, справочную, энциклопедическую литературу, помощь и подсказки родных, близких, знакомых. Поработай в библиотеке. Вспомни, найди, придумай сам. Делай это как можно чаще. Прислушайся к народной мудрости:” Большая работа требует большой заботы.”
Для успешного выполнения задания- исследования предлагается использовать примерный план, своеобразные “шаги”. Это поможет расположить все собранные материалы в определенной системе, которую условно и будем считать энциклопедией твоего (вашего)слова. Не все пункты предложенного плана могут быть отражены в итоговой работе: чего-то не найдешь, не встретишь. Главное- стараться, стремиться к поиску нужного материала.
Свою работу необходимо красиво оформить, используя при этом разнообразные материалы: цветные карандаши, фломастеры, кусочки ткани, ножи , цветную и бархотную бумагу. Если отнесешься к своей работе ты отнесешься добросовестно и серьезно, может получиться настоящая семейная рукописная ( или напечатанная на компьютере) книга!
По своему желанию выбери из копилки слов, помещенных ниже, одно:
Копилка слов: Родина, человек, солнце , зима, весна, лето, осень, мама, память, глаза, сердце, дорога, лист, портрет, день, ночь, радость.
Схема-план:
Слово и его лексическое (ие) значение (ия) ( в толковом словаре).
История происхождения слова( в этимологическом словаре).
Слово… и слова родственники ( однокоренные)
Слово… и его враги-антонимы ( в словаре антонимов)
Слово… и его друзья-синонимы ( в словаре синонимов)
Слово… во фразеологических оборотах ( во фразеологическом словаре)
Слово… и слова ( сочетания) - рифмы.
Слово в русском фольклоре: в пословицах и поговорках; в загадках; в скороговорках; в притчах; в легендах и сказках; в русских народных песнях.Слово… в названиях произведений литературы ( русской и зарубежной, в поэзии и прозе).
Слово… в названиях газет, журналов, в рекламах . Слово… в названиях картин художников.
Слово… в названиях художественных фильмов.
Слово… в детском речевом творчестве ( собственные стихи, рассказы, сказки).
Слово в иллюстрациях, рисунках. ( Нарисуй свое слово; придумай картинок, которые смогли бы отразить жизнь твоего слова; можно проиллюстрировать какой-нибудь художественный текст, связанный с употреблением этого слова).
Итоговое творческое задание сдается учителю за две недели до окончания полугодия или учебного года . Учитель проводит представление ( презентацию)- защиту детских работ. Как оценить такую работу, ведь дети с нетерпением ждут справедливого учительского мнения, отзыва, оценки? Лучше всего составить свободную ведомость, состоящую из разных рубрик, например: по русскому языку- оценки за грамотность оформления работы ( за орфографию и пунктуацию), развитие речи ( речевое оформление работы в целом: полноту и логику мысли , оригинальность сюжетов, воображение-фантазию и т.д.); по литературе- оценки за уровень литературного творчества, придумывания; по труду, изобретательному искусству- за уровень художественного представления работы. Естественно, что у каждого учителя при оценивании будут свои критерии, применимые к конкретному классу, ученику. Главное- по достоинству, по доброму оценить каждое произведение и совместно сделать выводы, обобщения.
Работа по развитию речи , организации детского речевого творчества в начальной школе не терпит одноразовости, фрагментарности, суеты. Это долгая и кропотливая работа, которая в конце концов обязательно дает положительные результаты.