Законы докучной сказки


Разработка урока по теме «Законы докучной сказки»
Цели урока :
Образовательная -познакомить с докучной сказкой, познакомить с особенностью сказки – повторами, обнаружить сюжетно – композиционные особенности жанра докучной сказки, Развивающая - развивать артикуляционный аппарат, память.
Воспитательная- нравственное воспитание к эстетике.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Прозвенел звонок и смолк
Начинаем мы урок
Улыбнулись, посмотрели
Друг на друга, на меня
Встали прямо , тихо сели
Слушайте меня скорей !Кот ученый приглашает Машу, Мишу и нас продолжить путешествие по огородам Бабы Яги , но попасть мы туда сможем , только дружно прочитав заклинание :
Шлеп –шлеп-шлеп,
Хлоп-хлоп-хлоп,
Стук-стук-стук,
Топ-топ-топ.
Не хотим мы здесь сидеть,
Хотим в огороды полететь
( учитель открывает доску с условным знаком «Репейники»)
Введение в тему
Беседа
-Ребята, посмотрите, какой интересный знак !Отчего бы это вдруг
Репейники дружно встали в круг ?Что такое, в самом деле,
Словно бы на карусели ?_Кто –нибудь может объяснить ? (Свободное высказывание детей.)
Конечно, можно спросить у Кота ученого, но он отчего –то заснул. Разгадаем этот знак потом. Нас заждались репейники, послушайте, что они говорят.
От имени репейника выступает учитель
Пожалуйте, дорогие гости, пожалуйте !Веселья вам да радости !Давным – давно мы вас ждем – пожидаем
Сказку не начинаем !У нас для каждого найдется
И местечко, и словечко.
Принесли мы забавушек на всякий вкус !Будем говорить вам сказки докучные,
Но совсем скучные.
Удобно ли вам , гости дорогие ?
Всем ли видно ? Всем ли слышно ?Всем ли места хватило ?Мы очень любим докучные сказки и хотим вас с ними познакомить
( лексическая работа)
- Вспомните, что значит «докучать»? Кто из вас заглянул в словарь ?«Докучная , докучливая сказка – коротенький рассказ , без большого смысла, конец которого опять приходит в начало, и повторяется одно и то же» ( Даль В.И. «Толковый словарь»)
В толковом словаре Д. Ушакова сказано : «Докучные – находящие скуку, уныние, надоедливые»
Александр Николаевич Афанасьев считал, «докучная»- значит бесконечная. И «докучать» - значит умолять , просить неотступно. Потому что , едва договоришь сказку, уже слышится со всех сторон «Еще, еще…»
Работа по тетради ( стр. 5)
Отработка навыка чтения ( задания № 1,2)
Изучение нового материала.
Работа по учебнику ( стр. 6-7).
Чтение сказки по ролям.
Учитель читает первым, дети –хором , по рядам – «отвечают»
- Как вы думаете, кому и когда могли рассказать такие сказки ? (Свободные высказывание детей.)
Физкультминутка
Маша шла , шла, шла
(дети шагают на месте )Маша ягодку нашла ( присели)
Опустилась, поднялась ( поднялись)
«Ах, какая ягодка !»
(Дети показывают, любуются ягодкой.)
Поглядела на лужок
(смотрят из –под ладошки)
Там увидела цветок.
2. Работа по учебнику ( продолжение).
Чтение сказки в парах.
- Можно ли назвать «Сказку про белого бычка» бесконечной ? Кто может ее продолжить ?( Например : Уйди ! – Ты говоришь «уйди», я говорю «уйди». Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка ?)
- Какие докучные сказки знаете вы ? ( Ответы детей)
3. Работа по карточкам .- Ребята, репейники приготовили для вас и другие докучные сказки.
На доске рисунки репейников или листьев, на обратной стороне которых записаны сказки. Рисунков столько, сколько детей в классе . Сказки повторяются , это дает возможность всем детям поучаствовать в работе, а слабо читающим детям – следить за чтением других учеников.
Шел я как – то через мост,
Глядь – ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил ее на мост,
- Пусть ворона сохнет.
Шел опять я через мост,
Глядь – ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил ее под мост :-Пусть ворона мокнет.
( И опять начинать все сначала , пока не надоест)
Жили- были два братца- , два братца – кулик и журавль. Носили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца ?Жил –был царь, у царя был двор , на дворе был кол, на колу мочало, не сказать ли сначала ?
Жили – были два павлина ,Вот и сказки половина.
Жили-были два гуся,
Вот и сказка вся.
***
В одном болоте жила-была лягушка,
По имени, по отчеству Квакушка;
Вздумала лягушка вспрыгнуть на мост,
Присела да и завязила в тину хвост !Дергала, дергала, дергала, дергала-
Выдернула хвост, да завязала нос;
Дергала, дергала, дергала, дергала-
Выдернула хвост, да завязала нос;
Дергала, дергала, дергала, дергала-
Выдернула хвост, да завязала нос;
И так без конца.
- У кого такая же сказка ?- Кто докажет , что это докучная сказка ? ( Сказки эти шуточная, бесконечные, они придуманы для развлечения, забавы)
- Какие две части есть в каждом докучной сказке ? Зачем рассказывается первая часть ? А зачем вторая ? ( Каждая докучная сказка состоит из двух неравная частей : первая имитирует начало настоящей сказки , вторая часть резко обрывает рассказ предложением : «Рассказать ли тебе сказку сначала?».)- Найдите и прочитайте первую часть каждой сказки . Читайте так, чтобы заинтересовать слушателей.
- Прочитайте вторые части сказок.
Почему возникает чувство разочарования ? (Свободные высказывания детей .)
Упражнения для глаз
Буквы вычеркни скорей
Те, которые два раза
Встретишь на строке моей,
И тогда прочесть ты сможешь
И в ответе сообщить,
В чем секрет докучных сказок,
Знак на грядке объяснить.
АЮКАРБЮУГБ
ВКБДДАВЖРГУЖСГЕИЛИЬ
(круг, карусель)
Дергала, дергала, дергала, дергала-
Выдернула хвост, да завязала нос;
- Что это значит, вам поможет Кот ученый. Он будет читать сказку, а вы отмечайте на круге части сказки точками двух цветов.
« В некотором царстве, в тридевятом государстве жила-была Варвара….Не начать ли сказку сначала ?»
ВЫВОД : сюжет докучной сказки движется по кругу , от него может закружиться голова, как на карусели.
Знак на грядке означает , что репейники могут рассказать свои сказки бесконечно..
Работа по учебнику ( стр. 6,7)
Самостоятельная работа по тетради (задание № 3)
ИТОГ УРОКА
Учитель . ребята , пора возвращаться , но репейники требуют, чтобы Миша и Маша рассказали докучную сказку . Кот ученый предлагает такое начало (учитель говорит и просит слабоуспевающих учеников продолжить) : «Миша и Маша хотят отправиться домой, а репейники …»
Дети .» …Все встают т не пускают их».
Учитель . «Миша и Маша хотят домой, а репейники…»
Дети . «… Все не пускают их».
Учитель . Итак мы домой не попадем, сказка –то бесконечная. Смотрите, сорока. Она несет телеграмму :»»Срочно вызываю . Нужны помощники, чтобы усыпить сказками Кощея Бессмертного . Баба Яга».
Давайте прочитаем заклинание:
Шлеп –шлеп-шлеп
Хлоп-хлоп-хлоп
Стук-стук-стук
Топ-топ-топ
РЕФЛЕКСИЯ
Ребята, нарисуйте солнышко, которое подтверждает ваше настроение после пройденного урока.